Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы и источники изучения истории Казахстана
История Казахского народа и его предков изучает на материалах памятников матери-альной культуры, археологических данных, письменных источниках и работах известных историков и ученых других отраслей знаний. На территории Казахстана обнаружено множество древних рудных разработок в районах Жезказгана и Зыряновска, Нарыма и Степняка, Акжола и других городов. Древнейшие части Авесты и другие восточные источники содержат этническую терминологию, привязанную к разным регионам территории Казахстана. Это сведения о турах, саках, даях, исседонах, о походах Кира, Дария, Александра Македонского, о контактах насельников территориального края с Ассирией, Мидией, Ираном. Раскопки древних городов Янгикент, Сыгнак, Мойлык, Тараз, Отрар, Ислиджаб, Баласагун и других говорят о том, что они являлись центрами ремесла, узлами транзитной торговли на караванных путях между востоком и западом («Великий шелковый путь»), торговых связях между земледельческими очагами и кочевой степью. В городах действовали базары, сложилось денежное обращение, в том числе монетами местной чеканки, также обнаруженных в результате археологических раскопок. В 10-11 в.в. в письменности на территории Казахстана происходил переход на арабский алфавит. Развивалась устно-поэтическая традиция. На почве местной, культурной тра-диции своего времени в органичном сочетании с высшими достижениями античной, иран-ской, индийской, арабской культур вырос такой философ, ученый, уникальное явление в истории науки как Аль-Фараби, выходец из Фараба (Отрара). Время укрепления феодальных отношений на территории Казахстана оставило такие выдающиеся памятники древнетюркской культуры, как поэма «Кутадги билиг» Юсуфа Баласагунского, «Диван Лугат-ат-тюрк» Махмуда Кашгари, религиозное сочинение Ходжи Ахмеда Ясави «Диван-и-Хикмет», содержащее немало интересных сведений светского культурно-исторического порядка, сборник стихов Сулеймана Бакыргани. В 15-17 в.в. окончательно сложились и закрепились главные элементы материальной и духовной культуры казахов, воспринявших действительные, культурные ценности своих предков. Народные массы были творцами прекрасных произведений, традиционных ремесел и домашних промыслов, памятников своеобразного зодчества. Народная мудрость сохраняла многовековой опыт ведения скотоводческого хозяйства в нелегких природных условиях, развивались традиции устного народного творчества, определялись национальные характерные черты обычаев и обрядов.
Архитектурные комплексы Сыгнака и Саурана, Дженда, Туркестана, мавзолеи Джаныбека, Касыма, Есима, Казангапа, мазары на пути из Сарайчика в Ургенч и на Мангышлаке, искусно орнаментированные предметы конского снаряжения и домашнего обихода, юрты, полихромные циновки из чия, ковры, обработанные техникой валяния и аппликаций, - свидетельство высокого уровня своеобразной культуры народа. Еще один вид источников по истории края – фольклорный: социально-бытовые и обрядовые песни, поэмы и сказки, героический эпос. Темы любви и честности, доброты и бескорыстия, осмеяние зла и несправедливости, мечта о счастье, о благодатных землях, о равенстве, прославление защитников родных земель, храбрости, уважения к старшим – эти общечеловеческие темы, как в зеркале, нашли свое отражение в Жар-Жар и сынсу, в сказках об Асан-кайгы и Алдар-Косе, в поэмах «Козы Корпеш и Баян Сулу», «Кыз Жибек», в эпосе «Кобланды» и «Камбар батыр», «Ер-Таргын». Из поколения в поколение передавались изустно песни, поэмы, эпические сказания в исполнении жырау, акынов, жыршы, в сопровождении кобыза и домбры. Сохранились образцы сочинений историко-летописного порядка: «Джами-ат-таварих» Кадыргали Джалаири и «Тарих-и Рашиди» Мухаммад Хайдара на тюркском и персидском языках. «Повесть временных лет» сообщает сведения по истории и географии протоказахских степей, а «Джами-ат-таварих» – такие же сведения о русских княжествах. О казахском народе накапливали сведения представители русской науки и культуры. Географические и иные экспедиции Российской Академии Наук П.С.Паласа, И.П.Фалька, П.М.Рычкова, А.И.Бутакова, поездка А.С.Пушкина в степь. Книги В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, А.И.Левшина и других познакомили и сблизили русскую интеллигенцию с богатым краем с историей и укладом жизни казахов. Путешествия и труды П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.А.Северцева, Г.Е.Грум-Гржимайло, Г.Н.Потанина, Н.Я.Аристова, В.Н.Харузина резко расширили представление современников о географии и природных богатствах края. Многие годы провел в ссылке украинский демократ Тарас Шевченко. Казахстану посвятили свои работы Ф.М.Достоевский, Н.А.Лесков, Д.Н.Мамин-Сибиряк.
На почве связей с демократической русской наукой и культурой появились труды казахских ученых-просветителей Ч.Валиханова и И.Алтынсарина. Заметный след в изучении древней и средневековой истории Казахстана оставил В.В.Бартольд. Крупным событием в истории науки в советское время явилось создание Института истории, археологии и этнографии в составе АН Казахской ССР. С помощью Коммунистического университета трудящихся Востока, университетов Москвы, Ленинграда и других городов началась подготовка национальных кадров историков, а затем она развернулась на исторических факультетах Казгосуниверситета и педагогических вузов Казахстана. В годы Великой Отечественной войны в содружестве с учеными Москвы А.М.Панкратовой, Н.М.Дружининым, М.П.Вяткиным и другими был создан первый опыт обобщающего труда по истории Казахстана с древнейших времен до начала 40-х годов 20 века. Издано собрание сочинений Чокана Валиханова и педагога Ибрая Алтансарина. В многотомной «Истории Казахской ССР» раскрыты главные закономерности обще-ственно-экономического и культурного процесса народов, населяющих территорию совре-менного Казахстана.
3. Периодизация: 1.по-Льюису Моргану: - дикость; - варварство; - цивилизация. 2.Археологическая: - каменный век; - бронзовый век; - железный век. 3.По-Энгельсу: - первобытно-общинный; - рабовладельческий; - феодальный; - капиталистический; - социалистический; - коммунистический. 4.Антропологическая: - древопитек; - австралопитек; - питекантроп; - синантроп; - неандерталец; - кроманьонец (homo sapies).
Связь истории и других наук При изучении Истории РК необходимо использовать данные различных наук. Для правильного воссоздания условий существования человека в ту или иную эпоху необходимо знать окружавшую его географическую среду. Геология, палеонтология, палеоботаника и палеозоология, оснащенные в настоящее время точными методами исследования, дают возможность историку определить характер географической среды и ее изменения и датировать продолжительность отдаленных эпох в истории человечества. нтропология дает сведения о развитии физического облика человека, о возникнове-нии и расселении различных рас. Одним из важнейших разделов исторической науки является археология. Она вскрывает стоянки первобытных охотников и рыбаков с их орудиями труда, погребения простых людей и вождей, оросительные системы, крепости, города, разделяет границы исторического познания, позволяя создать историю народов, их семейный быт, обычаи и обряды. Фольклор и народное изобразительное искусство, также помогают исследованию истории народов. Важным источников являются данные истории языка. Лингвистика очень важный компонент изучения истории. История РК связана с историями других народов СНГ и дальнего зарубежья, позволяет раскрыть роль народов нашей страны во всемирно-историческом процессе.
Вопросы для самоконтроля: 1 Для чего надо изучать дисциплину «История Казахстана»? 2 Каковы актуальные проблемы истории Казахстана? 3 Пригодятся ли знания основ данной дисциплины в будущей профессии? Мотивируйте ответ.
Рекомендуемая литература
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 574; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.27.178 (0.009 с.) |