Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Фортепиано приходит в Россию
Тот сезон 1885/86 года в Европе был не похож ни на один из прежних сезонов. Его ждали с особым нетерпением. «Неслыханно! — говорили любители музыки.— В семи концертах одному пианисту исполнить почти все, что создано для фортепиано за несколько веков!» А в крупнейших европейских городах уже пестрели афиши, извещающие о том, что здесь состоятся «исторические концерты» великого русского пианиста Антона Рубинштейна. О том, что это были за концерты, рассказывает сам Антон Рубинштейн: «Мне хотелось представить в ряде концертов в главнейших центрах Европы, так сказать, наглядную историю постепенного развития фортепианной музыки. И мне удалось целиком осуществить эту мысль... Я дал по семи исторических концертов в Петербурге, Москве, Вене, Берлине, Лондоне, Париже и Лейпциге; по три таковых же концерта в Дрездене и Брюсселе: при этом в первых семи городах каждый исторический концерт давал я вдвойне, то есть каждый концертный вечер повторял один для публики и на другой вечер тот же концерт для учащихся в области музыкального искусства... Итого, по четырнадцати концертов в каждом из этих городов. Приемом публики и вообще успехом повсюду я вполне был доволен».
Антон Григорьевич Рубинштейн
Что ж, пианист действительно мог быть доволен своим успехом, который превзошел все ожидания. Причина триумфа Рубинштейна прежде всего в том, что он воочию показал, какое огромное богатство накопила фортепианная литература за несколько веков существования клавишно-струнных инструментов — фортепиано и его предшественников, как велика духовная ценность фортепиано и написанной для него музыки. Секрет успеха был, однако, не только в колоссальном количестве сыгранных произведений, но и в том, как Антон Рубинштейн их исполнял. «Когда он играл на рояле, он бурно увлекал публику своей личностью,— писал один из современников.— Казалось, будто от него исходит мощная волна магнетизма, и ему аплодировали, потому что аудитория не могла не аплодировать. Он овладевал ею властно и решительно...»
Это был подвиг, равного которому не знала история фортепиано ни до, ни после Антона Рубинштейна. Перед слушателями предстала впечатляющая картина прошлого и настоящего фортепианной музыки, исполнительского искусства. Но имя Антона Рубинштейна стоит наравне с самыми выдающимися музыкантами еще и потому, что он очень много сделал для будущего фортепианной музыки, фортепианного исполнительства. Сегодня мы часто слышим о международных музыкальных конкурсах, проходящих каждый год во многих странах мира. Но далеко не все знают, что организатором первого в мире интернационального конкурса для молодых композиторов и пианистов был Антон Рубинштейн.
Неоценим вклад Антона Рубинштейна в развитие русского музыкального искусства. Ведь именно по его инициативе и благодаря его энергии в России была открыта первая Консерватория. Это произошло в 1862 году. А очень скоро это детище Рубинштейна дало свои первые изумительные плоды. Среди ее выпускников оказались три гениальных русских композитора, творчество которых сыграло такую важную роль в будущей истории фортепиано.
Пётр Ильич Чайковский
...Зимнее морозное утро. Ребенок только что проснулся, и обрывки сновидений еще стоят перед глазами. Пора вставать, ведь впереди целый день — радостный день игр и забав. Пожалуй, начать лучше всего с игры в лошадки: безудержно скакать на палочке — воображаемом коне. А вот и мама, она очень добрая, но бывает и строгая, если нашалишь. Наскакавшись вдоволь верхом, можно заставить маршировать деревянных солдатиков, губами подражая призывным звукам военной трубы, или поиграть с любимой куклой. А стоит начать танцевать, как время пролетает особенно быстро: камаринская, вальс, мазурка, полька сменяют друг друга. Но что может быть лучше песен — веселых и грустных, медленных и задорных! Итальянская и немецкая, неаполитанская, русская и даже старинная французская — песенок на свете так много, что едва успеваешь пропеть, как наступает вечер. Пора спать. Няня расскажет сказку про бабу-ягу и про добрых волшебников, незаметно подкрадется сон. И на фоне доносящихся откуда-то издалека звуков хора послышится голос жаворонка или звуки шарманки... Что это?—спросите вы.— Рассказ об одном дне из жизни мальчика или девочки? Но при чем тут фортепиано? Это действительно рассказ о дне ребенка или подростка, но рассказ необычный. Он написан звуками музыки. Его сочинил для детей — начинающих пианистов — гениальный русский композитор Петр Ильич Чайковский. И даже в этих крохотных по размеру «музыкальных страничках» «Детского альбома» — так назвал композитор свой сборник — обнаруживаются удивительные черты его творчества: яркая, легко запоминающаяся мелодика, поразительное богатство музыкальных образов.
Чайковский любил фортепиано и охотно писал для него. Автор опер «Евгения Онегина» и «Пиковой дамы», множества замечательных романсов, Чайковский и в фортепиано видел прежде всего «инструмент ноющий». Это «вокальное» свойство фортепиано композитор с необычайным мастерством и изобретательностью раскрыл во всех своих сочинениях. Одно из самых популярных из них — «Времена года». Двенадцать — по числу месяцев — музыкальных картин из «Времен года» — это проникновенные зарисовки русской природы. Но это не просто музыкальные пейзажи; в пьесах заключено особое настроение человека, всегда меняющееся, живое, вызванное каждым временем года, их нескончаемой сменой. Каждой пьесе, помимо названия месяца, предпослан подзаголовок. Например, «Январь» —«У камелька», «Октябрь» — «Осенняя песня», «Декабрь» — «Святки». Кроме того, композитор все пьесы сопроводил поэтическими эпиграфами, взятыми из стихотворений русских поэтов. Все это, считал Чайковский, очень важно для верного и точного понимания произведений. Но даже если бы мы не знали названий пьес, поэтических эпиграфов к ним, музыка в них настолько яркая, пленительно-выразительная, легкая для восприятия, что очень доступна самым разным слушателям. Ее исполняют в концертах, часто звучит она по радио. Особенно же трогательны бывают исполнения пьес из «Времен года» в Доме-музее Петра Ильича Чайковского в Клину, живописном месте между Москвой и Ленинградом, где жил композитор. Право исполнить их здесь получают молодые пианисты — лауреаты Международного конкурса имени П. И. Чайковского, проводимого в Москве раз в четыре года. Когда здесь, в Клину, в бывшем кабинете — гостиной играются пьесы из «Времен года», звуки музыки льются через открытые окна и улетают к далеким перелескам, к живописным берегам реки Сестры, где любил бродить композитор и где рождались изумительные созвучия этих произведений...
Тема родной природы стала одной из важнейших в творчестве другого гениального русского композитора — Сергея Васильевича Рахманинова. В звуковой палитре давно знакомого рояля, возможности которого казались уже полностью раскрытыми, он увидел новые краски, нашел новые тончайшие оттенки фортепианного звука. Рядом с широкими, напевными мелодиями появились знаменитые рахманиновские многозвучные аккорды, вызвавшие к жизни не рождавшиеся ранее на фортепиано образы. Неповторимые «колокольные» звучания и яркие но краскам, почти зримые картины русской природы — все это привнес в фортепианную музыку Рахманинов. Сергея Рахманинова по праву считают одним из самых выдающихся пианистов за всю историю фортепианного искусства. Сила его как исполнителя была прежде всего в том, что он композиторски прочитывал исполняемое произведение, как будто заново создавая его на эстраде. Поэтому одинаково интересно было слушать в его исполнении как его собственные сочинения, так и произведения других композиторов.
«...Несмотря на то, что концертировать было ему тяжело,— рассказывает известная советская писательница Мариэтта Шагинян,— он ни разу, ни в одном глухом городишке не позволил себе легко отнестись к своему исполнению и все равно давал самое свое лучшее, самое первоклассное. Это всегда был Сергей Рахманинов, тот, кто и перед пустым залом, если он сел за рояль, должен создать, сотворить вещь, дать ее абсолютно, сгореть в ней и быть после игры выжатым лимоном, бледным до серой испарины, исчерпанным до изнеможения, молча полулежащим в антракте». «Сотворить» как бы заново исполняемое произведение, сыграть его «абсолютно», «сгореть» в нем — отличительные черты Рахманинова-пианиста. Была в его исполнительском творчестве еще одна важная черта — «русская лирико-творческая стихия», по образному выражению композитора Б. В. Асафьева, «хранящая образы родных далей, величавое раздолье русских пейзажей и «говор» и тишину лесов и полей». «Фортепиано,— говорил Рахманинов,— наиболее доступный инструмент, и поэтому оно всегда будет привлекать любителей. Фортепиано — путь к познанию музыкальной литературы... Для большинства начинающих занятия музыкой фортепиано — лучший инструмент».
Для многих поколений музыкантов и любителей искусство Рахманинова-пианиста, его сочинения служили эталоном фортепианного искусства. Однако рояль — на редкость универсальный инструмент. Он дает возможность проявить свою индивидуальность, свой особый талант каждому музыканту, чутко и своеобразно чувствующему «душу» инструмента. Одним из таких музыкантов, чье творчество начиналось в то же время, что и рахманиновское, но оказалось совершенно не похоже на него, был Александр Николаевич Скрябин.
За исключением нескольких симфонических произведений, Скрябин писал только для фортепиано. Подобно писателю-фантасту, он создавал в произведениях далекий от реальности мир, используя вместо слов фортепианный звук. Особое впечатление этот звук производил на слушателей, когда Скрябин сам играл свои сочинения. «...Нежный и обольстительный звук Скрябина был непередаваем,— вспоминал один из его современников.— Этой огромной тайной звука он владел в совершенстве. Звук в «пианиссимо» открывал ему свое полное очарование... и его виртуозная педаль обволакивала эти звуки слоями каких-то странных отзвуков, которых никто после из пианистов не мог воспроизвести...» Скрябин обладал еще одной удивительной способностью: он не только внутренне слышал музыку, но еще и видел ее. Наделенный редким даром представлять звучание в цвете, он мечтал о таком фортепиано, которое, повинуясь пальцам пианиста, вместе со звуками будет рождать разливающиеся по специальному, соединенному с инструментом экрану световые краски, создавая единый звукосветовой образ. И хотя реализовать эту идею Скрябину не удалось, его музыка всегда создает у слушателя это ощущение света, стремительного взлета... Вот каким всемогущим стало наше фортепиано — на нем звучали симфонии и оперы, оно рождало человеческие портреты и картины природы, погружаясь в его звучание, можно было отправиться в далекий фантастический мир. Из всех музыкальных инструментов все это оказалось по силам только фортепиано.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 157; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.248.119 (0.008 с.) |