Функции экономической науки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Функции экономической науки.



Экономическая наука — отрасль знаний, посвященная изучению правил, позволяющих рационализировать поведение экономического субъекта (человека, фирмы, государства) при решении им своих экономических проблем.

1. Познавательная (позитивная) -- формирует научные знания о развитии и функционировании экономики.

2. Практическая (прагматическая или нормативная) -- как должна функционировать экономика, вырабатывать решения, к-ые позволят привести экономику к желаемому результату.

3. Прогностическая -- что ждёт в будущем.

4.Методологическая -- даёт методологию для всех конкретных ЭН, для др ЭН; показывает, с чего начинать исследования, какого результата ожидать; что в какой последовательности делать, чтобы прийти к желаемому результату.

5. Общегражданская -- помогает на индивидуальном уровне найти наиболее оптимальные решения в той или иной конкретной ситуации; как решать эконом вопросы с учётом интересов др людей.

6. Критическая -- ЭН позволяет выяснять недостатки текущего состояния экономики, внести коррективы.

7. Творческая -- наука не должна стоять на месте

Методы конкуренции

v Ценовая кон-ция (с помощью ценовых методов)

Методы ценовой конкуренции:

а) Снижение цен;

б) Маневрирование цен;

в) Сезонирование цен (выбор момента снижения или повышения цен);

г) Ценовая дискриминация;

д) Использование демпинговых цен и цен проникновения;

Ценовая кон-ция может быть явной и неявной.

Приносит выгоду и продавцам и покупателям.

Механизмы:

1. Одна фирма снижает цены, покупатели (клиенты) другой фирмы переходят к первой;

2. Цены снижают обе фирмы, но одна имеет резерв ресурсов. Вторая снижает цену и разоряется.

Пример ценовой политики в худ литературе: Куприн "Яма" (два пароходства переправляли паломников через реку в монастырь...)

v Виолентная кон-ция (стратегия фирм) -- направлена на снижение пр-венных издержек;

v Неценовые методы кон-ции:

а) Повышение кач-ва продукции (дизайн, надёжность, долговечность). С этим связана патентная политика -- выпуск небольшого кол-ва продукции с целью выяснить потребности рынка;

б) Выпуск новых видов продукции;

в) Дифференциация товаров (различные кач-ва одного и того же товара): гарантийное обслуживание, приятное оформление товаров и проч.;

г) Высокое кач-во предложения (продажи) товара;

д) Более выгодные условия продажи товаров: в кредит, в рассрочку, со скидкой;

е) Обеспечение послепродажных услуг: обмен, ремонт, обслуживание;

ж) Маркетинговая деятельность: изучение потребностей рынка и более кач-венное их удовлетворение;

и) Учёт местных особенностей при реализации продукции;

к) Использование технических достижений и достижений науки;

л) Использование товарных знаков (брендов), фирменной упаковки и проч.;

м) Использование экзотических методов конкуренции (в Японии фирма, продающая пиво, вывела розы, чем улучшила собственное положение на рынке);

н) Реклама (товара или фирмы).

v Информационные методы кон-ции;

v Запрещённые методы кон-ции -- недобросовестная кон-ция: кон-ция с нарушениями моральных норм и норм права.

Методы недобросовестной конкуренции:

а) Смешение своей д-ти с д-тью конкурентов (пр-ство поддельной продукции);

б) Использование похожих товарных знаков и фирменной упаковки;

в) Копирование чужих образцов (выдача чужой модели за свою);

г) Распространение ложной инф-ции (введение покупателей в заблуждение);

д) Вмешательство в деловую д-ть (переманивание поставщиков, расстройство переговоров);

е) Шпионаж (экономический, промышленный);

ж) Оппортунистическая д-ть.

v Криминальные методы кон-ции -- нарушают УК.

Криминальные методы:

а) Запугивание конкурента;

б) Нанесение ущерба доходу (рэкет, требование взяток);

в) Нанесение ущерба имуществу (поджог, взрыв);

г) Физическое воздействие на конкурентов.

Билет №4

Метод экономической науки.

Совершенная конкуренция.

Метод экономической науки.

1. Наблюдение эконом действительности (знать цены, зарплата и т.д.);

2. Фиксировать (записывать) эконом явления;

3. Сортировать и систематизировать (цены к ценам, зарплату к зарплатам);

4. Анализ систематизированных фактов: нахождение общего, определяющего фактора. Надо расчленить изучаемое явление на части.

5. Абстракция: убирать второстепенные детали, с тем чтобы добраться до сущности.

6. Перейти от сущности к анализу связей, к-ые сущ в эконом действительности (как зарплата связана с ценами, цены с курсом доллара);

7. Рассмотреть причинно-следственные зависимости;

8. Синтез всех частей с тем, чтобы получить научное представление эконом ситуации (применение индукции и дедукции).

Совершенная конкуренция.

Совершенная конкуренция – это тип рыночной структуры, которая в наибольшей степени соответствует основным принципам организации рыночной экономики, «чистому», немодифицированному рынку.

Основные черты рынка совершенной конкуренции:

• значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;

• объемы производства и предложения отдельного производителя составляют столь незначительную долю в общем объеме предложения, что отдельная фирма не может повлиять на цену;

• всеми продавцами предлагается однородная, стандартная, унифицированная продукция;

• все участники рынка (продавцы и покупатели) обладают одинаковой информацией о положении дел на рынке;

• мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу вступления в отрасль и выхода из нее: любая фирма может начать производство данного товара или беспрепятственно покинуть рынок.

Рынкам совершенной конкуренции присуща самая высокая степень независимости поведения продавцов и покупателей.

Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая «принимает цену» на свою продукцию как данную, не зависящую от продаваемого ею объема продукции. Такую фирму называют ценополучателем. Ее конкурентное поведение можно охарактеризовать как приспособительное. Фирма приспосабливает затраты, объемы производства к главному ориентиру, заданному извне, – рыночной цене. Модель рынка совершенной конкуренции носит нормативный характер. В реальной действительности совершенная конкуренция является довольно редким случаем. И лишь некоторые рынки приближаются к ней (рынок зерна, валют и др.).

Билет №5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.87 (0.01 с.)