Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 8. Коррекция отклоняющегося поведения и неуспеваемости школьников
«Если школа не справляется со своими задачами, не надо перекладывать вину за это на среду, в которой ребенок растет, надо совершенствовать школу». У. Глассар
«Моральное воспитание человека должно начинаться не с исправления нравов, а с преобразования образа мыслей и с утверждения характера». И. Кант
концентрированно выражается в нарушенном образе «Я». Это состояние обусловлено социально-педагогическими условиями, в которых развивается ребенок; с одной стороны, он должен обладать социально активностью, с другой – воспитательное окружение сдерживает его [6, с.154]. По данным российских социологов в 90-х годах ХХ в. на 30 % увеличилось количество тяжких преступлений, которые совершаются подростками. Контингент неблагополучных учащихся, который раньше наблюдался в основном в ПТУ, теперь в определенной мере присутствует и в школах, и в техникумах, и даже в вузах, демонстрируя, прежде всего, социальную запущенность, которая часто становится основой запущенности педагогической [3, с.92]. Социальная запущенность формируется под влиянием определенного фактора, проявляющегося в конкретной ситуации развития ребенка и деформирующего его как личность. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразвитость социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями, дисгармония мотивов поведения. Социальная запущенность противоположна воспитанности, она становится основой трудновоспитуемости учащихся. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности) и воспитанности, характеризующееся отсутствием необходимого запаса знаний, слабым владением способами и приемами их приобретения и неразвитостью учебно-познавательных мотивов. Проявлениями педагогической запущенности следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость и слабо выраженную индивидуальность ребенка в учебно-познавательной деятельности [6, с.154–155].
В педагогике наряду с термином «педагогически запущенный» используется и термин «трудный» ребенок. Рассмотрим сущность этих понятий. Педагогическая запущенность демонстрирует отсутствие необходимого внимания к ребенку со стороны взрослых и характеризует историю его воспитания. Трудный – это уже результат такого воспитания. Педагогически запущенные дети с течением времени, как правило, становятся трудными. Труднообучаемость и трудновоспитуемость же не всегда являются следствием педагогической запущенности. Иногда это, как утверждает Л.С. Славина, результат проявления индивидуально-психологических особенностей ребенка [7, с.80–81]. Исходя из этого, общей почти для всех недисциплинированных школьников является проблема повышения их успеваемости. Таким образом, оба эти термина (труднообучаемость и трудновоспитуемость) часто используются в педагогической практике, означающие учащегося, демонстрирующего отклоняющееся поведение (систематическое нарушение общепринятых норм поведения) и значительное отставание в учебно-познавательной деятельности. Позиция многих педагогов – ученых и практиков, строится на том, что эффективность работы с педагогически запущенными учениками зависит от правильности определения причин и факторов, вызывающих данную проблему, и своевременности их устранения.
Как показывают многочисленные исследования, причины педагогической запущенности, отклоняющегося поведения учащихся можно подразделить на несколько групп. Так Г.Н. Сибирцова выделяет следующие группы причин.
Внешние причины: 1) дефекты семейного воспитания: а) неполная семья; б) состояние здоровья родителей, не позволяющее осуществлять контроль за детьми в полной мере; в) низкий материальный уровень жизни семьи и неудовлетворение необходимых потребностей ребенка; г) низкий социально-культурный уровень родителей и отсутствие у них педагогических знаний; д) пример аморального поведения родителей (злоупотребление алкоголем, употребление наркотиков и т.д.);
е) отсутствие у родителей детского семейного опыта вследствие воспитания в детских домах, школах- интернатах и т.д.; ж) непродуктивный стиль воспитания в семье – несогласованность предъявляемых ребенку требований, жестокость родителей и их ориентация в воспитании на наказания и запреты, отрицание самоценности ребенка и его бесправие, чрезмерные материальные поощрения и потакание капризам ребенка; и) отсутствие должного внимания со стороны родителей к учебной деятельности ребенка, его ближайшему окружению (компании), жизненным проблемам, интересам, характеру использования свободного времени; 2) проблемы организации внутришкольной жизни: а) низкий уровень внеклассной воспитательной работы с учащимися, как следствие – отсутствие условий для самовыражения учащихся, незанятость детей личностно и социально полезными видами деятельности; б) отсутствие налаженной систематической связи школы с семьей школьника и средств воздействия на родителей, не занимающихся воспитанием ребенка; в) формализм деятельности детских и молодежных общественных организаций в условиях школы; г) профессиональная несостоятельность части учителей, выражающаяся в незнании детской и возрастной психологии, отсутствии педагогического такта (оскорбления, насмешки т.д.), преобладании авторитарного (подавление личности школьника) или либерального (отсутствие контроля за успеваемостью, поведением, посещением школы, характером занятий во внеучебное время) стиля взаимоотношений с учащимися, необъективном подходе к оценке знаний; д) низкий уровень развития и учебной мотивации детей, поступающих в школу; е) внедрение новых учебных программ, переоценка ценностных ориентиров, учебные перегрузки школьников [6, с. 151–152]. Внутренние причины: индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка: а) генотип; б) состояние физического и психического здоровья; в) доминирующие психоэмоциональные состояния – темперамент; г) внутренняя позиция – неустойчивость, гиперзависимость, упрямство, независимость и т.д.) [6, с. 155 ]; Н.Ф. Маслова в плане внутренних причин выделяет кризис подросткового возраста: а) возникновение полового влечения и как следствие – желание выделиться на фоне сверстников; б) чувство взрослости, следствие – стремление к самоорганизации учебного и свободного времени, нежелание прислушиваться к советам и рекомендациям взрослых; в) недостаток опыта самостоятельного решения жизненных задач, неумение на фоне этого согласовывать свои желания и возможности; г) бурный рост организма и при этом усиливающееся противоречие между возросшими физическими возможностями и духовным, интеллектуальным уровнем развития и т.д. [4, с.62]. В числе факторов, негативно влияющих на развитие личности школьника и способствующих отклонению в его поведении, выступают следующие проблемы, характерные для нашего социума: · пропаганда насилия и жестокости через средства массовой информации; · доступность юношеской среде табака, алкоголя, наркотиков и т.д.; · отсутствие своевременной и квалифицированной диспансеризации детей, позволяющей выявлять физические и психические нарушения здоровья детей и подростков;
· кризис системы ценностей, превалирование материальных ценностей в жизни людей над духовными; · допустимость несоблюдения детьми и подростками общепринятых норм и правил поведения, размывание моральных границ, ослабление социального контроля за поведением и деятельностью подрастающего поколения; · асоциальные образцы поведения взрослых; · недостаточное финансирование учреждений образования и воспитания, как следствие – низкий уровень материальной базы учебно-воспитательных учреждений, сказывающийся на качестве обучения и воспитания [1]. В силу влияния представленных факторов у детей и подростков может возникать чувство протеста, отчуждения, неприязни по отношению к взрослым, стремление к объединению с себе подобными, самоорганизации на основе единомыслия, общности судьбы и интересов, что часто выражается в формировании дворовых компаний и даже асоциальных группировок.
Девиантное (отклоняющееся) поведение детей и подростков подразделяется на две категории: 1 – патологическое поведение, отклоняющееся от норм психологического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии; 2 – антисоциальное поведение, нарушающее какие-либо социальные, культурные и правовые нормы. При незначительности нарушений их классифицируют как правонарушения, при значительной степени – как преступления [6, с.147–148]. Как правило, для детей, демонстрирующих тот или иной тип поведения характерны недостаток позитивного социального опыта, неразвитость и несформированность мировоззрения, системы ценностных ориентаций, этических норм и эстетических вкусов, примитивные интересы. В то же время существует ряд характеристик, которые показывают специфичность каждого их представленных типов. Так для детей, демонстирирующих патологическое поведение характерно отставание от сверстников в физическом, психическом и половом развитии. Часто эти дети обладают медицинским диагнозом «задержка психического развития», «нервно-психическое расстройство», «умственная отсталость». У них низкая работоспособсность, рассеянное внимание. Они внушаемы, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. Эти учащиеся показывают плохую успеваемость, дефекты интеллекта, педагогическую запущенность. Такие дети демонстрируют ощущение собственной ненужности, заниженную самооценку, неуверенность в себе, недостаточный самоконтроль и самодисциплину, неумение критически мыслить и принимать адекватные решения в различных ситуациях, неумение выражать свои чувства, предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей.
Учащиеся, демонстрирующие антисоциальный тип поведения, физически здоровы, но они не воспитаны, интеллектуально не развиты, как следствие отстают от благополучных сверстников в учебе. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям. Учиться не хотят, конфликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями; проявляют незнание и неприятие социальных норм и ценностей, бродяжничают, пьют, употребляют наркотики, совершают правонарушения и преступления. Многие авторы и педагоги-практики выделяют и такой вид поведения учащихся, как осложненное, при этом связывают его с особенностями половозрастного развития подростков и проявляющимся в этом возрасте кризисом ценностей, вызванным бурным ростом организма, половым созреванием и противоречиями между возросшими физическими возможностями, духовным самосознанием подростка и незнанием способов социального удовлетворения своих потребностей в мире взрослых. В некоторых ситуациях осложненность поведения школьника может быть обусловлена его личностными качествами, особенностями психического (эмоционально-волевые расстройства и др.) и социального (негативное влияние группы сверстников и др.) развития. Так, например, Г.Я. Бархерит выделяет следующие типы подростков с осложненным поведением, для которых характерны определенные акцентуации – чрезмерные усиления отдельных черт характера, уязвимость отношений и эмоционально-волевой сферы личности, появление «комплексов» при росте нервно-психических нагрузок: · агрессивно-защитный – упрямый, эгоцентричный, повышенно честолюбивый, подозрительный, враждебный к окружающим, болезненно обидчивый, резко завышена самооценка, постоянно жалуется на неудачи, придирки к нему других людей; · конфликтный – крайне раздражительный, с приступами вспыльчивости, страхов и тоски, неуправляемый, педантичный, неспособный бороться со своими влечениями; · независимый – постоянно уходит от контактов, замкнутый, скрытный, эмоционально холодный, не склонен к сопереживанию и состраданию; · демонстративный – демонстративное, манерное поведение, стремится любой ценой обратить на себя внимание, искажает факты и события жизни в свою пользу, лживый, авантюрный, притворщик, отсутствие чувства долга, сопереживания, сострадания; · примыкающий – робкий, неуверенный в себе, боязливый, стеснительный, мнительный, поддающийся влиянию других; · пассивно-обидчивый – серьезный, ответственный, сосредото-ченный на мрачных мыслях и переживаниях, слабо активный в деятельности, нерешительный, робкий, с устойчиво положительной позицией в отношении поручений, социальных ролей, чувствителен к происходящим событиям, легко раним;
· неадаптированный – тревожный, подавленный, нерешительный, раздражительный, с повышенной утомляемостью, быстрой истощаемостью психических сил; · утверждающийся – ярко выраженные лидерские качества, стремится подавлять других и командовать, используя при этом все дозволенные и недозволенные меры, эгоистичен, равнодушен, жесток; · противоречивый – склонен к резкой, непредсказуемой смене настроения, в зависимости от внешней ситуации или внутреннего биоритма, имеет циклично меняющееся настроение, которое держится от нескольких часов до нескольких дней, независимо от разных событий, в которые он включен [2, с. 60–61]. Представленные акцентуации имеют в жизни смешанные формы (могут проявляться в разных типах), в чистом виде встречаются редко. Взаимодействие с различными типами подростков педагогам следует осуществлять на основе индивидуального подхода с учетом специфики психологического типа.
трактуется как комплекс мер, система социально-воспитательных действий, направленных на преодоление отклонений от социальных норм в нравственном развитии и поведении личности. Основные функции перевоспитания: – восстановление положительных перспектив, ценностей человека; – компенсация недостающих качеств успехами человека в других сферах; – стимулирование индивидуальных творческих сил, нравственных устремлений личности в условиях групповой деятельности и общения; – специальная помощь в индивидуальном осознании проблем (сопереживание, поддержка, содействие в решении проблем и др.); – изменение социальной ситуации развития перевоспитуемого (образовательной коммуникативной среды); – содействие в созидании человеком собственного нового опыта отношений к себе, окружающим людям, обществу в целом, деятельности. Перевоспитание осуществляется в соответствии с определенными этапами. 1 этап – (для педагогов, изначально приступивших к работе с классом) выявление в классном коллективе учащихся, склонных к нарушению нравственных норм общения и поведения, систематически отстающих в учебной деятельности. Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо: – проанализировать школьную документацию: а) классный журнал (с целью выяснения успеваемости учащихся по предметам, посещаемость ими занятий, занятость во внеклассных кружках, клубах, секциях); б) индивидуальные характеристики учащихся, составленные предыдущим классным руководителем; – побеседовать с учителями-предметниками, работающими в классе, с целью получения информации об особенностях поведения и учебной деятельности детей, демонстрирующих отклонения в поведении; 2 этап – изучение личностных и поведенческих характеристик школьников, демонстрирующих отклонения в поведении и отставание в учебе; изучение среды, окружающей ребенка. Для этого классному руководителю (социальному педагогу) необходимо пронаблюдать за каждым педагогически запущенным учащимся, побеседовать с ним, познакомиться с семьей ученика, проанализировать ближайшее окружение ребенка. При выполнении данной работы педагогом заполняется карта изучения педагогически запущенного учащегося (см. приложение Г), а также карта изучения условий и проблем семейного воспитания (см. приложение Д), которую родители могут заполнить сами во время родительского собрания. На этом же собрании педагогу будет вполне уместно предложить родителям ознакомиться с тестом-анкетой фонда спасения детей от наркотиков и по представленным в ней признакам проанализировать поведение детей с целью своевременно выявить отклонения, указывающие на употребление их детьми наркотических средств (см. приложение Е). 3 этап – оценка социально-педагогической ситуации развития ребенка; выявление причин, приведших к педагогической запущенности учащегося; определение степени его педагогической запущенности (латентная (легкая) степень, начальная (средняя) степень, выраженная (высокая) степень). С этой целью классный руководитель (социальный педагог) анализирует всю полученную им информацию, отраженную в заполненных картах, представленных выше. Оценивая социально-педагогическую ситуацию развития ребенка, следует опираться на следующие критерии: – характер воспитательного окружения школьника (нестабильное, противоречивое, негативное, безразличное и т.д.); – характер образовательно-воспитательной работы с учеником (личностно-ориентированный, репродкутивно-адаптированный и т.д.); – характер внутренней позиции ребенка (взаимодействие, противодействие, бездействие и др.) 4 этап – составление педагогом программы коррекции личности воспитанника и устранения отклонений в поведении. Данная программа составляется индивидуально для каждого педагогически запущенного учащегося и дает ответы на следующие вопросы: а) какие качества необходимо устранить или воспитать в ученике; б) что для этого необходимо сделать; в) кто и как может помочь в этой работе на различных этапах перевоспитания. Как правило, программа состоит из трех разделов: 1) психолого-педагогическая характеристика учащегося (см. приложение Ж); 2) социально-педагогическая коррекция личности: формы и методы работы с учеником (см. приложение И); 3) психологическая коррекция личности. Психологическая коррекция предполагает проведение психологической диагностики личности (акцентуация характера, карта развития психических процессов и т.д.); проведение с учащимся психологических тренингов с целью его овладения самосозидающими приемами; проведение бесед с целью разъяснения особенностей механизма поведения подростков с соответствующей акцентуацией характера; консультативная работа с учителями, у которых сложились с учеником конфликтные отношения. На этом этапе осуществляется также обеспечение психологической готовности подростка к перевоспитанию. С этой целью педагог входит в доверие к ребенку, устанавливает с ним эмоциональный контакт во время бесед, пробуждает интерес к личностно и социально значимым видам деятельности. 5 этап – реализация индивидуальной программы перевоспитания школьника, накопление учеником нравственно положительных качеств, поступков. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. Взаимодействие с семьей школьника.
– комплексный и системный подход к диагностике, профилактике и коррекции; – учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей ребенка, специфики социально-педагогической ситуации его развития; – профессиональная компетентность педагога; – опора на положительные качества личности ребенка и ориентация на гармоничное ее развитие; – единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов воздействия на воспитанника; – дифференцированный подход в процессе обучения; – выявление адекватности применяемых мер профилактики на основе данных социально-педагогического мониторинга; – научно-методическое оснащение процесса взаимодействия школы, семьи и других социальных институтов по организации работы с детьми отклоняющегося поведения [5]. В педагогической практике можно выделить четыре группы методов профилактики социально-педагогической запущенности учащихся: 1. Стимулирование и мотивация учебно-познавательной и игровой деятельности: познавательные игры; создание ситуаций эмоционального переживания; создание ситуаций занимательности; создание ситуаций опоры на жизненный опыт; создание ситуаций успеха в учебно-познавательной и игровой деятельности. 2. Организация жизни и деятельности детского коллектива: создание ситуаций личностной и групповой перспективы; коллективные и творческие игры; коллективные соревнования. 3. Общение и взаимодействие в различных ситуац иях: уважение; педагогическое требование; убеждение; понимание; доверие; педагогическое предостережение; анализ поступка; решение конфликтной ситуации. 4. Психолого-педагогическое воздействие и стимулирование активности ребенка: пример, разъяснение; ожидание радости; снятие напряжение; обращение к самолюбию, самоуважению; требование; внушение. Основными средствами педагогической коррекции дисгармонии развития, эмоциональной нестабильности, неразвитости произвольности поведения являются понимание, сочувствие со стороны педагога, снятие напряжения, рационализация воспитательно-образовательного процесса, выравнивание культурно-образовательных возможностей детей. Важную роль играет метод личностной перспективы, создающий у ребенка веру в свои возможности. Доверие к ребенку, выявление осознаваемых и реально действующих мотивов его поведения, анализ конфликтных ситуаций, в которые он часто попадает, личный пример педагога, дальнейшее позитивное воздействие педагога своим авторитетом на отношения ребенка со сверстниками помогают корректировать высокую тревожность запущенных детей, преодолевать трудности общения, неадекватность поведения и повышают тем самым социальный статус ребенка.
– диагностическая (изучение контингента учащихся, выявление лиц, которых можно отнести к педагогически запущенным, определение их психологического типа, степени педагогической запущенности, ее причин; выявление индивидуальных особенностей таких учащихся, степени их воспитанности и отзывчивости на воспитательное воздействие); – целевой ориентации (правильное определение воспитательных целей и задач перевоспитания, способов и средств воздействия на воспитанников; определение качеств личности каждого ученика, которые необходимо развить или устранить); – планирования (проектирование поэтапного процесса формирования личности, постановка ближних, средних и дальних перспектив для учащихся); – мобилизационно-побудительная (стимулирование учащихся к самосовершенствованию, побуждение их к достижению поставленных целей и реализацию задуманных планов); – коммуникативная (установление и поддержание оптимальных в воспитательном отношении межличностных контактов социального педагога и «трудных» учащихся); – организаторская (организация индивидуально-повседневных планов учащихся, их учебного режима и режима жизнедеятельности, обеспечивающего навыки законопослушного поведения); – формирующая (формирование социально активной жизненной позиции, системы нравственно-правовых знаний); – коррекционная (устранение изъянов в нравственном и правовом сознании «трудных» учащихся, искоренение привычек асоциального и противоправного поведения); – координирующая (согласование по основным направлениям, месту и времени работы воспитательных усилий учителей, родителей учащихся и др. социальных институтов, причастных к перевоспитанию школьников); – контрольно-оценочная (контроль процесса воспитания и перевоспитания педагогически запущенных учащихся, анализ и оценка результатов проделанной работы); – совершенствования (непрерывное совершенствование процесса воспитательно-профилактической работы с учащимися, форм и методов воспитания и перевоспитания с учетом достижений педагогической науки и практики). Литература
1. Анапрэенка, Я.Р., Фактары, якiя дэтэрмiнуюць супрацьпраўныя паводзiны непаўналетнiх / Я.Р. Анапрэенка, М.М. Бяганскi // Адукацыя i выхаванне. – 2000. – № 6. – С. 52–55. 2. Бархерит, Г.Я. Классификация типов подростков, коррекция их поведения / Г.Я. Бархерит // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 60–67. 3. Василькова, Ю.В. Методика и опыт работы социального педагога / Ю.В. Василькова. – М.: Изд. центр «Академия», 2002. – 160 с. 4. Маслова, Н.Ф. Рабочая книга социального педагога: пособие для самообразования специалиста по социальной работе / Н.Ф. Маслова. – Орёл: Орловский гос. ун-т, 1994. –135 с. 5. Сенько, В.Г. Проблемы девиантного поведения детей: сущность проблем, поиск путей их решения / В.Г. Сенько, В.М. Мазовко, И.В. Мазовко // Праблемы выхавання. – 2000. – № 4. – С. 50–59. 6. Сибирцова, Г.Н. Настольная книга заместителя директора школы по воспитательной работе / Г.Н. Сибирцова. – Ростов н/Д: Феникс, 2003. – 352 с. 7. Славина, Л.С. Трудные дети: избранные психологические труды / Л.С. Славина – 2-е изд. – М.: Изд-во Московского психол.-соц. ин-та, 2002. – 432 с.
|
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 963; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.215 (0.073 с.) |