Тема № 30: теория познания. Диалектика истины 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 30: теория познания. Диалектика истины



План семинарского занятия

1. Понятие «истина», ее характеристики.

2. Диалектика абсолютной и относительной истины. Догматизм и релятивизм.

3. Истина и вера.

4. Стили мышления. Особенности клинического мышления.

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

1. Проблема метода научного познания в истории философии.

2. Индукция и дедукция как методы познания.

3. Наука в культуре современной цивилизации.

4. Наука и философия.

5. Основные законы логики и их экспликация.

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Чем отличается научный факт от явления, феномена, события?

2. Каковы отличительные особенности эксперимента?

3. Роль аналогии в познании.

4. Каковы причины противоречий между теоретическим и эмпирическим познанием?

5. Каковы особенности медицинского эксперимента?

6. Опишите механизм развития научного знания.

7. Что такое истина? Можно ли отождествить истину с доказанностью какой-то идеи или теории?

8. Опишите систему проверки истинности знаний.

9. Каково отношение истины и веры?

10. Охарактеризуйте стили мышления.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

диалектика истины, релятивизм, догматизм.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Истина – это:

А. Соответствие мысли, идеи, образа объективной реальности;

Б. Идея, с которой согласны все;

В. Вечная и неизменная идея;

Г. Истина – это правда.

 

2. Больше двух тысяч лет люди были уверены, что Солнце вращается вокруг земли. Правильно ли суждение: «Тогда это была истина»

А. Да;

Б. Нет.

 

3. «Верификация» означает:

А. Операцию сведения утверждения к суждению, допускающему проверку опытом;

Б. Логическую непротиворечивость суждения;

В. Любую проверку.

 

4. Принцип фальсифицируемости в современной науке означает:

А. Поиск фактов, которые могли бы опровергнуть гипотезу;

Б. Искажение истины.

 

5. Выражение «практика – критерий истины» имеет смысл:

А. Истинно то, что приносит практическую пользу;

Б. Истинно то, что соответствует объективной реальности.

 

6. Противоположность «истины» является:

А. Заблуждение;

Б. Неверие;

В. Догма.

 

7. Относительная истина – это:

А. Истина для своего времени;

Б. Неточность, незавершенность какой-то идеи, теории.

 

8. Догматиком называют человека

А. Верного своим принципам;

Б. Не желающего пересматривать свои взгляды, когда этого требует новая информация.

 

9. Синоним «истины» является:

А. «Достоверность»;

Б. «Объективность».

 

7. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

Дополнительная

1. Гринхальх Т. Основы доказательной медицины – М., 2006

2. Канке В.А. Основные философские направления и концепции науки: учебное пособие. – М., 2004.

3. Рассел Б. Мудрость запада. – М.: Республика, 1998.

4. Степин В.С. Наука: Новая философская энциклопедия. – М., 2001.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. Структура, историческая эволюция. М., 2000.

6. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 

Тема № 31: ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА. СОВОКУПНОСТЬ ВСЕХ

ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

1.1. План семинарского занятия:

1. Понятие «эволюция».

2. Понятие о природе и о сущности человека.

3. Охарактеризовать Человека как существо разумное, производящее, общественное, культурное, нравственное.

 

2. Формы работы:

подготовка к семинарскому занятию:

изучение лекционного материала;

написание реферата, аннотации на журнальную статью;

материалы по УИРС:

Темы рефератов:

Тематика докладов:

3. Вопросы для самоподготовки по теме семинарского занятия:

1. Что такое эволюция и какое место в эволюционном процессе занимает происхождение человека?

2. Назовите ученых поставивших и решавших проблему антропогенеза

3. Какова сущность человека?

4. Какова морфофизиологическая специфика человека?

5. Охарактеризуйте человека как существо разумное, производящее, общественное, культурное, нравственное.

4. Перечень практических умений:

Студент должен уметь:

написать реферат, изложить его в форме доклада;

написать аннотацию на научную статью из журнала;

применять полученные знания;

идентифицировать, формулировать и решать поставленные проблемы.

4.1. Знать понятия:

эволюция, антропогенез, труд, сознание, мышление, сущность человека, общественные отношения, субъект деятельности.

5. Рекомендации по УИРС:

Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск., 2007.

6. Самоконтроль по тестовым заданиям:

1. Человеческое сознание это:

А. Свойство человеческого мозга;

Б. Субъективная реальность;

В. Часть психики человека;

Г. Все сказанное верно.

 

2. Чем отличается психика человека от психики животного

А. Наличием памяти;

Б. Способностью мыслить абстрактно;

В. Наличием членораздельной речи;

Г. Способностью к эмоциональному переживанию;

Д. Все сказанное верно.

 

3. Что означает понятие «антропогенез»?

А. Возникновение человека;

Б. Совокупность генетических признаков человека;

В. Соответствует термину «человеческий ген»;

Г. Общечеловеческая история;

Д. Раздел науки о человеке.

 

4. Креационизм – это:

А. Учение о развитии творческих способностей;

Б. Учение о таланте;

В. Религиозная теория сотворения богом мира и людей;

Г. Алгоритм изобретательства.

 

5. Откуда слова: «Сотворим человека по образу Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле».

А. Коран;

Б. Библия;

В. Илиада;

Г. Легенда о Гильгамеше;

Д. Акбузат;

Е. Типи таки.

 

6. Этнография – это:

А. Наука об истории, образе жизни и культуре народов;

Б. Наука о различных группах в обществе, различающихся по материальному положению;

В. Учение об особенностях разных наций;

Г. Учения о географических местах расположения народов планеты;

Д. Учение о превосходстве одних народов над другими;

Е. А, Г.

 

7. Когда примерно произошло отпочкование человеческой ветви от животной?

А. 20 миллионов лет назад;

Б. 3-4 миллиона лет назад.

В. 40 тыс. лет назад.

Г. 2 тыс. лет до н. э.

Д. Около 2000 лет назад.

 

8. Кто входит в группу «ископаемых людей» («троглодитов»)? Зачеркнуть лишнее.

А. Австралопитек.

Б. Homo habilis («человек умелый»);

В. Гейдельбергский человек;

Г. Питекантроп;

Д. Синантроп;

Е. Неандерталец;

Ж. Человек из Кро-Маньона.

 

9. Когда примерно появился кроманьонец («человек разумный»)?

А. 1 миллион лет назад;

Б. 100 тыс. лет назад;

В. 40-30 тыс. Лет назад;

Г. 10 тыс. лет назад;

Д. В 1-ом тысячелетии до н.э.;

Е. 20 веков назад.

 

10. Кто создал научные основы концепции животного происхождения человека?

А. Л. Кар;

Б. Августин;

В. Д. Бруно;

Г. Ч. Дарвин;

Д. Морган;

Е. К. Маркс, Ф. Энгельс;

Ж. Г,Е.

 

11. Когда и где были найдены первые остатки питекантропа?

А. Р. Соло на о. Ява, 1890-1891;

Б. Северная Африка, 1954;

В. Южная Африка, 1949;

Г. В пещере Чжоукоудянь, 1927;

Д. Близ Гейдельберга, 1907;

Е. Вертешселлеш в Венгрии, 1965;

Ж. ЮАР, 1924;

З. Олдувайское ущелье, 1960.

 

12. Какая группа «ископаемых людей» считается непосредственно предшествующей кроманьонцам?

А. Австралопитек;

Б. «Человек умелый»;

В. Питекантроп;

Г. Синантроп;

Д. Неандерталец.

 

13. Какие главные факторы возникновения людей выделил Ф. Энгельс?

А. Мутация;

Б. Орудия труда;

В. Коллективность;

Г. Прямохождение;

Д. Речь;

Е. Письменность;

Ж. А, В, Д;

З. Использование огня.

 

14. Кому принадлежат слова:

«Существенное отличие человеческого общества от общества животных состоит в том, что животные в лучшем случае собирают, тогда как люди производят»?

А. Ф. Бекон;

Б. Геккель;

В. Морган;

Г. Тайлор;

Д. Дюркгейм;

Е. Ф. Энгельс;

Ж. Леви-Брюль;

З. де Шарден.

 

15. Какой признак человека отличает его от животных?

А. Чувство юмора;

Б. Чувство красоты

В. Разумность;

Г. Производительная деятельность;

Д. Нравственность;

Е. Любовь и творчество;

Ж. Все перечисленное.

 

7. Список литературы:

Основная

1. Алексеев П.В. Философия. – М., 2005.

2. Спиркин А.Г. Философия. – М., 2002.

3. Хрусталев Ю.Н. Философия. – М., 2005.

 

Дополнительная

1. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного. – СПб, 2004.

2. Лисицын Ю.П. Психологическая медицина. – М., 2004.

3. Психология и культура. Под ред. Д. Мацумото. – СПб., 2003.

4. Солсо Р. Когнитивная психология. – М., 2003.

5. Кудашов В.И., Комова Н.В. Методические указания по подготовке контрольных работ для студентов ФФМО по специальности «лечебное дело», «педиатрия» и «стоматология».– Красноярск, 2007.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-18; просмотров: 469; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.69.143 (0.004 с.)