Джон Уэсли. Избранные проповеди 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джон Уэсли. Избранные проповеди



Джон Уэсли. Избранные проповеди

 

Предисловие

 

 

О Джоне Уэсли

 

Джон Уэсли родился в семье англиканского пастора в 1703 году, но не понимал доктрины оправдания по вере и не имел уверенности в оправдании до 1738 года, хотя окончил Оксфордский Университет и уже проповедовал на протяжении нескольких лет. Он заметил, что Писания описывают личную, сознательную веру в качестве основания для личностной уверенности, но не мог поверить в то, что эта уверенность предназначена для всех христиан. Уэсли желал встретить людей, имеющих такую уверенность. Он встретил этих живых свидетелей среди Моравийских Братьев, которые подчеркивали, что истинное благочестие — это внутреннее благочестие сердца. Вскоре после этой встречи, Уэсли со своими друзьями слушал, как кто-то читает предисловие Лютера к Посланию к Римлянам. Тогда он и смог уверовать во Христа ко спасению. Он сказал, что в тот момент его сердце было «необычно согрето», и он ясно осознал, что его грехи прощены. С того дня он с пониманием проповедовал Евангелие оправдания по вере.

Жизненный пример Уэсли выражен в его словах о полноценном домостроительстве: «Пока можете, делайте все возможное добро любыми средствами, любыми способами, везде, где возможно, во всякое время и всем людям».

Кроме того, что Уэсли закончил Оксфорд и получил степень магистра, он изучил, по крайней мере, семь языков и прочитывал примерно 100 книг каждый год. Он проехал в седле 400 000 км, что равняется десяти кругосветным путешествиям. Он произнес 40 000 проповедей. Часто его проповеди под открытым небом слушало более 10 000 человек. Ему часто приходилось проповедовать по три раза в день, несмотря на погодные условия. Когда ему было 72 года, он написал в дневнике, что его здоровье лучше, чем когда ему было 40 лет. Он приписывал улучшение здоровья подъемам в четыре часа утра, проповеди в пять часов («наилучшее упражнение»), и 4 500 мильным ежегодным путешествиям. Наряду с другими путишествиями, Уэсли посетил 42 раза Ирландию и 22 раза Шотландию.

За годы служения на Уэсли много раз нападала толпа, однажды ему даже пришлось переплыть озеро, дабы спастись. Однако у него была особая способность завоевывать доверие лидеров толпы и тем самым гасить сопротивление. Он также описывал Божью защиту, когда камни и другие вещи, брошенные в него, пролетали мимо, не задев его.

Религиозный мир критиковал Уэсли, в особенности за доктрину христианского совершенства. Большая часть критики была основана на недопонимании. Уэсли определял христианское совершенство, как любовь к Богу и человеку, управляющую мотивами, словами и поступками человека. Если он казался необычным, то это было только потому, что он продвигал эту доктрину дальше, чем те, кто формально признавали ее. Уэсли верил, что верующие через веру и по благодати могут достичь Божьих требований христианского совершенства.

Эффективность Джона Уэсли была достигнута во многом благодаря организации обращенных в маленькие группы. Впервые он начал использовать этот метод, когда был миссионером в колонии штата Джорджия, в Америке. Когда он вернулся в Оксфорд, то присоединился к группе преподавателей и студентов, которые регулярно встречались для изучения Библии, служения и укрепления христианской жизни в соответствии с Писаниями. Членов этой группы и стали впервые называть «методистами». Люди использовали это название, чтобы осмеять их строгие методы самодисциплины. Во времена служения Уэсли каждый методист был членом поместной общины. Общины далее разделялись на группы, дабы лидеры имели возможность беседовать с людьми об их духовности и поведении. Другие особые группы были созданы для того, чтобы оказывать помощь членам, которые желали окрепнуть духовно или обрести более полную духовную победу. Члены этих групп были подотчетны друг другу, а также наставляли друг друга, чего нельзя было достичь, используя другие средства.

Уэсли называли «отцом дешевых религиозных книг», потому что он написал более 5 000 произведений для простонародья. Он подчеркивал простую истину для простых людей. Он опубликовал 50 томов писаний пиетистов, пуритан, англиканцев и отцов церкви, которые он откорректировал и отредактировал для краткости. Он также издавал журнал, который назывался «Арминианец».

Уэсли отдавал средства, полученные от распространения своих книг и журналов, на нужды бедных. Он жил на 28 фунтов в год, а все остальное использовал для служения. Много проповедей он посвятил теме простоты убранства и бережливости, что соответствовало положению страны, где многие жили в бедности.

В 1791 году, когда умер Уэсли, в Англии уже было 79 тысяч методистов а в Америке еще 40 тысяч.

Существуют современные движения, которые имеют отличительные черты учения Уэсли, но эти деноминации не обязательно называются методистами. Многие из них имеют очень мало общего с его доктринами. Лучше всего взгляды Уэсли представлены теми деноминациями, школами и личностями, которые все еще придерживаются его учения, и все еще применяют те же принципы к стандартам христианской жизни.

 

Богословские корни Уэсли

 

Как Реформаторы, Уэсли верил в наивысший авторитет Писаний. Как и англиканские мыслители, такие как Хукер, Уэсли верил, что здравое мышление, традиции и опыт вместе взятые балансируют подход к толкованию Библии.

Как и католики, Уэсли верил, что традиции отцов ранней церкви являются ценной помощью в понимании Библии. Изучая труды христианских писателей восточных церквей Уэсли увидел, что обретение совершенства — это не мгновенное действие, а процесс.

Богословие Уэсли разрешило дебаты между Августином и Пелагием. Как Августин и Кальвин, он верил в серьезность наследственной испорченности и полной неспособности человека избирать правильное без Божьей благодати, но в отличие от них, он верил, что Божья предшествующая благодать достигает каждого человека, давая ему свободную волю и желание повиноваться Богу. Он сказал, что если человек не имеет мира с Богом, это не потому, что он не имеет благодати, но потому, что не использует благодать, которую имеет. Как и Арминий, Уэсли верил, что источником греха является злоупотребление свободной волей, допущенное, но не утвержденное суверенитетом Божьим. Уэсли интересовали христианские мистики из-за ударения, которое они ставили на истинности религиозного опыта, внутреннего благочестия и святости. Однако его беспокоила их тенденция удаления от мира, недооценивания средств обретения благодати и служения другим. Он назвал мистицизм скалой, о которую чуть не разбился его корабль.

Пиетизм сильно повлиял на Уэсли, особенно движение Моравийских Братьев. Через них он поверил в то, что человек может быть лично уверен в спасении. Он считал Герренгут моделью христианского общества. Их влияние можно также увидеть в его терпимости к различиям во мнениях и ударении на внутреннюю искреннюю веру и посвященность, как основании для единства. Однако он критиковал их недостаточное внимание к таинствам и их точку зрения, утверждающую завершенную святость в оправдании, что практически исключало дальнейший рост.

Уэсли никогда не пытался создать новое богословие. Он настаивал на том, что все новое в религии по своей сути является неправильным. Он всегда искал подтверждения своим словам в Писаниях, применял свои доктрины к настоящему христианскому опыту. Благодаря этой осторожности, его труд имеет продолжительную ценность, а его голос нужно послушать нынешнему поколению.

 

Оправдание верою

 

А не делающему, но верующему в Того, Кто оправдывает нечестивого, вера его вменяется в праведность.

Римлянам 4:5

 

Вопрос о том, как грешник может быть оправдан перед Богом, является важным для каждого человека. Ибо пока мы враги Богу, не может быть никакого истинного мира или незыблемой радости, как во времени, так и в вечности. Однако, немногие осознают важность этого вопроса! Сколько недопонимания существует по этому поводу! Для того чтобы быть справедливым, рассматривая вопрос такой важности, я попытаюсь показать:

1. что является основанием для доктрины оправдания.

2. что такое оправдание.

3. кто получает оправдание.

4. на каких условиях можно получить оправдание.

 

II. Что такое оправдание?

 

Очевидно то, что термин оправдание не значит делание кого-то праведным и правым буквально. Все это последствия освящения, которое есть до определенной степени немедленным плодом оправдания, но все же является отдельным Божьим даром. Первое подразумевает то, что Бог делает для нас через Сына Своего, второе — что Он вырабатывает в нас Духом Своим. И хотя в некоторых редких случаях термин оправдание используется в столь широком смысле, что включает в себя и освящение, в Писании есть разграничение между этими двумя понятиями.

Менее всего термин оправдание подразумевает, что Бог ошибается в тех, кого оправдывает, думая, что они те, кем не являются, или что Он почитает их за одних, а они на самом деле другие. Это не значит, что Бог судит о нас вразрез с реальностью, что Он оценивает нас лучше, чем мы есть на самом деле или уверен в нашей праведности, когда мы не праведны. Конечно же, нет! Суд Божий всегда соответствует истине. Никак не может сочетаться с Его безошибочной мудростью ситуация, когда Бог думает, что я невинный, судит обо мне, что я праведный и святой, потому что кто-то другой является таковым. Он не может принять меня за Христа, Давида или Авраама. Пусть любой человек, которому Бог дал разумение, рассудит это без предвзятости, и тогда невозможно будет не увидеть, что такое понимание оправдания противоречит здравому смыслу и Писанию.

Писание ясно говорит, что оправданием является прощение грехов. Это акт Бога Отца, которым, ради жертвы Сына Своего, Он «проявляет Свою праведность (или милость) омытием прошлых грехов». Это естественное объяснение, которого придерживается Святой Павел на протяжении всего своего послания. Он объясняет это сам в этой главе и в последующей. Таким образом, в следующих стихах он говорит: «Блаженны те, чьи беззакония прощены, и чьи грехи покрыты: блажен человек, которому Господь не вменит греха». Тому, кто оправдан, Бог «не вменит греха» к осуждению. Все его прошлые грехи в мыслях, словах, поступках — покрыты, заглажены и не будут упомянуты против него, будто их никогда не было. Бог не воздаст такому грешнику страданием, которое он заслужил, ибо Сын пострадал за него. С того времени, как мы «примирились с Богом», Он любит, благословляет и благоприятствует нам так, как будто мы никогда не грешили.

 

Грех в верующих

 

Итак, кто во Христе, тот новая тварь.

2 Коринфянам 5:17

 

Вопрос о том, остается ли какой-то грех в рожденном от Бога, или дитя Божье полностью освобождено от него, остается очень важным для каждого серьезного христианина. Я не думаю, что в ранней церкви проводились дебаты по этому поводу, потому что все христиане были единодушны в этом вопросе. Все древние христиане, оставившие после себя какие-нибудь записи, в один голос говорили, что даже верующие, до того как они «укрепились в Господе и могуществе силы Его», должны бороться с греховной природой.

В этом церковь Англии полностью повторяет раннюю церковь, провозглашая в Девятой Статье своего Устава: «Первородный грех — есть растление человеческой природы, из-за которого природа каждого человека склонна ко злу, потому и плоть противится Духу. И эта природная испорченность остается даже в тех, кто возрожден, так как похоть плоти не подчиняется закону Божьему. И хотя нет осуждения тем, кто верует, эта похоть является частью природы греха». Подобное свидетельство дано и всеми другими церквями: не только греческими и римскими, но и каждой Реформаторской церковью в Европе, независимо от деноминации. Правда, некоторые из них заходят в крайности. Они так объясняют понятие «растление сердца у верующего», что подразумевают его рабство греху, и, следовательно, почти не делают различия между верующим и неверующим.

Во избежание этой крайности, многие свободомыслящие мужи, а именно последователи графа Цинцендорфа, ударились в другую крайность, утверждая, что все истинные верующие не только спасены от господства греха, но и от присутствия внутреннего и внешнего греха, потому его уже нет в них. В результате их влияния около двадцати лет назад многие люди стали придерживаться того мнения, что даже растления природы уже не существует в верующих во Христа. Однако, после проведения дебатов, многие немцы отказались от этого мнения, веря, что грех все еще остается в уверовавших, хотя уже и не господствует в них. Но англичане, перенявшие это учение от них, так легко не оставили его. Даже когда большинство из них убедилось в ошибочности этой точки зрения, некоторые не отбросили это учение, а продолжали твердо придерживаться.

Для тех, кто действительно боится Бога и желает знать истину, будет полезно спокойно обсудить этот вопрос. В этом обсуждении мною используются слова: возрожденные, оправданные, верующие как синонимы. И хотя они не полностью совпадают по значению (первое показывает внутреннюю, действительную перемену, второе относится к перемене положения, и третье показывает способ осуществления двух предыдущих), все они сводятся к одному, так как всякий верующий и оправдан и рожден свыше. Говоря о грехе, я имею ввиду внутренний грех, любое греховное проявление: страсть или чувства, такие как гордость, своеволие, любовь к миру в любом виде и степени, также похоть, злость, тенденцию к нападению — всякую несовместимость с разумением Христовым. Вопрос здесь не ставится в отношении внешних грехов, независимо от того совершает Божье дитя грех или нет. Мы все знаем, что «Всякий совершающий грех — от диавола». Мы признаем, что «Рожденный от Бога не грешит». Также мы не обсуждаем вопрос о том, остается ли навсегда грех в детях Божьих, или он будет существовать в душе до тех пор, пока душа существует в теле. Мы просто рассматриваем следующее: освобождается ли оправданный человек от всего греха в момент своего оправдания, или грех остается в его сердце и после этого?

Мы считаем, что состояние оправданного человека является неописуемо славным. Он рожден свыше, «не от крови и плоти, не от хотения мужа, но от Бога». Он дитя Божье, член Тела Христова, гражданин Царствия Небесного. «Мир Божий, который превыше всякого разумения, сохранит сердца ваши и разумение во Христе Иисусе». Тело такого человека есть «храм Духа Святого», и «присутствие Божье Духом Его». Он «заново сотворен в Иисусе Христе». Он омыт и освящен. Сердце его очищено по вере; он очищен от «растления царящего в мире»; «любовь Божия излилась в сердце его Духом Святым, данным ему». И пока он «ходит в любви» (что ему всегда возможно), он поклоняется Богу в духе и истине. Он хранит Божьи заповеди и делает то, что угодно Ему, тем самым «сохраняя непорочную совесть пред Богом и людьми». С момента оправдания он имеет власть как над внешним, так и над внутренним грехом.

— Но не был ли он в тот момент освобожден от всякого греха, и не уходит ли грех из его сердца?

— Я не могу в это поверить, потому что Св. Павел утверждает обратное. Он обращается к верующим и описывает общее для верующих состояние: «ибо плоть желает противного Духу, а Дух противного плоти: они друг другу противятся» (Галатам 5:17). Апостол утверждает здесь, что плоть — греховная природа, противится Духу даже в верующих, что даже в возрожденных существует два «противоположных» принципа. Опять-таки, когда он пишет верующим Коринфа, освященным во Христе Иисусе (1 Коринфянам 1:2), он говорит: «И я не мог говорить с вами, братия, как с духовными, но как с плотскими, как с младенцами во Христе. Я питал вас молоком, а не твердою пищею, ибо вы были еще не в силах, да и теперь не в силах, потому что вы еще плотские. Ибо, если между вами зависть, споры и разногласия, то не плотские ли вы, и не по человеческому ли обычаю поступаете?» (1 Коринфянам 3:1–3). Здесь Апостол обращается к тем, которые, вне всякого сомнения, являлись верующими, кого тут же он называет братьями во Христе, но которые, до определенной степени, все еще оставались плотскими. Он говорит, что среди них была зависть, приводящая к разногласиям, и при этом они не потеряли своей веры. И, что самое интересное, он говорит о том, что они, будучи младенцами во Христе, являются плотскими, ясно показывая, что каждый христианин, являясь младенцем во Христе, в какой-то степени является плотским. Именно на этом предположении и основаны все увещевания Писания, указывающие на неправильные отношения или поступки тех, которые признаются верующими. Их постоянно призывают к борьбе и победе над этими поступками и отношениями через веру, которая в них.

И опять-таки, когда Апостол увещевает верующих «очистить себя от всякой скверны плоти и духа» (2 Коринфянам 7:1), он ясно дает понять, что эти верующие еще не были очищены. Вы скажете: «Тот, кто воздерживается от всякого подобия зла, не очищает ли себя от всякой нечистоты?» Но это совсем не так. Например: человек относится ко мне с ненавистью, меня это возмущает, что есть скверна духа, но я ничего не говорю. При этом я «воздерживаюсь от всякого подобия зла», но это, к сожалению, не очищает меня от скверны духа. Идея: «В верующем нет греха, плотского ума и склонности к отступничеству» противоречит Слову Божьему, она также противоречит опыту Божьих детей. Они постоянно чувствуют в своем сердце тенденцию к отступничеству, естественную склонность ко злу, тенденцию оставить Бога и держаться земных вещей. Ежедневно они ощущают остаток греха у себя в сердце: гордость, своеволие, неверие. Они видят, что грех цепляется ко всему, что они говорят и делают, даже к самым лучшим их поступкам и священным обязанностям. И в то же время «они знают, что принадлежат Богу»; они в этом не сомневаются. Они чувствуют, что Его Дух ясно «свидетельствует духу их, что они дети Божии». Они «радуются во Христе Иисусе, через Которого явлено им прощение». Они в равной степени уверены, что в них есть грех, и что «Христос в них есть славная надежда».

— Но может ли Христос пребывать в сердце, где есть грех?

— Несомненно, может. Иначе сердце не могло бы быть спасено от греха. Где есть болезнь, есть и Врач, исполняющий Свой труд, сражаясь до того момента, пока грех не изгнан. Конечно, где господствует грех, Христос не может править, также Он не будет пребывать там, где допускается грех. Но он пребывает в сердце каждого верующего, сражающегося со всяким грехом. Как было замечено ранее, противоположная доктрина, утверждающая, что в верующих нет греха, сама по себе является новой в церкви. Всякая новая доктрина — неправильная доктрина, так как первоначальная религия является единственно правильной, и никакая доктрина не может быть истинной, если она не «явлена нам от начала». Против этой новой, небиблейской, доктрины может быть предъявлен еще один аргумент, извлеченный из ее ужасных последствий. Человек говорит: «Я был зол сегодня». Должен ли я сказать ему: «Тогда у тебя нет веры»? Другой говорит: «Я понимаю, что ваш совет хорош, но я не желаю его принимать». Должен ли я сказать ему: «Тогда ты неверующий и находишься под гневом и проклятием Божьим»? Каким будет естественный результат этого? Если он поверит тому, что я сказал, его душа будет не только опечалена и ранена, но, возможно, и погибнет, поскольку он «отвергнет» ту «уверенность, которая будет вознаграждена». И отбросив свой щит, как отразит он «стрелы лукавого»? Как победит он мир, зная, что «вера побеждает мир»? Он стоит обезоруженный, окруженный своими врагами, подверженный всем их атакам. И потому я не могу принять утверждение, что в верующих с момента их оправдания не остается греха. Во-первых, это противоречит всей истине Писания; во-вторых, это противоречит опыту детей Божьих; в-третьих, потому, что это абсолютно новая, ранее неслыханная доктрина. И последнее, ее естественно сопровождают наиболее фатальные результаты.

Однако, давайте уделим должное внимание аргументам тех, кто пытается поддержать это учение. Вначале они пытаются в Писаниях найти подтверждение тому, что в верующих нет греха. Они утверждают: «Писание говорит, что каждый верующий, рожденный от Бога, чист, свят, освящен, чист сердцем, имеет новое сердце, является храмом Духа Святого. И как „рожденное от плоти, есть плоть“, всецело греховно, так и то, „что рождено от Духа, есть дух“, всецело свято. Опять-таки, человек не может быть чист, свят, освящен и в то же время быть нечистым, не освященным, не святым. Он не имеет новое и старое сердце одновременно. Также и его душа не может быть не святой, если он является храмом Духа Святого».

Это рассуждение я предоставил так прямо, как только возможно, дабы весь его вес был явлен. Давайте же сейчас рассмотрим его часть за частью.

1. «Что рождено от Духа, есть дух», всецело свято. Я допускаю сказанное, но не то, как оно истолковывается, так как фраза утверждает одно, и ничего более, — каждый человек «рожденный от Духа» является духовным человеком. Это так, но при этом он может вовсе не быть духовным. Христиане в Коринфе были духовными людьми, либо же они совсем не были христианами, и при этом были не совсем духовными. Они частично все еще были плотскими.

2. «Но человек не может быть чист, свят, освящен, и в то же время быть нечистым, не освященным, не святым». Как раз может. Такими были христиане в Коринфе. «Вы омыты, — говорит Павел, — вы освящены», то есть, очищены от «блуда, идолопоклонства, пьянства» и других внешних грехов (1 Коринфянам 6:9-11). И в то же самое время, в другом смысле слова, они не были освященными, они не были омыты, очищены изнутри от зависти, злых помышлений, лицеприятия.

Они не имели новое и старое сердце одновременно, — возразят мне.

Как раз имели, так как в то время их сердца были обновлены, но не полностью.

Но могли ли они не быть святыми, если они являлись «храмами Духа Святого»?

— Да, они определенно были храмами Духа Святого (1 Коринфянам 6:19), и также очевидно, что до определенной степени они были плотскими, то есть не святыми.

Есть также и другие возражения, которые могут быть приняты во внимание: «Итак, кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2 Коринфянам 5:17). «Неужели человек может быть новым и древним творением одновременно?» Ответ — может. Он может быть частично обновлен, что как раз и было с коринфянами. Они, вне всякого сомнения, были «младенцами во Христе», и в то же время они не имели всего разумения Христова, потому что они завидовали друг другу. Весь этот аргумент: «если человек чист, то он чист» и «если человек святой, то он свят» не чуть не лучше чем любая другая игра слов. Составьте логическое предложение, и оно будет звучать так: «Если он вообще свят, то он свят полностью». Это не совместимо с: «Каждый младенец во Христе свят, но не полностью. Грех остается, хотя и не господствует. Если вы думаете, что он не остается, хотя бы во младенцах, вы точно не приняли во внимание сущность Божьего закона (даже закона любви, записанного Св. Павлом в тринадцатой главе 1 Послания к Коринфянам); и что отклонение или не сочетание с законом, есть грех? Итак, нет ли не сочетания в сердце кого-нибудь из верующих?» Еще одно возражение: «Но верующие поступают по Духу (Римлянам 8:1), и Дух Божий пребывает в них; поэтому они свободны от вины, власти, словом, от сущности греха». В том, что верующие освобождаются от вины и власти греха, мы согласимся; но то, что они освобождаются от греховной сущности, расходится с нашим мнением. В человеке может пребывать Дух Божий, и он может «поступать по Духу», хотя он все еще чувствует «плоть, противящуюся Духу».

Но те, которые Христовы: «распяли плоть со страстями и похотями» (Галатам 5:24).

Так и есть; но она все еще остается в них, и часто пытается сойти со креста.

Нет, но они «совлекли ветхого человека с делами его» (Колосянам 3:9).

— Совлекли, и в выше упомянутом смысле «ветхое прошло, теперь все новое». Можно процитировать сотню мест Писания с тем же эффектом, и на все их дать один и тот же ответ: «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, дабы она была свята и непорочна» (Ефесянам 5:25, 27). Так и будет в конце, но от начала и до сих пор этого не происходило.

— Но может ли естественным образом человек иметь в себе гордость и не гордиться; злость и не злиться?

— У человека может быть гордость, он может думать о себе в некотором отношении больше, нежели должно и быть гордым по отношению к некоторым деталям, и в то же время, в общем не быть гордым человеком. Он может иметь злость и даже яростный гнев без применения его.

Но могут ли злость и гордость быть в сердце, где есть лишь кротость и смирение?

— Нет. Но некоторая гордость и злость могут обитать в сердце, в котором кротость и смирение переизбыточествуют.

— Но грех не может существовать там, где он не господствует; так как вина и власть являются неотъемлемыми его чертами.

— Странное утверждение! — «Грех не может существовать ни в каком виде и степени там, где не господствует?» — Это есть утверждение абсолютно противоречащее всему опыту, всему Писанию, всякому здравому смыслу. Негодование против обиды есть грех, который не сообщается с законом любви. Это возникало во мне тысячу раз. Но при этом оно не господствовало и не господствует.

— Но вина и власть являются неотъемлемыми чертами греха; потому, где есть одно, там должно быть и все остальное.

— Нет. Если я ни на мгновение не подчинюсь тому негодованию, которое чувствую, даже на одно мгновение, то нет и никакой вины, нет осуждения от Бога. И в этом случае нет и власти. Хотя это и «противится Духу», победить оно не может. И хотя есть грех — нет ни вины, ни власти.

— Имеющий грех в себе — есть раб греха. Вы полагаете, что человек может быть оправдан и при этом оставаться рабом греха.

— Я не предполагаю, что оправданный человек является рабом греха. И при этом, я знаю, что грех, хотя бы на некоторое время, остается в оправданных.

— Но если грех остается в верующем, он является греховным человеком. Например, если у него есть гордость, тогда он горд; если своеволие — тогда он своеволен; если неверие — он неверующий, следовательно, он не является верующим. В таком случае как же он отличается от неверующих, невозрожденных людей?

— Это опять всего лишь игра слов. Это не значит более чем, если в них есть грех, гордость, своеволие, то тогда есть грех, гордость, своеволие. В этом смысле человек горд или своеволен. Но не в том же смысле, что и неверующие, то есть, управляемые гордостью или своеволием. Этим он и отличается от невозрожденных людей. Они послушны греху, а возрожденные — нет. Они «поступают по плоти», а он «поступает по Духу».

— Но учение о том, что грех остается в верующем, и что он находится в милости у Бога с грехом в сердце, определенно имеет тенденцию призывать человека ко греху.

— Правильно поймите доктрину, и таких результатов не будет. Человек может угождать Богу, не позволяя греху, который он чувствует, господствовать в сердце. Наличие греха не лишает человека Божьей милости; ее забирает лишь подчинение греху. И хотя плоть в вас «Противится Духу», вы все еще можете оставаться дитем Божьим; но если вы «поступаете по плоти», вы есть дитя диавола. Эта доктрина не заставляет нас повиноваться греху, но противостоять ему всей своей силой. И в заключение: в каждом человеке, даже после его оправдания, существуют два противоположных принципа — природа и благодать, которые Св. Павел назвал: плоть и Дух. Это подтверждается опытом Божьих детей. В то время, как они чувствуют внутреннее свидетельство Духа, они не чувствуют желания полностью повиноваться Божьей воле. Они знают, что они в Нем, но при этом в сердце они готовы оставить Его. Хотя мы обновлены, очищены, освящены в тот момент, когда мы уверовали во Христа, и все же мы тогда не полностью обновлены, очищены, освящены, плоть, греховная природа, все еще остается (хотя и в подчинении) и сражается против Духа. И потому да будем еще более усердно «бодрствовать и молиться» против врага изнутри. Хотя мы и сражаемся не «против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных», давайте более тщательно «облечемся во всеоружие Божье, чтобы мы могли противостать в день злой и, все продолевши, устоять».

 

Покаяние верующих

 

Покайтесь и веруйте в Евангелие.

Марка 1:15

 

Существует общее мнение, что покаяние и вера являются лишь вратами религии; что они необходимы лишь в начале нашей христианской жизни, когда мы вступаем на путь к царству. Это подтверждает великий Апостол в своем увещевании еврейских христиан: «поспешите к совершенству». Он учит их оставить «начатки учения Христова… не станем снова полагать основание обращению от мертвых дел и вере в Бога». Это значит, что в некотором смысле они должны оставить то, что вначале занимало все их мысли, для того, чтобы «поспешить к венцу высшего Божьего призвания во Христе Иисусе».

Верно, что есть вера и покаяние, особенно необходимые нам вначале. Это покаяние является ответом на обличение в нашей крайней греховности, вине и беспомощности. Оно предшествует нашему принятию царствия Божьего.

Но есть покаяние и вера (не в первоначальном смысле, но и не полностью отличающиеся) необходимые и после того, как мы «уверовали в Евангелие». Они нужны на каждой стадии нашей христианской жизни, иначе мы не сможем «проходить предлежащее нам поприще». Это покаяние и вера также необходимы нам для продолжения роста в благодати, как предыдущие вера и покаяние были необходимы для нашего вступления в царствие Божье.

Но в каком смысле мы должны каяться и веровать после нашего оправдания? Это важный вопрос; он стоит того, чтобы мы тщательно рассмотрели его.

 

Смысл покаяния верующих

 

Покаяние часто означает внутреннюю перемену разума от греха к святости. Но сейчас мы говорим о нем, как о виде самосознания, осознания того, что мы грешники, виновные и беспомощные грешники, даже при том, что мы дети Божьи.

В тот момент, когда мы становимся Божьими детьми, естественным является предположение, что мы уже не грешники, что все наши грехи не только прощены, но и уничтожены. Так как тогда мы не ощущаем никакого греха в наших сердцах, нам кажется, что его там нет. Некоторые вообразили, что грех навсегда оставил их сердца. Они убедили себя в том, что в момент оправдания произошло их полное освящение. Вопреки Писанию, здравому смыслу и опыту они приняли это за общее правило. Они искренне поверили в то, что весь грех был уничтожен в тот момент, когда они были оправданы, что в сердце верующего уже нет греха, что с того момента оно чисто. Но хотя мы и признаем, что «верующий рожден от Бога», и «рожденный от Бога не согрешает», мы не можем согласиться, что он не чувствует греха внутри себя. Грех не правит, но остается там. Об обличении во грехе, который остается в нашем сердце, мы сейчас и говорим, так как спустя совсем немного времени, тот, кто вообразил, что весь грех был убран, чувствует, что в сердце осталась еще гордость. Он убеждается, что судил о себе слишком высоко, что принимал похвалу за что-то полученное им, как за то, что всегда было при нем; и все же он знает, что Бог милует его. И «Дух Божий» все еще «свидетельствует духу его, что он дитя Божье».

Но проходит еще немного времени, и он начинает чувствовать в своем сердце своеволие; волю противоположную Божьей. Воля является неотъемлемой частью человеческой природы. У нашего Господа была воля как у человека, иначе Он не был бы человеком. Но Его человеческая воля находилась в подчинении воле Отца. В любое время, даже во время наибольших страданий, Он мог сказать: «Да будет не Моя воля, но Твоя». Но даже у истинного верующего так бывает не всегда. Часто он обнаруживает, что в большом или малом, его воля превосходит волю Божью. Он чего-то желает потому, что это угодно его природе, хотя и противоречит воле Божьей. Он чему-то противится, так как это идет против его природы, хотя и является волей Божьей. Если он будет продолжать оставаться в вере, он будет продолжать бороться с этой тенденцией, но это свидетельствует о том, что такой конфликт существует, и что верующий знает об этом.

Своеволие, как и гордость, является ветвью идолопоклонства, они оба прямо противоположны любви Божьей. То же может быть сказано и о любви к миру. И даже истинные верующие могут ощущать это в своем сердце. Каждый из них, рано или поздно, в большей или меньшей степени, ощущает эту любовь. Верно, что когда он «переходит от смерти к жизни», он не желает ничего кроме Бога. Он истинно может сказать: «Нет никого, чью волю я желал бы исполнять, кроме Твоей». Но это не всегда так. Вскоре он начнет снова чувствовать «похоть плоти, похоть очей» или «гордость житейскую». Если он постоянно не бодрствует и не пребывает в молитве, он обнаружит, что эта похоть ополчается против него, и у него уже нет сил бороться с ней. Он может почувствовать тенденцию «возлюбить творение более Творца», кем бы оно ни являлось: дитем, родителем, мужем, или женой, другом. Он может почувствовать желание иметь земные вещи или удовольствия. Прямо пропорционально к этому он будет забывать о Боге, искать счастья не в Нем, и, следовательно, станет «любить удовольствия больше Бога».

Если он постоянно не сдерживает себя, он начинает чувствовать похоть очей; желание угодить своему воображению чем-то великим, красивым или необычным. Как это вредит душе! Сколько вреда приносят такие мелочи как одежда или мебель, вещи не предназначенные для удовлетворения аппетита бессмертного духа. Но как естественно для нас, даже после того, как мы «вкусили силы грядущего мира», снова погрузиться в эти глупые и низкие желания вещей, исчезающих на наших глазах! Как тяжело, даже тем, кто знает в Кого верит, не желать чего-то лишь потому, что оно является новым!

Как тяжело детям Божьим победить гордость житейскую, желание и наслаждение похвалой от людей, и появляющийся вместе с этим страх перед отсутствием этой похвалы. Это тесно связано со страхом перед людьми, который расставляет тысячи сетей для души. Где мы находим его? Он есть даже у тех, кто кажется нам крепким в вере, кто не находит в себе и капли нечестия. Так что даже такие люди не полностью «распяты для мира», ибо корень зла все еще остается в их сердце. Имеем ли мы другие чувства, противоречащие нашей любви к ближнему и Богу? Любовь к нашему ближнему «не мыслит зла». Избавились ли мы от чувства зависти, от злых подозрений? Тот, кто без этого, пусть первым бросит камень в своего ближнего. Кто время от времени не испытывает других внутренних чувств, которые противятся братской любви? Если это и не ненависть, горечь и злость, то это зависть к тем, у кого есть что-то, что мы желали бы иметь, но не можем. Не чувствуем ли мы иногда негодования, особенно, когда нас задели или обидели, особенно те, кого мы очень любили, и для кого трудились, стараясь помочь? Не зарождается ли у нас желание отомстить, когда мы сталкиваемся с какой-то несправедливостью или неуважением? Желание ответить злом на зло, вместо того, чтобы «побеждать зло добром»? Все это показывает, сколько в нашем сердце того, что противоречит любви к ближнему.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.157 (0.052 с.)