Методы нормирования и виды норм управленческого труда 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы нормирования и виды норм управленческого труда



Целью нормирования труда руководителей и специалистов является ликвидация нерациональных элементов трудового процесса, повышение эффективности управленческого труда.

Задачи нормирования труда:

· расчет и планирование количества руководителей, специалистов и служащих в целом по предприятию, отдельных функций управления и структурных подразделений;

· формирование подразделений оптимального размера, распределение работ между исполнителями и составление штатных расписаний.

В зависимости от характера выполняемых функций и содержания труда инженерно-технических работников и служащих можно условно разделить для целей нормирования на следующие группы: руководящие работники; работники, выполняющие массовые, постоянно повторяющиеся операции; работники, занятые на мало повторяющихся работах.

Нормирование труда осуществляется двумя методами (в зависимости от характера используемых данных):

· методом прямого нормирования, основанным на изучении затрат рабочего времени;

· методом косвенного нормирования, основанным на статистическом анализе численности работников.

Прямое нормирование может производиться двумя способами: первый способ - определение необходимых затрат времени на конкретную работу по заранее разработанным нормативам времени; второй способ - установление норм путем непосредственного изучения затрат рабочего времени на данную работу с использованием исследовательских методов обработки фактических данных.

Работу по нормированию труда работников с использованием прямых методов нормирования начинают с установления полного перечня задач, подлежащих решению в функциональных подразделениях в соответствии с целями конкретной функции управления. Перечень задач формируется по объектам управления и элементам управленческого цикла.

Выделяют четыре группы организационных нормативов:

· Нормативы, регулирующие обеспечение сферы управленческой деятельности необходимыми ресурсами. К ним относятся нормативы кадрового, информационного и технического обеспечения, нормативы по параметрам условий труда, а также на денежные и материальные средства;

· Нормативы, регулирующие использование выделенных ресурсов в процессах управленческого труда работниками различных категорий (нормативы использования профессионально-квалификационного потенциала, рабочего времени, информации, техники), установление нормы труда;

· Нормативы, регулирующие состав (виды), объем и структуру получаемых результатов. При этом используются экономические, технические и социальные показатели. Основные показатели производственно-хозяйственной деятельности могут использоваться в комплексе с показателями, отражающими специфические результаты труда определенной категории работников или подразделения. Выбираемые показатели должны отражать результаты труда работника за ограниченный период (месяц, квартал, год);

· Нормативы эффективности, регулирующие соотношение ресурсов, затрат и результатов в их взаимосвязи.

Систему организационных нормативов составляют отраслевые и местные нормативы, разрабатываемые с учетом межотраслевых нормативных материалов. Они не являются директивными и рассматриваются в качестве рекомендуемых к применению. Степень обязательности их применения устанавливается самим предприятием.

Нормативы выбираются в зависимости от типа предприятия
(организации), сферы и особенностей деятельности различных категорий управленческого персонала.

В настоящее время методически наиболее проработаны нормативы кадрового обеспечения: нормативы численности, числа подчиненных, обслуживания, нормативы соотношений между различными должностными и квалификационными группами работников.

Под нормативами численности имеется в виду численность работников, устанавливаемая для выполнения той или иной функции управления в зависимости от величины факторов, которые влияют на трудоемкость работ, охватываемых данной функцией. Нормы обслуживания выражаются различными единицами измерения, например числом рабочих и служащих, закрепленных за одним бухгалтером, количеством наименований материалов и деталей, закрепленных за одним диспетчером, и т.д.

Под нормой управляемости следует понимать число работников, которых целесообразно закрепить за одним руководителем с учетом максимальной эффективности работы руководимого им подразделения.

Методом косвенного нормирования определяется необходимое количество работников с помощью нормативов численности или норм обслуживания и управляемости, разрабатываемых на основе математических способов обработки соответствующих фактических данных.

Контрольные вопросы к теме №8

1. Назовите виды умственного труда.

2. Предметом управленческого труда является …

3. Назовите формы информации.

4. Каковы виды информации по функциональной принадлежности?

5. Организация управленческого труда – это …

6. К элементам организации управленческого труда относят-
ся …

7. Каковы принципы организации управленческого труда?

8. Содержание процессов управленческого трудаопределяет-
ся …

9. К какому классу управленческих операций относятся организационно-административные операции?

10. К 5-6 классу управленческих операций относятся …

11. К информационно-техническим операциям относятся …

12. По характеру преобразования информации управленческие операции делятся на группы …

13. Процедура — это …

14. Основным принципом организации движения документов является …

15. Оперограмма это …


ТЕМА 9. ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ОХРАНЫ ТРУДА

Лекция 9. Правовые и организационные вопросы охраны труда

Основные понятия:

охрана труда; цель, задачи охраны труда; регулирование правоотношений в сфере охраны труда; виды ответственности за нарушение законодательства о труде и правил по охране труда; надзор и контроль в области охраны труда; производственная травма; профессиональное заболевание; показатели оценки производственного травматизма; порядок расследования и учета несчастных случаев на производстве; требования к оформлению «Акта о несчастном случае на производстве» формы Н-1; специальное расследование несчастных случаев.

Понятие охраны труда

Охрана труда - это система законодательных, социально-экономических, технических, санитарно-гигиенических и организационных мероприятий, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья и работоспособность человека в процессе труда.

Целью охраны труда является сведение к минимальной вероятности поражения или заболевания работающего с одновременным обеспечением комфорта при максимальной производительности труда.

Для реализации цели охраны труда необходимо решать следующие задачи:

· Обеспечение соблюдения работающими требований безопасности и гигиены труда;

· Профессиональный отбор работающих по отдельным специальностям;

· Обеспечение безопасности производственного оборудования, оснастки и инструмента;

· Обеспечение безопасности производственных процессов;

· Обеспечение пожарной безопасности;

· Обеспечение радиационной безопасности;

· Обеспечение лазерной безопасности;

· Обеспечение безопасности дорожного движения;

· Обеспечение безопасной перевозки опасных грузов;

· Обеспечение безопасности зданий и сооружений;

· Нормализация условий производственной среды и трудового процесса;

· Санитарно-бытовое обеспечение работающих;

· Защита работающих от отрицательных последствий воздействия неблагоприятных факторов производственной среды и трудового процесса;

· Предоставление компенсаций и льгот за работу во вредных и тяжелых условиях труда.

Охрана труда является комплексной социально-технической дисциплиной, включает производственную санитарию, технику безопасности, пожарную безопасность.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 297; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.174.156 (0.011 с.)