Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периодеСтр 1 из 2Следующая ⇒
Речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде Развития ребенка Причины: § воспалительные поражения головного мозга § травматические поражения головного мозга § кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов § обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития § последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит: § запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть: § врожденное недоразвитие § ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
-
§
Моторная алалия Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга- Нического характера, обусловленное несформированностью языко- Вых операций порождения речевых высказываний при относи- Методика логопедического воздействия при алалии Коррекционная работа при моторной алалии – это поэтапное формирование речи. В коррекционной работе выделяют 5 этапов.
1 этап -- однословное предложение (с неговорящими детьми) Цель: § вызвать подражательную речевую деятельность в форме звуковых проявлений § расширять объем понимания речи Ø занятия проводятся индивидуально, в игровой форме Ø избегают использования слов «скажи», «повтори», т.к. у детей на эти слова м.б. негативная реакция («угадай, ответь»), преобладают невербальные задания Ø дети должны слышать правильную речь, без скандирования по слогам, необходимо многократное повторение одного и того же словесного материала
Понимание речи: 1. запоминание названий игрушек, частей тела, одежды (покажи нос, мишку, платье) 2. понимание словосочетаний, подкрепленных наглядным действием 3. оречевление бытовых ситуаций (умывание, одевание и др. «Идем умываться. Давай откроем кран. Нет, в другую сторону. Открыл? Бери мыло. Взял? Намыливай руки. Три пальчики. Хорошо. Смывай мыло водой. Теперь будем мыть лицо»)
4. понимание вопросов КТО? ЧТО? КУДА? КОМУ? ОТКУДА? – вопросы задаются в контексте: «Откуда достал книги?», а не «Откуда?» 5.
Этап -- первые формы слов (у детей появилась возможность соединить в одной фразе 2-4 аморфных слова без грамматических связей)
Понимание речи: 1. различение количества предметов (много –мало--один) 2. различение величины предметов (большой --маленький) 3. различение вкуса (сладкий – соленый) 4. пространственное расположение (здесь – там, тут – вот) 5. различение ед. и множ. Число: ДОМ – ДОМА 6. различение отрицательной частицы НЕ: ИДИ – НЕ ИДИ (без предмета), ВОЗЬМИ – НЕ БЕРИ, СПРЯЧЬ МЯЧ – НЕ ПРЯЧЬ МЯЧ (с предметом) 7. различение, к кому обращена команда: ВОВА, СЯДЬ – ДЕТИ САДИТЕСЬ, СЯДЬ – САДИТЕСЬ (форма повелительного наклонения глагола в единственном и множественном числе) Развитие самостоятельной речи: 1. звукопроизношение – уточнение артикуляции гласных (кроме Ы), согласных М,П,Б,Т,Д; остальные звуки – приближенное произношение 2. называние знакомых предметов 3. наращивание слогов к концу слова: МУ -- … РУ -- … ПО --, ЛАП-- + КА
Сенсорная алалия Сенсорная алалия -- нарушение понимания речи вледствие нарушения работы ре- чеслухового анализатора, что возникает при поражении височной Доли доминантного полушария Проявления: § ребенок слышит, но не понимает обращенную речь, физический слух при этом сохранене § при обследовании слуха с помощью аппаратуры обнаруживается слуховая неустойчивость (одинаковые сигналы то воспринимаются, то нет) – делают 8-10 аудиограмм для постановки окончательного диагноза § не формируется связь между словом и предметом (действием) – замыкательная акупатия § гиперакузия - повышенная чувствительность к звукам, безразличным для окружающих (шуршание листьев, спичек в коробке, бумаги, скрип, капание воды) Здоровые люди реагируют на них в период утомленности и крайнего раздражения. У алаликов – беспокойство, плач, крутят головой, показывают на уши – сверхраздражители
Психофизические и речевые особенности при сенсорной алалии – от полного непонимания речи до понимания отдельных обиходных слов и предложений: Ø большую роль в понимании речи играет ситуация (понимают не отдельные слова, а фразу в ситуации при определенном порядке слов в предложении Ø ухудшение понимания при изменении темпа речи говорящего Ø улучшение понимания при многократном медленном повторении Ø трудности во включении, переключении и распределении слухового внимания (не сразу реагируют на речь, замедленность слухового восприятия) Ø улучшение понимания после проговаривания (подкрепление собственными кинезиями) Ø улучшение понимания, если алалик смотрит на говорящего Ø улучшение понимания при общении с матерью
Речь при сенсорной алалии: Ø из-за непонимания речи окружающих невозможность или грубое искажение собственной речи Ø двигательное беспокойство, трудности поведения Ø дети мало пользуются жестами и мимикой Ø реагируют на интонацию, не понимания смысла Ø игру сопровождают модулированным лепетом Ø логорея – бессвязное воспроизведение всех известных ребенку слов Ø эхолалия -- повторение обращенной речи Ø при появлении первых слов: * ошибки в ударении * замены * искажения структуры не фиксированного характера (каждый раз дру гая ошибка Ø высказывания ребенка не точны по содержанию и ошибочны по форме В целом речь ребенка при сенсорной алалии может быть охарактеризована как ПОВЫШЕННАЯ РЕЧЕВАЯ АКТИВНОСТЬ НА ФОНЕ ПОНИЖЕННОГО ВНИМАНИЯ К РЕЧИ ОКРУЖАЮЩИХ И ОТСУТСТВИЯ КОНТРОЛЯ ЗА СОБСТВЕННОЙ РЕЧЬЮ.
Алалии Основные направления коррекции: î сознательный анализ состава речи î развитие фонематического восприятия î понимание речевых структур
Основной принцип коррекционной работы: î последовательное и систематическое воздействие на все стороны речевой деятельности ребенка + специфическое лечение, стимулирующее созревание клеток коры головного мозга
1. Строгая организация звукового и речевого режима (т.к беспорядочная слуховая нагрузка задерживает развитие речи) Ä определяют часы и дни отдыха Ä ограничивают излишнее общение Ä исключают воздействие звуковых аппаратов: телефон, радио, телевизор Ä щадящий звуковой режим + ситуация зрительного и слухового голода («темная комната») – для повышения восприимчивости к звукам
2. привлечение внимания ребенка (попасть в поле его зрения, повернуть к себе, взять за руку) 3. пробуждение интереса к звукам окружающего мира и речевым звукам 4. различение шумов, звуков неречевого характера (звон ложки в стакане, стук карандаша) 5. развитие направленного внимания и работоспособности – вкладыши, разрезные картинки, палочки, мозаика – сортировка, классификация по цвету, форме, величине и т.д.) 6. развитие зрительной и двигательной подражаемости: «ладушки», «сорока» 7. развитие потребности общения, мотивации общения 8. различение звучащих игрушек и инструментов (Ребенок наблюдает за действием логопеда, делает действие сам, закрывает глаза (по жесту), различает источник звука)
Секрет: в работе избегают хлопков в ладоши, топанья по полу, стука по столу, т.к. в этих случаях воспринимается не звучание, а вибрация 9. введение в шумовой ряд сильного речевого звука (а,р,у), который связывается с предметом или явлением 10. нормализация работоспособности, поведения, деятельности (копирование действий, подчинение неречевым инструкциям) 11. выработка условных связей между словом и предметом или его изображением: УУУ- паровоз, РРР- собака, МУУУ- корова 12. различение слогов: АУ--УА--АМ; МА—ПА--НА—ТА 13. различение слов (с помощью двигательного, зрительного и тактильного подкрепления) – ребенок показывает картинку и выполняет движение 14. различение характера звука, источника звучания, его локализации 15. предметно-практические действия – не только повторение слова, а умение выполнить действие с предметом по словесной инструкции: ВЫПЕЙ МОЛОКО ИЗ БУТЫЛКИ, ПОДУЙ НА МОЛОКО, НАЛЕЙ МОЛОКО 16. понимание стандартных фраз (слова произносятся в определенном порядке с неизменной интонацией и носят обиходно-бытовой характер – * при общении с одним человеком * при общении с разными людьми * при определенной ситуации * с опорой на мимику, жест 17. развитие фонематического слуха 18. формирование собственной речи (не повторять и не заучивать фразы, а ставить ребенка в ситуацию мыслительных задач) 19. формирование понимания логических, грамматических и тематических групп слов: * посуда, мебель * мытье рук, мыло, полотенце, вода, мыть, вытирать * летит – летят
20. конкретизация понятий (цвет – красный, синий …, вкус – соленый, сладкий…) 21. раннее обучение грамоте
Возможность полной ликвидации сенсорной алалии исследователями ставится под сомнение. Прогноз неопределенный. Результат зависит от * состояния слуховой чувствительности * времени и характера проводимого лечения * коррекционно-воспитательного воздействия * возраста и интеллекта ребенка
речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде Развития ребенка Причины: § воспалительные поражения головного мозга § травматические поражения головного мозга § кровоизлияния в мозг в результате тяжелых или стремительных родов § обменные нарушения в период внутриутробного и раннего развития
§ последствия тяжелого рахита и заболеваний дыхательной системы
Происходит: § запаздывание созревания нервных клеток в определенных областях горы головного мозга (стадия нейробластов) – в обоих полушариях головного мозга – билатеральное поражение.
Может быть: § врожденное недоразвитие § ранопреобретенное недоразвитие (в доречевом периоде)
Классификация алалий
-
-
§
Моторная алалия Моторная алалия – системное недоразвитие экспрессивной речи центрального орга-
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.162.179 (0.052 с.) |