Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Художественный образ (неполный) ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3
Образ – всеобщая категория худ тв-ва, присущая иск-ву. Форма воспроизведения, истолкования и освоения жизни путем создания эстетически воздействующих объектов. Это воспроизведенное представление в кач-ве чувственно воспринимаемой данности. Худ образ никогда не совпадает со своим прототипом, со своей веществ основой. Худ образ не просто воспроизводит единичные факты, но и оценивающе осмысливает их. Образ всегда созд-ся воображением худ-ка, поэтому в нем есть вымышл-ть предмета, кот не имеет себе соответствия в реальности. Образ делает исключительным отношение худ-ка. В образе всегда есть общее и индивид. На связи общего и индивид, абстрактного и конкретно-чувственного и строится худ образ. Знак – матер предмет, выступающий как представитель и заместитель др предмета. Образы в лит-ре – это тоже знаки. Словес образ – это тоже знак, в основе лежит слово. В слове различают внеш форму, содержание, внутр форму. Слово становится словес образом только тогда, когда в нем ощутимы все 3 момента. Словес образ нельзя рассм-ть как нечто готовое, он вечно создается. Законы этого создания определены, а рез-т этого создания - нет. Слово и словес образ одинаковы и говорящему (писателю) и слушающему (читателю) => знач образа не в том, что он имеет опред смысл, а в том, что его содержание способно расти. Заслуга худ-ка не в том содерж, какое ему думалось при созд образа, а в гибкости образа, в его способности возбуждать разные содрежания Жизнеподобие – форма условности, при кот автор пытается свести к минимуму различия м\у реальностью и вымышл реальностью, и создать иллюзию тождества иск-ва и жизни. Условность – акцентирование автором противоположности м\у изображаемым миром и миром реальным. Без условности нет иск-ва.
Функционирование лит-ры Свое худ предназначение лит произввыполняют по-разному. Разграничивают: высокая лит-ра, массовая, беллетристика. Нечеткое разграничение – споры. Литературная классика. Та часть, кот достойна уважит внимания. «Пик» этой лит-ры – классика —авторитетна, составляет «золотой фонд» литературы. Лит классика – совок-ть произв первого ряда, верх верха литературы. Опознается из последующей эпохи. Поспешное возведение автора в высокий ранг классика рискованно. Говорить, что тому или иному совр писателю уготована судьба классика, м гипотетически. Автор, признанный современниками, — это «кандидат» в классики. Кумиры своего времени — еще не классики.
Классика не яв-ся некой окаменелостью. Их смысловой состав способен «расти, досоздаваться далее»: на «новом фоне» классические творения раскрывают новые смысл моменты. В каждый истор момент воспринимаются по-разному, вызывая разногласия и споры. + смыслоутраты Классика призвана к тому, чтобы, находясь вне современности читателей, помогать им понять самих себя как живущих в истор времени. Классику харак-ют как канонизированную литературу. В составе литературной классики различимы авторы, которые обрели всемирную значимость (Гомер, Данте, Шекспир, Гете, Достоевский), и нац классики (в России это Крылов, Грибоедов). Массовая литература – разные значения. В шир смысле – все то, что не получило высокой оценки публики. Др –лит «низ». МЛ — это сов-ть популярных произв, кот рассчитаны на читателя, не приобщенного к худож культуре, не обладающего развитым вкусом. Паралитература —подобие литературы, паразитирующее на ней, детище рынка. Паралитература обслуживает читателя, чьи понятия о жизненных ценностях исчерпываются примитив стереотипами, тяготеют к общепризнанным стандартам. Поэтому массовая. Герои книг лишены хар-ра, психолог индивид-ти, схематизм отличает их от героев высокой лит-ры Отсутствие хар-ров компенсирует развивающимся действием, обилием фантаст происшествий. Авт начало уничтожается в самом процессе производства паралитературы. Писатели-классики отражают лишь интересы элитной аудитории. Беллетристика (от фр. изящная словесность) в шир — худ лит-ра; в узк — повествоват проза. Звено МЛ или = ей. Это лит-ра «второго» ряда, но имеющая достоинства, отлич от лит «низа», срединное пространство литературы. Произв не обладают масштабностью и ориг-стью, но обсуждают проблемы своей страны и эпохи, отвечают дух запросам. Выражает потребности настоящего, вопрос дня. Таковы произв Немировича-Данченко Б в одних случаях содержит в себе ориг-ть и новизну, в др — оказывается подражательной и эпигонской.
Эпигонство (родившиеся после) — повторение и варьирование известных лит тем, сюжетов, мотивов, подражание писателям первого ряда. Серьезная Б уходит от эпигонства. Колебания литературных репутаций.Репутации писателей и их произв отмечены стабильностью. Лит репутации претерпевают колебания. Так, Шекспир до середины XVIII в. не привлекал к себе большого внимания. Долгое время не получала высокой оценки поэзия Тютчева. Факторы: - соответствие умонастроений авторов духу времени – глав фактор - в каждую лит эпоху имеет место расхождение вкусов и взглядов поколений - писат талант, оригинальность произв, глубина
Законом-ти развития лит-ры Лит процесс – это истор сущ-ние, ф-ние и эволюция лит-ры как в опред эпоху, так и на протяж всей истории нации, страны, региона, мира, это сложная сис-ма лит взаимодействий. Склад-сяиз лит эпох и м\унар лит связей. Включает в себя лит произв, работы критиков, реакции читателей, взаимод лит-ры с др видами иск-в, манифесты, борьбу направлений и течений, нац своеобразие лит-ры. Лит течение – совок-ть творч личностей, для кот харак-на идейно-худ близость и программно-эст единство. Стадии лит процесса = соответствующие тем этапам истории человечества, => выдтся лит-ры древние, средневековые и Нового времени (барокко, кл-зм, Просв с его сент ветвью, ром-зм, реализм, модернизм). Древ и среднев лит-ры харак-сь распр-остью произв с внехуд ф-ми; преобладанием уст словесного тв-ва над письменностью, неустойчивость текстов. В Новое лит-ра эмансипируется; письменность – доминирующая форма словесного искусства; активизируется открытое индивиду авторство. Как выделяют в стадии: 1) это «архаический период», влиятельна фольклорная традиция. преобладает мифопоэтическое сознание, отсутствует рефлексия над словесным искусством, нет ни литературной критики, ни художественно-творческих программ. 2) Все это появляется, продолжалась до середины XVIII в., преобладает традиционализм худ сознания и «поэтика стиля и жанра»: писатели ориентировались на заранее готовые формы речи, зависимы от жанровых канонов. шаг от безличного начала к личному. 3) с эпохи Просвещения и ром-зма, «индивидуально-творческое художественное сознание». Отныне доминирует «поэтика автора», свободного от власти предписаний риторики. литература, сближается конкретным бытием человека, проникается его заботами, мыслями. В XIX в. – ром-зм. Потом – реализм. 20 в. – модернизм, свободное самораскрытие авторов, стремление обновить худ язык, сосредоточенность на исторически далеком. международные литературные общности (барокко, классицизм, Просвещение и т. д.) называют то течениями, то направлениями, то системами. течения —это преломление в тв-ве писателей опред обществ взглядов, а направления —это писательские групп-ки на основе общности эст воззрений и программ художественной деятельности. художественные системы четких хронолог рамок не имеют.
Проблема стиля Стиль - степень соответствия всех элементов худ формы содержанию произведений. складывается под влиянием факторов: всегда зависит от жанр природы произв, харак-ет и тв индивид-ть писателя. Не каждый имеет свой стиль. Зависит от соц-истор усл, в кот он живет, от уровня развития лит-ры его эпохи. Каждая эпоха выражает свои стилевые нормы. Верное понимание стиля – в индивид особ-тях словоупотребления синтаксиса, композиции, интонации, ритма увидеть худ мышлени, способ создания образа. Слагаемые стиля – лексика, синтаксис, композиция, интонация, ритм. Лексика - словарный состав: 1) нормативность/ ненормативность. (использование диалектизмов. Вульгаризмов, архаизмов, неолагизмов) 2) лаконизм или многословие, 3)предметность, конкретность, номинативность 4) грамотность словарного состава, 5) ключевые слова. Синтаксис – связь слов, предложений, словосочетаний. Близость к научному или другому стилю.
Чужой стиль Текст порождается тв волей писателя. отдельные звенья могут находиться в сложном отношении к сознанию автора. текст не всегда выдерживается в одной реч манере. В лит произв запечатлевается разноречие –различные манеры мышления и говорения. художественно значимыми оказывается чужое слово. Бахтин называл двуголосыми словами, разграничивает 3 рода слов: 1) «прямое, направленное на свой предмет слово»; 2) «объектное слово (слово изображаемого лица)»; 3) принадлежащее одновременно двум субъектам. Разноречие стало нормой культуры. Стилизация — это намеренная ориентация автора на ранее бытовавший стиль, его имитация, воспроизведение его черт и св-в. (в эпоху романтизма - в духе фольк жанров: лермонтовская «Песня про царя Ивана Васильевича…», пушк сказки, «Конек-Горбунок» Ершова. Подражания – воспроизведение автором лит образца. (ранние поэмы Лермонтова, использовавшие пушк тексты). стремится к адекватности воссоздания опред худ манеры. Пародии —это перелицовки предше лит фактов, отчужденность писателя от предмета имитации. вышучивание пародируемого. строятся на резком несоответствии их тематического и речевого планов. особый жанр, кот направлен на саму лит-ру, но не на внехудожественную реальность. «антижанром». «Гаргантюа и Пантагрюэль» Рабле, «Руслан и Людмила» и «Повести Белкина» Пушкина, «История одного города» Салтыкова-Щедрина.
Литературный род Понятие возникло в ант эст, в сочинениях Платона и Аристотеля. о эпос, драма и лирика в 3 гл «Поэтики» Аристотеля охарактеризованы эпоса, лирики и драмы: «Подражать в одном и том же и одному и тому же можно, рассказывая о событии, как о чем-то отдельном от себя, или же так, что подражающий остается сам собой, не изменяя своего лица, или представляя всех изображаемых лиц как действующих и деятельных».
Бюлер – речевые акты имеют 3 аспекта: сообщение о предмете речи, экспрессию (выражение эмоций); апелляцию (обращение говорящего к кому-л). аспекты взаимосвязаны и проявляют себя в различ высказываниях по-разному. В лир доминанта – рече экспрессия. Драма акцентирует апеллятивную сторону речи, слово - поступок, совершаемый в опред момент развертывания событий. Эпос - сообщение о чем-то внешнем говорящему. Деление литературы на роды не совпадает с ее членением на поэзию и прозу. Каждый вкл в себя поэт и проз произв. (эпос: «Евгений Онегин», «Кому на Руси жить хорошо»). Эпос, лирика и драма сформировались в первобытном тв-ве. Происхождение родов посвятил – 1 гл «Исторической поэтики» Веселовский, доказывал, что роды возникли из обрядового хора первоб народов, это были рит игры-пляски, движения сопровождались пением. Эпос, лирика и драма трактовались В как развившиеся обрядовых «хорических действий». Из возгласов активных участников - лиро-эпические песни, на их основе сформ-сь эпич повеств. из возгласов - лирика. Эпос и лирика – следствие разложения древ хора. Драма - из обмена репликами хора и запевал.
Понятие жанра жанры — это гр произв, выделяемые в рамках родов лит-ры. Каждый обладает комплексом устойчивых св-тв. Многие л жанры имеют корни в фольклоре. с трудом поддаются классификации, их много: в каждой культуре жанры специфичны, имеют разный исторй объем. одним и тем же словом часто обозначаются разные жанровые явления. Так, элегия – строго опред стихотворным размером, широкий круг тем и мотивов, позже – сосредоточ на любовной теме. в Новое время - настроение печали и грусти. жанры фиксируют различ стороны произв. обладают структурными св-ми. предписания относительно предмета изображения, построения произведения нивелировали индивидуально-авторскую инициативу. Законы жанра подчиняли себе творч волю писателей. Традиц жанры сущ-ют отдельно др от др. Границы четки. Они следуют нормам, которые вырабат-ся традицией и обязательны для авторов. Канон жанра — это опред сис-ма устойчивых жанр признаков. XX в. есть произв, лишенные жанр опред-ти. два рода жанр структур: готовые формы (канонические жанры) и неканонические: открытые трансформациям. В каждый истор период жанры соотносятся м\у собой по-разному. Они трактуются как достойные или не достойные внимания; как высокие и низкие; современные либо устаревшие, => иерархии жанров, кот со временем меняются.
Эпос (др. — гр. — слово, речь) организующее началом - повествование о персонажах, их судьбах, поступках, умонастроениях, составляющих сюжет. рассказ о происшедшем ранее. Повествованию ведется со стороны, имеет грам форму ПВ. Повествующий - позиция чел-ка, вспоминающего о чем-то. Дистанция между временем изображаемого действия и временем повествования.
Произв исп-ют худ ср-тва. Нет ограничений в объеме текста: короткие рассказы эпопеи, романы. может «вобрать» в себя большое кол-во характеров, обстоятельств, событий, судеб, деталей. повеств форма способствует проникновению во внутр мир человека. доступны характеры сложные, обладающие множеством черт и свойств, незавершенные и противоречивые, находящиеся в развитии. значимо присутствие повествователя – посредник м\у изображенным и читателем. Текст обычно не содержит сведений о судьбе повествующего, о его взаимоотношениях с героями. Повествователь — это некая точка зрения на излагаемое, психологическая, идеологическая. Эпическая форма воспроизводит склад ума и чувств повествователя. Облик повествователя обнаруживается в повествовательном монологе. распр форма повествования — рассказ от третьего лица – рассказчик (м б персонажем произведения). Способы повествования разнообразны.
Эпические жанры Роман - самая большая форма. появился в античности, ведущ жанр Разновидности: истор, приключ, детектив, сем-быт, военный, философский. характерен психологизм личности. Повесть – это средний эпич жанр. Иногда трудно определить повесть от романа. Рассказ – небольшое повествование, в кот обычно описывается одно событие. Новела – разновидность рассказа, неожиданный сюжет, неожиданная развязка. (О Генри мастер новелл). Очерк – злободневные проблемы современности. Герои романа отчуждены, но некот стремятся преодолеть свою уединенность и отчужденность, жаждут, чтобы в их судьбах с миром утвердилась связь. Одна из важнейших черт романа — внимание к окружающей героев микросреде, влияние которой они испытывают. Т о показывают внутр мир.
Лирика (др. — гр. lyra — муз инструмент, под звуки кот исполнялись стихи) на первом плане единичные состояния человеч сознания. Лир переживание принадлежит говорящему. система худ средств подчиняется раскрытию движения чел души. Лир эмоция — это сгусток душ опыта чел-ка. переживание —результат худ преобразования того, что испытано чел-ком в реальной жизни. лир поэзия - худ освоение состояний не только сознания, но и бытия. Таковы философские, пейзажные стихотворения. Малая форма. Состояния человеческого сознания воплощаются по-разному: прямо и открыто, в признаниях, исповедальных монологах, либо косвенно в форме изображения внешней реальности (пейзажная). Есть медитативное начало. Медитация - психологически напряженное раздумье о чем-либо. Речевая экспрессия доводится до макс предела. За музыкою только дело. Носитель переживания - лир герой. Лирический герой неотличим от автора. Лирика автопсихологична. Лирика не просто воспроизводит чувства автора, трансформирует, обогащает, создает заново.
Драма (др. — гр. drama — действие) воссоздает событийные ряды, поступки людей и их взаимоотношения. Нет развернутого повествовательно-описательного изображения. Собственно авторская речь здесь вспомогательна. Это списки действ лиц, иногда краткие харак-ки, обозначение времени и места действия; описания сцен обстановки, ремарки. это побочный текст. Основной — это цепь высказываний персонажей. Хар-ры раскрываются с меньшей свободой и полнотой. Драматурги, ограничение объема, времени. Время не сжимается и не растягивается; персонажи обмениваются репликами без вр интервалов, высказывания составляют непрерывную линию => иллюзия НВ. образность - гиперболическая, броская. диалоги и монологи насыщенны афоризмами – раскрытие героев. осуществлялась постепенно — на протяжении ряда столетий и завершилась В классической эстетике XVIII–XIX вв. драма - высш форма лит тв-ва: как «венец поэзии». в XIX–XX вв. на авансцену лит-ры выдвинулся соц-псих роман, драм произв по-прежнему принадлежит почетное место.
Автор Слово «автор» имеет несколько значений: 1) творец произв как реальное лицо с биографией, комплексом индивид черт. 2) образ автора, самого себя. 3) Автор опред образом освещает реальность, проявляя себя в качестве субъекта худ деятельности. Авторская субъективность организует произведение. «Дух авторства» доминирует в любых формах художественной деятельности. субъективность предстает в различ обликах. В фольклоре – коллективное авторство. в Древней Греции - индивид -авт начало, в последующие эпохи проявляло себя более активно. характер авторства изменился. Решающую роль в этом сыграла эстетика сентиментализма. «Центральным «персонажем» лит процесса стало не произведение, а его создатель, центральной категорией поэтики — автор» [133]. демонстрирует свою творческую свободу. Авторская субъективность становится личностной. Худ тв-во осознается как воплощение «духа авторства». идея (концепция автора), присутствующая в произв, включает в себя и интерпретацию и оценку автором определенных жизн явлений. идея — это сплав обобщений и чувств – пафос. Автор «неизбежно говорит больше, чем хотел». «Если бы птица знала, о чем она поет, зачем поет и что — в ней поет, то она бы не пела». В произведениях искусства неизменно присутствует нечто запредельное взглядам и творческим намерениям их создателей. Художническая субъективность включает в себя вдохновение. автор ставит и решает задачи, связанные с работой воображения (создание вымышленных образов). Деятельность писателя, который «опредмечивает» в произведении свое сознание, стимулируется биограф опытом и жизн поведением. образ автора в произв и облик автора реального др с др связаны. Автор причастен внехуд реальности, участвует в ней своими произв. В XX в. бытует и иная точка зрения - худо деят-ть изолирована от биограф опыта автора. В последние десятилетия идея дегуманизации искусства породила концепцию смерти автора. Барт - с волей автора считаться не надо, ее следует забыть. противопоставляет автору живой текст. автор — это некая полумнимость: его нет ни до написания текста, ни после того, как текст завершен; полноту власти над написанным имеет лишь читатель. Концепцию смерти автора правомерно расценить как проявление кризиса культуры. «антиавторские» тенденции восходят к концепции формальной школы, рассматривавшей автора как производителя текста. без «образа автора» текст становится механическим. Автор не м б устранен из произв.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 138; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.226.173 (0.056 с.) |