Методы и источники изучения истории Казахстана 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы и источники изучения истории Казахстана



История Казахского народа и его предков изучает на материалах памятников матери-альной культуры, археологических данных, письменных источниках и работах известных историков и ученых других отраслей знаний.

На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жезказгана и Зыряновска, Нарыма и Степняка, Акжола и других городов. Древнейшие части Авесты и другие восточные источники содержат этническую терминологию, привязанную к разным регионам территории Казахстана. Это сведения о турах, саках, даях, исседонах, о походах Кира, Дария, Александра Македонского, о контактах насельников территориального края с Ассирией, Мидией, Ираном. Раскопки древних городов Янгикент, Сыгнак, Мойлык, Тараз, Отрар, Ислиджаб, Баласагун и других говорят о том, что они являлись центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («Великий шелковый путь»), торговых связях между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в том числе монетами местной чеканки, также обнаруженных в результате археологических раскопок.

В 10-11 в.в. в письменности на территории Казахстана происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устно-поэтическая традиция. На почве местной, культурной тра-диции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иран-ской, индийской, арабской культур вырос такой философ, ученый, уникальное явление в истории науки как Аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара). Время укрепления феодальных отношений на территории Казахстана оставило такие выдающиеся памятники древнетюркской культуры, как поэма «Кутадги билиг» Юсуфа Баласагунского, «Диван Лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясави «Диван-и-Хикмет», содержащее немало интересных сведений светского культурно-исторического порядка, сборник стихов Сулеймана Бакыргани.

В 15-17 в.в. окончательно сложились и закрепились главные элементы материальной и духовной культуры казахов, воспринявших действительные, культурные ценности своих предков. Народные массы были творцами прекрасных произведений, традиционных ремесел и домашних промыслов, памятников своеобразного зодчества. Народная мудрость сохраняла многовековой опыт ведения скотоводческого хозяйства в нелегких природных условиях, развивались традиции устного народного творчества, определялись национальные характерные черты обычаев и обрядов.

Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Дженда, Туркестана, мавзолеи Джаныбека, Касыма, Есима, Казангапа, мазары на пути из Сарайчика в Ургенч и на Мангышлаке, искусно орнаментированные предметы конского снаряжения и домашнего обихода, юрты, полихромные циновки из чия, ковры, обработанные техникой валяния и аппликаций, - свидетельство высокого уровня своеобразной культуры народа.

Еще один вид источников по истории края – фольклорный: социально-бытовые и обрядовые песни, поэмы и сказки, героический эпос. Темы любви и честности, доброты и бескорыстия, осмеяние зла и несправедливости, мечта о счастье, о благодатных землях, о равенстве, прославление защитников родных земель, храбрости, уважения к старшим – эти общечеловеческие темы, как в зеркале, нашли свое отражение в Жар-Жар и сынсу, в сказках об Асан-кайгы и Алдар-Косе, в поэмах «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», в эпосе «Кобланды» и «Камбар батыр», «Ер-Таргын». Из поколения в поколение передавались изустно песни, поэмы, эпические сказания в исполнении жырау, акынов, жыршы, в сопровождении кобыза и домбры.

Сохранились образцы сочинений историко-летописного порядка: «Джами-ат-таварих» Кадыргали Джалаири и «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара на тюркском и персидском языках. «Повесть временных лет» сообщает сведения по истории и географии протоказахских степей, а «Джами-ат-таварих» – такие же сведения о русских княжествах.

О казахском народе накапливали сведения представители русской науки и культуры. Географические и иные экспедиции Российской Академии Наук П.С.Паласа, И.П.Фалька, П.М.Рычкова, А.И.Бутакова, поездка А.С.Пушкина в степь. Книги В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, А.И.Левшина и других познакомили и сблизили русскую интеллигенцию с богатым краем с историей и укладом жизни казахов. Путешествия и труды П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.А.Северцева, Г.Е.Грум-Гржимайло, Г.Н.Потанина, Н.Я.Аристова, В.Н.Харузина резко расширили представление современников о географии и природных богатствах края. Многие годы провел в ссылке украинский демократ Тарас Шевченко. Казахстану посвятили свои работы Ф.М.Достоевский, Н.А.Лесков, Д.Н.Мамин-Сибиряк.

На почве связей с демократической русской наукой и культурой появились труды казахских ученых-просветителей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина. Заметный след в изучении древней и средневековой истории Казахстана оставил В.В.Бартольд.

Крупным событием в истории науки в советское время явилось создание Института истории, археологии и этнографии в составе АН Казахской ССР. С помощью Коммунистического университета трудящихся Востока, университетов Москвы, Ленинграда и других городов началась подготовка национальных кадров историков, а затем она развернулась на исторических факультетах Казгосуниверситета и педагогических вузов Казахстана.

В годы Великой Отечественной войны в содружестве с учеными Москвы А.М.Панкратовой, Н.М.Дружининым, М.П.Вяткиным и другими был создан первый опыт обобщающего труда по истории Казахстана с древнейших времен до начала 40-х годов 20 века.

Издано собрание сочинений Чокана Валиханова и педагога Ибрая Алтансарина.

В многотомной «Истории Казахской ССР» раскрыты главные закономерности обще-ственно-экономического и культурного процесса народов, населяющих территорию совре-менного Казахстана.

 

3. Периодизация:

1.по-Льюису Моргану:

- дикость;

- варварство;

- цивилизация.

2.Археологическая:

- каменный век;

- бронзовый век;

- железный век.

3.По-Энгельсу:

- первобытно-общинный;

- рабовладельческий;

- феодальный;

- капиталистический;

- социалистический;

- коммунистический.

4.Антропологическая:

- древопитек;

- австралопитек;

- питекантроп;

- синантроп;

- неандерталец;

- кроманьонец (homo sapies).

 

Связь истории и других наук

При изучении Истории РК необходимо использовать данные различных наук. Для правильного воссоздания условий существования человека в ту или иную эпоху необходимо знать окружавшую его географическую среду. Геология, палеонтология, палеоботаника и палеозоология, оснащенные в настоящее время точными методами исследования, дают возможность историку определить характер географической среды и ее изменения и датировать продолжительность отдаленных эпох в истории человечества.

нтропология дает сведения о развитии физического облика человека, о возникнове-нии и расселении различных рас.

Одним из важнейших разделов исторической науки является археология. Она вскрывает стоянки первобытных охотников и рыбаков с их орудиями труда, погребения простых людей и вождей, оросительные системы, крепости, города, разделяет границы исторического познания, позволяя создать историю народов, их семейный быт, обычаи и обряды.

Фольклор и народное изобразительное искусство, также помогают исследованию истории народов.

Важным источников являются данные истории языка. Лингвистика очень важный компонент изучения истории.

История РК связана с историями других народов СНГ и дальнего зарубежья, позволяет раскрыть роль народов нашей страны во всемирно-историческом процессе.

 

Вопросы для самоконтроля:

1 Для чего надо изучать дисциплину «История Казахстана»?

2 Каковы актуальные проблемы истории Казахстана?

3 Пригодятся ли знания основ данной дисциплины в будущей профессии? Мотивируйте ответ.

 

Рекомендуемая литература

  1. Древний Казахстан: арии, саки, гунны, тюрки [Текст]: научно-популярное издание/ авт.-сост. Т. Жумаханов и др..- Алматы:Аруна, 2011.- 224 c.: ил.
  2. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.1 [Текст]: научное издание/ гл.ред. К. Козыбаев.- Алматы: Атамура, 2010.- 544 c.: ил.
  3. История Казахстана [Текст]: учебное пособие/ под ред. К.С. Каражана.- Алматы: Заң әдебиеті,, 2009.- 432 c.
  4. История Казахстана с древнейших времен до наших дней: в 5-и т. Т.5 [Текст]: научное издание/ отв. ред. Ж.Б. Абылхожин.- Алматы: Атамура, 2010.- 672 c.: ил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.009 с.)