Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика процессов памяти
Запоминание. Первоначальная форма запоминания - непреднамеренное или непроизвольное запоминание. Это простое запечатлениетого, что воздействовало, сохранение некоторого следа от возбуждения в коре головного мозга. Каждый процесс, происходящий в коре мозга, оставляет следы после себя, хотя степень их прочности бывает различна. Успех запоминания зависит оттого, в какой степени материал осмысливается человеком. Механическое запоминание опирается на пространственную и временную близость объектов запоминания. Осмысленное запоминание основано на понимании логических связей между частями материала. Оно требует от человека значительно меньше усилий и времени и более действенно. Сохранение. То, что человек запомнил, мозгхра-нит более или менее длительное время. Сохранение как процесс памяти имеет свои закономерности. Установлено, что сохранение может быть динамическим и статическим Динамическое сохранение проявляется в оперативной памяти и материал изменяется мало, а статическое сохранение -в долговременной памяти, и материал обязательно подвергается реконструкции, переработке. Реконструкция материала, сохраняемого долговременной памятью, происходит под влиянием той информации, которая непрерывно поступает вновь. Она проявляется в различных формах: в исчезновении некоторых деталей и замене их другими деталями, в изменении последовательности материала, в его обобщении. О сохранении информации и ее видоизменении можно судит по следующим двум процессам памяти. ВИДЫ ПАМЯТИ ПО ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТИ ЗАКРЕПЛЕНИЯ И СОХРАНЕНИЯ МАТЕРИАЛА Мгновенная, или иконическая память - непосредственный, отпечаток сенсорной информации. Удерживает довольно точную и полную картину мира, воспринимаемую органами чувств, без переработки полученной информации. Ее длительность 0,1-0,5 с. Данный вид памяти можно отследить в следующем эксперименте. Кратковременная память представляет собой способ сохранения информации в течение короткого промежутка времени, В данном случае удерживаемая информация представляет собой не полное отображение событий, которые произошли на сенсорном уровне, а непосредственную интерпретацию этих событий. Кратковременная память связана с так называемым актуальным сознанием человека. Из мгновенной памяти в нее попадает только та информация, которая осознается, соотносится с актуальными интересами и потребностями человека, привлекает к себе его повышенное внимание.
Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее заданного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Срок хранения сведений этой памяти определяется задачей, вставшей перед человеком, и рассчитан только на решение данной задачи. Этот вид памяти по длительности хранения информации и свойствам занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной. Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранили- ОСОБЕННОСТИ ПАМЯТИ Различия памяти у людей бывают количественными и качественными. К количественным характеристикам относятся: 1) скорость; 2) прочность; 3) длительность; 4) точность; 5) объем запоминания. ■ Качественные различия касаются как доминирования отдельных видов памяти - зрительной, слуховой, эмоциональной, двигательной и других, так и их функционирования. «Чистые» виды памяти в смысле безусловного доминирования одного из перечисленных крайне редки. Чаще всего на практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зрительной, слуховой и двигательной памяти. Типичными их смешениями являются зрительно-двигательная, зрительно-слуховая и двигательно-слуховая память. Однако у большинства людей все же доминирует зрительная память. Наибольшего развития у человека обычно достигают,те виды памяти, которые чаще всего используются. Большой отпечаток на этот процесс накладывает профессиональная деятельность. Процессы памяти тесным образом связаны с особенностями личности, ее эмоциональным настроем, интересами и потребностями. Они определяют то, что и как человек запоминает, хранит и припоминает. То, что интересно и эмоционально значимо, запоминается лучше. Память человека не является постоянной, а изменяется в течение жизни. Рассмотрим типичные изменения, происходящие в памяти по мере социализации индивида. С раннего детства процесс развитияпамяти ребенка идет по нескольким направлениям: 1) начинают действовать аффективная (эмоциональная) и механическая (моторная, двига-тельная) память, которая постепенно дополняется
и замещается логической и образной; 2) непосред- ще долговременной памяти, может воспроизводить- Узнавание какого-либо объекта происходит ственное запоминание со временем превращается ся сколько угодно, без утраты. Многократное и си- в момент его восприятия и означает, что происхо- в опосредствованное, связанное с активным и осоз- стематическое воспроизведение данной информа- дит восприятие объекта, которое сформировалось нанным использованием для запоминания и воспро- ции только упрочивает ее следы в долговременной у человека или на основе личных впечатлений, или изведения различных мнемотехнических приемов памяти. Емкость долговременной памяти практичес- на основе словесных описаний.Узнавая объект, мы и средств; 3) непроизвольное запоминание, доми- ки безгранична. всегда относим его к определенной категории нирующее в детстве, у взрослого человека превра- „ _.- ^^„ щается в произвольное. Кратковременная и долговременная память вза- объектов. " имосвязаны и работают как единая система. Одна Забывание выражается в невозможности вспом- Характерно, что в формировании внутренних средств запоминания центральная роль принадле- Характерно,чтовформированиивнутреннихиз концепций, описывающих их совместную, взаи- нить или в ошибочном узнавании и воспроизведе- жит речи, которая также из чисто внешней функ-средствзапоминанияцентральнаярольпринадле- мосвязанную деятельность, разработана американ- нии. Физиологической основой забывания являются ции общения все больше превращается во внутрен- скими учеными Р. Аткинсоном и Р. Шифрином. некоторые виды коркового торможения, мешающе- нюю. Кратковременнаяпамятьхарактеризуетсяог- го актуализации временных нервных связей. Чаще Установлено, что лучше усваивается информация, раниченностью ее объема (в среднем 7 + 2). При всего это угасательное торможение, которое раз- которая является объектом внимания и сознания, переполнении объема кратковременной памяти че- вивается при отсутствии подкрепления. Для борь- выступает в качестве цели. Таким образом сокра- ловека вновь поступающая информация частично вы- бы с забыванием надо знать закономерности его щается объем исходной информации, облегчается тесняетхранящуюся там, и последняя безвозвратно протекания во времени, работа по ее переработке. исчезает. Кратковременная память выступает Забывание протекает во времени непрерывно. Другим мнемоническим приемом является запо- в роли обязательного промежуточного храни- Наибольшая потеря материала происходит сразу же минание путем повторения. Этот механизм основан лища и фильтра, который перерабатывает самый после его восприятия, а в дальнейшем забывание на том, что запоминаемый материал посредством большой объем информации, сразу отсеивая ненуж- идет медленнее. Забывание осмысленного матери- сознательного повторения удерживается в кратков- ную, и оставляет потенциально полезную. ала подчинено той же закономерности,
ременной памяти на более длительный срок, чемПроцесс запоминания может протекать более эф- Весьма важно своевременно организовывать по- . фективно, если сосредоточиться на усваиваемом вторение воспринятого, не откладывая надолго эту формации в долговременное хранилище. т ■ мм у г м. -^ ^ у _ материале. работу. Забытое сразу же после восприятия может Одним из возможных механизмов кратковремен- н м у. м у м ного запоминания является временное кодирование, Однимизвозможныхмеханизмовкратковремен-Особенностью долговременной памяти является восстанавливаться через некоторое время. Так, уче- т. е. отражение запоминаемого материала в виде то, что она, по мнению Р. Аткинсона и Р. Шифрина, ник сразу же после уроков не может полностью пе- определенных, последовательно расположенных практически не ограничена по объему и длительно- редать содержание воспринятого материала, но че- знаков в слуховой и зрительной системе человека. сти хранения в ней информации.. рез 1-2 дня даже без дополнительного чтения Как правило, информация перекодируется в акус- Оба типа памяти работают во взаимосвязи и па- воспроизводит урок. Забывание протекает быстрее, тическую форму, а затем сохраняется в долговре- раллельно. В памяти идет постоянная работа по если материал недостаточно понят человеком, если менной памяти в смысловой форме. Именно смысл. обращению к прошлому опыту, его дополнению но- материал неинтересен человеку, не связан непос- вспоминаемого приходит на память первым, мы вой информацией, а также корректировка усвоен- редственно с его практическими потребностями, в конечном счете можем вспомнить желаемое или, ных сведений. Иначе говоря, человеку нет необхо- Скорость забывания находится в прямой зависимо- по крайней мере, заменить его тем, что достаточно димости заучивать то, что он и так хорошо знает. сти от объема материала и степени трудности его близко к нему по смыслу. На этом основана ассоциативная память. усвоения. СЛ
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.8 (0.015 с.) |