Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
З. Сиротство: попытка увидеть монстра целиком
Мы работаем в поле проблемы детского социального сиротства как сотни и тысячи наших коллег по всей России. Но постепенно у нас складывается впечатление, что все мы боремся с кончиком хвоста огромного змея - энергично и талантливо, тратя море ресурсов и личных сил, при этом совершенно бестолково, безрезультатно. Причина в нашем неумении (нежелании? страхе?) увидеть монстра целиком. Истоки и причины социального сиротства Основная причина социального сиротства, традиционно рассматриваемая в литературе - это низкий уровень жизни. Понятно, что если ребёнка не на что одеть и накормить, то он часто оказывается беспризорником при живых родителях. И с этим сложно спорить! Однако мы считаем, что низкий уровень жизни - скорее следствие или сопутствующий фактор. Вот несколько контрпримеров: - в результате акции «На лето в семью» (проводимой нашим детским домом) детей усыновили не наиболее обеспеченные горожане, а «обыкновенные»; - в детских домах ребёнку иногда живётся материально лучше, чем у родителей, однако процент успешной социализации выпускников остается прежним - менее 30%; - в конце Великой Отечественной войны и несколько лет после неё (очень тяжёлые годы с точки зрения уровня жизни!) большое число сирот из детских домов было разобрано по семьям, однако уже с конца сороковых брать детей перестали, а некоторых даже вернули. Почему? Ведь самые трудные годы прошли? Последний пример явился для нас интригующей загадкой. Появившаяся версия не претендует на полноту и научную обоснованность, однако удовлетворяет (для нас) всем требованиям «рабочей гипотезы». Итак, с чего начать? Хотя бы вот с чего: психиатр В.И. Брутман исследовал множество матерей-отказниц и установил, что во время беременности в их представлении о будущем нет ребёнка. Он остаётся как бы «не мыслим» в будущем женщины. Попытки помыслить своё будущее в качестве «матери с ребёнком» приводят к неприятным переживаниям и скоро прекращаются. Конечно, в основе каждой из личных историй лежат веские причины, но сейчас не об этом. Если в «картине мира» человека, в представлении о будущем нет ребёнка, то его и не будет. Чуть жёстче: если у человека вообще нет будущего в голове, то он не возится с детьми - и со своими, и уж тем более с чужими. У многих матерей-отказниц в голове вообще не было будущего (это когда человек боится думать о будущем, скорее катится по накатанному, чем строит свою жизнь).
Существуют различные стратегии решения проблемы сиротства: Каждая из стратегий была реализована на определённом этапе человеческой истории и, значит, имеет свои достоинства и ограничения. Каждая стратегия уместна в определённых ситуация и даёт какие-то результаты/последствия (какие?), иногда почему-то разрушается или мутирует. ФОРМА 1. Личная ответственность (Я). Конкретных способов реализации такой личной ответственности множество: усыновление или патронирование ребёнка, вовлечение подростков в реальный проект и свою команду, спонсирование определённой развивающей программы для воспитанников детского дома, учреждение стипендии для двоечника, ставшего троечником, приём к себе в фирму на работу «непутевой мамаши» и её воспитание (вот и дети не брошены!) - и так далее. ФОРМА 2. Общая ответственность (МЫ) - когда субъектом ответственности является не отдельный человек, а группа людей, община, род. При этом отдельный человек чувствует себя частицей рода, и именно это ощущение причастности позволяет каждому человеку осознать и постоянно удерживать в течение жизни видение своего будущего, своей миссии на земле. Миссия народа/общины зафиксированная в религиозных текстах, устанавливает, как должно поступать и «что хорошо - что плохо». Нам, воспитанным вне религиозных или национальных общин очень сложно промысливать эту форму ответственности. Мы уверены, что в этом мощный ресурс развития нашей страны и решения проблемы детей-сирот, в частности, однако обсуждать конкретные способы реализации пока не получается. ФОРМА 3. Государственная ответственность (ОНО) - когда государство отвечает и определяет всё. что происходит в стране. А отдельный человек является его гражданином, выполняет законы и счастлив своей принадлежностью (пример - Советское государство). Это было совсем недавно, мы все об этом помним, поэтому много говорить ни к чему. Отметим только, что с точки зрения безличной машины государства (оно) организация сирот в детские дома действительно удобнее! Система сиротских учреждений легче управляется. Как говорил Иосиф Бродский: «...бесчеловечность всегда проще организовать... Для этих дел Россия не нуждается в импорте технологий».
Современная ситуация Перенесём понятое на современную ситуацию. Старый «хозяин» - государство - отступает, перестаёт платить за содержание хозяйства, уже нельзя сказать, что детдомовские дети - государственные дети, они всё очевиднее «ничьи». Старая идеология «в коллективе лучше» и «государство воспитает моих детей» ещё жива и подкрепляется законодательной базой и общественными мифами, поддерживаемыми СМИ (интересно, они-средства - понимают, что именно делают?). Новые же хозяева возникают не так быстро, как хотелось бы. Их ещё мало, они часто незрелые, неумелые - тяжело же с непривычки! Люди не видят (не знают, не уверены, не решаются...) на свою жизнь. Очень немногие все-таки строят свое будущее и, как следствие, обращают внимание на проблематику детей-сирот - отдельные граждане и бизнесмены, редкая власть... Единицы имеют «длинные» интересные (крупные) планы. Специфика современной ситуации состоит в том, что необходимо постепенное формирование «хозяев земли» всех уровней и масштабов - от отдельных граждан до крупных бизнесменов и власти. Уже не удастся сложить всю ответственность на государство. Придётся самим... Мы видим важнейшую задачу: создание пространства, на котором все субъекты региона смогут оформить и представить своё отношение к проблеме сиротства и выстроить программу совместных действий по её решению8. Вопросы для обсуждения: Каковы причины социального 8 Катаргина С., Миркес М. Сиротство: попытка увидеть монстра целиком. / Касицина Н.М., Михайлова Н.Н., Юсфин С.М., Миркес М.М. и др. Педагогика поддержки. – СПб.: Агентство образовательного сотрудничества, 2005. – с. 113-118. сиротства? Назовите возможные пути решения проблемы социального сиротства? Насколько реалистичны эти пути в современной ситуации развития экономики и общества в России?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.007 с.) |