Образ Я» в зеркальном автопортрете 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Образ Я» в зеркальном автопортрете



 

Известно, что для развития личности человека, в том числе становления его «Я-концепции», «образа Я», важнейшее значение имеет то, как к нему относятся окружающие, каким его видят, как оценивают. Любой человек очень рано начинает ощущать, переживать, а впоследствии и осознавать эти оценки и взгляды. В результате формируется так называемое «зеркальное Я».

 

Термин «зеркальное Я» введен американским социологом Ч. Кули для обозначения «восприятия» личностью своего собственного «отражения» в сознании и поведении других людей. «Зеркальное Я» формируется в результате усвоения мнений и оценок других людей. Для дальнейшего анализа важно отметить следующее: чем младше ребенок, тем более слитыми, неразделимыми оказываются его «Я» и «зеркальное Я», тем больше схожи его прямой и зеркальный автопортреты. Высокий уровень личностного развития характеризуется четкой дифференцировкой «Я» и «зеркального Я».

 

Как уже отмечалось, «зеркальное Я» в нашем исследовании выявлялось с помощью методики «зеркальный автопортрет» (самоописание на тему «Я, каким кажусь другим»). Обработка полученных материалов велась тем же методом контент-анализа, который использовался при исследовании «прямого автопортрета».

 

Опуская детали, приведем лишь результаты сравнения прямых и зеркальных автопортретов подростков, растущих в семье и вне семьи. Как видим, в интернате более чем у половины подростков «зеркальный» автопортрет хуже «прямого», причем таких случаев достоверно больше, чем в массовой школе. В интернате нет подростков, которые считали бы, что окружающие думают о них лучше, чем они думают сами о себе. Примечателен и такой факт. В выборке массовой школы примерно у половины подростков «зеркальный» и «прямой» автопортреты не могут быть сопоставлены, поскольку описание в них дается разными способами: в «прямом» автопортрете описываются увлечения подростка, его мысли о жизни, а в «зеркальном» — перечисляются те качества, которые, по его мнению, в нем видят окружающие; в «прямом» подросток описывает свой характер и эмоционально-волевые качества, а в «зеркальном» — нравственные и т. п. В школе таких случаев примерно вдвое больше, чем в интернате.

Есть основания полагать, что близость или сопоставимость (когда используются одни и те же параметры описания и оценки себя) свидетельствуют о зависимости «прямого» автопортрета, мнения о себе от оценки и отношения к себе окружающих, о неразвитой способности самостоятельно выстроить «образ Я», дифференцировать собственный взгляд на себя и то впечатление, которое ты создаешь у других. И напротив, существование выраженных различий между «прямым» и «зеркальным» автопортретом, их несопоставимость, свидетельствуют о дифференцированности этих двух составляющих «образа Я» и о способности подростка выстраивать и отстаивать собственные представления о себе. С этой точки зрения подростки из интерната существенно отличаются от подростков из семьи. У первых «образ Я» примерно в 75% случаев оказывается зависимым от мнения окружающих и лишь в 25% случаев не зависит от них, в то время как у вторых лишь в половине случаев «зеркальный» автопортрет сравним с «прямым» (различия статистически достоверны).

 

В ряде случаев ориентация на окружающих, прежде всего взрослых, встречается у воспитанников интерната почти в парадоксальной форме — «прямой» автопортрет (т. е. ответ на вопрос, каким я кажусь себе) начинается словами: «Мой воспитатель говорит, что я...». По сути дела, «прямой» автопортрет отсутствует, практически сразу превращаясь в «зеркальный». В школе подобных случаев не было.

В интернате более 80% качеств, названных подростками в «зеркальных» автопортретах, — нравственные, причем главным образом отрицательные, часто как бы усугубляющие ту негативную оценку, которую воспитанник дает себе в прямом автопортрете.

Если в «прямом» автопортрете он пишет так: «Есть капелька эгоизма. В каждом это есть. Но могу поддержать товарища, помочь ему», то в «зеркальном» автопортрете: «Полный эгоист... способный много дать коллективу, но не желающий. Не желающий принять какие-то требования со стороны коллектива».

 

Мы полагаем, что преобладающей ориентацией на оценку окружающих взрослых объясняется приписывание себе воспитанниками интерната отрицательных нравственных качеств в «прямых» автопортретах, наличие их в «образе Я» в целом.

 

3.3.4. Возрастная специфика «образа Я»

 

Вернемся к проблеме подросткового кризиса. Подростковый возраст, как уже отмечалось, является сензитивным для развития «Я-концепции». В этом сходятся практически все исследователи. Представление человека о себе в этот период совершенно особенное, не похожее ни на то, что думает о себе маленький ребенок, ни на то, что думает о себе взрослый. Характерным и продуктивным для развития личности является острота, аффективная заряженность этого образа, часто демонстративное противопоставление себя как миру взрослых, так и миру детей. Некоторые исследователи, вслед за Куртом Левином, отмечают маргинальность подростка, который уже ушел из мира детей, но еще не принимается миром взрослых. Бунт против этой позиции также характерен и конструктивен для поиска себя, обретения своей идентичности. Исходя из этих соображений, интересно, с нашей точки зрения, оценить «образ Я» подростков, растущих в семье и вне семьи.

 

С этой целью все высказывания подростков были выписаны на отдельные карточки, и квалифицированные эксперты — специалисты по детской и возрастной психологии — разделили эти высказывания на три группы, характерные для представлений о себе ребенка, подростка и взрослого. Данные о количестве высказываний, отнесенных экспертами к каждой из этих групп, у учащихся массовой школы и воспитанников интерната представлены на рис. 2.2.

 

На рисунке отчетливо видно, что в интернате высказывания разделились между выделенными группами примерно поровну. В массовой школе достоверно меньше высказываний отнесено к группе «ребенок» и достоверно больше — к группе «подросток». Количество высказываний по группе «взрослый» там и там примерно одинаково. Таким образом, самоописание учащихся массовой школы можно рассматривать как типично подростковые, в то время в самоописаниях воспитанников интерната возрастная специфика оказывается смазанной, не выявленной. Как и в кризисе 1 и 3 лет, в подростковом возрасте в особенностях «Я-концепции», идентичности воспитанников закрытых детских учреждений значительно менее ярко выражены характеристики кризиса, значимые, как уже отмечалось, и для развития личности в этот период, и для дальнейшего развития. Последнее, учитывая важность подросткового периода как этапа перехода от детства к взрослости, имеет особое значение.

 

Подведем некоторые итоги. Сравнивая содержание «образа Я» у воспитанников интерната и учащихся массовой школы, мы обнаружили, что только в той части, которая касается взаимоотношений подростка с другими людьми, оно сходно. Это, по-видимому, отражает сензитивность подросткового возраста к данной проблематике, ибо хорошо известно, что для подростков общение со сверстниками, равно как и перестройка взаимоотношений со взрослыми, приобретает особый смысл.

 

Однако при более детальном анализе мы и здесь нашли определенные различия. Школьники, как правило, акцентируют внимание на тех своих качествах, которые помогают или мешают им стать хорошим другом, а также на своих умениях, а точнее неумениях, трудностях в понимании других людей. Акцент на этих качествах, который фиксирует наиболее сложные для любого человека стороны общения, свидетельствует о признании другого как автономной личности, имеющей свой собственный, уникальный, суверенный и многогранный внутренний мир.

У воспитанников интерната такие темы совершенно непопулярны. Чаще всего, описывая себя, они выделяют просто свое отношение к другим людям. Много внимания воспитанники интерната уделяют также тому, насколько они умеют ладить с другими людьми.

Обобщенно можно сказать, что для школьника описать себя — значит рассказать о том, что он умеет и любит, с одной стороны, и оценить себя, свои качества — с другой. Для воспитанника интерната — описать собственную внешность, свое поведение, а также отношение сверстников противоположного пола к нему и свое к ним.

 

Сравнение «образов Я» может создать впечатление, будто воспитанники детского дома более социализированы, лучше умеют подчинить себе ситуацию, использовать ее в своих целях. На деле это, однако же, далеко не так. Они значительно более инфантильны, зависимы в поведении, в самооценке от окружающих, чем дети из семьи.

В «образе Я» это, в частности, ярко проявляется в том, что если школьники открыто выражают свое стремление к самостоятельности, протест против опеки и контроля, то в интернате в качестве ценности выделяется прямо противоположное — признание необходимости контроля над собой.

При сравнении самооценок подростков обращает на себя внимание то, что у воспитанников интерната они в большинстве случаев негативны и относятся к личности в целом. Основой для такой самооценки служат отрицательные нравственные качества. Если мы и сталкивались с противоречивостью, неоднозначностью самооценки у воспитанников интерната, то за этим почти всегда крылось противопоставление мнений своего и воспитателей. У подростков из массовой школы отношение к себе, как правило, положительное, а самооценка носит весьма сложный характер, включая общее принятие – непринятие себя по типу «я себя люблю — я себя не люблю» (чаще «люблю»), оценки своих отдельных умений, достижений, недостатков, а также оценку своего характера как чего-то относительно автономного от Я, с чем подросток ведет борьбу, воспитательную работу и т. п. Подросток может весьма низко оценивать отдельные свои качества, успехи в той или иной области, но при этом любить себя.

 

Возникновение столь сложной системы, по мнению М. И. Лисиной, — результат усвоения ребенком двух различных уровней отношения к себе со стороны взрослых, прежде всего родителей, начиная с самых ранних стадий онтогенеза. Родители, с одной стороны, безусловно любят его, вне зависимости от его реального поведения, свойств характера и т. п., а с другой — объективно оценивают то, каков он в различных ситуациях. Ребенок, с раннего детства растущий вне семьи, лишен первого из этих уровней — безусловной любви, поэтому для него характерно простое, одномерное, нерасчлененное отношение к себе, сводящееся часто к негативной оценке, поскольку такова чаще всего оценка воспитателей.

 

Мы подошли к важному, а возможно, и центральному моменту в развитии личности ребенка, оставшегося без родителей, на котором хотелось бы остановиться особо.

 

 

О любви к себе

 

Многочисленные психологические исследования свидетельствуют, что любовь к себе — одна из важнейших, базовых потребностей человека. Правда, на психологическом языке вместо «любви к себе» чаще используются другие слова: принятие себя, высокая степень самоуважения, позитивная «Я-концепция», высокая самооценка и т. д. Представители разных научных школ предпочитают разные термины, они проводят разные эксперименты, но смысл получаемых выводов один и тот же: люди с высокой самооценкой, с высоким уровнем самоуважения характеризуются более высокими достижениями во всех видах деятельности (включая творческую), хорошей обучаемостью и даже, по мнению врачей-психосоматиков, меньше болеют.

 

Сегодня широко известны исследования американского психолога, основателя гуманистической психологии А. Маслоу, посвященные анализу психологии самоактуализации. Им были проанализированы отраженные в автобиографиях, в описаниях современников, в интервью, взятых у некоторых респондентов самим автором, и в других источниках личностные особенности выдающихся государственных деятелей, ученых, писателей, художников, среди которых А. Эйнштейн, А. Линкольн, А. Швейцер, Б. Спиноза, Дэк. Китс, Т. У. Лонгфелло, П. А. Кропоткин, Дж. Вашингтон и многие другие. Такие люди несомненно смогли реализовать в жизни свои способности, достичь, по Маслоу, высокой степени самоактуализации. Среди характерных особенностей их личности — высокий уровень самоуважения (А. Маслоу, 1999).

Обращаясь к исследованиям из области детской психологии, мы находим многочисленные данные о том, что дети с позитивной самооценкой лучше успевают в школе и, более того, по самооценке ребенка в дошкольном детстве можно с высокой долей вероятности предсказать его успеваемость в начальной школе. Из психотерапевтической практики известно, что при работе с неуспевающими детьми недостаточно только ликвидировать пробелы в знаниях. Для достижения хороших результатов совершенно необходимо проводить специальные занятия по повышению уровня самоуважения, самооценки ребенка.

 

Негативная самооценка, «Я-концепция» — плоха без всяких оговорок. Психологи нередко отмечали, что воспитанники детских учреждений в большинстве своем имеют негативную «Я-концепцию», не уверены в себе. В полученных нами самоописаниях подростков обнаружилось следующее. Если учащиеся массовой школы, говоря о своих учебных достижениях, чаще всего отмечают, что они учатся ниже своих способностей, то у воспитанников интерната подобных высказываний совершенно не встречается. Они, как правило, пишут, что не могут выучить математику, не могут понять физику, ленивы или нестарательны.

Можно подумать, что негативная «Я-концепция», отрицательный «образ Я», низкий уровень самоуважения возникает у воспитанников детского дома в результате усвоения ими многочисленных отрицательных оценок окружающих взрослых — всякий воспитанник, действительно, слышит их предостаточно. Но если бы это действительно было так, то можно было бы сравнительно легко изменить ситуацию, перейдя на похвалу, поддержку, акцентирование успеха. Однако все не так просто. Как показывают данные специальных исследований и психолого-педагогический опыт, при наличии устойчивой негативной «Я-концепции» у человека часто возникает так называемый «дискомфорт успеха», когда ему бывает неуютно и даже неприятно, что его хвалят.

Мы наблюдали такой эпизод в 1 классе школы-интерната. Один из очень плохих учеников, постоянно к тому же получавший множество замечаний по поведению, однажды на уроке труда вылепил удачную фигурку. Учительница похвалила его и попросила, чтобы он прошелся по классу и показал фигурку другим детям. Что тут началось! Ребенок, довольно равнодушный к порицаниям взрослых, вдруг покраснел, на глазах у него появились слезы, он начал как-то странно хихикать и, показывая фигурку, постоянно повторял, как бы извиняясь: «Плохая».

 

Дискомфорт успеха объясняют тем, что человеку важнее сохранить привычное отношение к себе, пусть даже отрицательное, чем иметь неопределенное, спутанное представление о себе, спутанную идентичность.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.132.194 (0.035 с.)