I. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую



I. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую

II. Отечество - единственная, уникальная для каждого человека

Родина, данная ему судьбой, завешанная его предками

 

Это гениально выразил А.С.Пушкин:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу –

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века

По воле Бога самого

Самостоянье человека –

Залог величия его.

О патриотизме написано и сказано, пропето и нари­совано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматри­вается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заяв­ляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эстрад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной лег­костью произносятся категоричные оценки. Порой для этого просто меняются знаки: плюсы на минусы и наоборот. Кажется, самым популярным образом стал приз Страны дураков. Разумеется, такая самооценка отнюдь не способствует укреплению авторитета когда-то великой державы. Русский человек за рубежом уже ловит ирони­ческие и сочувственные взгляды.

Автора этих строк могут упрекнуть в намеренном сгущении красок. Ведь есть еще и другое: глубокий анализ исторического прошлого, попытки патриотического возрождения. Конечно, есть. Но я говорю прежде всего о том, что наиболее сильно влияет на молодежь. Отрицание авторитетов, отчаянное саморазоблачение очень привлека­тельны. Они хорошо накладываются на особенности возрас­та подростков и юношества. Сегодня нигилизм сильно помолодел. Недавно я видел конкурс детских рисунков на асфальте. Его участники - ученики начальных классов. На самом видном месте крупно, печатными буквами было написано: «Жизнь - помойка!»

Вот и получается, что сегодняшнему школьнику внушается комплекс исторической неполноценности, чувст­во жертвы истории, отчаяние человека, обреченного жить в самой плохой стране. Неслучайно, как показывают опросы социологов, 80% сегодняшних старшеклассников Москвы и Петербурга хотят уехать из России.

Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной), не чувствуют всей остроты ситуа­ции, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать?

Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя – она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их грубых ошибок. Другого Отечества и другой истории у нас не будет. Есть силы, смелость, идеи – делай ее лучшей, нет – молчи, а то и так тошно. Надо хотя бы в школе прекратить нытье и истерию – это еще никому не помогало, а дешевый эффект обличителя уже перестает поражать воображение. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя – исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактов­ками исторических событий, а там - пусть сами разби­раются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вешал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и не­гоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация – возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими.

Воспитательная практика нашей школы всегда была богата патриотическим содержанием, интересными формами работы. Сегодня большую популярность приобретают раз­личные патриотические движения, клубы, объединения, идет активное освоение народных обычаев, обрядов, праздников, изучается национальный фольклор, возрож­даются народные ремесла и промыслы, немало школьников трудится на реставрации и восстановлении храмов и памятников старины. К сожалению, рядом с этим проис­ходит и разрушение монументов, осквернение могил, распродажа наград и знамен, оскорбление исторической памяти старших поколений. В отношении людей к Родине и ее истории определились два полюса: на одном – глубо­кое, неистребимое патриотическое чувство, ведущее к активной созидательной позиции, на другом - вандализм и циничный отказ от своего Отечества, позиция предателя. Между ними несчетное множество переходных вариантов. В этой зоне колеблющихся, неустойчивых и находится боль­шая часть молодежи. И опять величайшая ответственность ложится на школу.

Мы, например, большое значение придаем эмоциональ­но-практическому приобщению растущего человека к историческим святыням Отечества. Вообще историю нельзя познавать только через книгу, фильм, наглядное пособие. За десять школьных лет, по нашим замыслам, каждый ученик проходит по маршрутам, связанным с историческим прошлым своей страны, начиная с Красной площади, городов Золотого кольца и кончая Мамаевым курганом и Пискаревским кладбищем. Когда в школе падает настроение и начинает «заедать» повседневная обыденность, мы проводим какое-либо яркое массовое действие. Например, снимаем уроки и вывозим всю школу в Дубосеково, к величественному мемориалу защитников Москвы. Старше­классники возлагают гирлянду Славы на могилу героев-панфиловцев; дают клятву верности; все вместе посещают местный музей; малыши и подростки с интересом разбредаются по старым, заросшим солдатским окопам. К вечеру все, просветленные, переполненные впечатлениями, возвращаются домой.

Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном – прекрасное – непростое, но очень важное умение человека. Ведь не случайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.

В двадцати минутах ходьбы от нашей школы расположен старинный парк. Мы нередко бываем в нем, особенно когда настает пора экскурсий в природу. Всегда считалось, что парк хорош для прогулок в свободное время, не более того. Но вот один из шестых классов, ко­торым руководила учитель словесности Юлия Владимировна Уварова, знаток и энтузиаст литературного краеведения, решил заняться изучением истории парка. Началась увлекательная исследовательская работа, к которой под­ключились все учителя-предметники, работавшие в классе, сотрудники парка, Музея К.Паустовского, ученики дру­жественного 11-го класса, родители. Работа шла сразу по нескольким направлениям. Природа, история и культура постепенно в своей неразрывной связи создали целостную картину мира ближайшего окружения, образ малой родины как части большого Отечества.

Дети узнали, что в глубокой древности здесь жило племя голядь, которое постепенно смешалось с новым пле­менем кривичей. Память о первых поселениях осталась в названии речки Голядки, протекавшей здесь вместе с речкой Чурилихой. В течение 3-4 столетий эти земли, известные как Кузьминская пустошь, принадлежали Симо­нову монастырю. По преданию, здесь жил мельник Кузьма, мужик настолько яркий и самобытный, что от него и пошло название места. Никто из последующих владельцев так и не смог преодолеть, изменить традиционное название парка - «Кузьминки». В этих местах, к юго-востоку от Москвы, любил охотиться Петр I. До наших дней сохранил­ся фундамент его охотничьего домика. Проводя секуляри­зацию, государь лишает монастырь его владений и дарит эти земли своим сподвижникам. Так Кузьминская пустошь в 1702 году переходит во владения знаменитого пермского промышленника, владельца крупнейших чугунолитейных заводов Строганова.

Строганов начинает со строительства здесь деревни и церкви. В 1720 году была построена церковь во имя пресвятой Богородицы Влахернской с приделом А.Невского. А в 1722 году сюда, в подмосковную усадьбу Строгановых, возвращались с победой из Персидского похода войска Петра I, и он сам их встречал здесь. О той далекой истории напоминают дубы Петра I, свидетели тех событий. А рядом с дубами - лиственницы, посаженные в честь Екатерины II, тоже побывавшей в Кузьминках.

Новый этап в истории усадьбы начинается с того, что Строганов выдает замуж дочь за князя Голицына и в качестве приданого передает ему Кузьминки. Голицын, стремясь поразить Екатерину II, приглашает знаменитых архитекторов для строительства дворца и других усадеб­ных построек, выписывает из Германии садовников. Силами крепостных вырыты три пруда в руслах рек, строится пристань для катания гостей на гондолах. Жемчужиной Кузьминок был музыкальный домик архитектора Росси. Фронтон сооружения был украшен скульптурной группой Аполлон и музы», арку украшали знаменитые кони скульптора Клодта. На территории дворца был устроен лучший в России музей под открытым небом из русского чугунного литья. В 1812 году в усадьбе стояла конница Мюрата. После войны застройка усадьбы продолжалась.

Голицыным удалось полностью осуществить замысел, и в XIX веке усадьба Кузьминки занимала третье место в Европе по садово-парковому искусству, после Петродворца и Павловска.

В Кузьминках бывали многие известные в истории России люди. Исследователи предполагают, что сюда приезжал и А.С.Пушкин. Будучи дальним родственником Галицыных, гостил в Кузьминках А.В.Суворов. Поэт В. А. Жуковский, сопровождая императорскую семью в качестве воспитателя молодого царя Александра I, подолгу жил здесь. В местной больнице работал врачом брат художника Перова. Здесь же от чахотки скончался и сам художник. Рассказ А.П.Чехова «У знакомых» начи­нается словами: «Однажды я поехал к знакомым врачам в Кузьминки».

Словом, наш парк Кузьминки оказался выдающимся памятником русской природы, русской истории и русского искусства. Он таит в себе еще много неразгаданных загадок, так что познание Кузьминок только начинается.

Работа шестиклассников увлекла всю школу. Она хорошо вписалась в нашу программу «Духовная история России». Одно из ключевых школьных дел мы назвали «Загадки старинного парка». Каждый класс выбрал для изучения одну из подмосковных усадеб. В течение года дети посетили Кусково, Царицыно, Лефортово, Измайлово, Архангельское, Останкино, Коломенское, Абрамцево. Мураново, Новый Иерусалим и другие природно-исторические и культурные памятники.

Проведенная работа дала простор для поисков и открытий. Ребята по-новому взглянули на традиционные школьные предметы (историю, биологию, географию, родной язык, литературу, ИЗО), ставшие инструментом познания и установившие неразрывную связь всех предметов с окру­жающей жизнью. В совместной познавательной деятельности лучше сплотились классные коллективы, появились новые лидеры, раскрылись незаметные ранее творческие способ­ности ребят, развились наблюдательность, склонность к обобщениям, эстетические чувства, повысилась общая культура детей. А главное, всем нам ближе и понятнее стали слова А.С.Пушкина: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».

 

И человечества

 

Ни от чего человечество не страдало так сильно, как от войн и революций. Причем они уносили самых сильных, самых умных людей, ухудшая общий генофонд. Человечество истощало себя.

Счастливы страны и народы, на историческую долю которых выпало мирное развитие. Немудрено, что именно они сегодня достигли высшего уровня и благоденствия.

Судьба русского народа в этом смысле необычайно трагична. Будучи по природе своей одним из самых миролюбивых народов мира, он в течение многих десяти­летий, даже столетий нес громадные невосполнимые потери, подвергался массовому уничтожению.

Не углубляясь далеко в историю, порассуждаем о поколениях, которые развивались на нашей памяти. Все люди на земле четко делились на друзей и врагов. В основе такого деления лежали политические мотивы. Мы долго внушали себе образ врага. В представлении наших воспитанников это были некие жирные буржуины, нещадно эксплуатировавшие бедняков. Вообще все оценивалось при­митивно просто: богатый, значит, плохой, бедный - хоро­ший. Между ними мира быть не может, поэтому да здравствует борьба до полной победы, борьба как само­цель, как представление о высшем человеческом счастье. Тип человека-борца был идеалом для подрастающего поко­ления, слово «борьба», перегружая нашу лексику, упо­треблялось к месту и не к месту. Например, чего стоит выражение «борьба за глубокие и прочные знания». Никто не понимал, с кем надо бороться, но боролись все. Аналогичные словесные штампы: «борьба за здоровый быт», «6итва за урожай», «борьба за лучшую жизнь» и т.д. Эти клише вызывали иронию у многих мыслящих людей. Помните, Илья Ильф и Евгений Петров в свое время выдвинули антилозунг: «Хватит бороться за чистоту - давайте подметать».

Эта постоянная ориентация на борьбу отнюдь не спо­собствовала развитию миролюбивых настроений, воспитанию терпимости к иным взглядам, позициям, идеалам. Такое воспитание не могло не сказаться в экстремальных ситуациях, в которых оказывались люди, особенно моло­дые, горячие.

В памятные августовские дни 1991 года в Москве среди защитников Белого дома было много молодежи. Сотни и сотни российских Гаврошей, распрощавшись с родителя­ми, пошли на баррикады и приготовились биться насмерть за свободу и независимость России. Никто из них не предполагал, что все так быстро кончится. Революционный запал оказался неиспользованным, накопленная энергия - неизрасходованной. Погасить ее было уже невозможно, и, прорвавшись наружу, она приобрела разрушительный харак­тер. По городу двинулись возбужденные, агрессивные толпы подростков и молодежи, сокрушая все на своем пути: витрины магазинов, автобусные остановки, вывески, школьные окна и т. д. Осквернялись памятники. На стенах домов возникла политизированная похабщина. Ни для кого не секрет, что молодежь легче всего становится жертвой политических страстей, националистических настроений. Я далек от мысли все списывать за счет нашего традицион­ного «революционизма». Причин здесь много, и они очень глубоки. Но еще об одной умолчать не могу: это низкий уровень общей культуры.

И опять вспоминается Александр Сергеевич Пушкин, который мечтал об «Отечестве свободы просвещенной». Он был убежденным противником насильственных методов в решении общественных и государственных проблем. Изучая историю пугачевского восстания, он был потрясен мужицким «бунтом, бессмысленным и беспощадным». У великого поэта, который был последовательным защитником свободы и демократии, была своя программа строительства правового государства. В основе ее лежала мысль об опе­режающем развитии просвещения, образования, культуры. Общая культура должна быть базой для развития культуры политической. Свобода со звериным лицом - не свобода, демократия обезумевшей толпы - не демократия. И опять все возвращается на круги своя - к воспитанию, к школе. Сегодня ее миротворческая деятельность может стать спасением. Сегодня вправе говорить о педагогике граж­данского мира и национального согласия. Ведь иногда самые запутанные и неразрешимые проблемы могут быть решены очень просто, если к ним подойти своевременно.

Будем надеяться, что еще не всю молодежь мы потеряли. Обратим всю силу нашего родительского и учительского влияния на детей. Только эта сила 'должна быть непременно доброй. Я даже допускаю союз школы и церкви в воспитании добра и миролюбия. Сегодня это так важно, что надо использовать все, весь опыт - и мирской, и религиозный.

Религиозный философ, поэт и публицист Владимир Соловьев писал: «Человек в принципе или по назначению своему есть безусловная внутренняя форма для добра, как безусловного содержания, все остальное условно и отно­сительно. Добро само по себе ничем не обусловлено, оно все собою обусловливает и через все осуществляется».

Сегодня мы являемся свидетелями борьбы сувере­нитетов, идет невиданная по напряжению схватка за политическую, экономическую, государственную свободу. При этом многие ищут свободы в ее абсолютном выражении. Между тем великие мудрецы прошлого уже не раз убеждали, что абсолютной свободы нет и быть не может. Всякая свобода в социальном понимании относительна. Гораздо важнее внутренняя свобода личности - свобода совести, мысли, творчества, человеческого достоинства. Вот это и нужно прежде всего воспитывать в детях, пока еще не замутненных «ошибками отцов». Но для этого необходимо, чтобы нынешние отцы «перепахали» себя. И тогда по-новому воспитанные люди, люди нового мышления, новых отношений в один прекрасный день спросят друг друга:

«А зачем нам враждовать?»

А пока... пока, как сказал известный литературный герой, надо жить и выполнять свои обязанности. Это значит преодолевать в людях недоверие и подозритель­ность в отношениях к любым народам и нациям, развивать разнообразную миротворческую деятельность детей и взрослых, включаться в народную дипломатию, в движения «Дети как миротворцы», «Педагоги за мир», создать в наших школах обстановку мира и согласия, т.е. модель тех отношений, которые сегодня особенно нужны людям Земли.

Детям всегда было безразлично, с кем играть, с кем сидеть за партой, они не интересовались национальностью и тем более социальным происхождением одноклассников. Мы всегда гордились дружбой народов, ездили друг к другу в гости, проводили трогательные встречи, обмени­вались письмами и подарками. Почти в каждой школе работали клубы интернациональной дружбы. Так было еще вчера.

Но вот дохнуло холодом отчуждения, союз республик стал стремительно разваливаться. То там, то здесь возникли очаги напряжения, вчерашние друзья взялись за оружие, пролилась кровь.

Когда о семье разлад, когда начинается брако­разводный процесс, больше всего страдают от этого дети. Сегодня в бывшем СССР идет «бракоразводный процесс с разделом имущества» такого масштаба, что несчастные исчисляются миллионами. И опять больше всего страдают дети, о которых или забыли, или превратили в заложников националистических политических группировок (я их даже партиями называть не хочу). В амбициозном безумии предается прежняя дружба, зачеркивается весь богатейший опыт интернационального воспитания многих лет. Если кого-то бесит то, что это прилагательное произошло от слова «Интернационал», замени слово, но признай возможность общего дела. Некоторых до того ослепила ненависть к прошлому, что они его отрицают полностью, без остатка. Нельзя же все начинать с нуля. Развитие остановится. В мифологическом сознании людей уже маячит зловещий образ Вавилонского столпотворения. Кто же будет «собирать камни», если не школа.

Что же можно делать? Вот несколько идей, которые, на мой взгляд, можно легко воплотить в конкретные воспитательные ситуации.

Начну с младшего возраста. Дети, как известно, никогда не устают играть, но сегодняшние их игры бедны по содержанию и однообразны по форме. В последнее время на первый план выходят игры меркантильного характера: их в большом количестве продают в детских магазинах. Правда, стоят они дороговато, но чего не купишь ребенку, если он очень просит. Итак, игра в деньги (если говорить без экономических аллегорий) становится доминирующей. Конечно, против рынка «не попрешь». Но ведь на наших глазах обедняется игровая жизнь детей, забываются разнообразные и очень интересные игры прошлого.

Думается, что начальная школа может совместно с детьми разработать специальную программу «Во что играют дети Земли». Во-первых, это имеет громадное познава­тельное значение: ведь в играх проявляются черты национальной культуры и характера, особенности быта и человеческих отношений. Только не надо играть в мафию, в рэкет и т.д. Речь идет именно о народных играх, в которых, как правило, поощряется ловкость, смекалка, благородство, фантазия. Во-вторых, это имеет огромное воспитательное значение: дети без труда увидят, что игровые интересы их сверстников очень сходны с их собственными, а некоторые игры, несмотря на другое название и небольшие детали, почти полностью совпадают. В-третьих, воспитание игрой наиболее точно соответ­ствует природе ребенка, а значит, наиболее природосообразно и эффективно.

Богатейший воспитательный материал дает изучение сказок, легенд, песен детей разных народов, знакомство с детскими праздниками. Самый любимый из них, конечно, Рождество или Новый год. Пусть дети узнают, как его встречают в разных странах, и они окунутся в море добра и света, волшебной сказки и идеальных отношений. Лучшее воспитание - это воспитание добрыми отношениями.

Подрастают дети - переходят в основную школу. Им уже под силу не только игровая, но и чисто познавательная деятельность. К сожалению, в школьной программе масса событий, фактов, законов, но мало живых людей; как правило, времени не хватает именно на то, что наиболее сильно влияет на воображение подростка, на яркий рассказ о великих открытиях, о славных море­плавателях, о благородной роли русских путешественников (один Миклухо-Маклай чего стоит!) в судьбах других народов. А какое воспитательное значение может иметь рассказ об интернациональном составе экспедиции Тура Хейердала! Сама история цивилизации работает на воспи­тание миролюбия, уважения к общему труду, объединяющему людей разных народов.

Даже из трагических страниц истории можно извлечь положительный в этом смысле опыт. Вторая мировая война, эта ужасная катастрофа мира, породила не только кровь и смерть; она дала бессмертные подвиги во имя людей, примеры великого братства и в бою, и в концлагерях, и в интердвижениях. Наши дети сегодня не знают слова «эвакуированный» (к сожалению, они знают слово «6еженец»), А ведь это слово открывает целую страницу истории человеческого благородства и межнационального родства, носители которого сегодня живы и верны ему до сих пор. Уйдутиз жизни эти свидетели спасительной, всепобеж­дающей силы дружбы народов, кто поведает о ней нашим детям? Нельзя допустить, чтобы деды наших детей, потрясенные и осмеянные, унесли в могилу свою молча­ливую обиду. Пусть развеют свою печаль рассказами внукам о настоящем человеческом братстве.

В разное время у разных стран празднуются свои национальные годовщины, некоторые из них имеют общече­ловеческое значение. В октябре 1992 г. исполнилось 500 лет со дня открытия Христофором Колумбом Америки. Это событие мирового значения может быть великолепно использовано для развития педагогики гражданского мира и национального согласия. США сегодня воспринимаются как один из примеров демократического правового государства. Его население собиралось, что называется, «с бору по сосенке», со всего света. Как же решаются там проблемы межнациональных отношений? Этот вопрос может стать предметом специального изучения старшеклас­сниками и вылиться в итоговую школьную научную конфе­ренцию. Думается, нашим школьникам будет интересно узнать, что в гражданском паспорте США нет графы «национальность». Принадлежность к той или иной национальности, как принадлежность к той или иной вере, - сфера сугубо личного выбора человека, в которую государство не вмешивается. Важно, что ты гражданин своей страны. В то же время гражданство не подавляет национальности: люди имеют право на свой язык, культуру, религию; они могут объединиться в общины, проживать большими группами - лишь бы это не противо­речило конституции. Вероятно, и там есть свои проблемы, но тем более интересно, как они решаются. Особенно интересным является состояние многонациональной школы Америки, работа о этом направлении наших американских коллег.

Сегодня кто только не объединяется! Основания для объединения различные: политика и экономика, националь­ность и клановая принадлежность. Каких только партий и движений не возникает в наше неспокойное время! Нет лишь одной - партии защиты детей, а между тем именно эта идея может объединить в глобальном масштабе многих людей.

Статья XI. Вы должны считать невиновными людей до тех пор, пока вина не доказана. Если вас обвиняют в преступлении, вы всегда должны иметь право на защиту. Никто не имеет права осудить вас или наказать за что-либо, чего вы не делали.

Этот и подобные международные документы отражают всевозрастающее стремление человечества к такой жизни, в которой врожденное достоинство и ценность каждой человеческой личности будут пользоваться уважением и защитой. Работая над декларациями, мы получаем хороший материал для воспитания у учащихся понимания ценности своей личности и ценности других людей. Согласитесь, трудно заботиться о чьих-то правах, когда не осознаешь существования своих собственных. Поэтому-то во многих странах мира декларация прав человека и декларация прав ребенка включены в школьную программу.

Накоплен и немалый методический арсенал. Во многих европейских школах со дня поступления в 1-й класс ребенок начинает создавать книгу о себе с автопортрета на обложке. Книга называется «Кто я?». По­началу в ней собираются рисунки, рассказы и стихи. Рас­сказы и стихи записываются со слов ребенка кем-нибудь из взрослых. По мере того как дети учатся мыслить, они сами заносят туда краткие записи о себе, некоторые подробности, вопросы и ответы. Вначале эта книга может Просто состоять из чистых листов, собранных в одну общую пачку.

Очень популярны в младших классах круговые беседы. Дети садятся в круг, который включает и учителя. Он начинает говорить следующие фразы:

- Больше всего мне нравится в себе...

- Я бы хотел быть...

- Моя любимая игра -...

- Я думаю, что мое имя означает...

- Я хотел бы узнать о...

- Я чувствую себя счастливым, когда...

- Я чувствую печаль, когда...

- Я хочу стать более...

- Я надеюсь, что когда-нибудь...

Каждую фразу дети дополняют по очереди. Любому из них дается одинаковое время на обдумывание. Очень важно дослушать всех до конца. Перебивать запрещено. Дети могут «пропустить» свою очередь, если пожелают. Каждый остается на своем месте до конца. Ответы можно потом внести в книгу «Кто я?».

Еще одна тема круговой беседы — загадывание жела­ний. Детям предлагается представить себя органической частью окружающего мира:

- Если бы я мог быть каким-нибудь животным, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть птицей, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть насекомым, то я бы..., потону что...

- Если бы я мог быть цветком, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть деревом, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть музыкальным инструментом, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть автомобилем, то я бы... потому что...

- Если бы я мог быть улицей, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть государством, то я бы..., потому что...

-Если бы я мог быть страной, то я бы..., потому что,..

- Если бы я мог быть игрой, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть телевизионной передачей, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть пищей, то я бы..., потому что...

- Если бы я мог быть каким-нибудь цветом, то я бы..., потому что...

А вот еще тема для разговора - «Я и люди»:

- Больше всего в друзьях (в людях) мне нравится...

- Сотрудничество и помощь другим важны, потому что...

- Если бы я мог научить всех в мире одной веши, то это было бы...

- Я отличаюсь от других, потому что...

- Я - как и все другие, потому что...

Читатель, безусловно, обратил внимание на положи­тельную конструктивную заданность вопросов. Вних нет ничего, что наводило бы детей на критику, злобу, разрушение.

Предложите детям поговорить о «лунных людях»: какие у них «лунные одежды», «лунные домашние живот­ные», «лунные игры» и т.д. Дети с удовольствием фанта­зируют. Для большего интереса и наглядности можно разы­грать сценки, нарисовать картинки... Потом перенесите ситуацию на Землю, повторив все это в отношении «земных людей», «людей моря», «людей леса», «людей неба»… Затем можно побывать в других странах.

Вообще самыми естественными приемами в подобных упражнениях являются ролевые игры и групповые дискус­сии.

Ролевая игра - это по форме маленькая пьеса, разыгрываемая перед классом. В значительной степени это импровизация. Определив содержание сценки и основные идеи, ведущий (чаше всего это педагог) дает время тем, кто решил принять в ней участие, обдумать слова и поведение (по отдельности или вместе). Иногда такого времени не дается, и ее участники сразу приступают к разыгрывайте, придумывая на ходу диалоги, реплики, действия.

Групповая дискуссия - это коллективное обсуждение проблем при полной свободе выдвижения идей, вопросов и их решения. Можно говорить все, каким бы невероятным это ни представлялось.Существуют три главных правила такого разговора: обязательное обоснование и объяснение темы дискуссии, принятие всех высказываемых идей и отказ от какой-либо персональной критики участников в ходе разговора. Все имеют равную возможность высказать­ся до конца.

В средних и старших классах дети с охотой идут на коллективную выработку правил жизни для класса, школы, города, общества. В юношеском возрасте громадное значе­ние имеет побуждение к составлению личных программ самовоспитания и самообразования, своего «кодекса чести» и т.д.

Очень важно учить школьников грамотно выходитьизконфликтных ситуаций. Вот несколько элементарных пра­вил, которые полезно учесть педагогу, участвующему в обсуждении конфликта. Прежде всего важно высказать убеждение, что любая проблема разрешима, а потом дейст­вовать по следующему плану:

1. Сформулировать проблему и признать ее сущест­вование. При этом важно, чтобы это сделали сами уча­щиеся, особенно те, кого это касается в первую очередь. Итак, пусть определят, в чем суть проблемы.

2. Описать то, что случилось, что породило конф­ликт. Пусть это сделают все участники события, каждый со своей точки зрения. Дайте всем возможность выска­заться, не прерывая и не комментируя. Вообще педагог должен вести себя нейтрально, не высказывая никаких оценочных суждений, стараясь смягчить чувство гнева и обиды. Единственное, на что следует реагировать сразу и однозначно - унижение человеческого достоинства.

3. Придумать несколько решений, ряд выходов из конфликтной ситуации. Укажите детям, что может быть не одно, а несколько справедливых решений. Поощряйте поис­ки вариантов.

4. Обосновать найденные решения. Продумать послед­ствия каждого из них. Поискать аналоги из прошлого опыта. Дать возможность прочувствовать позицию той и другой стороны, например, и обидчика, и пострадавшего.

5. Выработать план действий. При этом очень важно, как принято сегодня говорить, найти консенсус, согласие хотя бы по одному из предложенных решений.

Выполнить принятое решение.

В некоторых современных школах США сегодня полу­чили популярность различные ученические общности право­защитного характера: сообщество справедливых, общество прав человека и др. Вообще ребята хорошо понимают, что защищать свои человеческие права в одиночку труднее, чем объединившись. Недаром сегодня и в наших школах растет идея общинности, соборности, державности, т, е. чисто русская идея.

Ранее говорилось уже об основных методах воспи­тания (воспитание словом, делом, примером, ситуацией). Теперь пора сказать о воспитании отношениями. Именно педагогика отношений сегодня становится главным приори­тетом воспитания.

Несмотря на то, что слово по-прежнему остается главным средством педагогического воздействия, его сила в последнее время заметно ослабла, И дело не только в том, что далеко не каждый учитель владеет сильным, метким, мудрым и ярким словом. Сегодня слово деваль­вируется. Ему все меньше верят. Словесное вранье, неприкрытое политиканство и популизм обесценили самые святые слова. Недоверие к слову переносится на учителя.

Не так давно в школе господствовала педагогика мероприятий. Лавина зарегламентированной деятельности буквально душила взрослых и детей. Теперь, когда от прошлого остались одни воспоминания, похоже, наступила другая крайность - бездеятельное равнодушие. Мало кому хочется что-то делать, напрягаться, тем более что вос­питание уходит из школы.

Меня сильно тревожат все более распространяющиеся уныло-ликвидаторские настроения, ибо и слова нужны, и дела необходимы. Правда, в словах немудрено ошибиться. Дела могут и не удастся. Вот здесь-то и важны отношения. Честные, теплые, доверительные, они поправят и ошибочные слова, и неудачные мероприятия. В отношениях лгать нельзя! Они-то и являются главным предметом педагогической заботы. Если в школе создана гуманная, демократическая воспитательная система, сориентирован­ная на человекакак высшую ценность, в ней непременно функционирует и соответствующая система отношений, в которую ребенок погружен, как огурец в банку с рас­солом. С ним можно даже специально ничего не делать - «эффект соленого огурца», уже давно признанный в педагогике, сделает свое дело.

Правда, упрощать тут не следует. Может показаться, что просто собрались хорошие люди и сказали друг другу голосом кота Леопольда: «Ребята! Давайте жить дружно». И все стали хорошо относиться друг к другу. Так не бывает. Чтобы создать нужную систему отношений, необхо­дим «высший пилотаж» в педагогике, тяжелый труд, основанный на взаимном уважении, терпении и самоограничении.

Никогда еще отчужденность между детьми и взрос­лыми, между учащимися и учителями не была так велика, как сегодня. Причем намного. Но главная разница состоит в том, что взрослые, занятые своими проблемами, поте­ряли интерес к детям, а там, где он есть, этот интерес носит чаще всего прагматический характер. Отношения же возникают только там и только тогда, где и когда возникает заинтересованность человека в человеке. Как цветок поворачивается к солнцу, так и ребенок поворачивается к тому, от кого исходят свет, тепло и добрый интерес. Быть таким человеком - профессиональная обязанность педагога.

Вместо заключения

 

Итак, восемь ценностей общечеловеческого характе­ра, на которые, на наш взгляд, может ориентироваться в своей работе современный учитель, - Земля, Отечество, Семья, Труд, Знания, Культура, Мир, Человек.

В них нет ничего нового. Это и понятно: они вырабатывались в сознании человечества веками. Они так или иначе присутствуют в жизни каждой семьи, в работе каждой школы. Согласитесь, что, если эти ключевые понятия человеческого бытия станут действительно ценностными ориентирами в жизни людей, они неизбежно повлекут за собой доброту, трудолюбие, честность, порядочность, гуманность, любовь к Родине, социальную ответственность и многие другие конкретные качества человеческой личности.

Иногда можно слышать: дайте нам наконец программу воспитания современного школьника. На это хочется ответить так.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 222; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.083 с.)