Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Культурное строительство шахтерского края в 1921-1941 году.
Ликвидация неграмотности населения была первым актом культурных превращений в 20-ые годы. В 1920 году в Донецкой губернии действовали 177 школ и 70 общеобразовательных курсов. В пунктах ликбеза учились читать, писать, изучали арифметику, природоведение, политграмоту. Часть трудящихся действительно хотела учиться. Но значительная часть необразованных были безразличны к учебе. Рабочих, которые учились на курсах ликбеза, освобождали от работы на 2 часа в смену, крестьян, - освобождали от трудовой повинности, красноармейцев - от нарядов, предоставляя время для учебы. Но в годы НЭПа с внедрением сдельной работы работники теряли часть заработка. Следствие - нежелание учиться. Преодолевалось нежелание учиться разнообразными пропагандистскими мероприятиями и поощрением учеников. В Донбассе в связи с ликбезом была еще одна проблема. Значительная часть рабочих края приходная, так называемая полурабочая-полукрестьяне. Своим практическим умом они быстро поняли выгоды грамотного человека перед необразованным на примере своего села (лето в селе, зима - в городе или рабочему селении - такой полукочевой образ жизни: шахтер или металург). И в большинстве такие люди становились грамотными, но не желали учиться дальше, приобретать среднюю и высокую квалификацию, не желали тратить время, когда можно бы заработать лишнюю копеечку. Да и осесть в городе навсегда, стать рабочими не желали, ведь это изменение традиционного, привычного для них образа жизни. Трудности в деле ликвидации неграмотности были значительными: руина, недостаток опыта в организации учебы взрослых, учебных пособий. К тому же, учились люди разных национальностей и надлежало обеспечить им право учиться родным языком. Средства выделялись как государством, так и людьми: все платили денежный или натуральный налог в виде отчислений из заработка, засевали так называемые «культгектары» на селе, урожай и деньги за него поступали в фонд ликбеза, методом народного строения оборудовали помещение под пункты ликбеза, дома-читальни. В Донецкой губернии за 1920-1925 годы прошли ликбез около 80 тысяч человек. Как на нынешнее время, критерии грамотности были весьма низкими: грамотным считался тот, кто умел расписаться и прочитать печатный текст, хоть бы по буквам. В целом же становится обычным явлением продолжение образования и самообразование, особенно среди людей молодых.
Для их учебы привлекалось все грамотное население в возрасте от 16 до 50 лет при наличии избирательных прав (первого попавшегося для этого дела не брали, потому что учитель - идеологический работник, должен был быть агитатором и пропагандистом идей среди учеников - детей и взрослых). Уровень образования для культармейцев, так начали называть учителей ликбеза, - в городах - 7 классов и выше, на селе - 4 класса. Им на помощь создавались специальные центры, названные университетами культармейцев. В 30-ые годы длилось движение культармейцев. Так в Горловском районе на 1 января 1934 года было 700 учеников, а через месяц - 1 февраля - 1400 человек Кроме 73 учителей в Горловке к роботе по ликвидации неграмотности включено 15 многотиражных газет, 345 культармейцев. Рядом с ликвидацией неграмотности взрослых, важнейшим заданием было не допустить роста количества необразованных за счет детей, то есть создать сеть школ для их учебы. В 20-ые годы в народном образовании учитывалось национальное своеобразие народов, которые населяли наш край. В 1922 г. в школах учились лишь 15% донецких детей, в 1923 г. - 67%, а в 1924 году - больше 80%. Через год в городах и селах Донецкой губернии работали 1432 школы с около 200 жал школьников. Росла сеть профтехшкол, разных курсов. В 1921 году в Юзовке открыто горномеханический техникум и при нем рабочий факультет (В настоящее время это Донецкий национальный технический университет) Украинизация школ в Донбассе началась по плану с 1 января 1923 года. К этому было в регионе 7 украинских школ, на 1924 год их количество выросло до 129. Наибольшее количество украинских школ приходились на Бахмутский уезд (30). Менее всего - в Шахтинском. По всей губернии обнаружен 523 педагог, которые владели украинским языком. В 1924 г. открыта 121 школа с 546 преподавателями украинского языка. Однако в 1932 г. украинизация была объявлена буржуазно-националистической кампанией. В конечном итоге она так же и закончилась, как и начиналась. В 30-ые годы был осуществлен переход к общему обязательному начальному, а затем - общему семилетнему образованию. 3 1932/1933 учебного года разворачивались средние школы. Действовали 62 техникума. В Донбассе работали 2703 школы из 850 тыс. учеников.
Значительное внимание уделялось учительским кадрам, которых не хватало. Пополнялись они за счет разных источников, вплоть до мобилизаций грамотных людей на педагогическую работу. В 1924 году в нынешней Донецкой области было 15.534 чел. в 1938 р - 25.062 чел учителей. Количество учителей общеобразовательных школ в сравнении с 1914 годом выросли в 8 раз и последнего довоенного года. В 1921 году в Луганске был создан институт народного образования - первый в Донбассе высшее педагогическое учебное заведение. В 30-ые годы практически каждый, кто имел образование по 7 классов, мог работать учителем начальной школы после прохождения краткосрочных курсов. В 30- х гг. в ряде городов Донбасса открыто педагогические школы иучилища. В Артемовске работал учительский институт. В 1934 году в Макеевской педшколе был первый выпуск учителей начальных классов, а в 1937 году в Сталино открылся пединститут (в настоящее время это Донецкий национальный университет, статус университета приобрел официально в 1965 году). По национальному составу среди учителей были в основном украинцы и россияне. 20-30-е годы характерные частой проверкой, чистками учителей. Советской власти нужен был не просто лояльный педагог-спецалист, а воспитатель, агитатор, пропагандист ее ценностей и идеалов. На середину 30-х годов в Донбассе была завершена унификация системы образования - от школы общеобразовательной и средней (именно десятилетки, а не семилетки) к вузу. Основное внимание - профессиональному образованию, техникумы и вузы сконцентрированы на потребностях региона. Вместе с тем, организуется и профессиональная подготовка сельскохозяйственных работников. Действовали школы механизаторов, шоферов, 10 из 61 техникумов были в Донецком регионе сельскохозяйственными. В 1939 г. в Донецкой области насчитывалось 7 вузов (6,4 тысяч студентов): Сталинский педагогический (в 1937 году основание), индустриальный (в 1921 году основание), медицинский (1930 год основание) институты, Артемовский учительский. Донбасс превратился в новый вузовский центр Украины. К Октябрьской революции почти 40% рабочих Донбасса жилы в землянках. Немало из ни их, не имея жилье в городах и рабочих поселках, вынужденные были добираться на работу за много, иногда десятки километров. За годы довоенных пятилеток (1928-1941 годы) почти все рабочие получили жилье по месту работы. По переписи 1939 года, населения Донецкой области, составляло 3103249 человек (почти вдвое больше, чем в 1926 г., причем 3/4 населения проживало в городах). На географической карте появились новые города Горловка, Дзержинск, Дебальцево, Дружковка Енакиево, Краматорск, Константиновка, Макеевка, Снежное, Червоноармийск (Красноармийск), Чистяково (Торез), Харцизск. До 1917 года ни один населенный пункт региона не имел трамвая, а в 1940 году общая длина трамвайных линий в Сталино, Мариуполе, Макеевке, Краматорске, Горловке составляла 196 км. В 1939 г. построено первую трассу троллейбусной линии. В целом город Сгалино значительным транспортным центром, имея железнодорожный вокзал и аэропорт. Воздушное сообщение настроено с Москвой, Ленинградом, Киевом. Харьковом. В городах было автобусное соединение и такси. В 11 больших городах были проложены водогоны и канализация. Аналогичной была ситуация и в соседней Луганской области. Газифицируются часть жилья в Сталино, Макеевке, Мариуполе. Города приобрели новый архитектурный вид, появились парки - зеленые зоны отдыха тружеников Огромное богатство книг было сосредоточенно в 1190 библиотеках, имелись 514 киноустановок, выдавались 4 областные, а также районные, городские и многотиражные газеты.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 818; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.204.208 (0.005 с.) |