II. Развитие в период школьного обучения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II. Развитие в период школьного обучения



 

Ниже будут представлены материалы, позволяющие проследить особенности разных сторон психического развития детей школьных возрастов, воспитывающихся в детских домах и школах-интернатах. В своем изложении мы будем опираться на результаты конкретных исследований, преимущественно проведенных авторами.

Обследуя детей, мы стремились максимально разносторонне изучить специфику их интеллектуального, личностного развития, особенностей поведения, общения с окружающими и т. п. Мы предполагали, что такой подход позволит выявить в психическом развитии детей те «точки наименьшего сопротивления» (locus minoris resistentiae), на которых следует сосредоточить особое внимание.

 

Наиболее распространенной гипотезой на этот счет можно считать представление о дефектах или отставании в умственном развитии детей-сирот, связанном с неблагоприятной наследственностью, с отрицательным и бедным ранним опытом таких детей. В этом единодушны как авторы многих книг и статей, так и те учителя и воспитатели, с которыми мы беседовали во время работы в интернате. Показательно, что для большинства учителей начальной школы настольной и по существу единственной книгой, которой они пользуются при подготовке уроков, до сих пор является пособие для работы с детьми, имеющими задержки умственного развития.

 

Поэтому остановимся прежде всего именно на проверке этой гипотезы.

 

1. Специфика интеллектуального развития

1.1. Коэффициент интеллекта (IQ)

Для того чтобы выявить уровень и наиболее общие характеристики интеллектуального развития воспитанников школы-интерната, мы воспользовались детским вариантом теста Векслера, адаптированным для использования в нашей стране А. Ю. Панасюком (1976). Этот выбор был обусловлен не только тем, что тест Векслера — едва ли не самый известный и общепризнанный в мире метод изучения интеллекта (об интересе к нему и широте применения свидетельствуют почти 2000 публикаций в «Ежегодниках измерения умственных способностей»; в ряде психологических журналов регулярно публикуются обзоры и исследования по этому тесту), но и тем, что именно он используется в большинстве работ, посвященных анализу вопроса о влиянии депривации на умственное развитие детей во многих странах. Последнее обстоятельство предоставляет возможность «вписать» наше исследование в общий контекст этих научных разработок.

 

Векслеровский тест интеллекта для детей состоит из 12 типов различных заданий (субтестов), которые по 6 группируются в две шкалы — вербальную (словесную) и невербальную (шкалу действия).

Результаты теста дают возможность определить так называемый общий коэффициент интеллекта (IQ), представляющий собой процентное отношение уровня умственного развития (умственного возраста) к хронологическому возрасту индивида. При совпадении умственного возраста с хронологическим уровень развития интеллекта индивида считается соответствующим возрасту; коэффициент интеллекта в таком случае равен 100. При несовпадении он может быть выше или ниже.

Помимо общего коэффициента интеллекта тест Векслера дает также возможность отдельно определить коэффициент вербального и невербального интеллектов, а также показатели по отдельным субтестам, которые важны для создания более детализированного представления о сильных и слабых сторонах развития интеллекта человека или какой-то группы людей.

 

Вербальный интеллект — интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется в словесно-логической форме с преимущественной опорой на знания.

 

Невербальный интеллект — интегральное образование и одновременно подструктура общего интеллекта, функционирование которой осуществляется с преимущественной опорой на чувственный опыт человека, опыт его конкретных действий, многообразие его индивидуального жизненного опыта.

 

Исследование интеллекта с помощью теста Векслера нами было проведено, когда наши испытуемые учились во 2 классе. Им в это время было от 8,5 до 10 лет. Согласно стандартной процедуре обработки, в зависимости от показателя общего коэффициента интеллекта испытуемые могут быть разделены на семь групп — от очень высокого интеллекта до умственной отсталости

 

130 и выше Очень высокий интеллект

120—129 Высокий интеллект

110—119 «Хорошая» норма, интеллект выше среднего

90—109 Средний

80—89 Интеллект ниже среднего

70—79 Уровень интеллекта, граничащий с умственной отсталостью

69 и ниже Умственная отсталость

 

В нашей выборке максимальное количество испытуемых (68%) попали в группу со «средним интеллектом», 10% — в группу с интеллектом «выше среднего» («хорошая» норма); ни одного испытуемого — в группу с «высоким интеллектом»; 5% — в группу с «очень высоким интеллектом» (IQ — выше 130); 11% испытуемых оказались в группе с «тяжелым интеллектом»; ни один не попал в зону «граница умственной отсталости», и у 6% испытуемых общий показатель интеллекта свидетельствовал об умственной отсталости. Эти данные представлены на рис. 2.1. Для сравнения приведены соответствующие кривые распределения, полученные при стандартизации методики Д. Векслером на американских детях и А. Ю. Панасюком — на отечественной выборке учащихся массовых школ (1976).

Сопоставление приводимых на рис. 2.1 распределений свидетельствует о том, что показатели общего коэффициента интеллекта, полученные в группе воспитанников школы-интерната, в целом отражают параметры выборок стандартизации. В нашей выборке среднее значение общего коэффициента интеллекта M=101 (при M станд. = 100, σ станд. = 15).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 389; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.007 с.)