Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 3. Тревожные расстройства у детей и подростков
Детские страхи. Взрослые люди часто считают детство беззаботным временем, а между тем этому периоду жизни тоже свойственны страхи и огорчения. Исследования показывают, что почти половина всех детей страдает от различных страхов. Школа, здоровье и личная безопасность — это наиболее волнующие темы (Комер Р., 2002). С возрастом характер страхов меняется. Дети до 3 лет боятся остаться без мамы, их пугают незнакомые люди, врачи, которые делают уколы. После 3 лет возникает страх одиночества, темноты и замкнутого пространства, страхи, связанные с воображением (перед ведьмами, чертями, привидениями). В 5 - 7лет детям становиться известно, что человек не вечен, появляется страх смерти. После 8 лет дети часто боятся социальных ситуаций — ответ у доски, общение с противоположным полом. Более подробно возникающие у детей различного возраста страхи перечислены в таблице 3.1.
Таблица 3.1. Страхи, возникающие в младенчестве, детстве и подростковом возрасте (изМэш Э., Вольф Д., 2007)
Подростковый возраст также может быть трудным периодом. Физиологические изменения и сексуальное развитие, давление социальных требований, сомнения и искушения приводят к тому, что подростковый кризис большинством специалистов считается самым сложным. Многие подростки испытывают тревогу и подавленность. Сегодняшние подростки, хотя они в основном довольны жизнью, меньше уверены в себе и меньше доверяют окружающим, более чувствительны и не настолько привязаны к своим семьям, чем их сверстники несколько десятилетий назад.
Некоторые особенности современной жизни могут способствовать появлению у детей тревожных расстройств. Например, сегодня детей постоянно предупреждают, как дома, так и в школе, об опасностях, связанных с похищениями детей и наркотиками. Телевизионные шоу, фильмы и программы новостей бомбардируют их картинами насилия и жестокости. Девочки проявляют симптомы тревоги примерно в два раза чаще, чем мальчики. Это различие проявляется у детей, начиная с шестилетнего возраста.
Родителям не рекомендуется ругать и наказывать ребенка, если он чего-то боится. Иначе ребенок может замкнуться в себе, стать пугливым и скованным. Лучше спокойно выяснить, чего боится ребенок. Часто после таких рассказов страх уменьшается. Важно, чтобы ребенок не «боялся своего страха» и не думал, что родители будут его осуждать. Не стоит специально заставлять ребенка рассказывать о своих страхах. Иногда страх настолько силен, что ребенку очень тяжело даже думать о нем. Наша настойчивость будет только усиливатьстрах. Родителям не нужно начинать разговор со слов «не бойся». Лучше рассказать ребенку о том, чего родители боялись сами, когда были маленькими, чего боятся сейчас. Это даст ребенку ощущение, что он не одинок в своем страхе. Самораскрытие психотерапевта может также оказаться благоприятным. Например, на первой встрече с ребенком для психотерапевта может оказаться уместным раскрыть свою собственную тревогу. Такого рода раскрытие нормализует тревогу и задает тон сессиям, помогает пациенту свободно обсуждать свои чувства. Когда ребенок узнает, как компетентный взрослый справляется с проблемами, происходит моделирование борьбы с дистрессом (Кендалл Ф.С. с соавт., 2002).
Можно предложить ребенку «поиграть со страхом». Например, попросить его нарисовать то, чего он боится. Нарисованный «вампир» уже не так страшен как представляемый в темной комнате. Его можно порвать, зачеркнуть, с ним можно поиграть. Необходимо внимательно выслушать всё, что говорит ребенок, задавать ему вопросы, интересоваться, но не осуждать и не оценивать («это ерунда», «так не бывает»). Можно попросить ребенка самому стать своим страхом — походить, поговорить, как привидение или вампир. В этой игре могут принять участие братья и сестры, бабушка и дедушка. Взрослым не рекомендуется рассказывать в присутствии детей страшные истории, запугивать и угрожать им. Чувствительные и впечатлительные дети легко «заражаются» страхами своих родителей. Они начинают острее чувствовать опасность мира, а себя ощущать слабыми и беспомощными. Очень важно предупреждать детей о реальных опасностях, но не запугивать их специально («Будешь плохо себя вести — отдам милиционеру»).
|
||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 186; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.116.20 (0.004 с.) |