Методика изучения обзорных тем по литературе. Виды деятельности школьников. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика изучения обзорных тем по литературе. Виды деятельности школьников.



Программа по литературе для 9-11 классов содержит особые разделы, не имеющие аналогий в программе предшествующих лет обучения. Это так называемые обзоры (обзорные темы). Условно можно выделить 2 их типа: собственно обзорные темы («Из литературы 18 века») и обзорное изучение творчества писателя (В. Жуковский и К. Рылеев). Они появляются на том этапе литературного курса, когда в нем отчетливо проступает историко-литературная основа, и становятся одним из средств создания этой основы. Преобладающее внимание в старших классах уделяется монографическому изучению творчества писателей. На обзорные темы отводится несравненно меньше времени, однако значение их в курсе велико: давая ученикам разнообразные историко-литературные сведения и представление о литературной обстановке определенных эпох, обзоры помогают школьникам понять русскую литературу как явление движущееся и меняющееся, увидеть процесс ее развития. Принципиальная особенность обзорных тем в том, что они ориентируют на охват в небольшое время значительного количества разнохарактерных сведений. При освоении материала, даваемого обзорно, старшеклассникам приходится брать на веру без самостоятельного исследования и оценки, обращаться не столько к художественным произведениям, сколько к учебнику, заниматься не эстетически-оценочной деятельностью, а систематизацией сведений и запоминанием их. За многие годы в школе сложился определенный, можно сказать, «типовой» подход к обзорным темам этого типа. В сжатом виде план их изучения выглядит так: характеристика основных исторических и общественно-политических событий эпохи (периода), отражение их в искусстве этого времени, общая картина литературной жизни данного периода (литературный стиль, проблематика произведений, литературная борьба), крупнейшие художники слова. Приведенный план почти неизбежен при изучении обзорных тем, раскрывающих определенные периоды развития литературы. Другим типом обзорной темы, как отмечалось выше, является сжатая характеристика творчества писателя. Здесь дается сжатое, но емкое представление о личности писателя, подчеркивается самое главное, самое ценное, что делает этого художника неповторимой личностью и определяет его значение в русской культуре. Все обзорные темы при разнородности рассматриваемого материала имеют общие трудности для изучения: в них содержится много сведений из истории и литературы, о которых у школьников нет предварительных представлений и которые в связи с этим нелегко усваиваются, 9-тиклассникам в ряде случаев приходится судить о произведениях; главным источником и объектом изучения чаще становится учебник, чем художественный текст. Частичное преодоление этих трудностей возможно при четком построении уроков (логике плана), тщательном отборе фактов и художественного материала и продуманной организации самостоятельной деятельности школьников. Основными методами в работе над обзорными темами являются объяснительно-репродуктивные (в форме лекций учителя). Однако их следует сочетать с поисковыми и исследовательскими действиями учащихся. В лекцию учителя целесообразно включать сообщения учеников по конкретной теме. Рекомендуется широко использовать в обзорах художественное рассказывание; при отсутствии времени на чтение оно в какой-то мере восполняет «дефицит общения» с литературными произведениями при изучении обзорных тем. Может включаться в урок и чтение произведений или фрагментов из них – в виде записей мастеров художественного слова, заранее подготовленного исполнения учеников или выразительного чтения самого учителя. Большое значение приобретает работа с учебником: составление планов и тезисов к главам, где освещаются обзорные темы, конспектирование их. Особую роль в изучении обзорных тем играет наглядность. Целостность художественного процесса и его закономерности рождают общность тематики и образа героя в искусстве каждой из эпох. Поэтому демонстрация произведений живописи и скульптуры, прослушивание музыки обогащает восприятие рассматриваемого обзорно литературного материала и усиливают его эмоциональное воздействие. «Смежные искусства» могут присутствовать на уроках в виде выставок репродукций с картин художников определенного периода. Часто используется сопоставление литературных образов с выражающими сходные идеи образами живописцев. Нужно при этом помнить, что живопись или музыка не являются иллюстрациями литературных произведений, они выражают время своими средствами, но их демонстрация на уроках вводит в атмосферу искусства эпохи, дает наглядный ее образ. Это облегчает запоминание всего материала. Обзорные темы – важнейший раздел литературного курса. С их помощью знания учащихся о крупнейших явлениях русской литературы складываются в систему, и ученики выносят из школы элементарное представление об истории русской литературы в ее движении и развитии.

Практика изучения обзорных тем (на примере конкретной методической темы)

Готовясь к лекции, учитель прежде всего ищет ключевую проблему обзора, которую предстоит решать на уроке. Например, в обзорной лекции, посвященной литературе «серебряного века», можно просто факт за фактом рассказать об основных вехах эпохи, художественных принципах ведущих направлений, характере литературной борьбы. Но гораздо интереснее решать в лекции один из проблемных вопросов, связанных с общественно-культурной ситуацией рубежа столетий (Это типичное явление для всех национальных литератур или оно является особенностью только русской литературы? Чего больше в культуре рубежа веков - следования традициям или новаторства?).

На вводном уроке к циклу занятий формируем у одиннадцатиклассников представление о собирательном образе поэта «серебряного века», его отличительных чертах: раннее яркое начало, поразительная трудоспособность, эрудиция, универсализм, трагичность мировосприятия, горение, порыв, вера в преобразующую силу искусства. Возможно несколько вариантов решения данной проблемы. Традиционный путь – включение в учительскую лекцию «поколенческих» характеристик, которые ученики фиксируют в форме тезисов. Другой вариант – выступления учащихся с краткими информативными сообщениями, дополняющими лекцию учителя, также часто практикуется в старших классах. Сообщения готовятся несколькими учениками по одному из источников, где дается обобщенная характеристика персоналий «серебряного века» (очерки из сборников «Некрополь» В.Ходасевича, «На Парнасе Серебряного ве-

ка» С. Маковского и др.). Данная форма работы позволяет не только познакомить учащихся с важной информацией, но и является обзором литературы по изучаемому периоду, к которой учащиеся могут обращаться при самостоятельной работе над темой.

На первом же занятии по теме «Серебряный век» русской поэзии» важно сформировать у школьников осознанное отношение к предстоящей деятельности на уроках, объединенных в тематический цикл, определить «ориентиры» восприятия данного раздела программы. Такими «ориентирами» может стать составление

кратких «летописи» и «словаря эпохи», а также составление сводной таблицы, в которой фиксируются эстетические программы основных художественных систем «серебряного века».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 874; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.34.178 (0.007 с.)