Сформулируйте ваше понимание духовного бессознательного по В. Франклу и определите возможности его влияния на становление субъекта в экзистенциальной психологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сформулируйте ваше понимание духовного бессознательного по В. Франклу и определите возможности его влияния на становление субъекта в экзистенциальной психологии



Одним из значимых представителей экзистенциальной психологии является Франкл В. Человек, - по Франклу, – это многоуровневая система, единство психофизического и духовного. Он часть сверхсмысла Вселенной. В связи с этим он изначально свободен, духовен и ответственен. И в то же время его существование, его предназначение остаётся тайной. Являясь частью сверхсмысла Вселенной, он должен найти смысл своего существования, смысл своей жизни. Но как постичь этот смысл, как найти собственный, уникальный смысл своей жизни – это является его проблемой в процессе осуществления себя как духовной личности, как субъекта своей жизнедеятельности.

С точки зрения В. Франкла, бессознательное является не только инстинктивным, о чем говорил З. Фрейд, но и духовным. Понимаемое как экзистенция, духовное бессознательно по существу, так как в принципе экзистенция не поддается рефлексии. В этом отношении важное психотерапевтическое значение приобретает проблема духовной экзистенции, а не психофизическая фактичность, с которой имеют дело различные виды психотерапии, включая классыический психоанализ. По сути дела, в процессе лечения аналитику приходится обращаться к духовной экзистенции в смысле свободного, ответственного существования человека.

Человек в поисках смысла, благодаря выбору и ответственной реализации возможностей, предоставляемых ему жизнью, обеспечивает своё становление как духовной личность, как субъекта своей жизни. Понятия «духовная личность», «субъект», «самость» определяются как активное, интегрирующее, перодолевающее начало и используются Франклом как тождественные. Источником активности человека является не стремление к наслаждению, не стремление к могуществу, не стремление к равновесию, а стремление к смыслу. Смысл задаёт темп бытию.

Смыслы – есть выражение его самости, регулирующего взаимодействие человека с миром, творящего собственную личность и вкладывающегося в мир. Самость определяется тремя конституирующими экзистенциями: духовность, свобода и ответственность.

Поскольку духовность соприсутствует везде, в связи с этим отпадает деление на «субъект – объект», понятие «внешнее - внутреннее» и отражает понятие «со-бытие». В сфере человеческой духовности выделяется подсознательная духовность. Под подсознательной духовностью Франкл понимает бессознательный слой духовности, неосознаваемый характер которого заключается в отсутствии рефлексивного самосознания при сохранении имплицитного самопознания человеческого бытия. …Духовное бессознательное содержит источники и корни всего сознаваемого. Содержание духовного бессознательного определяется не только этическим и эротическим, не только совестью и любовью, но и эстетическим бессознательным, отражающим художественную совесть

Свобода как конституирующая экзистенция самости неразрывно связана с необходимостью, однако они не находятся на равных уровнях. Свобода возвышается над необходимостью. И если говорить о свободе, то она проявляется по отношению к чему –либо: «свобода от» и «свобода для».

Человек как самость должна быть свободна от: 1. Влечений; 2. Наследственности; 3. Среды. У человека как субъекта влечения находятся под властью духовности, они пронизаны им, встроены в ценности и служат энергетической основой их реализации. Поэтому влечения всегда направляются, пронизываются, пропитываются личностью, они всегда персонифицированы.

Субъект определяется как духовная личность, который управляет влечениями, преодолевает наследственные ограничения, умеет правильно вести себя по отношению к другим, принимает решения и вырабатывает позицию. «В каждое мгновение своей жизни человек занимает позицию по отношению как к природному и социальному окружению, внешней среде, так и к витальному психофизическому внутреннему миру, к внутренней среде. И то, что может противостоять всему социальному, телесному и даже психическому в человеке мы называем духовным в нём. Духовное, по определению, и есть свободное в человеке

В отличие от психоаналитической модели личности, сконструированной З. Фрейдом и представляющей собой как бы «вертикальные ступени» (бессознательное, предсознательное, сознание), В. Франкл предложил дополнить ее моделью «послойного строения», «горизонтальной проекции» или «концентрических слоев». Соединение этих двух моделей дает трехмерную общую конструкцию – «удлиненное личностное ядро, как духовно-экзистенциальный центр, вокруг которого группируются психическое и физическое как периферические слои». В более строгом смысле концептуального понимания В. Франкл говорит о «личностной оси», проходящей вместе с окружающими его психофизическими слоями сквозь сознательное, предсознательное и бессознательное.  

 

20. Проведите анализ становления субъекта в гештальтпсихологии и особенностей его смыслообразования

Гештальтпсихология -- одно из влиятельных направлений психологии в первой половине XX века, сформировалось под непосредственным влиянием философской феноменологии (Э. Гуссерль), утверждавшей, что восприятие мира носит целостный, непосредственный характер, а в его основе лежат интенции (намерение, направленность сознания) субъекта. Другим источником идей гештальтпсихологии являются исследования австрийского психолога Xристиана фон Эренфельса, ученика Франц Брентано, которому удалось открыть не сводимые к сумме элементов гештальт-качества.

Большое значение в раскрытии проблемы смыслов и его детерминант имеют работы одного из основателей гештальтпсихологии Ф. Перлза. Идея целостности человека, его способность жить настоящим, смело контактировать с миром, преодолевать сложности и уметь защищаться, расти как личность – основные постулаты теории гештальтпсихологии. Субъект обозначен им как самость. Самость – это интегратор «поля взаимодействия организм - окружающая среда», которое охватывает социально-культурные, биологические и физические факторы. Самость актуализируется в процессе контактирования. Есть контакт – есть самость, нет контакта – нет проявлений самости.

Контакт – это первая реальность соприкосновения с объектами и подразумевает сенсорное осознавание и моторное действие, отражающее способы творческого приспособления организма и среды. Более глубинное соприкосновение, в процессе которого самость актуализирует творческое приспособление – это контактная граница.

На контактной границе, самость не только регулирует процессы соприкосновения, творческое приспособление, ориентированные на личностный рост, но и процессы сдерживания динамики творческого возбуждения, отражающие своеобразные процессы защиты. «Контактная граница, на которой возникает опыт, не отделяет организм от окружающей среды; она скорее ограничивает организм, заключает его в себя и защищает, и в то же время соприкасается с окружающей средой». Разумное ограничение – это целесообразное явление. Однако, не всегда мы ограничиваем процесс контактирования пределами разумного. Поэтому, силы защит (в частности, можно назвать невротической) иногда превосходят силы, актуализирующие творческое приспособление и, человек не всегда допускает себя, к более, глубинным пластам контактирования. В связи с этим, Перлз рассматривает личностный рост не только как завершение гештальта, но и как преодоление пятиуровневой структуры невроза. Невроз определяется им как процесс «застревания» на уровнях контактирования. Он выделяет 5 уровней: 1. Уровень знакового контакта(«доброе утро!», «как дела?»); 2. Уровень проигрывания ролей (вживание в роли родителя, профессионала, бизнесмена и др); Эти два уровня контактирования достаточно распространённые и преодолеваемые. 3. Уровень анти-экзистенциальный (фобического избегания пустоты), преодоление которого обеспечивает осознавание себя в этой пустоте, осознание того, «кто Я, где Я, что есть и что должно быть».

В процессе контакта формируется гештальт. Гештальт – это ясное, живое восприятие, образ или понимание (инсайт), или слаженное моторное поведение, отражающее смысл, в котором аккумулированы потребности, способности самости и возможности среды. «В каждом случае потребность и энергия организма, а также возможности, предоставляемые внешним миром, - все вместе объединяются в фигуру». Гештальты были обнаружены при восприятии формы, кажущегося 39 движения, оптико–геометрических иллюзий. В качестве основного закона группировки отдельных элементов был постулирован закон прегнантности как стремления психологического поля к образованию наиболее устойчивой, простой и „экономной“ конфигурации. При этом были выделены факторы, способствующие группировке элементов в целостные гештальты, такие как „фактор близости“, „фактор сходства“, „фактор хорошего продолжения“, „фактор общей судьбы“. В области психологии мышления гештальтпсихологи разработали метод экспериментального исследования мышления — метод „рассуждения вслух“ и внесли такие понятия, как проблемная ситуация, инcaйт (М. Вертгеймер, К. Дункер). При этом возникновение того или иного решения в „продуктивном мышлении“ животных и человека трактовалось как результат образования „хороших гештальтов“ в психологическом поле. В 20–х гг. ХХ в. К.Левин расширил сферу применения гештальтпсихологии путем введения „личностного измерения“. Гештальтпсихология оказала существенное влияние на необихевиормзм, когнитивную психологию, школу „New Look“. Гештальтпсихологическая концепция ощущений — представление о том, что единицей чувственного познания, как и познания вообще, выступает восприятие, а ощущение лишь абстракция, результат „препарирования“ образа восприятия в процессе анализа.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 378; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.007 с.)