Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Развитие элементов трудовой и учебной деятельности в дошкольном возрасте
Подготовка к овладению учебной деятельностью в дошкольном возрасте включает развитие познавательных интересов и усвоение учебных действий. Это осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни детей. Устойчивые познавательные интересы начинаю складываться у детей к концу дошкольного возраста, и зависят от содержания тех заданий, которые получает ребёнок в процессе дошкольного обучения. Но познавательные интересы создают только желание учиться. Для того чтобы не только хотеть, но и уметь учиться, нужно овладеть учебными действиями. Главное в овладении учебными действиями –научиться отличать учебные задания от практических жизненных ситуаций. Например, ребёнку подготовительной группы предложили решить задачу: «Мама съела 4 конфеты, а Мише дала – 2. Сколько они съели конфет вместе?» «А почему она Мише так мало дала,- спрашивает ребёнок.- Надо было поровну», - и отказывается считать. Бывает, что дети вместо выполнения арифметических действий ссылаются на свой жизненный опыт. Дети начинают принимать учебные задания только когда их можно сразу применить в какой-либо деятельности (игра, изодеятельность). Только к концу дошкольного возраста становится возможным сознательное усвоение знаний «впрок», понимание того, что они будут нужны в будущем (не каждого ребёнка привлекает отдаленность результата). Понимание смысла учебных заданий необходимо не только для того, чтобы ребёнок их выполнял (выполнять их он может и под влиянием взрослого), а и для того, чтобы он специально обращал внимание на способы действий, старался их усвоить. Проявление внимания к способам действий служат возникающие у детей обращения к взрослому с просьбами оценить правильность выполнения задания, соблюдения тех требований, которым оно должно соответствовать (дети спрашивают: «Посмотрите, пожалуйста, правильно у меня получается?», «Нужно, чтобы уголок к уголку и чтобы этот треугольник был напротив этого. Правильно?»). Оценка взрослым хода и результатов выполнения детьми учебных заданий приводит к развитию у них самооценки. Умение правильно оценивать результат своих действий совершенно необходимо для успешного обучения. Однако достаточно правильной самооценки в пределах дошкольного детства достигают только немногие дети. У большинства остается тенденция завышать свои успехи.
Таким образом, для овладения элементами учебной деятельности ребёнку нужно уметь: - понимать цель и содержание учебной задачи; - использовать средства, предлагаемые взрослыми (наблюдение, сравнение, группировка); - контролировать себя в процессе выполнения задания; - достигать результатов; - контролировать результаты своей деятельности и осуществлять самооценку. Трудовая деятельность дошкольника формируется в процессе всех видов деятельность, а именно в игровой, продуктивной и учебной, которые находятся в тесной взаимосвязи. Каждая деятельность формирует определённые элементы трудовой деятельности. Именно в игре ребёнок учится воспроизводить труд взрослых и их взаимоотношения в процессе труда, приобретает представления о необходимости труда, его общественной значимости и коллективном характере. Продуктивная деятельность способствует формированию умения ставить цель, затрачивать определенные усилия, получать соответствующие результаты, которые сверяться с заранее поставленной целью. В процессе учебной деятельности у ребёнка формируется понимание общественной значимости труда, а также умение планировать деятельность и достигать в ней результаты. В процессе учебной деятельности происходит ознакомление с трудом взрослых, чему способствуют рассказы, экскурсии, беседы, чтение книг и рассматривание иллюстраций. Потребность трудиться надо воспитывать. Работа разная, какая-то хорошо удается, какая-то – нет. Поэтому надо отдать ребёнку ту часть работы, которую он предпочитает, а также сможет выполнить, чтоб удовлетворить свои потребности и получить в ответ: «Спасибо. Молодец!». В 3-4 года мотив труда кроется в интересе ребёнка к самому процессу или его оборудованию. Нередко в труд переносятся игровые мотивы: когда ребёнок моет посуду, он выполняет роль мамы. Общественные мотивы труда появляются достаточно рано. Сначала малыш их не осознает, хотя и руководствуется. В старшем дошкольном возрасте такие мотивы становятся осознаваемыми, ребёнок видит смысл труда в оказании помощи другим людям. Дети этого возраста ошибок в своей работе не замечают, считают её хорошей, независимо от результата.
Старшие дошкольники умеют планировать труд, выделять средства и способы достижения цели. Планируют не только собственную, но и совместную со сверстниками трудовую деятельность. В 5-7 лет дошкольники стараются правильно оценить свою работу, хотя замечают не все ошибки, а самые грубые. Их интересует качество труда. Поэтому они обращаются с вопросами к взрослому о правильности и качестве трудовых действий. Трудовые действия постепенно становятся более точными, быстрыми и координированными. Виды труда в дошкольном возрасте: 1.труд по самообслуживанию 2.бытовой труд(мытьё посуды, стирка одежды, чистка обуви и т.д.) Большую роль играют внешние атрибуты: фартук, пылесос, веник, щетка и т.д. 3.труд в природе(ухаживание за растениями и животными) 4.ручной труд- требует сложных орудийных действий (умения пользоваться иглой, ножницами, молотком, лобзиком и т.д.) Его освоение начинается с 5 лет. Для трудовой деятельности нужна организация детей, которая различается в зависимости от возраста и от уровня развития трудовых умений и содержания трудовых заданий.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1779; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.164.151 (0.005 с.) |