Институт агротехнологический 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт агротехнологический



Институт агротехнологический

Кафедра философии

 

Туров Ростислав Сергеевич

 

ФИЛОСОФИЯ

Учебно-методическое пособие

Направление подготовки Ветеринария

 

Тюмень, 2015

 

Туров Ростислав Сергеевич. Философия. Учебно-методическое пособие. Форма обучения — очная. Тюмень, 2015, 31 стр.

 

Рекомендовано к изданию кафедрой философии. Утверждено проректором по учебной работе Государственного аграрного университета Северного Зауралья.

 

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор В.И. Табуркин

 

 

© Государственный аграрный университет Северного Зауралья, 2015.

© Туров Ростислав Сергеевич, 2015.

 

 

Содержание

1. Пояснительная записка 4

1.1. Цель и задачи дисциплины 4

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата 4

1.3. Компетенции выпускника ООП бакалавриата, формируемые

в результате освоения данной ООП ВПО 5

2. Структура и трудоемкость дисциплины 7

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы 7

2.2. Тематический план 7

2.3. Содержание дисциплины 8

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины 14

3.1. Основная литература 14

3.2. Дополнительная литература 14

3.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы 16

4. Технические средства и материально-техническое обеспечение

дисциплины 17

5. Методические указания для студентов 17

5.1. Темы докладов 17

5.2. Вопросы для собеседования 17

5.3. Тема для дебатов 18

5.4. Вопросы для мозгового штурма 18

5.5. Темы для работы в малых группах (полемических дуэлей) 19

5.6. Темы для обсуждения в форме «круглого стола» 19

5.7. Тесты 19

5.8 Подборки для терминологического диктанта 24

5.9. Темы эссе 24

6. Темы для контрольных работ 25

7. Вопросы к экзамену 26

Пояснительная записка

1.1. Цели и задачи дисциплины.

Цели дисциплины:

1) осмысление современности, стимулирование студента к осознанному и ответственному соучастию в общем диалоге по поводу творчества социальной культуры и цивилизации;

2) углубление процесса самопознания, раскрывающего архитектонику души, мысли и действия;

3) формирование целостного восприятия истории, социума, внеисторичности и внесоциальности;

4) формирование культуры научного мышления;

5) формирование межнациональной, межкультурной и конфессиональной толерантности.

Задачи дисциплины:

1) изучение важнейших понятий, принципов философии и философской аргументации;

2) анализ исторических форм философии и раскрытие общих механизмов ее развития;

3) выявление наиболее значимых социокультурных феноменов, закономерностей и их осмысление;

4) формирование понимания насущных проблем, стоящих перед индивидом, обществом и государством;

5) способствование образованию целостного системного представления о мире и месте человека в нем;

6) обнаружение на уровне понятийного мышления связи вечных проблем человека, его культуры и истории с личными смыслами, с профессиональными задачами и проблемами;

7) развитие способности самостоятельного мышления, способного решать общественные, индивидуальные и профессиональные проблемы на основе философской традиции и с ориентацией на личностный смысл;

8) развитие понимание многообразия культурных, национальных и конфессиональных традиций в мире;

9) формирование толерантной позиции в отношении многообразного духовного опыта человечества.

1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата.

Философия относится к циклу Б.1 (Гуманитарный, социальный и экономический цикл), базовая часть.

Дисциплине предшествуют следующие дисциплины, освоение которых необходимо для ее изучения: История, Правоведение, Социология, Математика и информатика, История книжного дела (1-й семестр). Студент должен владеть знаниями об исторических периодах развития человечества и основных характеристиках культурного развития соответствующих эпох; он должен иметь общие представления о сфере права, математике и информатике, истории своей профессии – книжном деле, связанных с ними теоретических и методологических принципах.

Знание дисциплины необходимо для изучения дисциплин: Основы предпринимательской деятельности, Концепции современного естествознания, Экология, История зарубежной литературы, История отечественной литературы, Безопасность жизнедеятельности, Менеджмент в издательском деле, Теория текста, Книговедение, Связи с общественностью в издательском деле.

Таблица 1.

Тематический план

    Тема недели семестра Виды учебной работы и самост/ работа, в час. Итого часов по теме из них в интерактивной форме, в часах Итого количество баллов
Лекции Семинарские занятия Самостоятельная работа
                 
Модуль 1.
1. Предмет философии и ее основные функции           - 0 - 5
2. Особенности античной философии             0 - 5
3. Особенности философии Возрождения и Нового времени             0 - 5
4. Классическая немецкая философия             0 - 5
5. Особенности европейской философии второй половины XIX-XX вв.             0 - 5
6. Диалектика как учение о всеобщей связи и развитии           - 0 - 5
  Всего 1-6           0 - 30
Модуль 2.
7. Основные категории диалектики           - 0 - 5
8. Основные законы диалектики             0 - 5
9. Бытие и основные формы его существования (часть 1-я).             0 - 5
  Бытие и основные формы его существования (часть 2-я)             0 - 5
  Сознание, его происхождение и сущность             0 - 5
  Познание как функция сознания           - 0 - 5
  Всего 7-12           0 - 30
Модуль 3.
  Структура, методы и формы научного познания           - 0 - 6
  Социальная философия, ее предмет и функции. Общество и природа.           - 0 - 6
  Общество как система (часть 1-я)             0 - 7
  Общество как система (часть 2-я)             0 - 7
  Общественное сознание и его структура (уровни и формы)             0 - 7
  Личность и общество           1,5 0 - 7
  Всего 13-18         5,5 0 - 40
  Итого (часов, баллов): 1-18           0 – 100
  из них в интерактивной форме   - 14,5 -   14,5  
                         

2.3. Содержание дисциплины.

Темы докладов

Модуль 1. Тема 2.

1) Особенности развития древнеиндийской философии.

2) Особенности развития древнекитайской философии.

3) Сократ как начало классической греческой философии.

4) Учение Платона об идеях.

5) Первая философия Аристотеля (метафизика).

6) Характеристика философии эллинистическго перирода.

7) Римские стоики.

8) Особенности средневековой философии.

Модуль 2. Тема 7.

1) Понятие об основных категориях диалектики.

2) Единичное, особенное, всеобщее.

3) Причина и следствие. Понятие о детерминизме и индетерминизме.

4) Необходимость и случайность. Фатализм.

5) Закон и его виды.

6) Сущность и явление. Видимость и кажимость.

7) Возможность и действительность. Виды возможностей.

8) Система, структура, элемент. Понятие о системном подходе и системной методологии.

Модуль 3. Тема 13.

1) Наука как особый способ познания.

2) Особенности эмпирического уровня науки. Наблюдение, эксперимент, факт.

3) Особенности теоретического уровня науки. Проблема, гипотеза, теория.

4) Модель и моделирование в науке. Их виды.

5) Анализ и синтез.

6) Индукция и дедукция.

7) Языки науки. Научная терминология.

8) Понятие о математизации, формализации и информатизации науки.

 

Вопросы для собеседования.

Модуль 1. Тема 4.

1) В чем суть понятия «вещь-в-себе» И. Канта?

2) Какую роль играет категория абсолютной идеи в системе философии Гегеля?

3) Каковы основные направления критики гегелевской диалектики К. Марксом?

Модуль 2. Тема 10.

1) Категории движения и развития, их соотношение.

2) Какие виды движения можно отнести к числу его основных форм?

3) Пространство и время: можно ли мыслить их в отрыве друг от друга?

Модуль 3. Тема 16.

1) Что такое социальная структура общества (роль социальных групп)?

2) Что такое политическая организация общества и каково ее соотношение с социальной структурой?

3) Прогресс и регресс в обществе.

4) Каково соотношение понятий культуры и цивилизации (исторические типы культуры)?

 

Тема для дебатов.

Модуль 1. Тема 5.

Правы ли позитивисты, отказывая философии не только в научности, но даже в какой-либо рациональности вообще?

Модуль 2. Тема 11.

Сознание есть продукт развития природы. — Сознание (душа) является творением неких высших сил.

Модуль 3. Тема 18.

Личность всегда свободна. — В обществе невозможна свобода личности.

 

Вопросы для мозгового штурма.

Модуль 1. Тема 1.

Познаваем ли мир?

Тема 2.

Был ли Сократ софистом?

Тема 3.

Можно ли считать пантеистический подход прогрессивным для эпохи Возрождения?

Тема 5.

Постмодернизм является полным отрицанием (разрушением) философии.

Модуль 2. Тема 8.

Источником развития всякой вещи могут быть только ее внутренние противоречия.

Тема 9.

Небытие существует.

Тема 12.

Без воображения и интуиции невозможно никакое познание, даже научное.

Модуль 3. Тема 13.

Почему без диалектики невозможна современная наука (диалектика и синергетика)?

Тема 18.

Гармонически развитая личность — недостижимый идеал.

 

Модуль 1. Тема 6.

Существует только объективная диалектика. — Диалектика может быть только субъективной. — Диалектика это вообще бессмыслица (К. Поппер).

Модуль 2. Тема 11.

Главное в становлении сознании это труд. — Главное в становлении сознания это язык. — Никакого сознания нет, есть душа, данная человеку свыше.

Модуль 3. Тема 17.

Наиболее важную роль в обществе играет политика. — Наиболее важную роль в обществе играет искусство. — Наиболее важную роль в обществе играет наука. — Наиболее важную роль в обществе играет мораль.

 

Модуль 1. Тема 6.

Как диалектика, так и метафизика имеет свое историческое оправдание.

Модуль 2. Тема 11.

Сознание — носитель особого идеального качества (идеальной предметности), несводимого ни к чему.

Модуль 3. Тема 15.

Сменой чего можно считать исторический процесс: формаций, цивилизаций, модернизационных проектов.

Тема 17.

Остается ли художественный образ центральным системообразующим элементом в современном искусстве?

Тема 18.

Природа человека всегда одна и та же, или же следует говорить об исторических типах личности?

 

Тесты

Модуль 1. Тема 4.

Укажите, кому из представителей немецкой философии второй половины XVIII – первой половины XIX века принадлежат подходы, охарактеризованные ниже

Мыслители Подходы а Гердер б Кант в Фихте г Шеллинг д Гегель е Фейербах
1. Учение о явлениях и о вещах, как они существуют сами по себе, - "вещах в себе", что ни ощущения, ни понятия и суждения нашего рассудка не могут дать никакого достоверного знания о "вещах в себе"            
2. Учение трансцендентального идеализма, которое ставит задачу раскрытия всех этапов развития природы в направлении к высшей цели – порождению сознания.            
3. Просветительское учение, исходящее из идеи органического развития мира, которая прослеживается как в неживой, так и в живой природе, в жизни общества и человеческой истории.            
4. Непримиримое к религии учение, отвергающее также идеалистическое отождествление бытия и мышления и исходящее из того, что человек есть "…единственный универсальный и высший предмет философии".            
5. Учение об универсальной творческой деятельности "мирового духа", как научно-теоретическом самосознании абсолютной идеи, импульсом которых является внутренняя противоречивость "мирового духа"            
6. Учение, претендующее на роль "учения о науке" и исходившее из понимания сознания не как данного, а заданного, порождающего себя, основывающегося на действии, на проявлении воли.            

 

Модуль 2. Тема 7.

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Необхо-димость б Случай-ность в Фата-лизм г Закон д Общий закон е Специфи-ческий закон ж Динами-ческий закон з Статисти-ческий закон
1. Внешнее, несущественное, неустойчивое в вещах; второстепенное, побочное, дополнение закономерного.                
2. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь, характеризующая определённый тип явлений, предметов действительности.                
3. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь явлений, предметов действительности.                
4. Необходимые, устойчивые, повторяющиеся связи, характеризующиеся вероятностным характером поведения явлений.                
5. Необходимая, устойчивая, повторяющаяся связь, характеризующая все явления определённого класса.                
6. Воззрение, утверждающее неотвратимость единственно возможного хода событий.                
7. Необходимые связи, имеющие точно определенный, однозначный характер.                
8. Существенное, закономерное, внутреннее и устойчивое в вещах и явлениях.                

 

Тема 10.

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Материя б Матери- альное единство мира в Мо- низм г Дуа- лизм д Форма движе- ния ма- терии е Прост- ран- ство ж Время
1. Форма бытия материи, характери- зующаяся её протяженность, структурность, сосуществование и взаимодействие.              
2. Учение, исходящее из признания равноправными, не сводимыми друг к другу двух начал — духа и материи, идеального и материального.              
3. Объективная реальность, которая дана человеку в его ощущениях, которая отображается этими ощущениями, существуя независимо от них.              
4. Порядок, организация, способы существования, присущие объективной реальности, её составляющим.              
5. Принцип, согласно которому все составляющие объективную реальность образования находятся во взаимной связи, обладая при этом как общими, так и специфическими закономерностями.              
6. Форма бытия материи, выражающая длительность и последовательность смены состояний любых материальных систем.              
7. Способ рассмотрения многообразия явлений мира в свете одного начала, единой основы всего сущего.              

Модуль 3. Тема 14.

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие   Определение (характеристика) а Социальная философия б Истории-ческий материа-лизм в Общест-венное бытие г Общест-венное сознание д Объектив-ные условия развития общества е Субъек-тивный фактор истории
1. Материальные отношения людей к природе и друг к другу, возникающие вместе с обществом.              
2. Совокупность учений о наиболее общий признаках и принципах развития и функционирования общества.              
3. Независящие от сознания человека стороны, обстоятельства развития и функционирования общества.            
4. Социологическая теория, исходящая из материалистического и диалектического принципов изучения общества.            
5. Деятельность отдельных людей, различных из групп (классов), направленная на изменение, развитие или сохранение различных условий жизни.            
6. Совокупность форм и результатов отражения объективных условий жизни, присущая различным, как правило, большим группам людей, обществу в целом.            

 

Модуль 3. Тема 16.

Укажите, какое определение (характеристика) соответствует понятию

Понятие     Определение (характеристика) а Политичес-кая органи-зация об-щества б Государ-ство в Обществен-ная органи-зация г Полити-ческая партия д Общест-венный режим е Полити-ческий режим
1. Система отношений, объединяющих некоторое множество индивидов для достижения определённой цели.            
2. Исторически конкретная совокупность отношений, характеризующих данный этап развития общества, уровень развития основных его сфер и сторон, и прежде всего экономический и политико-правовой.            
3. Совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, осуществляющих управление обществом.            
4. Специфический подход, форма осуществления управленческих функций в рамках одного и того же типа общественного устройства.            
5. Система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определённые политические функции, формирующаяся в определённых условиях.            
6. Политическая организация наиболее активных представителей некоторого общественного слоя.              

 

Модуль 1. Тема 3.

Абсолют, бытие, гносеология, истина, картина мира, наука, бобщение, социология, диалектика, идея, причина, сущность, монада, натурализм, пантеизм, реформация, утопия, "война всех против всех", врожденные идеи, вторичные качества, дедукция, деизм, индукция, интеллектуальная интуиция, метод, монада, общественный договор, первичные качества, разум, рассудок, субстанция, cogito, tabula rasa.

Модуль 2. Тема 9.

Бытие, небытие, ничто, материальное, идеальное, идеальная предметность, смысл, монизм, дуализм, плюрализм, единство мира, материальное единство мира, движение, развитие, покой, форма движения, физическое, химическое, биологическое, социальное, природа, общество, сознание, познание, пространство, время, экзистенция, субъективное, объективное.

Модуль 3. Тема 15.

Общество, система, подсистема, элемент, структура, отношение, общественная формация, цивилизация, модернизация, исторический процесс, система общества, подсистема общества, общественное отношение, материальное отношение, идеологическое отношение, экономика, политика, право, мораль, нравственность, этика, искусство, эстетика, религия, религиоведение, социальная структура, политическая организация, государство, партия, правовое государство, гражданское общество социальная эволюция, социальная революция.

 

Темы эссе.

Модуль 1. Тема 1.

1) «Философия — мать всех наук».

2) Положение философа «трагическое»: «Его никто не любит» (Н.А. Бердяев).

3) «Все выдающиеся философские учения отрицают друг друга — это эмпирический факт, из которого исходит историко-философская наука» (Т.И. Ойзерман).

4) Философия есть «способ и познания всеобщего, и его творчества из материала единичности» (А.В. Павлов).

Модуль 2. Тема 8.

1) «Знание — сила» (Ф. Бэкон).

2) "борьба — отец всего и царь над всем" (Гераклит).

3) «Всякое конечное выступает как отрицание себя самого. Вот почему диалектика — это движущая сила научного развер­тывания мысли и тот единственный принцип, который вносит в содержание науки имманентную связь и необходимость, так что в нем заложена подлинная, а не кажущаяся способность подняться над конечным...» (Гегель).

4) "в своем рациональном виде диалектика... в позитивное понимание существующего... включает в то же время пони­мание его отрицания" (К. Маркс).

Модуль 3. Тема 14.

1) "Только в том случае, если вместо противоречащих друг другу догм рассматривать противоречащие друг другу факты и действительные противоречия, яв­ляющиеся скрытой подоплекой этих догм, только в этом случае полити­ческую экономию можно превратить в положительную науку". (К. Маркс).

2) "Разница между великими нациями и дикими народами в том, что первые усердно занимаются искусствами и науками, а вторые их полностью игно­рируют". (Ш. Монтескье).

3) "Наше существование в интеллигибельном мире — моральный закон, наше существование в мире чувственном — реальное действие; момент един­ства двух миров — свобода, абсолютная власть — определять второе через первое". (Фихте).

4) "…одно­му полезно быть рабом, а другому — господином". (Аристотель).

Тема 17.

1) Развивая свои идеи относительно социологии — " социальной физики ", Конт считает, что, как физика устанавливает законы природных фено­менов, так социология посредством наблюдения и рассуждения устанав­ливает законы общественных феноменов.

2) "Экзистенция, немыслимая вне борьбы и страдания, чувство непоправимой вины и смерти-расплаты образуют в сумме то, что я называю пограничной ситуацией". (К. Ясперс).

3) "… писать — это значит быть одним из потоков, не обладающим никакой привилегией по отношению к другим, сливающимся с другими в общее течение, либо образующим противотечение или водоворот, исток дерьма, спермы, слов, действия, эротизма, денег, политики и т.д." (Ж. Делез).

4) "Массам вовсе недоступны бестелесные умозре­ния; ими принимается имеющее плоть". (А.И. Герцен).

 

Темы для контрольных работ.

Модуль 1. Тема 4.

1) И. Кант об априорных и апостериорных суждениях.

2) И. Кант об антиномиях чистого разума.

3) Категорический императив этики И. Канта.

4) Абсолютное понятие, абсолютная идея, абсолютный дух в философии Гегеля.

5) Идеи философии права Гегеля.

6) Гегель о религии.

7) Сравнительная характеристика материалистической диалектики К. Маркса и идеалистической диалектики Гегеля.

Модуль 2. Тема 10.

1) Сознание как особый вид отражения.

2) Общественно-историческая сущность сознания.

3) Роль языка (речи) в становлении сознания.

4) Активность сознания. Сознание и самосознание (рефлексия).

5) Значение эмоций и воли в жизни человека.

6) Информационный аспект сознания: образ, знак, информация.

7) Проблема искусственного интеллекта.

 

7. Вопросы к экзамену:

1) Философия как особая форма познания и общественного сознания.

2) Предмет философии. Мировоззренческая функция философии.

3) Основной вопрос философии. Материализм и идеализм — два основных направления в философии.

4) Познавательная функция философии.

5) Методологическая функция философии.

6) Философия и частные науки о природе, обществе и человеке.

7) Значение философии для развития науки, практики и воспитания.

8) Милетские натурфилософы: Фалес, Анаксимен, Анаксимандр. Рераклит. Элейская школа: Парменид, Зенон Элейский.

9) Пифагор и пифагейцы. Атомистический материализм Левкиппа и Демокрита.

10) Классический период в развитии греческой философии V–IV вв. до н.э. Софисты. Сократ.

11) Платон и его учение о мире идей и идеальном государстве.

12) Аристотель и его метафизика, логика, политика, этика, критика софистов.

13) Философия эллинистического и римского периодов: киники, эпикурейцы, стоики, скептики. Неоплатонизм.

14) Особенности средневековой философии. Аврелий Августин. Фома Аквинский.

15) Основные идеи Возрождения: гуманизм, антропоцентризм, натурализм, пантеизм.

16) Философия Нового времени. Ф. Бэкон.

17) Р. Декарт.

18) Дж. Локк.

19) Г.В. Лейбниц.

20) И.Ньютон и становление классической науки.

21) Философия Просвещения: Ж.-Ж. Руссо, Вольтер, Д. Дидро.

22) Критическая философия И. Канта: «вещь-в-себе», феномены и ноумены, аналитические и синтетические суждения.

23) Критическая философия И. Канта: апостериорное и априорное познание, антиномии чистого разума. Практический разум, категорический императив.

24) Диалектическая философия Гегеля: абсолютная идея, абсолютное понятие, абсолютный дух, законы и категории диалектики, «Наука Логики».

25) Диалектическая философия Гегеля: этика, эстетика, философия истории и права. Гегель о религии.

26) Философия диалектического материализма К. Маркса и Ф. Энгельса.

27) Позитивизм и его разновидности: «классический» позитивизм, эмпириокритицизм, неопозитивизм; понятие о постпозитивизме. Понятие о «философии науки».

28) Экзистенциализм и его разновидности.

29) Особенности философских взглядов А. Шопенгауэра, Ф. Ницше, З. Фрейда.

30) Понятие о феноменологии, герменевтике, структурализме, философской антропологии.

31) Признаки постмодернизма.

32) Особенности русской философии. Западники и славянофилы. Русская религиозная философия.

33) Понятие материалистической и идеалистической диалектики.

34) Понятие категорий и законов диалектики.

35) Категории: отношение, взаимодействие, связь.

36) Всеобщий характер взаимосвязи явлений действительности.

37) Категория всеобщая связь явлений.

38) Категории причины и следствия. Понятие о детерминизме и индетерминизме. Принцип причинности.

39) Категории необходимости и случайности. Случайность и вероятность. Необходимость и фатализм.

40) Категория закон. Виды законов: общие и специфические, динамические и статистические.

41) Категории явления и сущности. Явление и видимость.

42) Категории действительности и возможности. Виды действительного (прошлое и настоящее) и возможного (реальные и формальные, абстрактные и конкретные, обратимые и необратимые возможности).

43) Категории целого и части; система структура и элемент; функция. Понятие о системном подходе и системной методологии.

44) Закон единства и борьбы противоположностей. Категории: тождество, различие, противоположность, конфликт. Абсолютность борьбы и относительность единства противоположностей. Категория диалектического противоречия.

45) Развитие как процесс разрешения диалектических противоречий. Противоречия в природе, обществе и сознании. Внешние и внутренние противоречия. Противоречия как источник изменений и развития.

46) Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений. Категории: качество, количество, мера. Качество и свойство.

47) Прерывность и непрерывность. Скачек как всеобщая форма перехода от одного качества к другому.

48) Закон отрицания отрицания. Категория диалектического отрицания. Категория диалектического отрицания отрицания.

49) Диалектическое отрицание и формально-логическое отрицание. Отрицание отрицания как наиболее общая характеристика развития.

50) Категория бытия. Бытие и небытие.

51) Материальное (материя) и идеальное как основные виды бытия. Понятие идеальной предметности. Смысл как основная форма идеальной предметности.

52) Монизм, дуализм, плюрализм — основные философские концепции бытия.

53) Принцип (материального) единства мира. Роль категории бытия в процессе интеграции современных наук.

54) Категория движения. Движение и развитие. Движение и развитие в природе, обществе, сознании и познании.

55) Понятие об основных формах движения: физическая и химическая формы.

56) Понятие об основных формах движения: биологическая и социальная формы.

57) Идеальное как особая форма движения материи.

58) Пространство и время как всеобщие формы существования вещей и явлений.

59) Единство материи, движения, пространства и времени.

60) Современные конкретные науки о пространственно-временных характеристиках различных видов материального и идеального бытия.

61) Сознание как важнейший атрибут человека. Сознание и душа.

62) Сознание как идеальное отражение. Отражение и его виды. Психика человека как основа идеальной предметности. Сознание и мозг.

63) Происхождение сознания. Общественно-историческая сущность сознания. Роль труда и языка (речи) в развитии и функционировании сознания. Естественные и искусственные языки. Активность сознания.

64) Сознание и самосознание. Понятие рефлексии.

65) Эмоции и воля.

66) Сознание и кибернетика: информационный аспект сознания.

67) Образ, знак, информация. Искусственный интеллект.

68) Понятие познания. Проблема познаваемости мира.

69) Субъект, объект и предмет познания. Общественно-практическая природа познания. Практика как основа и цель познания.

70) Чувственное познание и его формы (ощущение, восприятие, представление).

71) Рациональное познание (мышление) и его основные формы (понятие, суждение, умозаключение). Единство чувственного и рационального познания. Воображение и интуиция.

72) Природа знания, знание и опыт.

73) Истина. Референтная и когерентная (логическая) концепции истины. Объективность, относительность и абсолютность истины. Истина, заблуждение и дезинформация. Конкретность истины. Практика как основной критерий истинности знаний.

74) Знание как ценность.

75) Наука как особый способ познания. Понятие форм и методов научного познания. Понятие эмпирического и теоретического уровней науки.

76) Основные формы и методы эмпирического уровня науки: наблюдение, эксперимент, измерение, научный факт. Виды наблюдения, эксперимента.

77) Понятие об основных формах и методах теоретического уровня науки. Модель и моделирование, их виды. Природа научной проблемы как познавательного противоречия.

78) Гипотеза и ее виды. Сущность, структура и виды научных теорий. Научный закон.

79) Анализ и синтез. Индукция и дедукция.

80) Понятие о математизации, формализации и информатизации науки. Роль формальной и математической логики в научном познании.

81) Описание, объяснение и предсказание как функции науки.

82) Категории общественного бытия и общественного сознания. Развитие общества как естественно-исторический процесс.

83) Специфика законов общества. Объективные условия и субъективный фактор истории. Историческая закономерность и сознательная деятельность людей. Свобода и необходимость.

84) Общество как часть природы. Единство и различие законов природы и общества. Понятие географической среды. Понятие о географическом детерминизме.

85) Народонаселение как предпосылка и субъект истории. Критика мальтузианства и неомальтузианства.

86) Материальное производство как основа существования и развития общества. Способ материального производства и его исторические разновидности.

87) Понятие духовного производства.

88) Понятие о формационном, цивилизационном и модернизационном подходах к обществу.

89) Виды элементов, подсистем и отношений системы общества: материальные и идеологические; экономические, политические, правовые, нравственные, эстетические, конфессиональные.

90) История как смена формаций, цивилизаций, стадий развития.

91) Понятие о социальной структуре общества. Социальные группы.

92) Традиционные общности людей: племя, народность, нация. Этнос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.69.189 (0.25 с.)