Нормативное основание административной ответственности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативное основание административной ответственности



Общая характеристика. Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:

- ее общие положения и принципы;

- систему административных наказаний, их размеры и принципы их применения;

- составы административных правонарушений;

- круг субъектов, имеющих право назначать административные наказания;

- производство по делам об административных правонарушениях;

- исполнение постановлений о назначении административных наказаний.

Действующий Кодекс об административных правонарушениях, вступивший в силу с 1 июля 2002 года, кодифицировал материальные и процессуальные нормы об административной ответственности. Фактически он стал монопольным источником федеральных норм об административной ответственности. Однако здесь есть исключения:

- административная ответственность за нарушение налогового законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется Налоговым кодексом;

- вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких наказаний, как штраф и конфискация, наряду с Кодексом об административных "правонарушениях регулируются Федеральным законом «Об исполнительном производстве»;

- ряд вопросов производства в судах по делам об административных правонарушениях регулируется нормами Арбитражного процессуального кодекса;

- в рамках, установленных Кодексом об административных правонарушениях (а они очень узкие), административная ответственность за нарушения законов субъектов Российской Федерации может быть урегулирована региональными законами.

Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодательства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Право информирует граждан, организации о запрещенных им деяниях и неблагоприятных последствиях неправомерного поведения, оно уполномочивает и обязывает соответствующие органы публичной власти, их должностных лиц применять меры административного принуждения за правонарушения. Назначение административных наказаний виновным, процедура привлечения к ответственности призваны предупреждать совершение новых административных правонарушений.

Важнейшими задачами законодательства об административных правонарушениях являются защита:

• гражданина, его здоровья, его прав и свобод;

• установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц;

• общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополучия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных экономических интересов.

Вместе с другими нормами административного права законодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конституционного, трудового, административного, земельного, финансового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях — основной закон, регулирующий административную ответственность.

Очевидно, что все федеральное законодательство об административных правонарушениях полностью кодифицировать невозможно. Так, в соответствии со статьей 72 Конституции РФ Кодекс об административных правонарушениях закрепил право субъектов Российской Федерации принимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из достоинств этого Кодекса в том, что он четко определил, за какие правонарушения законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонарушения, кто вправе назначать административные наказания за нарушение законов субъектов Федерации.

Законы субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях. Статьями 1.1, 1.3, 2.10 КоАП РФ установлено, что субъекты Российской Федерации принимают законы, регулирующие административную ответственность физических и юридических лиц за нарушения регулятивных норм, установленных актами органов этих субъектов Федерации. Этими законами могут быть предусмотрены только два административных наказания: предупреждение и штраф. Законы субъектов устанавливают и некоторые процессуальные правила (нормы о подведомственности):

- кто вправе составлять протоколы в случаях совершения названных этими законами правонарушений;

- кто вправе рассматривать такие административные дела.

Часть 2 статьи 22.1 КоАП РФ предоставляет субъектам Федерации право поручать рассмотрение дел об административных правонарушениях, предусмотренных их законами, мировым судьям, комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, уполномоченным органам исполнительной власти субъекта Российской Федерации и их учреждениям. Кроме того, для этих целей субъекты Российской Федерации вправе создавать административные комиссии и иные коллегиальные органы, правовой статус которых должен быть закреплен законами соответствующих субъектов Федерации.

Федеральное законодательство оставило за субъектами Российской Федерации право устанавливать административную ответственность за:

-безбилетный проезд на общественном городском транспорте;

-нарушение правил благоустройства;

-нарушение тишины в ночное время, а также в определенных местах;

-за нарушение правил содержания собак, кошек и других животных, а также за нарушение иных правил, которые установлены актами субъектов Российской Федерации, но не защищены санкциями Кодекса об административных правонарушениях.

Как правило, административным комиссиям законами субъектов Российской Федерации предоставляется статус муниципальных органов. Они образуются главой или представительным органом муниципального образования, рассматривают отнесенные к их компетенции дела об административных правонарушениях, совершенных на территории муниципального образования, содержатся за счет его бюджета.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 490; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.155.58 (0.005 с.)