Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление рыночного субъекта
Образование новых субъектов хозяйства. Типы предприятий и формы их взаимоотношений в Переходной экономике Образование новых субъектов хозяйства Переход к новой экономической системе, базирующейся на рыночных началах, потребовал институциональных изменений в экономике. Среди них - образование новых субъектов хозяйства, адекватных этой системе. Субъекты хозяйства в плановой экономике. В условиях плановой экономики главным субъектом хозяйства выступало государство, которое обладало монополией на собственность, управление хозяйством, материально-техническое снабжение, финансовые потоки, внешнеэкономическую деятельность и т.д. Основной формой предприятия в плановой экономике являлось государственное предприятие, функционирующее как хозрасчетное предприятие. Это означало, во –первых, есть "звено единого народохозяйственного комплекса" и, во-вторых, работает на началах частичной самоокупаемости и обладает некоторой степенью экономической самостоятельности в области оперативно-хозяйственного управления, использования части прибыли на нужды предприятия и его трудового коллектива и в некоторых других областях. Однако названные характеристики носили во многом формальный характер. Это порождалось двумя взаимосвязанными причинами: монополией государства в экономической сфере и патернализмом по отношению к предприятиям. Последнее находило выражение в мягких бюджетных ограничениях, означающих недопущение государством банкротства государственных предприятий. Государство производило компенсацию (погашение, "списывание" и т.п.) денежных затрат предприятий. В условиях рыночной экономики предприятия, напротив, находятся в системе жестких бюджетных ограничений, когда, функционируя в реальном режиме самоокупаемости и самофинансирования, должны полагаться прежде всего на самих себя. Высокая степень централизации хозяйственных отношений проявлялась и в слабости управленческих функций местных органов власти. Так, в первой половине 80-х гг. 94% промышленных предприятий в СССР находились в подчинении союзных и союзно-республиканских (т.е. дублируемых на уровне союзных республик) министерств и только 6% были предприятиями местной промышленности, т.е. управлялись не из центра.
Менее 10% стоимости основных производственных фондов приходилось на предприятия колхозно-кооперативной формы собственности; Причем по отношению к негосударственным предприятиям (колхозы, другие формы кооперации, предприятия профсоюзов и других общественных организаций) существовала высокая степень огосударствлении, которая находила свое выражение в регламентации различных сторон их деятельности: по производству и реализации продукции и услуг, оплате труда, инвестициям и др. Характерной чертой плановой экономики была высокая концентрация производства и - как следствие - крупный размер предприятий. Так, по основным отраслям промышленности в СССР в середине 80-х гг. на одно предприятие приходилось примерно 700 работавших (в машиностроительном комплексе - 1106 человек), в то время как,' например, в ФРГ на одном промышленном предприятии в 1985 г, было занято в среднем 150 человек. Естественно, что был низок удельный вес малых (мелких) предприятий. Специфической для плановой экономики СССР была и отраслевая структура предприятий. Так, в 1986 г. на предприятиях в сфере промышленности и строительства трудилось 42,1% от общего числа занятых в народном хозяйстве, в сельском и лесном хозяйстве - 10,6%, в розничной торговле -4,2%, в финансовой сфере (кредитование и страхование) - 0,56%. В ФРГ в конце 80-х гг. эти цифры составляли соответственно: 39%, 4%, 12,9%, 3,1%. В отмеченных пропорциях советской экономики находили свое выражение различные факторы: исторические особенности формирования материально-технической базы, неразвитость рыночных отношений, слабая нацеленность централизованного хозяйства на конкретного потребителя (господство "экономики производителя") и др. Переход к рыночной экономике вызвал существенные изменения как в общих условиях функционирования субъектов хозяйства, так и в их собственной природе. Факторы изменения субъектов хозяйства в переходной экономике. Основными факторами, обусловившими эти изменения в условиях усиления рыночных начал, являются следующие: - разгосударствление экономики: существенное сокращение непосредственного вмешательства государства в деятельность предприятий, децентрализация хозяйственных решении и т.п.;
- разгосударствление собственности: существенное сокращение доли государственной собственности, возникновение многообразия форм собственности, включая важную роль частной собственности; - изменения в структуре экономики: в частности, возрастание роли торговли, сферы услуг (включая банковские, страховые и прочие деловые услуги), других видов деятельности по обеспечению функционирования рынка; - усиление демонополизации экономики, возрастание роли рыночно-конкурентного механизма во взаимоотношениях между предприятиями; - более высокая степень открытости экономики, усложнение и расширение форм взаимодействия с зарубежным бизнесом; - введение механизма банкротства несостоятельных предприятий, ужесточение бюджетных ограничений; - формирование правовой (законодательной) базы функционирования предприятий в условиях рыночной экономики; - другие факторы, связанные со становлением предпринимательства и рыночного режима хозяйствования. Новые субъекты хозяйства, адекватные новым экономическим условиям, формировались двумя основными способами. Во-первых, это реорганизация существовавших ранее предприятий путем их приватизации, преобразования в новые организационно-правовые формы, выделения структурных частей предприятий в самостоятельные хозяйственные единицы. Во-вторых, это создание совершенно новых предприятий, когда их участники собирают начальный капитал и проходят в соответствии с принятыми процедурами государственную регистрацию. Снятие ограничений на создание новых предприятий, а также ограничений относительно размеров частных предприятий резко интенсифицировали институциональные изменения в экономике. Изменения количественных и структурных характеристик субъектов хозяйства в переходной экономике России. В итоге значительно выросло количество предприятий и усилилось их многообразие. По данным Госкомстата РФ на 1.01.1996 г. в России насчитывалось без малого 2 млн 250 тыс. предприятий (включая организации, объединения, их филиалы, представительства и другие обособленные подразделения, включенные в Единый государственный регистр предприятий и организаций - ЕГРПО). Для сравнения отметим, что во всей экономике СССР на 1.01.1987 г. насчитывалось 514,3 тыс. самостоятельных предприятий, учреждений и организаций. При этом следует иметь в виду формальный характер многих предприятий: так, из общего количества зарегистрированных в России предприятий реально работало и платило налоги примерно 50%. Многообразной стала структура предприятий по формам собственности. Резко выросла доля предприятий, находящихся в частной собственности -63,4% всех предприятий. Доля государственных предприятий составила лишь 10,7%, из них: находящихся в федеральной собственности - 6,3%, в собственности субъектов федерации - 4,4%. Доля муниципальной собственности составила 8,8%, собственности общественных объединений (организаций) - 4,2%, прочих форм собственности (в том числе собственность совместных предприятий, иностранных юридических лиц и граждан, смешанная собственность) - 12,9%. Налицо кардинальное изменение структуры предприятий по формам собственности, решительное разгосударствление собственности и экономики. За годы российских реформ приватизировано 122 тыс. предприятий (все данные на 1.01.1996 г.). Однако за внешне ясными цифрами и пропорциями распределения предприятий по формам собственности скрываются присущие переходной экономике размытость прав собственности, неясность фактического распределения экономической власти между различными субъектами собственности, незавершенность законодательной базы, некачественность статистической методологии. Так, в российском законодательстве и в официальной статистике отсутствует понятие "коллективная собственность", к которой следовало бы относить кооперативы, а также коллективные предприятия, возникшие в ходе приватизации (в частности, через выкуп трудовыми коллективами арендованного ранее имущества и через акционирование по 2-му варианту предоставления льгот трудовым коллективам); все они, однако, включаются в графу "частная собственность". Далее, высокая степень институциональной неопределенности характерна для акционерных обществ (АО), которые в российском законодательстве и статистике проходят как частные предприятия, независимо от того, какие субъекты играют в них экономически решающую роль: государство, трудовой коллектив, администрация, крупный частный инвестор, мелкие вкладчики-акционеры. Между тем, из созданных в 1995 г. 2770 новых АО пакет акций был закреплен за государством в уставном капитале 688 АО (25% всех АО), причем в 194 АО за государством было закреплено от 38 до 51% акций; "золотую акцию" государство имело в 427 АО (15,4% всех АО).
Усилилось многообразие предприятий и по их размерам. Резко увеличилась доля малых предприятий как за счет разукрупнения прежних предприятий, так и за счет создания новых фирм с небольшим количеством работников. Общее количество малых предприятий (МП) к началу 1996 г. составило в России более 900 тыс. (по ранее действовавшей классификации к ним были отнесены предприятия со средней численностью работающих: в промышленности и строительстве - до 200, в науке - до 100, других отраслях производственной сферы - до 50, розничной торговле, общественном питании, отраслях непроизводственной сферы - до 15 человек)1. МП играют все более заметную роль в экономике с точки зрения насыщения товарного рынка (их доля в общем объеме промышленной продукции составила более 9%, в общем объеме подрядных строительных работ - более 30%, в розничном товарообороте торговых предприятий - около 20%), непосредственного обслуживания потребителей (43% МП приходилось на сферу торговли и общественного питания), развития новых форм коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка: посреднические, маркетинговые, рекламные, аудиторские и прочие услуги (на долю МП приходится примерно 90% занятых в этой сфере), решения проблемы занятости (в МП работает 14 млн человек, из них 9 млн - это постоянно занятые, что составляет 15% всех занятых в экономике, и 5 млн работает в МП на условиях вторичной занятости), расширения экономической самостоятельности предприятий (85% МП находится в частной собственности и только по 2% в государственной и муниципальной). Таким образом, малое предпринимательство играет важную роль в решении экономических и социальных проблем, становлении и развитии рыночных отношений в переходной экономике. Вместе с тем оно еще сильно отстает от уровня развитых стран: так, если в Западной Европе на 1 тыс. населения приходится примерно 40 МП, то в России лишь 6 МП. При этом, однако, нельзя механически копировать зарубежные "стандарты", а необходимо учитывать специфические условия страны: технико-экономические, экономико-географические, историко-экономические и др., которые, очевидно, обусловливают более высокий, по сравнению с западноевропейскими странами, удельный вес крупных предприятий. Кроме того, имеется целый ряд трудностей, тормозящих развитие малого предпринимательства в переходной экономике России: неразвитая инфраструктура по поддержке и обслуживанию МП, трудности получения кредитов (особенно на долгосрочные проекты) и их погашения в условиях высоких ставок банковского процента, поборы (рэкет) со стороны криминальных структур, а нередко и со стороны проверяющих и контролирующих органов, низкий уровень безопасности и т.п.
Более многообразной становится и структура предприятий по отраслям экономики. Увеличивается число предприятий, непосредственно связанных с расширением рыночных начал в переходной экономике: так, на начало 1996 г. количество предприятий, специализирующихся на коммерческой деятельности по обеспечению функционирования рынка (посреднические, маркетинговые и прочие услуги) достигло 66,7 тыс. (увеличение за 2 последних года составило 1,7 раза); предприятий, занятых операциями с недвижимостью -7,3 тыс. (увеличение - в 3,2 раза); предприятий в сферах финансов, кредита, страхования, пенсионного обеспечения - 43,6 тыс. (увеличение - в 2 раза). Таким образом, для переходной экономики характерными являются кардинальные изменения в количестве и структуре предприятий, отражающие образование новых субъектов хозяйства в условиях разгосударствления экономики и усиления в ней роли рыночных отношений. КОММЕРЧЕСКИЙ РАСЧЕТ - ФОРМА
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 164; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.121.131 (0.011 с.) |