VI. Диагностика социальной компетентности и адаптации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

VI. Диагностика социальной компетентности и адаптации



 

1. Шкала социально-психологической приспособленности.

 

Методика разработана К. Роджерсом и Р. Даймонд с целью диагностики неприспособленности. Для применения в СССР адаптирована Т. В. Снегиревой в 1978 году. Предназначена для школьников 12—17 лет. Последняя стандартная психометрическая проверка настоящего варианта шкалы осуществлена в 2004 году. В настоящий вариант (А. М. Прихожан, 2000) внесены следующие изменения:

 

♦ разработаны две версии — для юношей (версия А) и девушек (версия Б);

♦ незначительно изменены лексика и формы высказываний для использования в работе с современными подростками и юношами.

 

2. Методика диагностики стресс-совладающего поведения (копинг-поведение в стрессовых ситуациях)

 

Методика исследования базисных копинг-стратегий — «Индикатор стратегий преодоления стресса» создан Д. Астраханом в 1990 году. Методика представляет собой краткий самооценочный опросник, состоящий из 33 утверждений, определяющий базисные копинг-стратегии, их выраженность в структуре совладающего со стрессом поведения. Трехстадийный факторный анализ разнообразных ситуационно-специфических копинг-ответов на стресс, позволил Д. Астрахану определить три базисных копинг-стратегии: разрешение проблем, поиск социальной поддержки, избегание (уклонение). Опросник может применяться для исследования лиц подросткового и юношеского возрастов и взрослых.

 

VII. Психогимнастики

 

1. «Гимнастика мозга»

 

Гимнастика мозга» — это двигательные упражнения, которые направлены на повышение активности ребенка, развитие межполушарных связей, улучшение зрительно-моторной координации, регуляцию дыхания и т. п. Но помимо этого, всеми использующими этот метод отмечается также повышение уровня эмоционального благополучия, снижение эмоциональной напряженности, снятие телесных «зажимов», увеличение степени принятия себя, что в итоге приводит к повышению уровня интегрированности личности. Все это особенно важно для детей, воспитывающихся без родителей.

Хорошие результаты достигаются во многом за счет того, что дети с удовольствием включаются в работу, выполняют упражнения, в которых нельзя быть неуспешными.

 

«Гимнастика мозга» представляет собой фрагмент кинесиологии — направления медицинской психотерапии. Применительно к системе образования (образовательная кинесиология) ее разработал П. Деннисон. Применение этой методики К. Ханнафорд на группе слабо успевающих детей показало, что при ежедневных 5—10-минутных занятиях на протяжении года 50% таких учеников резко повысили показатели по математике, чтению и другим школьным предметам. При этом было зафиксировано значительное повышение самооценки и рост способности детей концентрироваться на выполняемом задании.

 

«Гимнастика мозга» П. Деннисона подробно описана в целом ряде изданий1. Приведем некоторые из основных упражнений. Обратим внимание на то, что все объяснения психолог должен сопровождать показом того, как именно выполнять упражнения.

 

Начинают гимнастику с упражнений, повышающих энергетику и создающих позитивную мотивацию. Перед гимнастикой рекомендуется выпить стакан воды.

 

«Кнопки мозга»

Правая ладонь кладется на пупок, а левая — на грудь. Рука на пупке позволяет сосредоточить внимание на центре тяжести тела.

Большой и указательный пальцы левой руки легко массируют углубление между первыми и вторыми ребрами в зоне под ключицами, слева и справа от грудины. Это стимулирует приток крови через сонные артерии к мозгу. Это и есть «кнопки мозга», которые находятся как раз над тем местом, где разветвляются две сонные артерии.

 

Упражнение приводит в готовность вестибулярный аппарат, который активизирует мозг, подготавливая его к восприятию сенсорной информации.

 

«Перекрестные шаги и прыжки»

Упражнение желательно выполнять очень медленно. Его можно проводить под музыку или пение. Шагайте или прыгайте так, чтобы в такт движениям правой ноги двигалась левая рука. А в такт движениям левой ноги — правая рука. Шагайте или прыгайте вперед, вправо, влево, назад, двигая глазами во всех направлениях. Возможны любые вариации: шагая или прыгая, прикасаться локтем правой руки к колену левой (и наоборот) и т. п.

Для детей, которые плохо понимают, как надо выполнять упражнение, можно использовать цветные наклейки, наклеив, например, красные кружочки на правую руку и левую ногу, а зеленые — на левую руку и правую ногу.

 

Это упражнение способствует сбалансированной активизации нервных путей мозолистого тела головного мозга. Автор «Гимнастики мозга» П. Деннисон обнаружил высокий уровень корреляции между неспособностью делать перекрестные шаги и проблемами учения. Он показал также, что часто стресс разрушает перекрестно-латеральные навыки.

По мнению доктора нейрофизиологии К. Ханнафорд, изучавшей «Гимнастику мозга», «если выполнять упражнение регулярно, в мозолистом теле образуется и миелинизируется большое количество нервных путей, связывающих оба полушария быстрее и более интегрированно, делая возможным причинно обусловленный уровень мышления» (1999, с. 133).

 

«Крюки»

Это упражнение можно делать стоя, сидя или лежа. Дается следующая инструкция: «Скрестите лодыжки так, чтобы было удобно (например, в положении “сидя” положите правую лодыжку на левую или левую на правую). Затем скрестите руки на груди, соедините пальцы в “замок” и выверните руки. Для этого вытяните руки вперед, тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Теперь перекрестите руки, возьмите пальцы в замок. Затем опустите руки вниз и выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз. Находясь в этом положении, прижмите язык к твердому небу за верхними зубами».

 

К. Ханнафорд отмечает, что это сложное перекрестное движение оказывает на мозг то же интегрирующее действие, что и «Перекрестные шаги». Когда язык прижимается к небу, это «возбуждает средний мозг, который находится прямо над твердым небом, а также помогает избавиться от напряжения в языке, вызванного несбалансированной позой» (1999, с. 134).

К. Ханнфорд рассказывает, что когда она работала консультантом в школе, то ввела правило «двухминутки». Если к ней приводили учеников (от 5 до 15 лет), которые плохо себя вели или дрались, они должны были сидеть в позе «крюков» в течение двух минут, прежде чем начать разговор. «Такое правило, — пишет К. Ханнафорд, — способствовало сознательному переключению внимания, активизации моторной коры больших полушарий за счет снижения возбуждения в центрах выживания и рептильном мозге и снижения таким образом выработки адреналина» (1999, с. 135). Уже через две минуты дети были способны понять точку; зрения другого и свою собственную.

 

Это упражнение полезно и взрослым, когда они испытывают стресс, хотят успокоиться. Педагоги могут его использовать для переключения внимания учеников после перемены, уроков физкультуры и т. п.

 

«Гимнастика мозга» содержит также большое количество упражнений, способствующих развитию отдельных функциональных систем мозга. Приведем некоторые из них.

 

«Ленивые восьмерки» для письма

Для выполнения этого упражнения нужны доска и мел или прикрепленный к стене большой лист бумага и карандаш. Необходимо непрерывным движением нарисовать восьмерку, лежащую на боку (знак бесконечности). Рисование начитается от центра, затем идет против часовой стрелки — вверх, влево и обратно через низ к центральной точке. Далее рисунок продолжается от центра вправо — верх по часовой стрелке, в сторону по окружности и вновь возврат в исходную точку. Во время рисования необходимо следить за рукой, рисующей восьмерку, слегка поворачивая голову. Сначала три восьмерки рисуются левой рукой, затем три — правой, а затем три — двумя руками вместе. Лучше всего рисовать восьмерки крупными.

 

Это упражнение активизирует оба глаза и интегрирует оба зрительных поля — левое и правое, способствует развитию навыка пересечения среднего зрительного поля, процесса слежения глазами, расслаблению мышц кистей, предплечий и плеч, стимулирует тактильную чувствительность.

 

«Ленивые восьмерки» для глаз

В этом случае восьмерки чертятся в воздухе. Упражнение заключается в слежении глазами за движущимся большим пальцем, описывающем восьмерку. Детям дается следующая инструкция: «Встаньте. Выставьте руку вперед, поднимите большой палец на уровне переносицы примерно на расстоянии локтя и рисуйте в воздухе лежащую на боку восьмерку. Движения должны быть медленны. Думайте о том, что вы делаете. Держите голову прямо, но не напрягайтесь. За движениями большого пальца следите только глазами. Восьмерка должна быть большой. Но при этом вы все время должны видеть свой большой палец. Он должен идти по краю того, что вы вообще видите. Большой палец начинает свое движение от центра и идет вверх, затем следует против часовой стрелки вниз и возвращается в центр. Затем аналогично по часовой стрелке — вверх — вправо — вниз — в центр». Движения необходимо повторить не менее трех раз каждой рукой.

После этого сцепите руки в замок: большие пальцы направлены вверх и образуют букву «Х». Проделайте то же упражнение сцепленными руками.

 

«Ленивые восьмерки» часто сложно даются людям, которые испытали сильный стресс, но именно для них это очень полезно.

Эти упражнения снимают усталость глаз, напряжение в мышцах шеи и боль в спине, которые часто бывают следствием долгого сидения за партой, компьютером и т. п.

 

«Слон»

При выполнении этого упражнения левое ухо прижимается к левому плечу так плотно, чтобы можно было держать лист бумаги. Затем левая рука вытягивается, как хобот. Колени расслаблены, а рука рисует «ленивую восьмерку», начиная от центра, идя вверх и против часовой стрелки. При этом глаза следят за движениями кончиков пальцев. Упражнения надо выполнять медленно, 3—5 раз левой рукой и столько же раз правой рукой.

По мнению К. Ханнофорд, «Слон» — одно из интегрирующих упражнений. Оно активизирует целостную систему «интеллект-тело» и обеспечивает ее сбалансированность. «Движения осуществляются, — пишет К. Ханнофорд, — в основном центральными мышцами корпуса, что возбуждает вестибулярный аппарат, особенно полукружные каналы уха. Упражнение также задействует координацию “руки – глаза”. Оно активизирует работу базального ганглия лимбической системы, мозжечка, сенсорных и моторных зон коры и, особенно, лобных долей мозга. Зрительная информация, поступающая в мозг, активизирует затылочную долю. А если к этому упражнению добавить “слоновьи звуки”, то возбуждаются слуховые механизмы височных долей мозга» (1999, с. 139).

«Слон» особенно рекомендуется людям с нарушениями концентрации внимания.

 

«Думающий колпак»

Большим и указательным пальцами мягко оттягивают назад и, слегка массируя, заворачивают ушную раковину. Массаж начинают с верхней части уха и постепенно, перехватывая пальцами, доходят до мочки.

Упражнение активизирует механизм слухового восприятия и способствует развитию памяти. Как пишет К. Ханнафорд, «связь между слухом в височной доле и памятью в лимбической системе очень сильна. Мои студенты в Гавайском университете выяснили, что “Думающий колпак” очень помогает им, когда необходимо вспомнить какую-либо техническую информацию для реферата или теста». Они делали это упражнение каждый раз, когда я говорила им: “Я прошу вас запомнить эту информацию”. Часто, когда я не могу вспомнить имя автора или ссылку для статьи, я делаю “Думающий колпак”, и ответ сам всплывает у меня в памяти. Простое действие физического стимулирования тактильных рецепторов наружного уха пробуждает весь механизм слухового восприятия. (Специалисты по акупунктуре насчитывают более 148 точек, расположенных на ухе, которые соответствуют различным частям тела.)» (1999, с. 141).

«Энергетическая зевота»

Инструкция: «Представьте, что вы готовы зевнуть. Закройте глаза и помассируйте указательным и средним пальцами зоны соединения нижних и верхних коренных зубов. Сделайте глубокий расслабляющий звук зевоты и массируйте эти мышцы. Сделайте упражнение 3—6 раз».

Через сустав, соединяющий верхние и нижние челюсти (место, которое массируется в этом упражнении), проходят стволы пяти основных черепных нервов, которые собирают сенсорную информацию глазных мышц, языка, рта и активизируют мышцы лица, глаз и рта. «Энергетическая зевота» расслабляет все лицо и поэтому сенсорная информация поступает в большем объеме. Расслабление мышц и снятие напряжения в челюстно-височном суставе существенно улучшает функционирование глаз, лицевых мышц и рта. Это упражнение полезно для детей, испытывающих трудности при обучении чтению.

«Помпа»

«Помпа» — упражнение, способствующее расслаблению икроножной мышцы ноги. Это упражнение способствует восстановлению естественной длины сухожилий стоп, которая сокращается в ситуации стресса.

Инструкция: «Встаньте. Обопритесь руками о стену или о спинку стула. Поставьте одну ногу позади корпуса тела, а другую впереди. Делайте выпады, сгибая в колене ногу, находящуюся впереди. Нога, расположенная сзади, должна быть выпрямлена. Держите корпус прямо. Вначале упражнения пятка ноги, расположенной сзади, оторвана от пола, и вес тела приходится на ногу, выставленную вперед. Далее вес с этой ноги переносится на ногу, расположенную сзади, а пятку надо постараться опустить на пол. Делайте выдох при движении, когда пятка опускается, и вдох, когда нога расслабляется и пятка поднимается от пола. Повторить упражнение три раза или более».

Было показано, что упражнение способствует улучшению вербальных навыков и значительно облегчает коммуникацию детей с дефектами речи или симптомами аутизма. Работая с подростками, П. Деннисон обнаружила позитивное влияние этого упражнения в случаях, когда подростки не могли выразить свои мысли с помощью слов или вербально описать знакомый им материал.

 

«Энергетизатор»

Инструкция: «Для того чтобы выполнить это упражнение, сядьте за стол, положите на него руки, наклоните подбородок к груди так, чтобы ощутить, как растягиваются мышцы спины и расслабляются плечи. Затем с глубоким вдохом запрокиньте голову назад и прогните спину так, чтобы развернулась грудная клетка. После этого сделайте выдох, расслабьте спину и опустите подбородок к груди.

Повторите упражнение не менее трех раз, отслеживая, насколько легче становится выполнять его после повторений. Сосредоточьтесь на дыхании как источнике вашей силы. Помните, что нужно начинать дышать как бы от основания позвоночника (покажите, где находится основание позвоночника)».

Упражнение повышает концентрацию внимания, активизирует вестибулярный аппарат, усиливает циркуляцию кислорода.

 

«Сова»

Инструкция: «С силой сожмите левой рукой правое плечо. Расслабьте мышцы шеи. Медленно поворачивайте голову налево, потом направо. Подбородок держите прямо. Голова при поворотах налево и направо достигает крайних позиций и опускается вниз, когда проходит серединную линию тела. Повторите то же самое с другим плечом».

Это упражнение удлиняет мышцы шеи и плеч, восстанавливает в них нормальное кровообращение, повышает циркуляцию крови в мозге и таким образом способствует концентрации внимания, улучшает память, мышление.

 

Привлекательность «Гимнастики мозга», по мнению многих авторов, состоит в ее простоте и практичности. Упражнения полезно проводить в любое время, чтобы повысить эффективность того, что делаешь в данный момент. Все упражнения программы следует выполнять легко и свободно, так, как у каждого получается. При проведении этой гимнастики психологу важно следить за тем, чтобы дети правильно понимали инструкцию. Следует также обратить внимание на то, что занятия проходили при положительном эмоциональном настрое. Исключаются всякая критика, отрицательные оценки. Возможны только поддерживающие реплики: «Молодцы!», «Как хорошо у вас получается!» и т. п.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 348; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.024 с.)