Оценка масштабов теневой экономики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка масштабов теневой экономики



Для оценки масштабов теневой экономики разработало несколько подходов. Монетаристский исходит из допущения, что в неформальной экономике оплата и расчеты ведутся наличными. Поэтому главное внимание уделяется соотношению между объемами наличных денег и банковскими вкладами до востребования, удельному весу банкнот с высоким номиналом в общем объеме денежного обращения, а также сдвигами в доле наличных денег в обращении, что должно свидетельствовать о росте формы оплаты труда "из рук в руки".

Подход "Палермо" основан на межрегиональных сравнениях фактического потребления с величиной заявленного дохода. Сравнивая величину разрыва между этими показателями в "Палермо" (любое место с наибольшим распространением теневой экономики) с его величиной в более "честных" районах, получают приблизительную оценку дохода от теневой экономики.

Отраслевой подход исходит из гипотезы, что вклад некоторых отраслей в теневую экономику (строительство, ремонт, подпольное производство алкогольных напитков и т.д.) значительно выше, чем у всех остальных. Предлагается оценивать только их и, добавив приблизительный остаток, приходящийся на другие отрасли, определить размер "черной" прибыли.

Ввиду весьма значительного распространения неформальной экономики в странах со сложившимися рыночными механизмами, в переходящих к рынку постсоциалистических странах следует ожидать не столько ликвидации теневого бизнеса, сколько постепенного изменения его форм. Во время перехода к рынку те элементы неформальной экономики, которые прежде считались незаконными именно по причине своего рыночного происхождения (например, торгово-посредническая деятельность), легализуются. Следовательно, становятся законными и соответствующие доходы.

Государственная политика дохода

Государственная политика доходов заключается в перераспределении доходов через госбюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей дохода и социальных выплат населению. При этом значительная доля национального дохода переходит от слоев населения с высокими доходами к слоям с низкими доходами.

Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов, решает проблему повышения доходов малоимущих слоев населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности и т.д. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные цели за счет центрального и местных бюджетов, а также размером налогообложения доходов.

Возможности государства в перераспределении доходов во многом ограничиваются бюджетными поступлениями. Наращивание социальных расходов сверх налоговых поступлений ведет к превращению их в мощный фактор роста бюджетного дефицита и инфляции. Увеличение социальных расходов госбюджета даже в пределах полученных доходов ведет к чрезмерному росту налогов, способному подорвать рыночные стимулы

Регулирование доходов

Государство непосредственно вмешивается в первичное распределение денежных доходов и нередко устанавливает верхний предел увеличения номинальной заработной платы. Экономическое значение государственного регулирования заработной платы определяется тем, что ее изменение оказывает влияние на совокупный спрос и издержки производства. Политика доходов используется государством для сдерживания роста заработной платы в целях снижения издержек производства, повышения конкурентоспособности национальной продукции, поощрения инвестирования, сдерживания инфляции. Государство, проводя антиинфляционную политику, может временно централизованным путем устанавливать долгосрочный предел роста заработной платы с учетом общих потребностей экономического и социального развития.

Методы осуществления политики доходов в условиях рыночной и переходной к рынку экономики могут быть различными. Предпочтение обычно отдается методам добровольного согласия работодателей и работников при участии правительства, что не исключает применения административных мер, государственного контроля за увязкой повышения заработной платы с финансовыми возможностями предприятия. В ряде стран Западной Европы существуют так называемые допустимые пределы ее повышения, зафиксированные в общенациональных программах.

В государственном секторе, особенно в тех его отраслях, которые целиком находятся на бюджетных дотациях, эти "допустимые пределы" соблюдаются достаточно жестко в качестве одного из средств борьбы с бюджетными дефицитами. Так, в Великобритании работники бюджетной сферы получили в 1993/94 финансовом году прибавку к заработной плате не более 1,5%, а высокооплачиваемые категории могут рассчитывать на повышение окладов только на 1%. Правда, поскольку во многих странах Западной Европы место государственного служащего практически гарантировано до выхода на пенсию, то считается, что этим компенсируется некоторое реальное снижение уровня оплаты в период замедления экономического роста. В частном же секторе крупные корпорации нередко не считаются с правительственными ограничениями и устанавливают свои правила оплаты труда.

Наиболее эффективным средством государственного регулирования заработной платы в странах с рыночной экономикой является определение гарантированного минимума (или ставки). Именно исходя из минимальных размеров оплаты труда и ведутся переговоры между руководителями компаний и профсоюзами о заключении коллективных договоров на различных уровнях, начиная от предприятий и кончая отраслями. В этих документах также оговариваются различные премии и доплаты, дифференциация заработной платы по отраслям, в зависимости от уровня квалификации, причем традиционные тарифные разряды в последние годы утрачивают свое значение.

Размер минимальной заработной платы продолжает сохранять первостепенное значение для малоквалифицированных категорий работников, молодежи, женщин, а также для иммигрантов.

В целях ограничения общего роста заработной платы во многих промышленно развитых странах применялись меры, направленные на сдерживание роста минимальных ставок. Они предусматривали ограничение и даже отмену индексации.

В принятой правительством России в июле 1992 г. Программе углубления экономических реформ были сформулированы такие направления политики в области регулирования доходов, как противодействие их нерациональной дифференциации, сохранение государственных гарантий минимальной заработной платы и т.д.

Социальное партнерство

Идея социального партнерства, разработанная в 50-е гг. Л. Эрхардом, Т. Балотом и др., исходит из необходимости согласования и общественных интересов, представленных, с одной стороны, профсоюзами наемных работни­ков и, с другой стороны, объединениями предпринимателей, ради успешного экономического развития страны. Социальное партнерство предполагает заключение выступающими в качестве равноправных партнеров правительст­вом, национальным объединением работодателей и профсоюзами "обществен­ного договора" в области экономической и социальной политики.

Практически эта идея получила свое воплощение в ФРГ, где с 60-х гг. стали проводиться "согласованные акции", в рамках которых при непосредственном участии правительства представители организаций предпринимателей и лидеры профсоюзов принимают решения по вопросам экономической политики страны.

Социальное партнерство активно используется ныне в промышленно развитых и переходящих к рыночной экономике странах для выработки и проведения политики доходов. Инструментом такого взаимодействия являются трехсторонние комиссии с участием правительства, работодателей и профсоюзов (в России такая комиссия действует с 1992 г.), которые ежегодно заключают соглашения, регулирующие динамику заработной платы и некоторых социальных выплат. Правда, деятельность российской комиссии по социальному партнерству пока заметно отличается от работы аналогичных органов в странах с рыночной экономикой. Интересы работодателей представляют в основном такие категории предпринимателей, как биржевики, банкиры, посредники. Профсоюзы же в качестве работодателя рассматривают преимущественно органы государственного управления. При этом и предприниматели, и профсоюзы используют для реализации своих интересов в основном формы внешнего давления на правительство (забастовки, демонстрации) вместо поиска компромиссного решения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.158.148 (0.005 с.)