Способы толкования при толковании-уяснении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы толкования при толковании-уяснении



a. Грамматический (Текстовый) – грамматический, лексический, синтаксический анализ текста нормы

b. Логический – уяснение внутренней структуры нормы взаимосвязь ее элементов (ГИПОТЕЗА, ДИСПОЗИЦИЯ, САНКЦИЯ)

c. Систематический – использование системного подхода при анализе, с использованием отдельных норм, отдельных статей и в целом всего законодательства

d. Специально-юридический – наличие специфических терминов и понятий

e. Историко-политический – выяснение той социально-политической ситуации в которой принималась данная норма, что позволяет установить цели и намерения законодателя

Способы толкования по объему

a. Буквальное (Адекватное) – смысл и содержание нормы полностью совпадает с ее текстовым содержанием и оформлением (их большинство). Если такого соответствия нет:

i. Ограничительный способ – если текстовое выражение и оформление нормы оказываются шире ее логического смысла

ii. Расширительный способ – когда буква закона уже его логического смысла

Способы толкования по субъектам при толковании-разъяснении

a. Официальное толкование – дается уполномоченными на то компетентными органами и должностными лицами. Оно документально оформляется в специальных актах, которые юридически-обязательны для всех, кого это касается
Подвиды:

i. Общее (нормативное) – официальное разъяснение, которое обязательно для всех лиц и органов, подчиненных органу, проводящему толкование, и распространяется на все случаи, предусмотренные законом

ii. Индивидуальное (Казуальное) – этот способ, в отличие от нормативного, касается определенных актов, поступков и т.д.

iii. Авторское (аутентичное) – Толкование органами государства своих собственных актов

iv. Легальное (делегированное) – официально делегировано какому – либо органу со стороны вышестоящей инстанции. Как правило – ведомственное толкование

v. Судебное

b. Неофициальное – осуществляется негосударственными органами и организациями, а также различными научными и учебными заведениями или отдельными гражданами. Подобные акты не имеют обязательного характера, соответственно не влекут юридических последствий:

i. Доктринальное (Научное) – дается учеными. Различные комментарии, не обязательные для применения

ii. Профессиональное – осуществляется юристами – профессионалами

iii. Обыденное толкование – толкование рядовыми гражданами

-3- Акты толкования

Акты толкования права – один из видов правовых актов российской федерации

Особенности:

  1. Не относятся к числу нормативных актов, так как не содержат в себе правила
  2. Не являются источниками права
  3. Адресуются, как правило, к должностным лицам
  4. Их цель разъяснять, но не создавать право

Виды:

  1. По отраслям права
    1. уголовные
    2. гражданские
    3. административные
  2. По субъектам
    1. Прокурорские, судебные
    2. арбитражные
    3. законодательные
    4. исполнительные

-4- Юридическая практика

Юридическая деятельность - деятельность компетентных органов и должностных лиц по изданию и применению норм права, а также уже накопленный опыт такой деятельности

Виды:

  1. Правотворческая
  2. Правоприменительная
  3. Правоисполнительная

Реализация права

  1. Понятие и формы реализации права
  2. Стадии процесса применения норм права
  3. Пробелы и коллизии

-1- Понятие и формы реализации права

Реализация права – процесс воплощения юридических предписаний в правомерных действиях участниках общественных отношений

Формы реализации

1. Соблюдение – связано только с реализацией запрещающих норм (уголовный, административный кодекс). Наиболее универсальная форма, охватывающая всех без исключения субъектов. Назначение – недопущение совершения таких действий, которые причинили бы вред кому или чему-либо. Это пассивная форма. Ее смысл в воздержании от неправомерных действий

2. Исполнение – представляет собой реализацию обязывающих норм. Выполнение субъектом права возложенных на него обязательств. Совершение определенных действий, предусмотренных нормой права. (обязанность платить налоги, нести военную службу). Это активная форма

3. Использование (Осуществление) – реализация возможностей предоставляемых нормой права. В пределах данной формы осуществляются субъективные права участников общественных отношений (право иметь собственность, проводить собрания). Субъекты частного права (граждане) используют или не используют предоставленные им возможности, а субъекты публичного права (государственные организации и должностные лица) обязаны использовать предоставленные им права. Предоставление возможностей.

4. Правоприменение – необходимость в этой форме возникает в тех случаях, когда используются государственно-властные полномочия:

· Когда совершено правонарушение и соответственно правонарушитель должен быть привлечен к ответственности

· Когда лицо не может использовать свое право или обязанность без вмешательства соответствующего официального лица.

Принципы:

  1. Законности
  2. Социальной справедливости
  3. Целесообразности
  4. Обоснованности

-2- Стадии процесса применения норм права

1. Установление и исследование фактических обстоятельств дела. Исследуются конкретные факты, выясняются необходимые обстоятельства, устанавливаются юридически-значимые события действия и т.д.

2. Выбор нормы права и ее анализ. Правовая квалификация. Сущность – в юридической оценке выявленного факта

3. Принятие решения – издание акта применения правовой нормы, в котором указываются юридические последствия

Акты применения права – официальный документ, изданный компетентным органом (должностным лицом) по определенному делу (вопросу) в отношении конкретного субъекта, на основе соответствующей правовой нормы

Признаки:

  1. Обязательно для исполнения
  2. Носит индивидуально-определенный характер
  3. Рассчитан на однократное применение
  4. Обеспечивается государственным принуждением

Виды:

  1. Исполнительные акты – направлены на организацию исполнения предписаний применительно к конкретно определенному лицу или случаю
  2. Правоохранительный акт – охрана существующих норм права от возможных нарушений
  3. Доведение содержания принятого решения до сведения заинтересованных лиц

-3- Пробелы и коллизии

Пробелы – отсутствие в праве нужной нормы, с помощью которой можно было бы разрешить возникший случай

Коллизии – расхождения или противоречия между отдельными нормативно-правовыми актами. Ее нужно отличать от конкуренции (конкуренция заключается в дополнительной конкретизации, детализации 2 и более норм).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 133; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.009 с.)