Факторы и движущие силы становления личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Факторы и движущие силы становления личности



Личность — это интегративное качество человека,
поэтому продуктивное становление личности зави-
сит от жизнедеятельности человека. Жизнедеятель-
ность определяется, прежде всего, окружающей при-
родной средой:
географическими и климатическими
условиями. Становление личности в горных или рав-
нинных районах, на юге или на севере будет сущест-
венно отличаться, поскольку природная среда оказы-
вает влияние не только на характер и способности че-
ловека, но и на темп и траекторию психического раз-
вития, определяя сценарий становления личности.
Природная среда опосредованно определяет тради-


ционные для данной местности виды трудовой дея-
тельности и особенности культуры коренного насе-
ления, обусловливая содержание этнотехнологий.

Существенным фактором становления личности
является ее биологическая организация. Необходима
нормальная наследственность, чтобы стало возмож-
ным психическое развитие. Мозг как биологическое
образование — предпосылка появления сознания.
Нервная система обладает врожденными органиче-
скими предпосылками для отражения окружающего
мира. Природной предпосылкой развития способно-
стей является наличие задатков — некоторых врож-
денных анатомо-физиологических особенностей
мозга и нервной системы. Конечно, они еще не га-
рантируют развития способностей, происходящего
под влиянием условий жизни и деятельности, обуче-
ния и воспитания человека.

Биологические особенности оказывают влияние
на становление личности. Во-первых, они обусловли-
вают разные пути и способы развития психических
свойств. Сами по себе свойства нервной системы не
определяют психических свойств. Ни один нормаль-
ный ребенок не является «природно предрасположен-
ным» быть смелым или трусливым, настойчивым или
безвольным, трудолюбивым или ленивым, дисципли-
нированным или недисциплинированным. На базе
любого типа нервной системы при правильном воспи-
тании можно выработать все общественно ценные
черты характера. Например, выдержку и самооблада-
ние нужно и можно воспитать как у представителя
безудержного типа нервной системы (по И. П. Павло-
ву),
так и у представителя уравновешенного типа. Но в
первом случае это будет труднее сделать, да и пути и
способы воспитания будут различными.

Во-вторых, биологические особенности влияют
на уровень достижений человека в какой-либо облас-

82».,


ти. Существуют врожденные индивидуальные разли-
чия в задатках, в связи с чем одни люди могут иметь
преимущество перед другими в отношении возмож-
ностей овладения определенной деятельностью и од-
новременно уступать им же в отношении возможно-
стей овладения иной деятельностью. Так, ребенок с
благоприятными природными задатками развития
музыкальных способностей будет при прочих равных
условиях быстрее развиваться в музыкальном отно-
шении и добьется гораздо больших достижений, чем
ребенок, не обладающий такими задатками. В этом
смысле люди не равны в отношении возможностей
развития у них способностей.

Благоприятными условиями для полноценного
становления личности являются хорошее физиче-
ское здоровье и внешние данные. И конечно, огром-
но влияние пола. Гендерные различия и нормальное
психосексуальное развитие определяют своеобразие
становления личности.

Личность по своей природе социальна, следова-
тельно, источники развития ее психических свойств,
творческой активности находятся в окружающей
среде, в обществе.

Социальная среда (в широком смысле слова), целе-
направленное обучение и воспитание формируют
психические особенности человека, а не являются
лишь условием для проявления чего-то изначально
данного, генетически строго обусловленного. Особо
подчеркнем решающую роль, которую играют обуче-
ние и воспитание как сознательный, целенаправлен-
ный процесс взаимодействия старшего поколения с
младшим в целях формирования определенных ка-
честв личности, отвечающих запросам общества.

Следует также отметить, что личность — это актив-
ное, деятельное существо, а не пассивный объект вли-
яния среды. Поэтому условия жизни, внешние воз-


действия определяют становление личности не прямо,
а через процесс взаимодействия человека со средой,
через его деятельность в этой среде. И правильнее го-
ворить не о воздействии среды, а о процессе активного
взаимодействия человека с окружающей средой.

Становление личности лишь в конечном итоге
обусловлено внешними условиями и воздействиями.
Они всегда опосредуются жизненным опытом челове-
ка, преломляются через индивидуальные психические
особенности. Человек как активное существо может и
должен сам сознательно изменять свою личность, т. е.
заниматься саморазвитием, самовоспитанием. Но и
тогда этот процесс мотивируется средой. Так что и
здесь опосредованно сказывается ее влияние. Таким
образом, социально организованная и стимулирован-
ная деятельность человека является основой, средст-
вом и условием становления личности.

К социальным факторам становления личности
следует также отнести социально-экономические
условия жизнедеятельности, систему образования и
семью. Достаточный уровень экономического разви-
тия общества благоприятно сказывается на полноцен-
ном становлении всех его членов. Вариативное общее
образование является важным условием дифференци-
ации траектории становления личности. Нормальные
семейные отношения создают благоприятный фон
для бесконфликтного развития личности.

Важное значение в становлении личности при-
надлежит ей самой, ее активности, проявляющейся в
стремлении выйти за рамки нормативных требова-
ний и предписаний, в феноменах надситуативной и
надролевой активности, в реальных вкладах в других
людей'. Вкладывая себя в других, человек вносит из-
менения в собственные личностные характеристики.
Запечатлевая, продолжая себя в других людях, он

См.: Петровский А. В. Указ. соч. — С. 234.


удовлетворяет потребность быть личностью, потреб-
ность в саморазвитии.

Рассматривая факторы, инициирующие становле-
ние личности, следует также иметь в виду случайные
обстоятельства, значимые, критические события.

Становление личности имеет два взаимосвязан-
ных измерения. Одно, вертикальное, отражает изме-
нение места человека в социуме (социальный статус,
роли, достижения, неудачи, потери и др.); другое, го-
ризонтальное, представляет собой временное изме-
рение как определенную последовательность стадий
личностного развития с характерным для каждой ста-
дии ограничением возможных способов реализации,
осуществления себя.

Рассмотренные факторы могут иметь разнопо-
лярную детерминацию, инициируя нормативное и
отклоняющееся становление личности (табл. 10).

На разных стадиях становления личности влияние
этих факторов неоднозначно. В дошкольном возрасте и
в старости большую роль играют биологические факто-
ры и природная среда, в школьные годы — социальные
факторы: система образования и семья, в период взрос-
лости — социально-экономические условия, собствен-
ная активность личности и случайные обстоятельства.
Конечно, в индивидуальной жизни человека значение
этих факторов также неоднозначно. Неповторимое со-
четание данных факторов определяет траектории и
сценарии становления личности в онтогенезе.

Таблица 10
Факторы, детерминирующие становление личности

Фактор   Нормативное развитие   Отклоняющееся развитие  
     
Природ- ная среда   Благоприятные гео- графическое местожи- тельство и климатиче- ские условия   Неблагоприятные геогра- фическое местожительст- во и климатические усло- вия  

 


Фактор   Нормативное развитие   Отклоняющееся развитие!  
    ————————3————————  
Биологи- ческий фактор   Нормальная наследст- венность, фиксиро- ванный пол, хорошее здоровье   Отягощенная или обога- щенная наследственность, недостаточная дифферен- циация пола, задержка психического развития, акцентуации характера, сексуальные расстройства  
Социаль- ный фак- тор   Достаточный уровень экономического бла- госостояния семьи, стимулирование раз- вития личности и по- вышения уровня ее об- разованности, психо- логически комфорт- ные семейные отноше- ния, дифференциро- ванное общее и вариа- тивное профессиональ- ное образование   Низкий уровень экономи- ческого благосостояния семьи, неполная или со- циально неблагополучная семья, слабодифференци- рованное обучение в шко- ле, отсутствие профессио- нального образования, иг- норирование уровня про- фессионализма, отсутст- вие системы аттестации, социально-этническое не- равенство  
Актив- ность лич- ности   Активная позиция, сверхнормативная профессиональная ак- тивность, непрерыв- ное образование, само- организация, самооб- разование, саморазви- тие и самоактуализа- ция   Депрессивная пассив- ность, социальная инерт- ность, лень, равнодушие, социальная дезадаптив- ность  
Случай- ные собы- тия и об- стоятель- ства   Чувствительность к благоприятному стече- нию обстоятельств и случайных знаковых событий   Неблагоприятная судьба, иррациональные тенден- ции в развитии, бессозна- тельное влечение к разру- шению своего Я  

 

Важное значение в становлении личности имеют
потребности как источники активности. Общепри-
нятой классификации потребностей нет. Одну из
основательных попыток классификации потребно-
стей предпринял американский психолог A. Mac-
86


лоу'. Он выделил пять базовых уровней потребностей
и произвел прикидочную оценку степени их удовлет-
ворения, ориентируясь на американский образ жиз-
ни. Приведем эти потребности.

1. Физиологические потребности: в пище, отды-
хе, движении, жилье, сексе, защите от стихийных
бедствий, сил природы и др. Любая из них, по мне-
нию А. Маслоу, может стать главенствующей. В сред-
нем данные потребности удовлетворяются на 85 %.

2. Потребности в безопасности: защищенности,
защите от насилия и угроз, в стабильности. Степень
удовлетворения — около 70 %.

3. Потребности в общении, привязанности и люб-
ви, присоединении и принятии. Отчетливо проявля-
ются лишь при удовлетворении потребностей первых
двух уровней. Удовлетворяются в среднем на 50 %.

4. Потребности в уважении, самоуважении, т. е.
в хорошей репутации, признании компетентности,
профессиональном престиже, добром имени, доста-
точном уровне образования. В среднем удовлетворя-
ются на 40 %.

5. Потребности в самоактуализации, в реализа-
ции своего потенциала, в творчестве. Степень удов-
летворения этих потребностей — всего лишь около
10%.

А. Маслоу утверждал, что если человеку не удается
удовлетворить потребности более высоких уровней,
то он стремится как можно полнее «отвести душу» на
удовлетворении простейших потребностей. Удовлет-
ворение потребностей, находящихся внизу иерархии,
делает возможным осознание потребностей, распо-
ложенных на более высоких уровнях, и их участие в
мотивации. Таким образом, физиологические по-
требности должны быть в достаточной степени удовлет-
ворены, прежде чем возникнут потребности в безопас-

См.: Хьелл Л. Указ. соч. - С. 479-527.


ности; физиологические потребности и потребности
в безопасности и защите должны быть удовлетворе-
ны до некоторой степени, прежде чем возникнут и
будут требовать удовлетворения потребности в при-
надлежности и любви. По А. Маслоу, такое иерархи-
ческое расположение основных потребностей явля-
ется главным принципом, лежащим в основе органи-
зации мотивации человека.

А. Маслоу допускал, что могут быть исключения
из этого иерархического расположения мотивов. Он
признавал, что творческие личности могут развивать
и выражать свой талант, несмотря на серьезные труд-
ности и социальные проблемы. Также есть люди, чьи
ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы
скорее переносить голод и жажду или даже умереть,
чем отказаться от них.

Можно допустить, что на разных стадиях станов-
ления личности значение потребностей как источни-
ков активности меняется. Очевидно, что в младенче-
стве решающее значение имеют физиологические
потребности и потребность в принадлежности (эмо-
ционально-телесном контакте), в дошкольном воз-
расте — потребность в общении и присоединении, в
юности — потребность в самоуважении, в зрелом воз-
расте — потребность в самоактуализации. Сказанное
не означает, что другие потребности утрачивают
свою актуальность. Нет, конечно. Но не они опреде-
ляют основной вектор становления личности.

Среди существующих теорий психологического
развития можно выделить две, по-разному трактую-
щие источники становления личности.

Первая рассматривает становление личности как
вполне самостоятельный процесс, который имеет
собственные внутренние закономерности, в принци-
пе не зависящие от воспитания и обучения человека.
Признавая ускоряющее влияние обучения и воспита-

88».


ния на развитие личности, сторонники данной кон-
цепции считают, что изменить внутреннюю последо-
вательность и психологические особенности стадий
этого процесса нельзя. Характеризуя данную кон-
цепцию, Л. С. Выготский писал, что обучение и раз-
витие мыслятся как два независимых друг от друга
процесса. Развитие ребенка представляется как про-
цесс, подчиненный природным законам и протекаю-
щий по типу созревания, а обучение понимается как
чисто внешнее использование возможностей, кото-
рые возникают в процессе развития.

Вторая концепция, развиваемая научной школой
Л. С. Выготского, исходит из того, что в основе пси-
хического развития лежит специфический процесс
присвоения индивидом достижений предшествую-
щих поколений, в результате чего происходит вос-
произведение в человеке исторически сформировав-
шихся способностей и функций. С этой точки зрения
весь процесс становления личности имеет конкрет-
но-исторический характер. Каждому типу общества
присущ вполне определенный тип развития лично-
сти, стихийно или целенаправленно определяемый
сложившейся в данном обществе системой воспита-
ния и народного образования. Л. С. Выготский под-
черкивал, что обучение призвано опережать разви-
тие, вести его за собой, только тогда оно будет эффек-
тивным. Развивающее обучение учитывает не только
то, что доступно личности в процессе самостоятель-
ной деятельности (зона актуального развития), но и
то, что она может сделать в сотрудничестве с педаго-
гами (зона ближайшего развития).

Завершая рассмотрение вопроса о факторах ста-
новления личности, следует подчеркнуть, что реша-
ющее значение имеют социальные условия (обуче-
ние и воспитание); важная роль отводится собствен-
ной активности личности, самовоспитанию; биоло-


гические факторы выполняют функции предпосы-
лок, возможностей психического развития.

Движущими силами становления личности являют-
ся противоречия двоякого рода: между личностью и
внешними условиями жизнедеятельности и обуслов-
ленные внутриличностными образованиями. Основ-
ным диалектическим противоречием выступает про-
тиворечие между сложившимися свойствами лично-
сти и объективными требованиями ведущей деятель-
ности. Для каждой стадии становления личности ха-
рактерны свои специфические противоречия. Сня-
тие их приводит к переходу личности на следующую
стадию становления. Детерминация становления
личности различными психологическими школами
трактуется по-разному. Социально-психологиче-
ские теории рассматривают развитие как результат
социальной селекции и социализации. Большое
значение придается случайности. Психодинамиче-
ские теории в качестве детерминант развития рассмат-
ривают инстинктивные побуждения и эмоционально
окрашенный опыт, приобретенный в раннем детст-
ве. Важную роль играет реальная ситуация, которую
наблюдает личность в детстве и ранней юности.
Представители психологии развития факторами ста-
новления считают психическое развитие ребенка, до-
школьное и школьное образование.

Исследование закономерностей становления
личности в отечественной психологии привело к
определению детерминации этого процесса, объек-
тивных и субъективных факторов. Активным, произ-
водящим началом признаются социальные условия,
а следствием отражения этих условий — изменения в
субъектах.

Положение о первичности социальной детерми-
нации развития личности не означает полного игно-
рирования биологических особенностей человека.


В отечественной психологии признается влияние
биологической сущности человека на личностное
развитие. Особо подчеркивается ее воздействие на
темп и уровень развития.

В какой мере биологическое развитие определяет
становление личности? На этот вопрос отечествен-
ные психологи отвечают по-разному. Одни придают
наследственности в детерминации психических
свойств большее значение, другие — меньшее.
А. В. Брушлинский, специально проанализировав-
ший проблему предпосылок психического развития
личности, пришел к выводу, что на ранних стадиях
онтогенеза биологическое выступает в качестве внут-
ренних условий развития. По мере становления лич-
ности усиливается влияние внешних (социальных)
факторов. При этом внешние причины действуют
опосредованно через внутренние условия'.

Профессиональное становление специалиста в
основном обусловлено внешними воздействиями.
Однако его нельзя непосредственно выводить из
внешних условий и обстоятельств, т. к. они всегда
преломляются в жизненном опыте человека, индиви-
дуальных психических особенностях, психическом
складе. В этом смысле внешнее влияние опосредует-
ся внутренними условиями, к которым и относится
своеобразие психики личности, ее социальный и
профессиональный опыт.

В процессе становления профессионала, увеличе-
ния масштаба личности субъект все более выступает
фактором своего развития, изменения, преобразова-
ния объективных обстоятельств в соответствии со
своими личными свойствами. Другими словами, че-
ловек может сам сознательно изменять свою профес-

' См.: Брушлинский А. В. О соотношении биологического и соци-
ального в развитии личности // Теоретические проблемы пси-
хологии личности. — М.,1974.


сиональную биографию, заниматься саморазвитием,
самосовершенствованием, но и в данном случае этот
процесс мотивируется социальным окружением,
экономическими условиями жизнедеятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1058; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.123 (0.031 с.)