Схема участка, предназначенного для приучения собаки к обыску местности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема участка, предназначенного для приучения собаки к обыску местности



 

После этого собаку посылают на поиск второго предмета. Для этого дрессировщик подает команду и делает направляющий жест в сторону второго предмета уже другой рукой. Впоследствии в таком же порядке вырабатывается розыск и остальных предметов (рис. 51, б, в). Во всех случаях, когда собака обнаруживает и подносит предметы дрессировщику, необходимо усиленно поощрять ее.

После повторения ряда таких упражнений собака будет самостоятельно и достаточно активно вести поиск предметов на участке. Чтобы избежать образования у собаки нежелательных связей (повороты в направлении поиска только после нахождения предмета), необходимо на пути поиска вводить (без предмета) углы. При работе с углами дрессировщик также подает команду, делает жест рукой, а затем делает пробежку вместе с собакой в сторону угла. Пробежав 20–30 м, дрессировщик называет кличку собаки, чем привлекает ее внимание, и одновременно резко меняет направление своего движения. При этом вновь полает команду и делает жест уже другой рукой и в новом направлении — в направлении того угла, где находится предмет. Собака также должна изменить направление движения, найти предмет, принести его и получить поощрение. После этого ее снова посылают на обыск местности для розыска остальных предметов. Работа собаки всегда должна заканчиваться нахождением предмета и поощрением.

После того как у собаки будет отработан активный, зигзагообразный поиск при обыске местности, вводят ряд усложнений: увеличивают количество углов и уменьшают количество разложенных на участке предметов; вводят управление собакой на расстоянии при помощи команды и жестов (дрессировщик не сопровождает собаку от угла к углу, а находится посередине обыскиваемого участка, рис. 51, г); разбрасывают предметы на участке в разных направлениях и маскируют их. Затем наряду с поиском разбросанных предметов отрабатывается и поиск человека.

Делают это так. Помощник, не заходя на участок, разбрасывает по нему два-три предмета и прячется в конце участка. Дрессировщик пускает собаку на обыск участка, а сам движется в центре участка, управляя собакой. Как только собака обнаружит разбросанные предметы, а затем и найдет помощника, ей разрешают немного потрепать его. После этого помощник вырывается и убегает, а собаку пускают на задержание с последующим конвоированием. Иногда же рекомендуется, чтобы обнаруженный собакой помощник не убегал и не нападал на собаку, а спокойно стоял на месте. В этом случае дрессировщик должен посадить собаку и заставить ее активно облаивать спокойно стоящего помощника.

Приучение собаки к обыску помещений проводится аналогично. Вначале собаку приучают безбоязненно входить в различные помещения (вначале вместе с дрессировщиком, а затем и без него), затем проводить в помещениях поиск, находить и подносить предметы и, наконец, обнаруживать спрятавшегося человека; если человек обороняется или убегает, собака вступает с ним в борьбу, если стоит неподвижно, — активно облаивает его.

Вначале собака работает в помещении вместе с дрессировщиком; затем дрессировщик в помещение не входит, а обыск собака ведет самостоятельно. Наконец собаку приучают охранять предметы. Этот прием вырабатывает у нее стойкий навык; по команде дрессировщика бдительно охранять оставленный на хранение предмет и не отходить от него, предупреждая дрессировщика лаем о всякой попытке постороннего человека взять этот предмет.

При отработке этого приема дрессировщик, держа собаку на коротком поводке, приходит в район занятий, привязывает ее к короткому колышку и укладывает возле него. Затем он кладет перед собакой какой-нибудь привычный для нее предмет (поноску, намордник и т. п.) так, чтобы собака не могла его достать. Подав команду, он жестом привлекает внимание собаки к охраняемому предмету. Вскоре после этого появляется помощник. Вначале он спокойно проходит мимо собаки два-три раза, а затем при очередном подходе нагибается и протягивает руку к охраняемому предмету, пытаясь взять его. В этот момент дрессировщик повторяет команду и жестом вновь привлекает внимание собаки к предмету. Если у собаки при этом появится агрессивная реакция на помощника и она начинает его облаивать, то он убегает и скрывается, а дрессировщик поощряет собаку. Так повторяется несколько раз с разными помощниками. Если собака будет реагировать только на помощника, не обращая внимания на предмет, то помощник должен его, слегка удаляя от собаки или приближая к ней. Такие движения привлекут внимание собаки, возбудят ее и она, как правило, с лаем набросится на помощника, не давая взять охраняемый предмет. В этот же момент дрессировщик должен подать команду и, после того как скроется помощник, поощрить собаку. В тех случаях, когда собака не реагирует даже на предмет и ее внимание приковано только к помощнику, делают так. Кладут около охраняемого предмета жгут (хлыст), а Подошедший помощник берет его, слегка ударяет собаку и, вызвав этим ее лай, немедленно убегает. Активность, проявленная собакой, поощряется дрессировщиком.

В дальнейшем собаку приучают работать без привязи. Для этого дрессировщик берет ее вначале на удлиненный поводок и, уложив перед предметом, подает команду, а сам отходит на три-четыре шага назад. Если собака при подходе помощника оставит охраняемый предмет и попытается напасть на помощника или начинает преследовать его, то дрессировщик подает резкую команду и рывком поводка возвращает собаку к охраняемому предмету. После этого он подает команду и поощряет собаку.

На последующих занятиях дрессировщик отходит все дальше от собаки и, наконец, скрывается в укрытии (удлиненный поводок снимается и собака работает без поводка).

Для дальнейшего закрепления и шлифовки навыка вводится ряд усложнений: помощник пытается спровоцировать собаку, подавая команды, предлагая лакомство и т. п.; вместо одного помощника с разных сторон одновременно подходят два помощника и поочередно пытаются взять охраняемый предмет; занятия проводятся в условиях сильных отвлечений и т. д.

В заключение собаку обучают выборке чужих вещей (необходимые указании по отработке этого приема приведены в следующем разделе). Занятия по выборке чужих вещей являются хорошей тренировкой обоняния защитно-караульной собаки.

Собак, отличающихся большой злобностью, рекомендуется приучать к выборке вещей в начале специальной дрессировки, до того, как будет отработан прием: развитие злобности, смелости и недоверия к посторонним людям.

 

Розыскная служба

 

Розыскных собак используют при охране государственных границ, для розыска и задержания преступных элементов и охраны социалистической собственности. Кроме того, розыскными собаками иногда усиливают патрули или конвои.

Розыскная собака должна отвечать следующим основным требованиям: быть подготовленной на диплом по ОКД; защищать своего дрессировщика в случае нападения на него; по команде дрессировщика задерживать постороннего, охранять и конвоировать его; охранять оставленный дрессировщиком предмет; выбирать по запаху из нескольких предметов вещь постороннего человека; выбирать по запаху вещи человека, находящегося 15 группе людей; вести поиск и находить след двухчасовой давности, оставленный человеком; найдя след, вести по нему розыск и выбирать разыскиваемого человека из группы людей (длина линии следа 2–2,5 км), а также находить и подавать предметы, потерянные или брошенные на следу разыскиваемым человеком; обыскивать участок местности площадью не менее 100X100 м или помещение, находить на нем след укрывшегося человека, а также принадлежащие ему предметы; не брать корм из рук посторонних и корм, подброшенный на землю.

Дрессировка розыскных собак — очень сложный и трудный процесс, требующий высокого мастерства от дрессировщика. Особенно тщательным должен быть и отбор собак для дрессировки по указанной службе. Для той цели пригодны только здоровые, молодые (до двух лет) собаки с устойчивой нервной сие гомон, уравновешенно-подвижного типа ВНД, обладающие хорошо развитым обонянием, слухом и зрением, достаточно крупные и сильные, имеющие здоровые зубы и правильный прикус, отличающиеся недоверчивостью к посторонним людям, злобностью и смелостью. Наиболее желательны для этой цели восточноевропейские овчарки, а также отдельные представители пород доберман-пинчер и эрдельтерьер.

Приемы общего курса дрессировки отрабатывают с розыскными собаками в полном объеме, обязательно добиваясь четкой и безотказной их работы. Сравнительно легко можно подготовить к розыскной службе собак, обученных но защитно-караульной службе, так как у них уже образованы многие специальные навыки.

Дрессировка розыскных собак включает отработку следующих приемов: развитие злобности, смелости и недоверия к посторонним людям; защиту дрессировщика в случае нападения на него; задержание, конвоирование и охрану задержанного; обыск местности и помещений; охрану предметов; отказ от корма. Занятия ведутся так же, как и с защитно-караульными собаками (некоторые особенности обыска местности будут указаны ниже).

Новыми, присущими только розыскной службе будут приемы: выборка вещей; выборка человека с запаха вещи; работа по следу; выборка человека с запахом следа. Наиболее важным и сложным является приучение собаки к работе по следу, в связи с чем этому вопросу будет уделено особое внимание.

Навык выборки собакой вещей является вспомогательным: он необходим для развития навыка активного принюхивания и выработки у собаки умения различать запахи по команде, а также для тренировки ее обонятельного анализатора. Этот прием образует у собаки стойкий навык: выбирать вещь с запахом постороннего человека из нескольких различных вещей, имеющих запахи других людей. Прием отрабатывается в два этапа. Первый этап — выборка из нескольких вещей, принадлежащих посторонним людям, вещей, принадлежащих дрессировщику; второй этап — достижение конечной цели приема.

Первый этап отрабатывается так, По указанию дрессировщика помощник кладет на землю две-три одинаковые вещи, к которым не прикасался дрессировщик, и удаляется; расстояние между разложенными вещами 20–25 см (вначале рекомендуется использовать поноски). Дрессировщик усаживает собаку в четырех-шести шагах от вещей, дает ей обнюхать такую же по форме вещь (перед этим он некоторое время держит ее в руках, чтобы вещь приобрела присущий ему запах) и кладет ее к вещам, положенным помощником. Подойдя к сидящей собаке вплотную, дрессировщик осторожно берет ее левой рукой за морду, а ладонь правой руки прикладывает к мочке носа собаки и держит правую руку в таком положении 5–10 сек., одновременно два-три раза подавая команду. После этого, дрессировщик посылает собаку на выборку. Команды он сопровождает направляющим жестом и внимательно следит за поведением собаки. При попытках собаки взять вещь дрессировщик поправляет собаку, подавая в мягкой интонации команду и вновь команду; если собака берет вещь, дрессировщик подзывает ее, по команде берет вещь и поощряет собаку.

Так повторяют несколько раз, и собака приучается по команде выбирать только вещь. В дальнейшем количество разложенных вещей постепенно увеличивают, команду подают все реже, а затем и совсем не подают, вещи кладут более кучно, дрессировщик перед посылом дает собаке нюхать уже не ладонь своей руки, а какую-либо принадлежащую ему вещь.

Если собака излишне активна и берет, не принюхиваясь, любую вещь, то ее следует посылать на выборку на поводке — это несколько сдержит стремительность собаки.

На этом этапе обучения не рекомендуется долго задерживаться: как только собака начнет безошибочно выбирать нужную вещь, следует переходить ко второму этапу.

Делается это следующим образом. Два помощника берут одновременно одинаковые вещи (лучше опять поноски) и, подержав их 2–3 мин. в руках, раскладывают на земле, как и в первом этапе; при этом первый помощник кладет одну вещь, а второй две-три вещи. Затем в шести-восьми шагах от разложенных вещей первый помощник оставляет отдельно еще одну вещь (фуражку, перчатку и т. п.). Дрессировщик дает собаке обнюхать эту отдельно оставленную вещь, сам не прикасаясь к ней. После этого собаку посылают на выборку вещей, и дрессировщик, очень внимательно следящий за ее поведением, руководит ее действиями. Если собака берет не ту вещь, он в мягкой интонации подает команду и затем в более настойчивой интонации команду. Каждую правильную выборку необходимо усиленно поощрять. Если этого окажется недостаточно, то дрессировщик помогает собаке тем, что на первых занятиях при обнюхивании нужной вещи поощряет собаку командой. Когда у собаки образуется навык выборки вещей, условия занятий усложняют: увеличивают количество вещей, привлекают больше помощников, разнообразят форму и размеры разложенных на участке вещей и т. д.

Качество образованного навыка проверяют при выборке, в процессе которой дрессировщику не известно, какую вещь должна выбрать собака.

Приучение собаки к выборке человека из группы людей по запаху принадлежащей ему вещи образует у нее навык: находить человека не только по его следу, но и по запаху принадлежащей ему вещи. К отработке этого навыка следует приступать после того, как собака будет достаточно хорошо идти по следу.

Прием отрабатывают так. Три-четыре одинаково одетых помощника становятся в шеренгу с интервалами в два-три шага. Предварительно один из них оставляет в нескольких шагах от шеренги принадлежащую ему вещь. Дрессировщик, держа собаку на поводке, подходит к этой вещи, подает команду и дает собаке обнюхать оставленную вещь. Вновь подает команду и, сделав направляющий жест, посылает собаку на выборку владельца оставленной вещи. Если собака ошибется и неправильно выберет человека, то дрессировщик направляет ее мягко произнесенной командой, а при необходимости делает и рывок поводком. Если же собака действует правильно, то, найдя в группе людей человека, которому присущ запах оставленной вещи, она бросится к нему, начнет на него лаять или хватать за одежду. Такие действия собаки нужно обязательно поощрять. При этом дрессировщик обязан следить, чтобы собака не наносила покусов помощнику, и придерживать ее поводком. Но команде дрессировщика помощник, выбранный собакой по запаху его вещей, выходит из группы, а собака, сопровождаемая дрессировщиком, выполняет конвоирование.

Так как у собаки уже предварительно образованы навыки выборки вещей и розыска человека по следу, она обычно быстро переходит и на поиск человека по запаху его вещи.

Для закрепления и шлифовки навыка постепенно вводят усложнения: увеличивают численный состав группы помощников, людей в группе располагают более кучно и в различных положениях (сидя, лежа), работают в разное время суток и т. д. Отработку приема заканчивают работой по выборке. Это позволяет убедиться в том, что собаке правильно привит навык пользования обонянием.

Приучение собаки к розыску человека по следу вырабатывает у нее стойкий навык: разыскивать скрывающегося человека по оставленному им следу (запаху), а также находить и подавать дрессировщику различные предметы, брошенные или потерянные на следу этим человеком. Указанный навык является наиболее сложным и основным в работе розыскной собаки, поэтому его четкой и тщательной отработке необходимо уделять особое внимание. Условными раздражителями при отработке этого приема будут команды и.

Первоначально дрессировку проводят в облегченных условиях. Поэтому первые занятия рекомендуется проводить рано утром по росе, на полузакрытой местности (кустарник, небольшой лес), на почве с невысокой травой, при условии отсутствия сильных отвлекающих раздражителей. След нужно прокладывать по ветру.

Занятия проводят в следующем порядке. Дрессировщик приходит в район занятий, держа собаку на коротком поводке. Вскоре из-за укрытия появляется помощник, который приближается к собаке и своими действиями возбуждает ее (помощник должен учитывать индивидуальные особенности собаки и вызывать лишь активное стремление к преследованию, но не перевозбуждать ее). Возбудив собаку, помощник отбегает от нее на 30–40 м и скрывается в лесу или кустарнике; пройдя затем еще 40–50 м, он постепенно закругляет линию следа, а потом прячется. Чтобы оставить более сильный следовой запах, помощник, отбегая от собаки, должен шаркать подошвами по земле. Как только помощник скроется из виду, дрессировщик подает команды, и делает соответствующий жест — нагибается и показывает правой рукой в направлении оставленного помощником следа. Обычно в первое время возбужденная собака будет рваться в сторону убежавшего помощника, не обращая внимания на оставленный след. Дрессировщик должен сдержать порывистые движения собаки, используя короткий поводок, и повести ее ускоренным шагом в направлении следа, повторяя команды.

На первых занятиях собака будет идти в большинстве случаев прямо к месту, где она потеряла из виду помощника. Дойдя до этого места и не обнаружив здесь помощника, собака начнет принюхиваться к следу. В это время дрессировщик должен вновь подать команды, и сделать жест в сторону проложенного следа. Если собака, принюхиваясь, правильно пойдет по следу, то ее следует поощрить восклицанием и повторить команду. Если же она будет сбиваться со следа, то нужно вновь направить ее на след, подавая команды, и делая направляющий жест. Двигаясь по следу, собака приведет дрессировщика к спрятавшемуся помощнику и попытается напасть на него. Дрессировщик должен сдерживать собаку поводком, не давая ей напасть на помощника, тогда реакция собаки проявится в виде активного лая на неподвижно стоящего помощника. Если лай собаки будет недостаточным, то помощнику нужно сделать несколько резких движений — этим он добьется возбуждения собаки. Увидев, что собака возбудилась, помощник вновь отбегает на расстояние 100–120 м и прячется опять, а дрессировщик вторично пускает собаку по следу; повторяются розыск и облаивание собакой найденного помощника.

В дальнейшем собака работает по следу по одной команде; команду можно подавать лишь в том случае, когда след будет потерян собакой. В течение одного занятия это упражнение проделывают два-три раза. Необходимо стремиться, чтобы в конце каждого занятия собака находила помощника, хватала, конвоировала и задерживала его при попытке к бегству независимо от того, насколько правильно она шла по следу. Это подкрепит ее стремление двигаться по следу. Из борьбы с помощником собака всегда должна выходить. Это будет усиливать ее агрессивность и возбуждать стремление к преследованию и поиску помощника.

Излишне злобных и возбудимых собак рекомендуется приучать к работе по следу следующим образом. Дрессировщик, придя в район занятий, привязывает собаку, показывает ей аппортировочный предмет и возбуждает у нее стремление схватить его. Когда собака достаточно возбудится, дрессировщик уходит от нее с аппортировочным предметом и прокладывает след протяженностью 100–150 м. Оставив аппортировочный предмет в конечной точке следа, он возвращается обратно к собаке точно по проложенному следу. Затем он отвязывает собаку, берет ее на короткий поводок и отводит к исходной точке проложенного следа. Сделав жест в направлении следа и повторяя команды, он побуждает собаку двигаться по следу. Если собака принюхивается и правильно идет по проложенному следу, ее необходимо поощрить восклицанием и повторить команду. Если же собака сбивается со следа, то ее нужно вновь направить на след, подавая команды, и делая направляющий жест. Пройдя по следу, собака находит аппортировочный предмет и, как правило, самостоятельно уберет его. Если это не случится, то требуется подать команду, после небольшой паузы команду, затем поощрить собаку и разрешить ей принять свободное состояние. После непродолжительного отдыха упражнение рекомендуется повторить. Собака, как правило, лучше принюхивается на след дрессировщика. В этом случае у нее быстрее устанавливается связь на команду.

На данном этапе не следует задерживаться длительное время (не более трех-четырех занятий). Как только у собаки установится первоначальная связь на команду, необходимо переключить собаку на проработку следа, оставленного помощником. Для этого дрессировщик, привязав собаку, кладет в 3–5 м от нее аппортировочный предмет, а помощник спокойно подходит, забирает его и удаляется, прокладывая след протяженностью в 100–150 м. В конечной точке следа он кладет аппортировочный предмет, а сам становится в 2–3 м от него. Дрессировщик отвязывает собаку, пускает ее на проработку следа и сам движется рядам с ней. Достигнув конечной точки следа, он побуждает собаку взять аппортировочный предмет, добиваясь, чтобы она не реагировала на помощника, а затем поощряет собаку.

Так повторяют несколько раз. Как только с помощью одного из указанных способов у собаки будет образована первоначальная связь на команду и она будет по запаху следа разыскивать помощника, нужно постепенно вводить усложнения: увеличивать до 250–300 м протяженность линии следа (не вводя углов), увеличивать выдержку до пуска собаки на проработку следа, заменять короткий поводок удлиненным.

Дрессировщик должен оказывать помощь собаке во всех случаях, когда она встретит затруднения в работе. Для этого ему необходимо точно знать всю линию следа, или, иначе говоря, иметь контролируемую или контрольную линию следа. Если собака сбивается со следа, необходимо сократить длину поводка и направить собаку на след. Если собака идет по следу не принюхиваясь, то рекомендуется немного сократить длину поводка, пропустив его между передними лапами собаки так, чтобы он слегка оттягивал голову собаки книзу. Вообще же управлять собакой при помощи поводка во время ее работы по следу нужно мягко, ровно, без рывков.

Затем собаку начинают приучать к розыску по следу, не нападающего на нее человека. Для этого помощник перед прокладкой следа начинает постепенно действовать все менее активно при возбуждении собаки, потом только показывается, а впоследствии лишь оставляет свой след.

Постепенно усложняют и линию следа. Прокладывая след, помощник сначала вводит более легкие для собаки тупые углы, а затем и более сложные — прямые и острые, постепенно увеличивая число углов. В первое время собака, идя по такому следу, часто проскакивает углы. В этом случае нужно легонько придержать собаку перед углом и, если потребуется, умело помочь ей. Чтобы у собаки не образовалась нежелательная связь на придерживание около углов, такие придерживания необходимо периодически практиковать и на прямых участках следа. В дальнейшем на занятиях желательно умышленно допускать, чтобы собака проскакивала углы, давать ей этим возможность совершать ошибки. Если собака, минуя угол, идет неправильно, то командой и воздействием поводка ее нужно [возвратить к углу и направить на след. Как только собака правильно пойдет по следу, необходимо тотчас же поощрить ее восклицанием.

Во время приучения собаки к розыску человека по следу у нее вырабатывают также навык находить на линии следа и подавать дрессировщику предметы, брошенные и потерянные разыскиваемым человеком. С этой целью помощник во время прокладки следа оставляет на нем два предмета. Дрессировщик, точно зная, где они расположены, при подходе собаки к одному из предметов подает команду, а затем по команде берет у нее предмет. Поощрив собаку, ее посылают на дальнейшую проработку следа; таким же путем она находит второй предмет.

На последующих занятиях подачу команды при подходе собаки к предмету задерживают, а потом и не подают совсем. Для усложнения увеличивают число предметов, оставляют их в стороне (в 1–2 м) от линии следа, слегка маскируют некоторые из них. Чтобы подготовить собаку к выборке человека по запаху следа и приучить ее во время проработки следа не переключаться на посторонний людей, вводится расстановка людей на линии проложенного следа.

Делается это так. Вначале на линии следа ставят одного дополнительного помощника, а затем еще двух и более с интервалами в 150–200 м. Дополнительных помощников вначале располагают вблизи от исходной точки следа, затем по всей линии следа и, наконец, поблизости к конечной точке. Здесь они и создают группу людей, необходимую для занятий с собакой по выборке человека со следа. Встретив при проработке следа стоящего на следу дополнительного помощника, злобная собака, как правило, будет пытаться наброситься на него с активным лаем. В этом случае дрессировщик подает команду, делает рывок поводком и направляет собаку на след командой, поданной в угрожающей интонации. Если же собака спокойно подойдет к дополнительному помощнику и обнюхает его, не проявляя агрессии, то этому не следует препятствовать. Позволив собаке обнюхать помощника, необходимо снова направить ее на след и продолжить работу.

В результате неоднократного повторения таких упражнений собака будет безразлично относиться к посторонним людям, находящимся на линии проложенного следа.

Затем приступают к выработке у собаки навыка безразличного отношения к следам, пересекающим линию проложенного следа под различными углами. С этой целью дополнительный помощник пересекает (под прямым углом недалеко от исходной точки) линию следа, проложенного основным помощником. Собаку пускают на проработку следа. В момент, когда собака подойдет к месту пересечения следа, дрессировщик должен внимательно наблюдать за ней. Если она не переключится на отвлекающий след, т. е. не допустит ошибки, нужно заставить ее повторить все действия несколько раз, а затем переходить к усложнениям. Если же собака, дойдя до места пересечения следов, сойдет с основного следа и будет двигаться по отвлекающему следу, то дрессировщик должен подать команду, остановив собаку движением поводка, и направить на основной след. Вначале делают так, чтобы посторонние следы пересекали проложенную линию следа под прямым углом; затем можно использовать тупые и острые углы пересечений.

После этого вводят усложнения: отвлекающий след делают более свежим; для этого дополнительный помощник прокладывает след непосредственно перед пуском собаки, основной след пересекает группа людей и животные; линию следа прокладывают на местности различного рельефа, на неблагоприятной почве (песок, камни), при меняющемся ветре, в разное время суток и при неблагоприятной погоде; увеличивают длину и давность проложенного следа.

Отработку приема заканчивают занятиями с собакой по следу, не известному для дрессировщика.

После того как собака будет четко и безотказно работать по следу, ее начинают приучать к выборке человека с запаха следа.

Для этого помощник прокладывает след длиной в 200–300 м, а дрессировщик через 10–15 мин. пускает по этому следу собаку.

Проработка такого следа происходит быстро; вскоре собака настигает помощника, облаивает и задерживает его. Вырвавшись от собаки, помощник убегает, прокладывая второй след длиной 150–200 м и скрывается в группе людей (два-три человека), одетых одинаково с помощником. Как только скроется помощник, дрессировщик вновь пускает собаку по следу, а затем подводит ее к группе людей, среди которых укрылся помощник, и ослабляет поводок, чтобы позволить собаке спокойно производить выборку. Во время выборки все люди, находящиеся в группе, должны стоять молча и неподвижно.

Если собака будет неправильно производить выборку, дрессировщик должен подать команду, а иногда прибегнуть и к воздействию поводка. В тех случаях, когда собаке не по силам будет выбрать разыскиваемого человека, нужно помочь ей, умышленно подводя к помощнику. При необходимости помощник может возбудить собаку и привлечь ее внимание, сделав едва заметное движение.

Как только собака правильно произведет выборку и вступит в борьбу с помощником, дрессировщик должен немедленно поощрить ее восклицанием. Во время нападения собаки помощник должен оказывать ей некоторое сопротивление и, уступая усилиям собаки, двигаться в ее сторону. После этого осуществляется конвоирование помощника.

На последующих занятиях нужно постепенно увеличивать длину следа, доводить численность группы людей до четырех-пяти человек, причем каждый из них принимает различные позы (стоя, сидя, лежа); постепенно уменьшать помощь собаке в процессе выборки.

Прием приучения собаки к обыску местности (помещений) отрабатывают так же, как и у защитно-караульных собак. Но розыскных собак, кроме того, необходимо приучить еще к поиску следа на обыскиваемом участке. Для этого помощник прокладывает на обыскиваемом участке контрольный след. Дрессировщик с собакой останавливается примерно в 10 м от исходной точки этого следа и берет собаку на удлиненный поводок. Подав команды, и сделав жест в сторону исходной точки, он начинает медленно двигаться к исходной точке следа, внимательно наблюдая за поведением собаки. Услышав команды, собака начнет принюхиваться, но не чувствуя запаха следа, в нерешительности остановится. В этот момент нужно повторить команды и жест и продолжить движение к исходной точке следа. По повторным командам собака начнет принюхиваться вновь. Так как она будет находиться уже недалеко от исходной точки, то обязательно найдет след и начнет двигаться по нему. В этот момент необходимо поощрить собаку восклицанием и повторить команду. Через два-три занятия собака будет самостоятельно находить исходную точку проложенного следа по команде.

Затем собаку приучают самостоятельно определять направление следа в момент ее подхода не к исходной точке, а к линии проложенного следа. Иначе говоря, вырабатывают навык, благодаря которому собака будет безошибочно определять, где находятся исходная и конечная точки следа, п двигаться только в направлении к конечной точке. Для этого дрессировщик пускает собаку к линии следа под разными углами. В тех случаях, когда собака попытается идти по следу в направлении к исходной точке (т. е. в обратном направлении), нужно придержать ее и направить в сторону конечной точки следа. После нескольких таких повторных упражнений собака будет самостоятельно выбирать правильное направление следа.

Закончив отработку специальных приемов, нужно постепенно усложнять условия работы собаки: прокладывать след на почве различного характера, а также след, проходящий через населенные пункты и дороги; увеличивать давность проложенного следа, его длительность.

В процессе всей работы с собакой в сложных условиях необходимо соблюдать основное правило дрессировки; не усложнять условий до тех пор, пока собака не будет достаточно четко выполнять тот или иной прием в менее сложных условиях.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 283; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.032 с.)