Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Бухгалтерский учет и его средаСтр 1 из 15Следующая ⇒
ЛЕКЦИЯ 1
Обязательность ведения учета и представления отчетности. Все организации независимо от формы собственности обязаны вести финансовый учет и представлять финансовую отчетность. Организация управленческого учета — это выбор самой организации. ПОЛЬЗОВАТЕЛИ БУХГАЛТЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ. ЗАДАЧИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА В зависимости от цели использования учетной информации различают внутренних и внешних пользователей. Внутренние пользователи используют учетную информацию с целью управления организацией. К ним относятся лица, несущие ответственность за управление деятельностью организации. В зависимости от уровня управления лицам, принимающим решение, необходимы различные виды информации. Так, менеджерам высшего уровня управления необходима в основном статистическая, бухгалтерская (финансовая) информация и в меньшем объеме — бухгалтерская (управленческая) информация. На среднем уровне менеджерам-исполнителям необходима преимущественно бухгалтерская (управленческая) и частично бухгалтерская (финансовая) информация. На оперативном уровне используется только бухгалтерская (управленческая) и оперативная учетная информация. Внешние пользователи, изучив предоставленную (публичную) информацию бухгалтерского (финансового) учета (финансовую отчетность), оценивают финансовое состояние и финансовое положение организации в зависимости от финансовых интересов. В соответствии с международными стандартами финансовой отчетности выделяют следующие группы пользователей: 1) пользователи, имеющие прямой финансовый интерес; 2) пользователи, имеющие косвенный финансовый интерес; 3) пользователи, не имеющие финансового интереса. В первую группу пользователей с прямым финансовым интересом входят лица, управляющие организацией, и лица, находящиеся вне организации, но имеющие с ней непосредственные экономические связи. Администрация несет ответственность за управление деятельностью организации и достижение целей, стоящих перед ней. В состав администрации входят директорат, высший управленческий персонал организации, менеджеры, руководители подразделений, служащие. Все они заинтересованы в стабильности финансового положения и рентабельности фирмы.
Акционеров и собственников в первую очередь интересует способность организации получать прибыль и привлекать инвесторов. Большой интерес у данной группы пользователей вызывает и наличие платежных средств для оплаты долгов организации. Особенность этой группы пользователей состоит в непосредственном их участии в деятельности организации, следовательно, большем влиянии на хозяйственную деятельность и на принятие тех или иных управленческих решений. В группу пользователей с прямым финансовым интересом, но не принимающих непосредственного участия в процессе управления организацией, входят инвесторы (в том числе потенциальные), кредиторы, поставщики и подрядчики, покупатели. Инвесторов интересуют два момента: финансовые перспективы организации и ее возможности выплачивать дивиденды. Кредиторов преимущественно волнует ликвидность, т.е. способность кредитополучателя вернуть в срок полученные деньги и проценты по займам. Для поставщиков и подрядчиков важны сроки, на которые они могут предоставить покупателям отсрочку платежа за проданные им товары или предоставленные услуги. Покупателей интересует, как долго будет функционировать фирма-поставщик, ее финансовая устойчивость и сроки погашения кредиторской задолженности. Особую группу составляют пользователи бухгалтерской информации, имеющие косвенный финансовый интерес. Степень их влияния на управление организацией достаточно специфична и регламентируется законодательными и нормативными документами. В эту группу входят регулирующие органы, налоговые органы, органы статистики и общественность. Под регулирующими органами понимают государственные и ведомственные структуры, регулирующие бухгалтерский учет и отчетность экономических субъектов, выпуск, покупку и продажу ценных бумаг, фондовые и биржевые операции. Налоговые органы контролируют правильность уплаты налогов всех уровней в соответствии с требованиями законодательства. Органы статистики на базе бухгалтерской информации и данных финансовой отчетности организаций формируют статистическую обобщающую отчетность.
• Общественность — группа, которую волнуют общие вопросы занятости, экологии, экономического процветания и распределения производительных сил. К пользователям финансовой отчетности, не имеющим финансового интереса, относятся органы статистики, аудиторы (аудиторские организации), арбитражные и другие судебные органы. В соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» основными задачами бухгалтерского учета являются: 1) формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности; 2) обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами; 3) предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости. ЛЕКЦИЯ 2
КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К СОТРУДНИКАМ БУХГАЛТЕРИИ В соответствии с Федеральным законом «О бухгалтерском учете» и квалификационным справочником к каждому сотруднику бухгалтерии предъявляются определенные квалификационные требования, которые являются базовыми для определения их должностных обязанностей и сферы ответственности. Должностные обязанности главного бухгалтера: • осуществляет организацию бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности организации. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику исходя из структуры и особенностей деятельности организации, необходимости обеспечения ее финансовой устойчивости; • возглавляет работу по подготовке и принятию рабочего плана счетов, форм первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, разработке форм документов внутренней бухгалтерской отчетности, а также обеспечению порядка проведения инвентаризаций, контроля за проведением хозяйственных операций, соблюдения технологии обработки бухгалтерской информации и порядка документооборота; • обеспечивает рациональную организацию бухгалтерского учета и отчетности в организации и в ее подразделениях на основе максимальной централизации учетно-вычислительных работ и применения современных технических средств и информационных технологий, прогрессивных форм и методов учета и контроля, формирование и своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской информации о деятельности организации, ее имущественном положении, доходах и расходах, а также разработку и осуществление мероприятий, направленных на укрепление финансовой дисциплины; • организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов финансово-хозяйственной деятельности организации, а также финансовых, расчетных и кредитных операций;
• обеспечивает законность, своевременность и правильность оформления документов, составление экономически обоснованных отчетных калькуляций себестоимости продукции, выполняемых работ (услуг), расчеты по заработной плате, правильное начисление и перечисление налогов и сборов в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды, платежей в банковские учреждения, средств на финансирование капитальных вложений, погашение в установленные сроки задолженностей банкам по ссудам, а также отчисление средств на материальное стимулирование работников организации; • осуществляет контроль за соблюдением порядка оформления первичных и бухгалтерских документов, расчетов и платежных обязательств, расходования фонда заработной платы, за установлением должностных окладов работникам организации, проведением инвентаризаций основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, проверок организации бухгалтерского учета и отчетности, а также документальных ревизий в подразделениях организации; • участвует в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, устранения потерь и непроизводительных затрат; • принимает меры по предупреждению недостач, незаконного расходования денежных средств и товарно-материальных ценностей, нарушений финансового и хозяйственного законодательства; • участвует в оформлении материалов по недостачам и хищениям денежных средств и товарно-материальных ценностей, контролирует передачу в необходимых случаях этих материалов в следственные и судебные органы; • принимает меры по накоплению финансовых средств для обеспечения финансовой устойчивости организации; • осуществляет взаимодействие с банками по вопросам размещения свободных финансовых средств на банковских депозитных вкладах (сертификатах) и приобретения высоколиквидных государственных ценных бумаг, контроль за проведением учетных операций с депозитными и кредитными договорами, ценными бумагами;
• ведет работу по обеспечению строгого соблюдения штатной, финансовой и кассовой дисциплины, смет административно-хозяйственных и других расходов, законности списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь, сохранности бухгалтерских документов, оформления и сдачи их в установленном порядке в архив; • участвует в разработке и внедрении рациональной плановой и учетной документации, прогрессивных форм и методов ведения бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники; • обеспечивает составление баланса и оперативных сводных отчетов о доходах и расходах средств, об использовании бюджета, другой бухгалтерской и статистической отчетности, представление их в установленном порядке в соответствующие органы; • оказывает методическую помощь работникам подразделений организации по вопросам бухгалтерского учета, контроля, отчетности и экономического анализа; • руководит работниками бухгалтерии. Главный бухгалтер должен знать: • законодательство о бухгалтерском учете; • постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие, методические и нормативные материалы вышестоящих, финансовых и контрольно-ревизионных органов по вопросам организации бухгалтерского учета и составления отчетности, а также касающиеся финансово-хозяйственной деятельности организации; • гражданское право, финансовое, налоговое и хозяйственное законодательство; • структуру организации, стратегию и перспективы ее развития; • положения и инструкции по организации бухгалтерского учета в организации, правила его ведения; • порядок оформления операций и организацию документооборота по участкам учета; • формы и порядок финансовых расчетов; • методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации, выявления внутрихозяйственных резервов; • порядок приемки, оприходования, хранения и расходования денежных средств, товарно-материальных и других ценностей; • правила расчета с дебиторами и кредиторами; • условия налогообложения юридических и физических лиц; • порядок списания со счетов бухгалтерского учета недостач, дебиторской задолженности и других потерь; • правила проведения инвентаризаций денежных средств и товарно-материальных ценностей; • порядок и сроки составления бухгалтерских балансов и отчетности; • правила проведения проверок и документальных ревизий; • современные средства вычислительной техники и возможности их применения для выполнения учетно-вычислительных работ и анализа производственно-хозяйственной и финансовой деятельности организации; • передовой отечественный и зарубежный опыт совершенствования организации бухгалтерского учета;
• экономику, организацию производства, труда и управления; • основы технологии производства; • рыночные методы хозяйствования; • законодательство о труде; • правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации: • высшее профессиональное (экономическое) образование; • стаж финансово-бухгалтерской работы, в том числе на руководящих должностях, не менее пяти лет. Должностные обязанности бухгалтера: • выполняет работу по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций (учет основных средств, товарно-материальных ценностей, затрат на производство, реализации продукции, результатов финансово-хозяйственной деятельности, расчеты с поставщиками и заказчиками, а также за предоставленные услуги и т.п.); • участвует в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов; • осуществляет прием и контроль первичной документации по соответствующим участкам бухгалтерского учета и подготавливает их к счетной обработке; • отражает на счетах бухгалтерского учета операции, связанные с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; • составляет отчетные калькуляции себестоимости продукции (работ, услуг), выявляет источники образования потерь и непроизводительных затрат, подготавливает предложения по их предупреждению; • начисляет и перечисляет налоги и сборы в федеральный, региональный и местный бюджеты, страховые взносы в государственные внебюджетные социальные фонды, платежи в банковские учреждения, средства на финансирование капитальных вложений, заработную плату рабочих и служащих, другие выплаты и платежи, а также отчисления средств на материальное стимулирование работников организации; • обеспечивает руководителей, кредиторов, инвесторов, аудиторов и других пользователей бухгалтерской отчетности сопоставимой и достоверной бухгалтерской информацией по соответствующим направлениям (участкам) учета; • формирует рабочий план счетов и разрабатывает формы первичных документов, применяемые для отражения хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности, участвует в определении содержания основных приемов и методов ведения учета и технологии обработки бухгалтерской информации; • участвует в проведении экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации по данным бухгалтерского учета и отчетности в целях выявления внутрихозяйственных резервов, осуществления режима экономии и мероприятий по совершенствованию документооборота, в разработке и внедрении прогрессивных форм и методов бухгалтерского учета на основе применения современных средств вычислительной техники, в проведении инвентаризаций де-нежных средств и товарно-материальных ценностей; • подготавливает данные по соответствующим участкам бухгалтерского учета для составления отчетности, следит за сохранностью бухгалтерских документов, оформляет их в соответствии с установленным порядком для передачи в архив; • выполняет работы по формированию, ведению и хранению базы данных бухгалтерской информации, вносит изменения в справочную и нормативную информацию, используемую при обработке данных; • участвует в формулировании экономической постановки задач либо отдельных их этапов, решаемых с помощью вычислительной техники, определяет возможность использования готовых проектов, алгоритмов, пакетов прикладных программ, позволяющих создавать экономически обоснованные системы обработки экономической информации. Бухгалтер должен знать: • законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций и составлению отчетности; • формы и методы бухгалтерского учета в организации; • план и корреспонденцию счетов; • организацию документооборота по участкам бухгалтерского учета; • порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; • методы экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности организации; • правила эксплуатации вычислительной техники; • экономику, организацию труда и управления; • рыночные методы хозяйствования; • законодательство о труде; • правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации. Бухгалтер I категории: • высшее профессиональное (экономическое) образование; • стаж работы в должности бухгалтера II категории не менее трех лет. Бухгалтер II категории: • высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование; • стаж работы в должности бухгалтера не менее трех лет. Бухгалтер: • среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе; • стаж работы по учету и контролю не менее трех лет. Должностные обязанности бухгалтера-ревизора: • осуществляет в соответствии с действующими положениями и инструкциями плановые и по специальным заданиям документальные ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации по ведению бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций, а также подразделений организации, находящихся на самостоятельном балансе; • своевременно оформляет результаты ревизии и представляет их в соответствующие инстанции для принятия необходимых мер; • дает оперативные указания руководителям ревизуемого объекта об устранении выявленных нарушений и недостатков, проведении контрольных проверок выполненных работ; • контролирует достоверность учета поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, правильность расходования материалов, топлива, электроэнергии, денежных средств, соблюдения смет расходов, порядок составления отчетности на основе первичных документов, организацию проведения инвентаризаций и бухгалтерского учета в подразделениях организации, а также соблюдение сроков перечисления налогов и сборов и выплаты заработной платы; • участвует в разработке и осуществлении мер, направленных на повышение эффективности использования финансовых средств, усиление контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организации, обеспечение сохранности собственности организации и правильной организации бухгалтерского учета; • принимает необходимые меры по использованию в работе современных технических средств; • контролирует деятельность работников организации по вопросам ведения бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтер-ревизор должен знать: • законодательные акты, постановления, распоряжения, приказы, руководящие, методические и нормативные материалы по организации бухгалтерского учета и составлению отчетности; • формы и методы бухгалтерского учета и анализа хозяйственной деятельности в организации; • порядок проведения документальных ревизий и проверок правильности ведения бухгалтерского учета имущества, обязательств и хозяйственных операций; • организацию документооборота и порядок документального оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с движением основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств; • План и корреспонденцию счетов; • финансовое и хозяйственное законодательство; • экономику, организацию производства, труда и управления; • рыночные методы хозяйствования; • правила эксплуатации вычислительной техники; • законодательство о труде; • правила и нормы охраны труда. Требования к квалификации. Бухгалтер-ревизор I категории: • высшее профессиональное (экономическое) образование; • стаж работы в должности бухгалтера-ревизора II категории не менее трех лет. Бухгалтер -ревизор II категории: • высшее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное (экономическое) образование; • стаж работы в должности бухгалтера-ревизора не менее трех лет. Бухгалтер-ревизор: • среднее профессиональное (экономическое) образование без предъявления требований к стажу работы или специальная подготовка по установленной программе; • стаж работы по учету и контролю не менее трех лет. Должностные обязанности кассира (старшего кассира): • осуществляет операции по приему, учету, выдаче и хранению денежных средств и ценных бумаг с обязательным соблюдением правил, обеспечивающих их сохранность; • оформляет документы и получает в соответствии с установленным порядком денежные средства и ценные бумаги в учреждениях банка для выплаты заработной платы, премий, оплаты командировочных и других расходов; • ведет на основе приходных и расходных документов кассовую книгу; • сверяет фактическое наличие денежных сумм и ценных бумаг с книжным остатком; • составляет кассовую отчетность. Кассир (старший кассир) должен знать: • руководящие и нормативные документы (постановления, распоряжения, приказы, инструкции и т.п.), касающиеся ведения кассовых операций; • формы кассовых и банковских документов; • правила приема, выдачи, учета и хранения денежных средств и ценных бумаг; • порядок оформления приходных и расходных документов; • лимиты остатков кассовой наличности, установленной для организации; • правила обеспечения сохранности денежных средств и ценных бумаг; • порядок ведения кассовой книги, составления кассовой отчетности; • правила эксплуатации электронно-вычислительной техники; • основы организации труда; • законодательство о труде и охране труда Российской Федерации; • правила внутреннего трудового распорядка; • правила и нормы охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты. Приказ № (постановление, распоряжение) по______________________________________________________________________________ (наименование организации) от «__»_____________200_Г. Для проведения инвентаризации в ___________________________________________назначается инвентаризационная комиссия (постоянно действующая, рабочая)в составе: 1) председатель комиссии __________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) 2) члены комиссии ________________________________________________________________ (должность, фамилия, имя, отчество) Инвентаризации подлежат ___________________________________________________________ (имущество и финансовые обязательства) к инвентаризации приступить_________________________________________________________ (дата) и окончить_________________________________________________________________________ (дата) Причина инвентаризации _____________________________________________________________ (контрольная проверка, смена материально ответственных лиц, переоценка и т.д.)
Материалы по инвентаризации сдать в бухгалтерию не позднее ____________200_г. Руководитель _________ (подпись)
До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии должны быть представлены последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств. Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), указывая в них «до инвентаризации на (дата)», что должно служить бухгалтерии основанием для определения остатков имущества к началу инвентаризации по учетным данным. Материально ответственные лица дают расписки о том, что к началу инвентаризации все расходные и приходные документы на имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии и все ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества. Расписка К началу проведения инвентаризации все расходные и приходные документы по основным средствам сданы в бухгалтерию и все основные средства, поступившие на мою (нашу) ответственность, оприходованы, а выбывшие — списаны в расход. Лицо, ответственное за сохранность основных средств ________________________ _______________________ _____________________________ (должность) (подпись) (расшифровка подписи)
Для оформления результатов инвентаризации применяются формы первичной учетной документации по инвентаризации имущества и финансовых обязательств согласно Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденных приказом Минфина России 13 июня 1995 г. № 49, либо формы, разработанные министерствами, ведомствами. Например, при инвентаризации рабочего скота и продуктивных животных, многолетних насаждений, питомников применяются формы для сельскохозяйственных организаций, утвержденные Министерством сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации. Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи (табл. 2.3) или акты инвентаризации, составляемые не менее чем в двух экземплярах. Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации. Фактическое наличие имущества при инвентаризации определяют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера и т.д.
Количество материалов и товаров, хранящихся в неповрежденной упаковке поставщика, может определяться на основании документов, но при условии обязательной выборочной проверки части этих ценностей. Определение веса (объема) навалочных материалов допускается производить на основании обмеров и технических расчетов. Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц. Инвентаризационные описи могут быть заполнены как с использованием средств вычислительной техники, так и ручным способом. Они заполняются чернилами или шариковой ручкой четко и ясно, без помарок и подчисток. Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете. Исправление ошибок производится во всех экземплярах описей путем зачеркивания неправильных записей и проставлением над зачеркнутыми правильных записей. Исправления должны быть оговорены и подписаны всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами. В описях не допускается оставлять незаполненные строки, поэтому на последних страницах незаполненные строки прочеркиваются и ставится отметка о проверке цен, таксировке и подсчете итогов за подписями лиц, производивших эту проверку. Описи подписывают все члены инвентаризационной комиссии и материально ответственные лица. В конце описи материально ответственные лица дают расписку о том, что проверка комиссией имущества была произведена в их присутствии, а также об отсутствии к членам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение. В случае смены материально ответственных лиц принявший имущество расписывается в получении, а сдавший — в сдаче этого имущества. На имущество, находящееся на ответственном хранении, арендованное или полученное для переработки, составляются отдельные описи. Если инвентаризация имущества проводится в течение нескольких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны. Во время перерывов в работе инвентаризационных комиссий (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация. В тех случаях, когда материально ответственные лица обнаружат после инвентаризации ошибки в описях, они должны немедленно (до открытия склада, кладовой, секции и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризационная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в случае их подтверждения производит исправление выявленных ошибок в установленном порядке. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация. В бухгалтерии данные инвентаризационных описей сверяют с остатками, показанными в бухгалтерском учете. При сравнении могут быть обнаружены расхождения в большую или меньшую сторону. Превышение фактического наличия имущества (по данным инвентаризационной описи) над данными бухгалтерского учета называется излишком, отрицательная разница — недостачей. По ценностям, по которым выявлены расхождения (излишки или недостачи), составляются сличительные ведомости (табл. 2.4). После составления сличительной ведомости необходимо определить порядок регулирования выявленных отклонений. Выявленные в результате инвентаризации отклонения могут регулироваться в следующем порядке: 1) основные средства, материальные ценности, денежные средства и другое имущество, оказавшиеся в излишке, подлежат оприходованию и зачислению соответственно на финансовые результаты у организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением причин и виновных лиц возникновения излишка; 3) убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. В том случае, если после зачета по пересортице, проведенного в установленном порядке, все же оказалась недостача ценностей, нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача. При отсутствии норм убыль рассматривается как недостача сверх норм; 4) недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, а также порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В тех случаях, когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на издержки производства и обращения у организации или уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации. Взаимный зачет излишков и недостач может быть допущен только за один и тот же проверяемый период, у одного и того же проверяемого материально ответственного лица, в отношении имущества одного и то-го же наименования и в тождественных количествах. Окончательное решение о взаимозачете принимает руководитель организации. Данные результатов проведенных инвентаризаций обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией (табл. 2.5). Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором была закончена инвентаризация. Оценка. В соответствии с Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации имущество, обязательства и иные факты хозяйственной деятельности для отражения в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности подле-жат оценке в денежном выражении. Оценка представляет собой способ перевода объектов бухгалтерского учета из натурального измерителя в денежный. Оценка — одна из центральных теоретических и практических проблем бухгалтерского учета. Ее изучению как методу бухгалтерского учета уделяли внимание многие ведущие российские и зарубежные ученые. Подробное исследование определения, классификации и роли оценок в бухгалтерском учете проведено Я.В. Соколовым1. (1 Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета.- М.: Финансы и статистика, 2000.)
Для организаций всех форм собственности в Российской Федерации установлен единый порядок оценки имущества в зависимости от способа его приобретения. В этих целях различают имущество: • приобретенное за плату — оценивается по фактически произведенным затратам на его покупку; • произведенное в самой организации — оценивается по стоимости его изготовления (фактические затраты, связанные с производством объекта имущества); • полученное безвозмездно — оценивается по рыночной стоимости на дату оприходования. Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте Российской Федерации. Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, выраженных в иностранной валюте, ведется в рублях. Сумма определяется путем пересчета иностранной валюты по курсу Банка России, действующему на дату совершения операции. Следует иметь в виду, что существуют различные способы расчета величины стоимости для каждого конкретного вида имущества. Эти способы законодательно определены в положениях по учету данных объектов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 330; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.44.9 (0.137 с.) |