Различные подходы к типологии государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Различные подходы к типологии государства



Типология есть учение о типах - больших группах (классах) тех или иных объектов, обладающих набором общих, характерных для каждого типа признаков.

Типология государства - это научная классификация государств по определённым типам (группам) на основе их общих признаков, отражающая присущие данному государству их общие закономерности возникновения, развития и функционирования.

В настоящее время в юридической литературе применяются два подхода к типологии государств – формационный и цивилизационный.

· Формационный подход

 

Составители: К. Маркс, Ф. ЭнгельсВ, И. Ленин.

При формационном подходе основным критерием классификации выступают социально-экономические формации, основой которых является базис (экономические отношения), а всё остальное называется надстройкой.

 

 

Тип производственных отношений при этом формирует тип государства. Классифицирующей категорией здесь выступает исторический тип государства.

 

Исторический тип государства — это государство определённой общественно-экономической формации. Характеризуется рядом общих признаков: единством экономической и классовой основы, сущности, социального назначения, общими принципами организации и деятельности государства. Выделяются следующие типы государств:

 

1. Рабовладельческое государство — основа рабыи рабовладельцы. Рабовладельческое

государство создано в целях охраны, укрепления и развития собственности рабовладельцев, как орудие их классового господства, орудия их диктатуры.

 

2. Феодальное государство — основа феодал и его зависимые крестьяне;

 

3. Буржуазное государство — основа буржуазия и пролетариат;

 

4. Социалистическое государство — сущность этого государства заключается в организации

политической власти трудящихся во главе с рабочим классом. В таком государстве, рабочий класс должен был построить важнейшую организационную форму экономического и социально-культурного руководства обществом в условиях строительства социализма и коммунизма;

 

Достоинства формационной типологии: – продуктивна сама идея делить государства на основе социально-экономических факторов, которые действительно весьма существенно влияют на общество; – она показывает поэтапность, естественно-исторический характер развития государства. Слабые стороны: – формационная типология во многом однолинейная, характеризуется излишней запрограммированностью, между тем история многовариантна и далеко не всегда "вписывается" в начерченные для нее схемы; – недооцениваются духовные факторы (религиозные, национальные, культурные и т.п.).

 

· Цивилизационный подход3

 

Составители: А. Тойнби, У. Ростоу, Г. Еллинек, Г. Кельзен

При цивилизационном подходе основным критерием выступает духовно-культурный фактор (религии, миропонимания, мировоззрения, исторического развития, территориальной расположенности, своеобразие обычаев, традиций и т. д.).

 

А. Дж. Тойнби дал следующее определение цивилизации:

Цивилизация — это относительно замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, психологических, культурных, географических и иных признаков.

 

Цивилизация — это социокультурная система, включающая социально-экономические условия жизнедеятельности общества, этнические, религиозные его основы, степень гармонизации человека и природы, а также уровень экономической, политической, социальной и духовной свободы личности.

Тойнби: в своем развитии цивилизации проходят несколько этапов:

 

1. Первый — локальные цивилизации, каждая из которых имеет свою совокупность

взаимосвязанных социальных институтов, включая государство (древнеегипетская, шумерская, индская, эгейская и др.);

 

2. Второй — особенные цивилизации (индийская, китайская, западноевропейская,

восточноевропейская, исламская и др.) с соответствующими типами государств.

 

3. Третий этап — современная цивилизация с ее государственностью, которая в настоящее время

только складывается и для которой характерно совместное существование традиционных и современных социально-политических структур.

 

В литературе выделяют первичные и вторичные цивилизации.

Для государства в первичных цивилизациях характерно, что они являются частью базиса, а не только надстройки.

Вместе с тем государство в первичной цивилизации связано с религией в единый политико-религиозный комплекс. К первичным цивилизациям относят древнеегипетскую, ассиро-вавилонскую, шумерскую, японскую, сиамскую и др.

Государство вторичной цивилизации не составляет элемента базиса, но входит в качестве компонента в культурно-религиозный комплекс. Среди вторичных цивилизаций выделяют западноевропейскую, восточноевропейскую, североамериканскую, латиноамериканскую и др.

 

У. Ростоу классифицировал государства по стадиям экономического развития, зависимым, в свою очередь, от научно-технических достижений:

Традиционное (аграрное);

Индустриальное;

Постиндустриальное (информационное).

 

Г. Еллинек разделял:

Идеальные (утопия);

Эмпирические:

Древневосточные;

Античные;

Средневековые;

Новые;

Современные.

 

Понятие формы государства

 

Понятие формы государства включает одновременно понятие «формы» и «содержания», которые раскрываются в философских концепциях.

 

Содержание – упорядоченная определенным образом совокупность элементов и процессов, образующих предмет или явление.

 

Форма – внешнее выражение содержания предмета, его внешние пространственные и временные границы.

 

Кант рассмат­ривал форму в качестве принципа упорядочения, синтезирования материи государственности. История многих стран учит, что во времена жестоких социально-полити­ческих кризисов, чреватых национальными катастрофами, лишь форма государства, его внутренняя организация, если в ней оставались живые силы, спасала от гибели. Все, что в государст­ве устойчиво, стабильно главным образом относится к его фор­ме.

 

Содержание формы государства

Форма государства, т.е. устройство государственной власти, ее организация, в содержательном отношении выступает в разных аспектах.

Таким образом, форма государства имеет три грани своего выражения:

· форма правления – особый порядок образования и организации высших органов государственной

власти и управления, распределение компетенции между ними (монархия и республика);

 

· форма государственного устройства – способ территориального устройства, определенный порядок

взаимоотношений центральной, региональной и местной властей (унитарное, федерация, конфедерация);

 

· политический режим – методы и приемы осуществления государственной (политической) власти

(демократический и антидемократический.

 

 

 

 

Форма государственного правления

 

Форма государственного правления характеризует структуру высших органов государ­ственной власти, порядок их образования, распределение компетенции между ними, взаимо­отношения этих органов друг с другом.

Под формой правления подразумевают организацию вер­ховной государственной власти, в особенности высших и цент­ральных ее органов, структуру, компетенцию, порядок обра­зования этих органов, длительность их полномочий, взаимоот­ношения с населением, степень участия последнего в их фор­мировании. Форма правления является ведущим элементом в форме государства, трактуемой в широком смысле.

 

 

 

Монархия - это форма правления, при которой верховная власть в стране полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства - монарха - и передается им по наследству.

 

Признаки монархии

1. Монарх олицетворяет собой государство, выступая во внешней и внутренней политике как глава государства.

2. Монарх осуществляет единоличное правление.

3. Власть монарха объявляется священной,

4. Монарх формально независим в своей деятельности.

5. Создан особый порядок утверждения и принятия власти монархом.

6. Установлено бессрочное пожизненное правление монарха.

 

Виды монархий

· Абсолютная монархия - это форма правления, при которой власть монарха ничем не ограничена: он

издает законы, назначает высших чиновников, собирает и расходует казну без всякого контроля со стороны кого бы то ни было (например, Российская Империя времен Петра I, французская монархия времен Людо­вика XIV).

· Ограниченная монархия выступает в виде дуалистической и парламентарной.

 

ü Дуалистическая (двойственная) монархия возникает в переходные периоды, когда класс феодалов

уже не в состоянии безраздельно господствовать, а буржуазия еще не в силах взять всю полноту политической власти в свои руки. Власть монарха ограничена парламентом в законодательной области. Это переходной вариант от абсолютной к парламентарной монархии.

· Парламентарная (конституционная) монархия - при парламентарной монархии король "царствует,

но не правит". Его наличие обуслав­ливается стечением исторических обстоятельств, силой традиций, особенностями политиче­ского противоборства и т.д. власть ограничена в законодательной сфере парламентом, а в исполнительной – правительством.

 

 

Республикой называется форма правления, при которой верховная власть осуществляется выборными органами, избира­емыми населением на определенный срок - парламентом, президентом.

 

Признаки республики

1. Наличие высших выборных органов власти.

2. Возможность участия граждан в управлении делами государства

3. Разделение властей.

4. Определенная процедура принятия высшими органами власти своих решений.

5. Высокий авторитет судебной власти.

Виды республик

· Парламент­ская республика

В парламент­ской республике главой государства является выборное должностное лицо — президент. Его роль в формировании правительства, как и в управлении страной, носит чисто номинальный характер.

 

· Президентская республика

Президентская республика характеризуется тем, что высшим должностным лицом в стране является президент, обладающий полномочиями главы государства и главы прави­тельства.

 

· Смешанная (полупрезидентская) республика – такая форма правления, в рамках которой

сочетаются и сосуществуют признаки парламентарной и президентской республики.

 

Форма государственного устройства

Содержание формы государственного устройства

 

Под формой государственного устройства понимают адми­нистративно-территориальную и национальную организацию государственной власти, характер взаимоотношений между государством и сос­тавляющими его частями, между отдельными частями государ­ства, между центральными и местными органами.

 

 

· Унитарное государство -государство отличается полным единством, оно неделимо. Отдельные

административно-территориальные единицы не имеют своего собственного законодательства, судоустройства, не обладают суверенитетом. Каждая из составных частей единого государства обладает одинаковыми правами и представительством в органах государства.

Признаки унитарного государства

 

1. Один Основной Закон.

2. Единые в масштабе всей страны высшие представительные, исполнительные и судебные органы.

3. Единая система законодательства.

4. Единое гражданство.

5. Единая денежная единица.

6. Общая для всех административно-территориальных единиц налоговая и кредитная политика.

7. Составные части унитарного государства не обладают суверенитетом (не являются госу­дарственными образованиями).

 

Унитарные государства бывают простыми и сложными

Простое унитарное государство состоит только из административно-территориальных единиц (Польша, Таиланд, Алжир, Колумбия), сложное имеет в своем составе одно или несколько автономных образований (Дания, Китай, Украина, Никарагуа).

Сложные унитарные государства принято считать переходными к федерации.

 

Унитарное государство может быть многонациональным и однонациональным

Многона­циональными унитарными государствами являются Франция, Китай, Пакистан, Афганистан и т.д. Однонациональными - Япония, Египет и т.д.

 

 

· Федерация - соединенное, союзное государство (от лат. «fedus» — «со­юз»). Федерация - сложное

государство, представляющее собой союз ряда государственных образований.

 

Признаки федерации

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Верховная законодательная, исполнительная и судебная власть принадлежит федеральным государственным органам.

3. Компетенция между субъектами федерации и самой федерацией разграничивается союз­ной Конституцией.

4. Субъекты федерации имеют свои конституции, свои высшие законодательные, исполни­тельные и судебные органы.

5. Высший законодательный (представительный) орган федерации имеет двухпалатную структуру (имеется палата, представляющая интересы субъектов федерации и палата, представляющая интересы населения всей страны).

 

Территориальные федерации. В основу территориальной федерации положен принцип разделения страны по территориальному признаку. Это делается в целях удобства управления, как правило, в очень больших по территории государствах (США, Мексика, Бразилия).

Национальные федерации. Субъекты создаются на основе проживающих в них национальностей. Тезис о создании федерации только по национальному признаку был безусловным требованием марксисткой теории.

 

Смешанная федерация. Особый вид федерации, в основу формирования субъектов которых положен и национальный, и территориальный принципы.

 

Симметричная федерация. В идеале в юридически симметричной федерации все образующие ее составные части одинаковы и равноправны. Такая федерация состоит только из субъектов федерации (среди образующих ее частей нет не субъектов), имеющих одинаковый правовой статус.

 

Ассиметричные федерации. Состоят из различных частей, неодинаковых по своему правовому положению (субъектов и не субъектов).

 

Договорные федерации создаются в результате свободного объединения ряда государств и государственных образований, закрепленных в договоре (СССР, США).

 

Учредительные федерации возникают как результат трансформации унитарных государств и договорных федераций, сами создают с своем составе собственных субъектов, наделяя их частью суверенитета (Российская Федерация).

 

Конституционные федерации создаются «сверху», путем принятия конституции, поправок к ней или закона парламента.

 

· Конфедерация — это "государственный союз государств", каждое из которых обладает

государственным суверенитетом. Но этот союз не международно-правовой, а именно государственный, где объединяется и совместно осуществляется ряд направлений суверенной государственной деятельности (оборона страны, внешняя торговля, таможенное дело и т. д.).

 

Признаки конфедерации

1. Конфедерация является союзом суверенных государств, объединившихся для достижения определенных целей.

2. Конфедерация - непрочное, как правило, временное образование.

3. Отсутствие единой территории (конфедерация состоит из территорий государств, то есть ее членов).

4. Отсутствие единого гражданства.

5. Право свободного выхода субъектов из конфедерации.

6. Бюджет конфедерации состоит из добровольных взносов ее членов.

7. В предмет ведения конфедерации входит незначительный круг вопросов (войны и мира, международной политики).

8. Армия состоит из воинских контингентов государств-членов конфедерации.

 

 

 

Империя – это насильственное объединение государств, осуществленное путем завоевания, либо в результате иного вида давления, например, экономического.

 

Содружество – организованное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определенных степенью однородности, например, таких как: экономика, право, язык, культура, религия.

 

Сообщество – межгосударственное образование, основанное на межгосударственном договоре, которое направлено на усиление интернациональных связей государств-членов.

 

Союз – разновидность государственных соединений, в большей степени направленный на политические, экономические или государственные цели, объединенный единым органом власти.

 

Автономия – это внутреннее самоуправление районов государства, отличающихся географическими, национальными, бытовыми особенностями (Крым на Украине, Корсика во Франции, Азовские острова в Португалии).

 

 

Государственный (политический) режим

Понятие политического режима

 

Политический режим

в узком смысле слова - совокупность приемов и способов государственного руководства

в широком понимании - уровень гарантированности демократических прав и политических сво­бод личности, степень соответствия официальных конституци­онных и правовых форм политическим реалиям, характер от­ношения властных структур к правовым основам государствен­ной и общественной жизни

 

 

Существен­ное влияние на вид политического режима оказывают

 

v историчес­кие традиции страны

v международная обста­новка.

 

 

v Демократический режим (народовластие) предполагает достаточно широкий круг реально

обеспеченных прав и свобод человека и гражданина, защищенность личности от произвола и беззакония, осу­ществление деятельности государства только на основе и в рамках закона и т.д.

 

v Либеральный режим - это переходный режим от недемократического режима к демократическому.

Для либерального режима характерно отсутствие ста­бильных политических структур, слабость социально-экономических программ, невысокая активность граждан в общественно-политической жизни, отсутствие гласности.

 

v Антидемократический режим отвергает демократические принципы и основывается на подавлении

личности, установлении диктатуры одного класса, группы, партии; огосударствле­нии общественных организаций; милитаризации общества и т.д.

 

v Авторитарный режим – политический режим, сохраняющий монополию на власть и контроль за

политической жизнью государства, но не претендующий на тоталитарный контроль над обществом.

При авторитарном режиме существенно ограничены демократические свободы граждан, запрещены оппози­ционные партии и движения, оппозиционная пресса, зап­рещены профсоюзы и т.п.

 

v Тоталитарный режим - крайняя форма авторитариз­ма.

При тоталитарном режиме существует одна партия, одна государственная идеология, осуществляется моно­польный контроль над всеми сферами жизни общества, над личностью. Государству подчинена общественная и частная жизнь, отсутствуют гласность, плюрализм, уста­навливается жесткий идеологический пресс над людьми, отсутствует принцип разделения властей и т.д.

 

v Военный режим – политический режим, при котором во главе государства стоит военная

группировка (хунта), получившая свою власть в результате государственного переворота.

 

17. Понятие и основные признаки функций государства

Функции государства – основные направления его деятельности, обусловленные социально-классовой сущностью и содержанием государства и направленные на достижение стоящих перед ним целей и задач. Содержание задач государства определяется различными внутренними и внешними факторами.

Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 441; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.219.166 (0.126 с.)