Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные методы и приемы дрессировки
Главные задачи дрессировщика состоят в том, чтобы добиться от собаки выполнения желаемого действия (вызвать проявление соответствующего безусловного рефлекса), а также выработать и закрепить условный рефлекс на определенный раздражитель (звуковую команду или жест). Чтобы добиться этого, в дрессировке используют определенные методы и приемы воздействия на собаку. Различают четыре основных метода дрессировки: вкусо-поощрительный, механический, контрастный, подражательный. Вкусо-поощрительный метод дрессировки состоит в том, что раздражителем, побуждающим собаку к выполнению желаемого действия, является пищевой раздражитель. При этом вид и запах пищевого раздражителя используют для побуждения собаки к совершению желаемого действия, а дачу лакомства — для закрепления выполненного действия. Вкусо-поощрительный метод дрессировки применяют при отработке многих общих и специальных приемов дрессировки. Горячим сторонником и пропагандистом этого метода был известный советский дрессировщик В. Л. Дуров, который считал, что в основе дрессировки должен лежать принцип удовлетворения определенной биологической потребности животного и прежде всего потребности в пище. Действительно, вкусо-поощрительный метод дрессировки имеет ряд положительных сторон. С его помощью у собаки быстро образуется большинство условных рефлексов. Наблюдается большая собаки в выполнении навыков, выработанных этим способом, укрепляется контакт с дрессировщиком, проявляется большая и собаки. Однако наряду с этим вкусо-поощрительным методом дрессировки имеет и определенные недостатки. Он не обеспечивает безотказного выполнения приемов, особенно при наличии отвлекающих раздражителей; выполнение необходимых действий может ослабиться или исчезнуть в период сытости животного; с помощью только этого метода невозможно отработать все необходимые навыки. Суть механического метода дрессировки заключается в том, что в качестве безусловного раздражителя используют различные механические раздражители, вызывающие у собаки защитный оборонительный рефлекс (например, рефлекс посадки при нажатии рукой на круп собаки). При этом механический раздражитель не только вызывает у собаки первоначальное действие (безусловный рефлекс), но используется и для подкрепления условного рефлекса (сглаживание). Характерная особенность рассматриваемого метода дрессировки состоит в том, что в этом случае собака выполняет желательные для дрессировщика действия по принуждению.
Положительная сторона механического метода дрессировки состоит в том, что все действия прочно закрепляются и безотказно выполняются собакой в привычных условиях. К отрицательным сторонам механического метода дрессировки относится то, что частое его использование вызывает у некоторых собак угнетенное тормозное состояние и проявление недоверчивого отношения к дрессировщику (у собак с пассивно-оборонительной реакцией это проявляется в виде боязни и трусости, злобные собаки пытаются кусать дрессировщика). Только этим методом невозможно отработать все необходимые навыки. Механический метод имеет большое значение в процессе дрессировки по некоторым специальным службам. Так, дрессировка собаки по караульной, защитно-караульной и розыскной службам в основном строится на использовании механических раздражителей (движения помощника, дразнящего собаку, нанесение ударов и т. д.). В этом случае применение указанного метода рассчитано на возбуждение у собаки оборонительной реакции в активно-защитной форме. Контрастный метод является основным методом дрессировки служебных собак. Сущность этого метода состоит в определенном сочетании механического и поощрительного воздействия на собаку (дача лакомства, оглаживание, команда). При этом механические раздражители используют для побуждения собаки к выполнению желательных действий, а поощрительные раздражители — для закрепления этих действий. Например, чтобы приучить собаку контрастным методом к выполнению посадки, дрессировщик действует следующим образом. Держа собаку на коротком поводке у левой ноги в положении стоя, дрессировщик подает команду. После этого левой рукой он нажимает на круп собаки, прижимая се книзу, а правой рукой производит рывок поводком вверх. После такого воздействия безусловным механическим раздражителем собака совершает посадку. Дрессировщик закрепляет это действие дачей лакомства и сглаживанием, в результате у собаки устанавливается условный рефлекс на команду.
Этому методу дрессировки присущи достоинства вкусо-поощрительного и механического методов. Преимущество контрастного метода; быстрое и стойкое закрепление условных рефлексов на определенные команды; четкое и охотное выполнение собакой всех действий, отработанных этим методом благодаря наличию у нее (пищевого возбуждения); сохранение и упрочение контакта между дрессировщиком и собакой; безотказное выполнение собакой отработанных действий в усложненных условиях (при наличии отвлечений и т. п.). Опыт показал, что контрастный метод ускоряет процесс дрессировки и обеспечивает безотказность работы собаки в различных условиях окружающей среды. В этом — основная ценность контрастного метода. Подражательный метод используют при дрессировке собак как вспомогательный способ. Например, при развитии злобности и закреплении лая у собаки караульной службы использование злобной, хорошо облаивающей собаки может стимулировать проявление злобности у менее возбудимой и плохо облаивающей собаки. Отработку преодоления препятствий также можно вести способом подражания. Особенно широкое применение может иметь этот метод в практике воспитания щенков.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.102.124 (0.007 с.) |