Замок Лош. Конец XI — начало XII в. Франция. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Замок Лош. Конец XI — начало XII в. Франция.



РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозна­чали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романско­го» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и об­ластях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Фран­ции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хро­ник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Ита­лия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ве­тошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, мона­стырские церкви, посвящённые раз­ным святым, даже маленькие дере­венские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

Так формировался первый общеев­ропейский стиль: рождалась роман­ская архитектура. Именно архитек­тура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в ро­манском искусстве. Крупные мона­стыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стека­лись не только паломники, но и ре­месленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрас­ные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом мире.

Огромную роль в жизни средне­вековых людей играло паломничест­во — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи свя­тых могут исцелять болезни и защи­щать от будущих несчастий. Главные христианские святыни находились в Иерусалиме, Риме и на севере Ис­пании, в монастыре Сант-Яго де Компостелла.

Считалось, что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus stellae — «место, обозначенное звёз­дами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого покрови­телем священной войны за освобож­дение Испании от арабов. На доро­гах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной за­даче — вместить большое количест­во людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться дра­гоценным реликвиям. Именно в ро­манской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличива­лись, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, оби­лие гладких поверхностей, скульп­турный орнамент — характерные черты романской церкви.

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в непри­ступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хо­зяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выстав­лялся дозор.

За крепостной стеной замка на­ходились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глу­боким рвом. Мост, перекинутый че­рез ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появи­лись башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищённой кре­пости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Вой­ти в город можно было только че­рез укреплённые ворота в массив­ных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер;

Конструкции сводов.

ФРАНЦИЯ

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское искусство формировалось здесь наиболее последо­вательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни, Провансе и Нор­мандии.

Бургундия (Восточная Фран­ция) — один из самых богатых рай­онов страны, в котором были сосре­доточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые круп­ные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся ве­ликолепным живописным и скульп­турным убранством. Именно бур­гундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позво­лившие уменьшить объём стен, уве­личить вместимость соборов, дос­тигнуть большой высоты сводов.

Церковь Святого Петра и Свято­го Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный при­мер французской романской ар­хитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой по­стройки, а также описания и рисун­ки. Тогда это была самая большая церковь в Европе. Общая длина хра­ма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального не­фа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали церковь. Монастырь в Клюни в то время на­зывали «вторым Римом». О богатст­ве и величии монастыря свидетель­ствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно кормили до сем­надцати тысяч бедняков.

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.

Романская церковь.

Портал романской церкви.

Изображения располагались длин­ными полосами в два яруса. Сюже­ты росписей были необычайно раз­нообразны. Это сцены из Ветхого и Нового заветов и... эпизоды из басен Эзопа — с вороной и лисицей, по­вешенным крысами котом. В роспи­сях церкви воплотились наиболее важные особенности романской живописи: плоскостные изображе­ния, разномасштабные фигуры; иногда ноги и голова персонажей повёрнуты в противоположные сто­роны, из-за чего позы кажутся неес­тественными.

Романская живопись во Фран­ции широко представлена книжной миниатюрой. Наибольшее количест­во сохранившихся рукописей созда­но в монастырях Южной Франции. В 1028—1072 гг. в монастыре Сен-Север в провинции Гасконь была изготовлена иллюстрированная ру­копись комментариев к Апокалипси­су — заключительной книге Нового завета. Миниатюры, выполненные в духе народных традиций, отличают­ся яркими насыщенными красками и необычайно живописны. Их авто­ром считается Стефан Гарсиа — один из немногих художников, чьё имя дошло до нашего времени.

Скульптура в западноевропейских средневековых храмах впервые по­явилась в XI в. Это были рельефы и небольшие детали оформления стен. В XII в. скульптура распространилась практически во всей Европе. Особен­но широко украшали ею храмы в Бургундии и Провансе.

К выдающимся памятникам ис­кусства романского периода отно­сятся скульптурные украшения бургундских церквей Сен-Лазар в Отене и Сен-Мадлен в Везле. Рельеф со сценой Страшного суда в соборе Сен-Лазар (1130—1140 гг.) разделён на несколько ярусов. Вверху справа ангелы сопровождают праведников; слева черти тащат грешников в ад; там же взвешивают добрые и дурные поступки людей. В нижнем ярусе по­казаны души, с трепетом ожидаю­щие Суда. Выразительно изображён Суд: ангел и чёрт держат чаши весов, и каждый старается перетянуть весы

в свою сторону. У ног ангела малень­кие человечки прячутся в складки его одежды, в страхе ожидая реше­ния Суда. На рельефе были начерта­ны две фразы: «Так воскреснет тот, кто не вёл безбожную жизнь» и «Пусть содрогнется от ужаса впав­ший в земные заблуждения, ибо такова его страшная судьба, изо­бражённая здесь». Имя мастера, выполнившего эти рельефы, извест­но — сохранилась латинская над­пись: «Гислебертус это сделал».

Другой яркий образец бургунд­ской скульптуры — композиция «Со­шествие Святого Духа» в церкви Сен-Мадлен в Везле (начало XII в.). В центре сцены изображён Хри­стос, наставляющий апостолов, по краям находятся фигурки полуфан­тастических существ: пигмеи, люди с огромными, как у слона, ушами, чу­довища с собачьими головами. Ве­роятно, эти существа символизиро­вали страны, куда проповедники несли христианскую веру.

В скульптуре Прованса сильно ощущается влияние античности: это проявляется и в сюжетах, и в мане­ре исполнения. В Провансе не встре­чается такого обилия скульптурных изображений, как в Бургундии. Однако на фасадах, по сторонам входов, часто помещали большие фигуры святых. По сравнению со скульптурами из Бургундии в позах и движениях этих святых было боль­ше естественности. Типичным при­мером скульптуры Прованса могут служить украшения церкви Сен-Тро­фим (XII в.) в Арле.

ГЕРМАНИЯ

XI—XII столетия для Германии бы­ли временем жестоких междоусобных войн, борьбы императоров с папством.

Наиболее полно и ярко роман­ский стиль в Германии воплотился в архитектуре. В XI—XII вв. началось строительство крупных соборов в городах на Рейне — в Вормсе, Шпейере, Майнце. Собор в Вормсе (1181 — 1234 гг.) был похож на неприступ­ную крепость. Его толстые гладкие стены, узкие окна, массивные баш­ни выглядели суровыми и величест­венными. В Германии сохранились и памятники светской архитектуры того времени — феодальные замки и крепости.

На рубеже XII—XIII столетий в Германии существовал так называе­мый «переходный стиль», в котором сочетались романские и готические черты (см. статью «Готическое искус­ство»). Например, в соборе в Бамберге (1185 г. — XIII в.) суровость глад­кой поверхности стены нарушили декоративные аркады и множество окон; башни стали менее массивны­ми; фасады, покрытые рельефами, потеряли былую строгость.

Романская живопись Германии почти не сохранилась. Но то, что дошло до нашего времени, свиде­тельствует о расцвете этого искусст­ва в романский период. Особенно

Собор в Вормсе. 1181 —1234 гг.

Германия.

ярко это проявилось в миниатюре. На рубеже XII—XIII вв. в одном из ба­варских монастырей была создана рукопись Carmina Burana — сборник светских стихотворений, в котором впервые в средневековом западноев­ропейском искусстве была изоб­ражена природа. Сцены, представ­ленные на миниатюрах, окружал орнамент из деревьев с разнооб­разными зверями и птицами.

Скульптуру в романский период в Германии размещали, как правило, внутри храмов. На фасадах она стала встречаться лишь в конце XII в. Сначала это были рельефные встав­ки, а позднее — развёрнутые компо­зиции. Деревянные раскрашенные распятия (обычно их вешали в про­лёте арки над алтарём), украшения светильников, купелей, надгробий, реликвариев, подставок для чтения книг подчёркивали отличие мира Божественного, воплощённого в Церкви, от окружающего греховно­го мира. Изображения кажутся отре­шёнными от земного существования, они условны, обобщены.

Примером может служить соз­данное в Брауншвейге распятие (около 11б0 г.), на котором сохрани­лась подпись мастера: «Имервард сделал меня». Христос представлен властелином мира, победившим смерть и страдания. Крест — это символ воскресения, победы, а не орудие мученической смерти. Такое прочтение образа изменилось лишь в конце XII в., когда на первый план выступила человеческая природа Христа, идея мученичества.

Выдающимся памятником скульп­туры поздней романики в Германии стали рельефы Бамбергского собора (около 1230 г.). Несмотря на то что композиция оставалась плоскост­ной, образы, созданные художни­ком, очень жизненны — возникает впечатление, что даже выражение их лиц меняется.

На грани светского и религиоз­ного искусства находится надгробие короля Рудольфа Швабского в собо­ре Мерзебурга. (Рудольф Швабский погиб в 1080 г. под Мерзебургом, сражаясь против германского императора Генриха IV.) На бронзовой плите король предстаёт в полный рост с державой и скипетром в ру­ках. Плоскостность, бесплотность, симметричность изображения, что характерно для романского стиля, а также застывший, непроницаемый взгляд короля — всё в этом памятни­ке должно было подчёркивать вели­чие и святость погибшего монарха. В этот период в Германии поя­вился один из первых в средневеко­вом искусстве светских памятни­ков. В 1166 г. Генрих Лев, герцог Саксонский, поставил перед зам­ком Дапквардероде в Брауншвейге фигуру бронзового льва — памятник собственному могуществу. В родо­вом гербе герцога Саксонского был изображён лев, по образцу которо­го и отлили изваяние.

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО В АНГЛИИ

Завоевание Англии норманнами в 1066 г. укрепило её культурные, политические и экономические связи с континентом, что во многом повлияло на формирование романского стиля в этой стране. Во второй половине XI в. в Англии развернулось стро­ительство монастырей и соборов, в котором участвовали масте­ра с континента, особенно из Нормандии (Нормандия до начала XIII в. входила в состав английского королевства). В этот период были возведены соборы в Сент-Олбансе (1077—1090 гг.), Питерборо (конец XII в.) и др.

Сохранился необычный памятник изобразительного искус­ства Англии романского периода — ковёр из собора в Байё (XI в.) в Нормандии. Его ширина — пятьдесят сантиметров, а длина — целых семьдесят метров! На ковре изображено завоевание Ан­глии норманнами. Ковёр может служить своеобразной энцик­лопедией жизни XI столетия: на нём представлены крестьяне, ре­месленники, солдаты, приготовления к походу, корабли, плывущие в Англию, сражения.

ИСПАНИЯ

Романское искусство Испании раз­вивалось под влиянием арабской и французской культуры. Города Кор­дова, Гранада, Севилья, Валенсия, находящиеся в арабских владениях, славились прекрасными дворцами, мечетями, фонтанами. Арабы при­внесли в искусство Испании затей­ливые восточные орнаменты, неко­торые архитектурные детали, в частности тонкие витые колонки.

*В первой половине X в. норманны (скандинавские племена) завоевали область на севере Франции, получившую название Нормандия. В 1066 г. они высадились в Англии и разгромили англосаксонское войско в битве при Гастингсе. Нор­мандский герцог Вильгельм Завоеватель (1035-1087 гг.) стал королём Англии.

 

XI—XII вв. для Испании были вре­менем Реконкисты — войны за осво­бождение территории страны, захва­ченной арабами в 711 —718 гг. Война наложила сильный отпечаток на всё искусство Испании того периода, но прежде всего на архитектуру.

Как ни в одной стране Западной Европы, в Испании развернулось строительство замков-крепостей. На­стоящей страной замков стало коро­левство Кастилия (Центральная Ис­пания) — её название произошло от испанского слова «Castillo, что озна­чает «замок». Один из самых ранних замков романского периода — коро­левский дворец Алькасар был по­строен в IX в. в Сеговии. Он сохра­нился до нашего времени. Дворец стоит на высокой скале, окружённой толстыми стенами со множеством башен. В ту пору подобным же обра­зом возводили города.

В церковных постройках Ис­пании романского периода прак­тически отсутствуют скульптурные украшения. Храмы имеют облик не­приступных крепостей. В испанской культуре того времени большую роль играла монументальная живо­пись. В стране сложилась своеобраз­ная школа фрески: росписи выпол­нялись яркими красками с чётким контурным рисунком. Изображения были очень выразительны.

Замок Алькасар. IX в.

Сеговия. Испания.

Первые произведения монумен­тальной скульптуры появились в Испании в XI в. Это были украше­ния капителей, колонн, дверей. Вы­дающимся памятником романской скульптуры Испании считается «Портик Славы» (1168—1188 гг.), выполненный мастером Матео в церкви Сант-Яго де Компостелла. Здесь особенно явно ощущается влияние французской культуры.

 

РОМАНСКОЕ ИСКУССТВО

Термин «романское искусство» появился в начале XIX столетия. Так обозна­чали европейское искусство X—XII вв. Ученые полагали, что архитектура в тот период находилась под сильным влиянием так называемого «романско­го» зодчества (от лат. romanus — «римский»). Позже взгляд исследователей на средневековое искусство изменился, но название «романское искусство» сохранилось. Становление романского искусства в различных странах и об­ластях Европы происходило неравномерно. Если на северо-востоке Фран­ции период романики завершился в конце XII в., то в Германии и Италии характерные черты этого стиля наблюдались даже в XIII столетии.

Монах Рауль Глабер, автор хро­ник, так писал о начале романского периода: «С наступлением третьего года, последовавшего за тысячным, почти все земли, но особенно Ита­лия и Галлия, оказались свидетелями перестройки церковных зданий... Мир как будто стряхивал с себя ве­тошь и повсюду облачался в новое белое платье церквей. В то время почти все епископальные, мона­стырские церкви, посвящённые раз­ным святым, даже маленькие дере­венские часовни были перестроены верующими и стали ещё краше».

Так формировался первый общеев­ропейский стиль: рождалась роман­ская архитектура. Именно архитек­тура, и прежде всего монастырская, заняла ведущее положение в ро­манском искусстве. Крупные мона­стыри обладали тогда громадной властью и богатствами. Сюда стека­лись не только паломники, но и ре­месленники в поисках работы. В монастырях создавались прекрас­ные произведения архитектуры, скульптуры и живописи, призванные утвердить возраставшее значение Церкви в средневековом мире.

Огромную роль в жизни средне­вековых людей играло паломничест­во — путешествие к святым местам. В паломничестве видели покаяние, испытание, средство очищения от грехов. От святынь ждали помощи и чуда — люди верили, что мощи свя­тых могут исцелять болезни и защи­щать от будущих несчастий. Главные христианские святыни находились в Иерусалиме, Риме и на севере Ис­пании, в монастыре Сант-Яго де Компостелла.

Считалось, что в монастыре Сант-Яго де Компостелла (от лат. campus stellae — «место, обозначенное звёз­дами») находится могила Святого Иакова, провозглашённого покрови­телем священной войны за освобож­дение Испании от арабов. На доро­гах к монастырю строили большие паломнические церкви, в которых были реликварии.

Архитектура паломнических церквей подчинялась их главной за­даче — вместить большое количест­во людей, желавших принять участие в богослужениях и поклониться дра­гоценным реликвиям. Именно в ро­манской архитектуре впервые в Средневековье появились огромные здания, целиком выстроенные из камня. Размеры церквей увеличива­лись, что повлекло за собой создание новых конструкций сводов и опор. Цилиндрические (имеющие форму полуцилиндра) и крестовые (два полуцилиндра, скрещивающиеся под прямым углом) своды, массивные толстые стены, крупные опоры, оби­лие гладких поверхностей, скульп­турный орнамент — характерные черты романской церкви.

В романский период изменилась светская архитектура. Замки стали каменными и превратились в непри­ступные крепости. В центре замка находилась каменная башня — донжон. На первом этаже располагались кладовые, на втором — комнаты хо­зяина замка, над ними — помещения для слуг и охраны, в подвале — тюрьма. На вершине башни выстав­лялся дозор.

За крепостной стеной замка на­ходились многочисленные хозяйственные постройки, конюшни, кухня. Как правило, замок был окружён глу­боким рвом. Мост, перекинутый че­рез ров к главной башне, в случае опасности поднимали и закрывали им входные ворота башни. В конце XII в. на крепостных стенах появи­лись башни с бойницами и галереи с люками в полу для того, чтобы бросать камни или лить кипящую смолу на нападающих.

По принципу защищённой кре­пости строили и первые города, окружённые стенами и рвами. Вой­ти в город можно было только че­рез укреплённые ворота в массив­ных башнях.

Росписи романского периода практически не сохранились. Они имели назидательный характер;

Конструкции сводов.

Замок Лош. Конец XI — начало XII в. Франция.

движения, жесты и лица персонажей были выразительными; изображения плоскостными. В одной сцене часто совмещались несколько точек зрения и разные моменты времени. Сюжеты росписей, чёткие уравновешенные композиции, яркие краски — всё это играло важную роль в организации внутреннего пространства храма.

Как правило, на сводах и стенах храма изображали библейские сю­жеты, которые нужно было рассмат­ривать передвигаясь по храму — к алтарю и обратно. В апсиде — алтарном выступе — обычно находилось изображение Христа или Богома­тери; ниже помещались образы ан­гелов, апостолов, святых. На запад­ной стене располагались сцены Страшного суда. Нижнюю часть сте­ны обычно украшали орнаментом.

В романский период в Западной Европе впервые появилась монумен­тальная скульптура. Скульптурные изображения — рельефы — распола­гали, как правило, на порталах (ар­хитектурно оформленных входах) церквей. Рельефы обычно раскраши­вали — это придавало им большую выразительность и убедительность.

ФРАНЦИЯ

Ведущая роль в культурной жизни Европы долгое время принадлежала Франции: романское искусство формировалось здесь наиболее последо­вательно. Выдающиеся сооружения романского периода были созданы во французских провинциях — Бургундии, Оверни, Провансе и Нор­мандии.

Бургундия (Восточная Фран­ция) — один из самых богатых рай­онов страны, в котором были сосре­доточены торговля и ремёсла. В Бургундии построены самые круп­ные и величественные романские соборы Франции, отличавшиеся ве­ликолепным живописным и скульп­турным убранством. Именно бур­гундские архитекторы разработали конструктивные новшества, позво­лившие уменьшить объём стен, уве­личить вместимость соборов, дос­тигнуть большой высоты сводов.

Церковь Святого Петра и Свято­го Павла в монастыре Клюни (1088—1131 гг.) — типичный при­мер французской романской ар­хитектуры. Сохранились только небольшие фрагменты этой по­стройки, а также описания и рисун­ки. Тогда это была самая большая церковь в Европе. Общая длина хра­ма составляла сто двадцать семь метров, высота центрального не­фа — свыше тридцати метров. Пять высоких башен украшали церковь. Монастырь в Клюни в то время на­зывали «вторым Римом». О богатст­ве и величии монастыря свидетель­ствует, например, тот факт, что в Клюни ежегодно кормили до сем­надцати тысяч бедняков.

В церкви монастыря Клюни со­хранились замечательные резные капители (верхние части колонн) с символическими изображениями семи музыкальных тональностей. В то время молитвы произносились нараспев, чтобы обращение к Богу было «созвучно» музыке небес.

К наиболее известным роман­ским постройкам Бургундии отно­сятся церкви Сен-Лазар в Отене (1112—1132 гг.) и Сен-Мадлен в Везле (1120— 1150 гг.). По преданию, в церкви Сен-Лазар хранились ос­танки Лазаря, воскрешённого Хри­стом, а в храме Сен-Мадлен — ре­ликвии Святой Марии Магдалины.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.53.68 (0.044 с.)