Результаты работы по изучению истории и реконструкции берестяной лодки на евразийском пространстве в 2003 – 2013 годах. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Результаты работы по изучению истории и реконструкции берестяной лодки на евразийском пространстве в 2003 – 2013 годах.



Результаты работы по изучению истории и реконструкции берестяной лодки на Евразийском пространстве в 2003 – 2013 годах.

 

С 2003 года я занимаюсь темой берестяной лодки и можно подвести некоторые итоги.

Тема берестяной лодки возникла сама собой на стыке интереса к истории обработки традиционных материалов, увлечении водным туризмом и краеведением. Было желание узнать обо всём и сделать всё, что касается бересты, хотелось путешествовать. Проблема заключалась в том, что не было ни одного действующего мастера и крайне малое количество артефактов в музейных коллекциях. Берестяной лодкой никто не пользовался, она вышла из употребления у аборигенных народов (саами, коми, манси, ханты, селькупы, эвенки, челканцы, тубалары, кумандинцы, шорцы, хакасы, буряты, якуты, нанайцы, ульчи, негидальцы и др.)

Ко времени начала деятельности берестяная каркасная лодка как яркий элемент речной культуры, некогда бытовавшая на огромном пространстве таёжного пояса Евразии от Скандинавии до Японии, не была предметом исследования. Она не интересовала ни науку, ни любителей – судостроителей. Никто не ставил вопроса: существовала ли она на Русском Севере? Историки судостроения советской эпохи в отличии от их предшественников по неизвестным причинам почему-то забыли про существование каркасной конструкции.. Как выглядел берещаный каюк, зафиксированный в Таможенных книгах Московского государства, как обратить внимание на незаслуженно забытую часть истории судостроения, как возродить утерянные навыки строительства – такие проблемы возникли более 10 лет назад.

Работа по возрождению интереса к лодке из бересты с самого начала разделились на три части: поисковую, экспедиционную и просветительскую.

 

Поисковая деятельность.

Сбор информации по технологии строительства и распространению берестяных лодок в прошлом из различных источников (Интернет, литература в основном этнографическая, фото и видео, коллекции музеев).

Упоминания об каркасной лодке покрытой берестяными листами, есть у многих путешественников, исследователей и этнографов, которые бывали в таёжной зоне Евразии. Это предмет отдельного доклада.

Интернет принёс большую часть информации, он предоставил возможность для общения. Собирается и анализируется до сих пор вся информация по всем лодкам аборигенных народов. До появления домашнего Интернета в 2003 году на поверхности информационного океана по данной теме были: короткая статья из Большой Советской Энциклопедии с одной картинкой, две лодки из экспозиции Российского этнографического Музея и Кунсткамеры, упоминание в Таможенных книгах Московского государства судна – берещаный каюк. Сейчас же в Интернете можно найти на русском языке множество материалов по запросу «берестяная лодка», а до 2008 года поиск не выдавал ничего. В чём мерить количество и качество информации я не знаю. На данный момент её достаточно много, чтобы разбираться в вопросе, и по мнению товарищей – историков традиционного судостроения считаться единственным специалистом по каркасным лодкам. Коллекции музеев имеют мало сибирских берестяных лодок, мною выявлено на сегодняшний день всего 12 штук и несколько моделей, причём три лодки в зарубежье в Японии, Дании и Финляндии, три лодки в Сибири и на Дальнем Востоке, 6 лодок в Петербурге, 5 из них удалось посмотреть воочию, остальные только на фотографиях.

Российский этнографический музей имеет наибольшее собрание берестянок.

Коллекция 1211-56. Эвенкийская лодка «джавел» 1907-1908 гг с реки Катанга, Енисейского уезда. Лодка с острым носом и кормой длиной 5 метров.

Коллекция 1998-514. Нанайская лодка «дзяи» 1910 г. из д. Баулян на р. Амур. Длина лодки 5,9 м ширина 0,65 м.

Коллекция 6762-50. Нивхская лодка «оморочка» 1910-1911гг. с низовьев Амура, село Пачи. Длина лодки 5,8 м.

Коллекция 6786-10. Якутская лодка «ветка» с реки Лена в Якутском округе. Длина лодки 4,5 м.

Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Первого (Кунсткамера) опубликовал сведения только об одной лодке в коллекции 3608-1. Длина лодки 4,17 м. По классификации Антроповой – ленский вариант. (Антропова В.В. Лодки // ИЭАС. М.-Л., 1961б. С. 107-130)

Как и в Кунсткамере, так и в РЭМ много фотографий самих лодок из разных мест и технологии строительства. Также много текстов по теме берестяной лодки.

Про лодки аборигенов Сибири в европейских музеях удалось выяснить благодаря публикациям и переписке с финским исследователем традиционного судостроения Гарри Лукканненом. Национальный музей Дании в Копенгагене имеет в своей коллекции амурскую лодку 1864 г размерами 8 х 0,75 х 0,3м. и Национальный музей Финляндии в 1914 году приобрёл лодку с реки Кеть Енисейского бассейна с размерами 5,4 х 0,85 м.

A Circumpolar Reappraisal: The Legacy of Gutorm Gjessing (1906-1979)/ Published by Archaeopress Publishers of British Archaeological Reports Gordon House 276 Banbury Road Oxford OX2 7ED England

На территории Сибири и Дальнего Востока удалось выявить всего несколько лодок и их моделей. В экспозиции Хабаровского краевого краеведческого музея им. Гродекова выставлена лодка, приобретённая в селе Кондон у Ф.М.Наймука в 1962 году. Это нанайская лодка длиной 8 метров с оригинальными носом и кормой. В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии в экспозиции выставлена эвенкийская лодка «дяв» из села Иенгра Нерюнгринского района. Приобретена в 1997 году. Длина - 3,26 м, ширина - 0,8 м, высота – 0,39 м. КП 25456 Э-209. На территории музея села Ванавара Эвенкийского района Красноярского края хранится лодка, судя по нескольким фотографиям, приенисейского типа в плохом состоянии. Енисейский краеведческий музей Красноярский край на своей странице в Интернете объявил, что у них хранится одноместная лодка-берестянка.Музей-ледокол «Ангара» также имеет лодку берестянку в натуральную величину. Есть несколько моделей берестяных лодок в районных музеях Дального Востока. Например, в Амурском областном краеведческом музее города Благовещенска находится модель такой лодки, изготовленная Ф. М. Юшкевичем и поступившая туда еще в 1893 году. В Иркутском краеведческом музее оцифрованы, но пока не доступны в Интернете семь стеклонегативов, посвященые технологическому процессу изготовления эвенкийской лодки-берестянки дяв.

Представляет интерес лодка из музея этнологии г. Осака в Японии, по информации из Хабаровского музея её сделал мастер из ульчского села Булава в нижнем течении реки Амур. Судя по фото, это амурский вариант с фигурно загнутыми концами.

Собранные материалы из музеев свидетельствуют о крайне малом их количестве для такой огромной территории, как таёжный пояс Евразии. Берестяная лодка признаётся элементом культуры древнейших народов со времён освоения человеком Сибири, с её помощью осваивал первобытный человек Северную Америку.

Огромное пространство от Скандинавии до Японии, некогда имеющее в своей культуре разные типы берестяных лодок, в нынешнее время не имеет ни одного действующего мастера и крайне малое количество артефактов в музейных коллекциях, на них даже трудно взглянуть. Древнейший элемент культуры исчез из поля зрения за очень короткое время.

Скоро бренд берестяной лодки полностью переместится в Северную Америку, что не удивительно: там умеют хранить что имеют. Только один Музей каноэ в Канаде имеет свыше 600 лодок различных времён и народностей Северной Америки. Сколько точно берестяных не удалось выяснить судя по сайту музея их больше 100 штук. Действующих мастеров, в совершенстве владеющих традиционными технологиями каноэ, по ту сторону океана много. Чтобы научиться делать традиционную лодку из бересты, кожи или дерева, достаточно только желания. Действуют школы судостроения, проводятся фестивали и регаты самодельных лодок. Берестяная лодка продолжает жить.

Редко, но постоянно пополняется галерея этнографических фото с изображением лодок, благодаря тому, что российские музеи постепенно оцифровывают свои коллекции. Постепенно пополняется библиотека, в большинстве своём - это электронные публикации, но есть и печатные издания зарубежные и российские.

В связи с появлением новых публикаций по 17-18 векам об истории освоения Сибири и Дальнего Востока, в связи с новыми материалами по Таможенным книгам Московского государства постоянно пополняется информация о купле- продаже, строительстве и использовании берестяных лодок русским населением.

Участие в регатах.

Участие в двух Кижских регатах можно назвать и испытанием и пропагандой лодки. В 2012 - 2013 годах авторский «берещаный каюк» на одного человека с двухлопастным веслом, сделанный по традиционным технологиям, участвовал в 14-ой и 15-ой Кижских регатах традиционных лодок. Гонки показали, что древнее судно не уступает по скорости современным каноэ и байдаркам. С результатом 26 мин в 2013 году «берещаный каюк» прошёл расстояние 2.8 километра и занял 2 место среди участников на каноэ и байдарках. Организатор регаты музей «Кижи» приобрёл лодку и планирует её участие в будущих мероприятиях на воде.

Выставки.

Начиная с 2007 года было проведено 7 персональных выставок и принято участие в трёх групповых выставках, где выставлялись модели лодок, репортажные фотографии с экспедиций и процесса изготовления. География мест проведения выставок – Архангельск, Вологда, Кич-городок, Великий Устюг, Котлас, Салехард, Ханты-Мансийск.

Результаты работы по изучению истории и реконструкции берестяной лодки на Евразийском пространстве в 2003 – 2013 годах.

 

С 2003 года я занимаюсь темой берестяной лодки и можно подвести некоторые итоги.

Тема берестяной лодки возникла сама собой на стыке интереса к истории обработки традиционных материалов, увлечении водным туризмом и краеведением. Было желание узнать обо всём и сделать всё, что касается бересты, хотелось путешествовать. Проблема заключалась в том, что не было ни одного действующего мастера и крайне малое количество артефактов в музейных коллекциях. Берестяной лодкой никто не пользовался, она вышла из употребления у аборигенных народов (саами, коми, манси, ханты, селькупы, эвенки, челканцы, тубалары, кумандинцы, шорцы, хакасы, буряты, якуты, нанайцы, ульчи, негидальцы и др.)

Ко времени начала деятельности берестяная каркасная лодка как яркий элемент речной культуры, некогда бытовавшая на огромном пространстве таёжного пояса Евразии от Скандинавии до Японии, не была предметом исследования. Она не интересовала ни науку, ни любителей – судостроителей. Никто не ставил вопроса: существовала ли она на Русском Севере? Историки судостроения советской эпохи в отличии от их предшественников по неизвестным причинам почему-то забыли про существование каркасной конструкции.. Как выглядел берещаный каюк, зафиксированный в Таможенных книгах Московского государства, как обратить внимание на незаслуженно забытую часть истории судостроения, как возродить утерянные навыки строительства – такие проблемы возникли более 10 лет назад.

Работа по возрождению интереса к лодке из бересты с самого начала разделились на три части: поисковую, экспедиционную и просветительскую.

 

Поисковая деятельность.

Сбор информации по технологии строительства и распространению берестяных лодок в прошлом из различных источников (Интернет, литература в основном этнографическая, фото и видео, коллекции музеев).

Упоминания об каркасной лодке покрытой берестяными листами, есть у многих путешественников, исследователей и этнографов, которые бывали в таёжной зоне Евразии. Это предмет отдельного доклада.

Интернет принёс большую часть информации, он предоставил возможность для общения. Собирается и анализируется до сих пор вся информация по всем лодкам аборигенных народов. До появления домашнего Интернета в 2003 году на поверхности информационного океана по данной теме были: короткая статья из Большой Советской Энциклопедии с одной картинкой, две лодки из экспозиции Российского этнографического Музея и Кунсткамеры, упоминание в Таможенных книгах Московского государства судна – берещаный каюк. Сейчас же в Интернете можно найти на русском языке множество материалов по запросу «берестяная лодка», а до 2008 года поиск не выдавал ничего. В чём мерить количество и качество информации я не знаю. На данный момент её достаточно много, чтобы разбираться в вопросе, и по мнению товарищей – историков традиционного судостроения считаться единственным специалистом по каркасным лодкам. Коллекции музеев имеют мало сибирских берестяных лодок, мною выявлено на сегодняшний день всего 12 штук и несколько моделей, причём три лодки в зарубежье в Японии, Дании и Финляндии, три лодки в Сибири и на Дальнем Востоке, 6 лодок в Петербурге, 5 из них удалось посмотреть воочию, остальные только на фотографиях.

Российский этнографический музей имеет наибольшее собрание берестянок.

Коллекция 1211-56. Эвенкийская лодка «джавел» 1907-1908 гг с реки Катанга, Енисейского уезда. Лодка с острым носом и кормой длиной 5 метров.

Коллекция 1998-514. Нанайская лодка «дзяи» 1910 г. из д. Баулян на р. Амур. Длина лодки 5,9 м ширина 0,65 м.

Коллекция 6762-50. Нивхская лодка «оморочка» 1910-1911гг. с низовьев Амура, село Пачи. Длина лодки 5,8 м.

Коллекция 6786-10. Якутская лодка «ветка» с реки Лена в Якутском округе. Длина лодки 4,5 м.

Музей Антропологии и Этнографии им. Петра Первого (Кунсткамера) опубликовал сведения только об одной лодке в коллекции 3608-1. Длина лодки 4,17 м. По классификации Антроповой – ленский вариант. (Антропова В.В. Лодки // ИЭАС. М.-Л., 1961б. С. 107-130)

Как и в Кунсткамере, так и в РЭМ много фотографий самих лодок из разных мест и технологии строительства. Также много текстов по теме берестяной лодки.

Про лодки аборигенов Сибири в европейских музеях удалось выяснить благодаря публикациям и переписке с финским исследователем традиционного судостроения Гарри Лукканненом. Национальный музей Дании в Копенгагене имеет в своей коллекции амурскую лодку 1864 г размерами 8 х 0,75 х 0,3м. и Национальный музей Финляндии в 1914 году приобрёл лодку с реки Кеть Енисейского бассейна с размерами 5,4 х 0,85 м.

A Circumpolar Reappraisal: The Legacy of Gutorm Gjessing (1906-1979)/ Published by Archaeopress Publishers of British Archaeological Reports Gordon House 276 Banbury Road Oxford OX2 7ED England

На территории Сибири и Дальнего Востока удалось выявить всего несколько лодок и их моделей. В экспозиции Хабаровского краевого краеведческого музея им. Гродекова выставлена лодка, приобретённая в селе Кондон у Ф.М.Наймука в 1962 году. Это нанайская лодка длиной 8 метров с оригинальными носом и кормой. В Нерюнгринском музее истории освоения Южной Якутии в экспозиции выставлена эвенкийская лодка «дяв» из села Иенгра Нерюнгринского района. Приобретена в 1997 году. Длина - 3,26 м, ширина - 0,8 м, высота – 0,39 м. КП 25456 Э-209. На территории музея села Ванавара Эвенкийского района Красноярского края хранится лодка, судя по нескольким фотографиям, приенисейского типа в плохом состоянии. Енисейский краеведческий музей Красноярский край на своей странице в Интернете объявил, что у них хранится одноместная лодка-берестянка.Музей-ледокол «Ангара» также имеет лодку берестянку в натуральную величину. Есть несколько моделей берестяных лодок в районных музеях Дального Востока. Например, в Амурском областном краеведческом музее города Благовещенска находится модель такой лодки, изготовленная Ф. М. Юшкевичем и поступившая туда еще в 1893 году. В Иркутском краеведческом музее оцифрованы, но пока не доступны в Интернете семь стеклонегативов, посвященые технологическому процессу изготовления эвенкийской лодки-берестянки дяв.

Представляет интерес лодка из музея этнологии г. Осака в Японии, по информации из Хабаровского музея её сделал мастер из ульчского села Булава в нижнем течении реки Амур. Судя по фото, это амурский вариант с фигурно загнутыми концами.

Собранные материалы из музеев свидетельствуют о крайне малом их количестве для такой огромной территории, как таёжный пояс Евразии. Берестяная лодка признаётся элементом культуры древнейших народов со времён освоения человеком Сибири, с её помощью осваивал первобытный человек Северную Америку.

Огромное пространство от Скандинавии до Японии, некогда имеющее в своей культуре разные типы берестяных лодок, в нынешнее время не имеет ни одного действующего мастера и крайне малое количество артефактов в музейных коллекциях, на них даже трудно взглянуть. Древнейший элемент культуры исчез из поля зрения за очень короткое время.

Скоро бренд берестяной лодки полностью переместится в Северную Америку, что не удивительно: там умеют хранить что имеют. Только один Музей каноэ в Канаде имеет свыше 600 лодок различных времён и народностей Северной Америки. Сколько точно берестяных не удалось выяснить судя по сайту музея их больше 100 штук. Действующих мастеров, в совершенстве владеющих традиционными технологиями каноэ, по ту сторону океана много. Чтобы научиться делать традиционную лодку из бересты, кожи или дерева, достаточно только желания. Действуют школы судостроения, проводятся фестивали и регаты самодельных лодок. Берестяная лодка продолжает жить.

Редко, но постоянно пополняется галерея этнографических фото с изображением лодок, благодаря тому, что российские музеи постепенно оцифровывают свои коллекции. Постепенно пополняется библиотека, в большинстве своём - это электронные публикации, но есть и печатные издания зарубежные и российские.

В связи с появлением новых публикаций по 17-18 векам об истории освоения Сибири и Дальнего Востока, в связи с новыми материалами по Таможенным книгам Московского государства постоянно пополняется информация о купле- продаже, строительстве и использовании берестяных лодок русским населением.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.141 (0.028 с.)