Как отличить просветленную любовь к себе от самолюбия? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как отличить просветленную любовь к себе от самолюбия?



Различие между ними тонкое, но четкое, вполне доступное для понимания. Самолюбие делает вас все более и более несчастными. Несчастье указывает на то, что вы больны. Самолюбие – это болезнь, это рак души. От самолюбия вы становитесь более напряженными, нервозными, вы не позволяете себе расслабиться, что ведет к безумию.

Любовь к себе – это противоположность самолюбия. В любви к себе нет «Я», есть лишь любовь. В самолюбии нет любви, есть только «Я». Любовь к себе ведет к расслаблению. Человек, который любит себя, полностью расслаблен. Любовь к кому‑то другому может вызывать небольшое напряжение, потому что другой не обязательно находится с вами на одной волне. У него могут быть свои идеи. Другой человек – это другой мир, отсюда большая вероятность столкновений и конфликтов. В силу того, что другой человек – другой мир, велика вероятность бури и грома. Всегда происходит некая борьба. Когда же вы любите себя, никого нет. И нет конфликта – это абсолютная тишина, безграничное наслаждение. Вы наедине с собой, никто вас не беспокоит. Другой совершенно не нужен. На мой взгляд, человек, способный так глубоко любить себя, способен любить других. Если вы не любите себя, разве вы можете любить других? Чтобы распространяться на других, любовь должна вначале зародиться в малом кругу, внутри вас самих.

Люди пытаются любить других, совершенно не осознавая, что не способны любить даже себя. Как можно любить других? Вы не можете поделиться с другими тем, чем не обладаете. Вы можете дать другим лишь то, что уже есть внутри вас.

Таким образом, первый и самый главный шаг к любви – это любовь к себе, но в такой любви нет «Я».

Позвольте мне пояснить, что я имею в виду.

«Я» возникает только как противоположность «ты». «Я» и «ты» существуют вместе. «Я» может существовать в двух измерениях. Первое измерение – «Я‑оно»: я и мой дом, я и моя машина, я и мои деньги. Когда есть «Я» как часть «Я‑оно», такое «Я» – это почти что вещь. Оно бессознательно, оно спит мертвым сном и храпит. Сознание отсутствует. Вы словно вещь, вещь среди вещей, вы часть своего дома, своей мебели, своих денег.

Вы замечали? Человек, жаждущий денег, постепенно обретает качества денег. Он сам становится деньгами. Он теряет духовность, он перестает быть духом. Он уподобляется вещи. Если вы любите деньги, вы становитесь похожими на них. Если вы любите свой дом, вы постепенно становитесь материальными. Вы становитесь всем тем, что любите. Любовь – это алхимия. Никогда не любите неправильные вещи, иначе вы в них превратитесь. Ничто не обладает такой трансформационной силой, как любовь. Любите то, что может поднять вас выше, на более высокий уровень. Любите то, что превосходит вас.

Именно на этом основано воздействие религии: она дает вам в качестве предмета любви Бога, чтобы вы не падали. Вам приходится подниматься.

В отношении «Я‑оно» существует одно «Я», в «Я‑ты» существует другое «Я». Когда вы любите человека, в вас возникает другой тип «Я» – «Я‑ты». Когда вы любите человека, вы становитесь человеком.

Что же происходит в случае любви к себе? В такой любви нет ни «оно», ни «ты». «Я» исчезает, так как оно может существовать только в двух контекстах – «оно» и «ты». «Я» выступает в качестве фигуры, а «оно» и «ты» – в качестве поля. Когда поле исчезает, «Я» тоже исчезает. Когда вы остаетесь наедине с собой, вы есть, но у вас нет «Я», вы не чувствуете никакого «Я». Вы просто глубокая естьность. Обычно мы говорим: «Я есть». В состоянии, когда вы глубоко себя любите, «Я» исчезает. Остается только естьность, чистое существование, чистое бытие. Оно наполняет вас безграничным блаженством. Оно превращает вас в праздник, в радость. И вы с легкостью отличаете любовь к себе от самолюбия.

Если вы становитесь все более и более несчастными, значит, вы страдаете самолюбием. Если вы становитесь все более и более спокойными, безмолвными, счастливыми, целостными, значит, вы любите себя. Если вы страдаете самолюбием, вы разрушаете других, потому что эго всегда пытается разрушить другого. Если вы движетесь в направлении любви к себе, эго исчезает. А когда эго исчезает, вы позволяете другому быть самим собой, вы даете ему полную свободу. Если у вас нет эго, вы не можете поработить того, кого любите, вы не можете посадить его в клетку. Вы позволяете другому парить орлом высоко в небе. Вы позволяете другому быть самим собой, вы даете ему полную свободу. Любовь дает полную свободу. Любовь – это и есть свобода, свобода для вас и свобода для предмета вашей любви. Эго – это узы, узы для вас и для вашей жертвы.

Однако эго может очень ловко водить вас за нос. Оно коварно и действует очень тонко: оно может притвориться любовью к себе.

Позвольте рассказать вам один анекдот.

 

* * *

 

Лицо Муллы Насреддина засветилось радостью, когда он узнал в человеке, спускающемся перед ним в метро, своего приятеля. Он от всей души хлопнул его по спине, так что тот чуть не упал, и воскликнул:

– Голдберг, я с трудом тебя узнал! Ты поправился фунтов на тридцать с тех пор, как я видел тебя в последний раз. И ты подправил себе нос и, клянусь, подрос на два фута.

Человек сердито взглянул на Муллу и холодно ответил:

– Извините, но я не Голдберг.

– Ага! – воскликнул Мулла Насреддин. – Значит, ты и имя сменил?

 

* * *

 

Эго очень коварно, оно постоянно себя оправдывает и обосновывает. Если вы теряете бдительность, оно начинает прятаться за любовью к себе. Само слово «Я» становится его защитой. Оно может сказать: «Я твое „Я“». Оно может изменить свой вес, свой рост, свое имя. И поскольку оно является лишь идеей, это нетрудно: оно может стать каким угодно – и маленьким, и большим. Оно – ваша фантазия.

Будьте осторожны. Если вы действительно хотите взрастить в себе любовь, нужно быть очень осторожными. Необходимо совершать каждый шаг с полной осознанностью, чтобы эго не смогло найти ни одной лазейки.

Ваше истинное «Я» не является ни «Я», ни «ты», оно не является ни вами, ни другими. Ваше истинное «Я» трансцендентно. То, что вы называете «Я», – это не ваше истинное «Я». «Я» навязывается реальности. Когда вы называете кого‑то «ты», вы не обращаетесь к истинному «Я» этого человека. Вы навешиваете на него ярлык. Если снять все ярлыки, останется истинное «Я», и оно в такой же мере ваше, как и другого человека. Истинное «Я» едино.

Вот почему мы постоянно говорим, что участвуем в жизни друг друга, что мы являемся частью друг друга. Наша истинная реальность – это Бог. Мы можем быть айсбергами, плывущими по океану, – они кажутся отдельными друг от друга, – но стоит им растаять, и ничего от них не останется. Исчезнут определения, исчезнут границы, и айсберга больше нет. Он станет частью океана.

Эго – это айсберг. Растопите его. Растопите его в глубокой любви, чтобы оно исчезло и стало частью океана.

Я слышал…

 

* * *

 

Судья выглядел очень суровым.

– Мулла, – сказал он, – твоя жена говорит, что ты ударил ее по голове бейсбольной битой и сбросил с лестницы. Что ты скажешь в свое оправдание?

Мулла Насреддин потер нос и задумался. Наконец, он сказал:

– Ваша честь, в этом деле есть три истины: истина моей жены, моя истина и… правда.

 

* * *

 

Он совершенно прав.

– Вы слышали о двух сторонах правды, – сказал он, – но есть еще и третья.

Он абсолютно прав: всегда есть ваша истина, моя истина и правда; я, ты и истина.

Истина – это не я и не ты. Я и ты – трафарет, накладываемый на безграничность истины. «Я» фальшиво, «ты» фальшиво, но они полезны и необходимы в нашем мире. Было бы очень трудно жить в мире без «Я» и «ты». Хорошо – используйте их, но это лишь инструменты. В действительности, нет ни «Я», ни «ты». Существует нечто, некто, некая энергия, не знающая ни границ, ни ограничений. Мы возникаем из нее и снова в ней исчезаем.

 

* * *

 

Я слышал, как ты сказал, что Будда не говорит о Боге, потому что существование Бога невозможно доказать. Однако он в то же время говорит о других жизнях и о перевоплощении. Как это согласуется с научными фактами?

Будда говорит, что души нет. Что же остается после смерти? Что такое перевоплощение? Я смутно понимаю, что остается нечто, не имеющее формы, но может ли оно обладать индивидуальностью? Одна и та же волна не рождается снова.

Это очень важный вопрос. Идея не‑«Я» – один из фундаментальных вкладов Будды в человеческое сознание. Она очень трудна для понимания. Чтобы ее понять, вам нужно стать бдительными и безмолвными, поскольку она не вписывается ни в одни рамки, к которым вы привыкли.

Вначале приведу несколько аналогий, чтобы вы смогли представить, что подразумевает Будда под не‑«Я». Ваше тело – это мешок из кожи. Кожа ограничивает ваше тело, она определяет, где заканчиваетесь вы и где начинается мир. Она служит границей и защищает вас от мира. Она отделяет вас от мира и оставляет вам лишь несколько отверстий для выхода в мир и для входа мира в вас. Если бы кожи не было, вы не смогли бы существовать. Вы бы потеряли свои границы. Но вы – это не ваша кожа. И кожа постоянно меняется.

Это как змея, которая постоянно избавляется от старой кожи. Вы тоже постоянно и многократно избавляетесь от старой кожи. Если спросите физиологов, они вам скажут, что человек, доживший до семидесяти лет, десять раз полностью поменял свою кожу. Но это очень медленный процесс, поэтому вы никогда его не замечаете. Каждый раз меняется такая крошечная часть кожи, что вы этого не чувствуете, ваши органы восприятия не достаточно чувствительны. Изменение едва заметно. Кожа меняется постоянно, тем не менее, вы думаете, что обладаете одним и тем же телом. Но это не одно и то же тело, это континуум.

Находясь в чреве матери, вы были вначале крошечной клеточкой, невидимой невооруженному глазу. В то время это была ваша кожа, ваше тело. Затем вы начали расти. Спустя девять месяцев вы родились, и у вас появилось совершенно другое тело. Если вы вдруг увидите себя новорожденным, в возрасте одного дня, вы себя не узнаете. Вы совершенно изменились. Но вы все равно думаете, что вы тот же человек. С одной стороны, вы действительно тот же человек, потому что вы являетесь тем же континуумом. С другой стороны, вы не тот же человек, потому что вы постоянно меняетесь.

Точно так же, как кожа, ведет себя и эго. Кожа придает вашему телу определенную структуру, форму, ограничение. Эго ограничивает содержание вашего ума. Оно является вашей внутренней кожей, необходимой для того, чтобы вы знали, кто вы. В противном случае вы потеряетесь: вы не будете знать, кто есть кто, кто является «Я» и кто является «другим».

Идея «Я», эго, дает вам определение, утилитарное определение. Оно четко отделяет вас от других. Но это тоже кожа, очень тонкая кожа, которая содержит в себе весь ваш ум: вашу память, ваше прошлое, ваши желания, ваши планы, ваше будущее, ваше настоящее, вашу любовь, вашу ненависть, ваш гнев, вашу печаль, ваше счастье – она все это хранит в мешке. Но вы не эго. Потому что оно тоже постоянно меняется, причем меняется чаще, чем кожа тела. Оно меняется каждое мгновение.

Будда приводит в качестве аналогии пламя. Зажигается лампа – вы видите пламя, но оно постоянно меняется, оно ни на миг не остается одним и тем же. Утром, когда вы тушите лампу, вы тушите совершенно другое пламя. Оно постоянно менялось в течение ночи.

Каждое мгновение пламя исчезает в дыме, и его замещает новое пламя. Но замещение происходит так быстро, что вы не видите его отсутствия – вы не замечаете, что одно пламя исчезло, а другое появилось. Одно исчезает, другое тут же появляется. Движение происходит так быстро, что вы не видите между ними промежутка. Это континуум, это не одно и то же пламя. И все же в некотором роде это одно и то же пламя, потому что это продолжение одного пламени. Оно рождается от одного и того же пламени.

Аналогично вы рождаетесь от своих родителей, вы – продолжение. Вы не такие же, как ваши родители. Вы не ваш отец, не ваша мать, и в то же время вы – это ваш отец и ваша мать, потому что вы продолжаете ту же традицию, ту же линию, ту же наследственность.

Будда говорит, что эго – это континуум, это не вещество, это континуум, подобный пламени, подобный реке, подобный телу.

Но тут возникает проблема… Мы можем согласиться: «Хорошо, допустим, это так: если человек умирает в момент смерти, и все исчезает, значит, все верно, он просто пламя. Но Будда говорит, что человек перерождается, а тогда возникает проблема. Кто перерождается?»

И снова несколько аналогий. Вы когда‑нибудь видели, как горит большой дом или как горят джунгли? Если увидите, вы поймете это явление. Пламя перепрыгивает с одного дерева на другое. Это не материя, это пламя. Оно не материально, оно является чистой энергией, энергией определенного качества. Оно перепрыгивает с одного дерева на другое, и другое дерево загорается.

Или, что произойдет, если вы поднесете незажженный факел к горящему факелу? Пламя от горящего факела перепрыгнет на незажженный факел. Это качественный скачок. Чистое пламя перепрыгивает на другой факел, и начинается новый континуум.

Сейчас вы слушаете меня. А если включите радио, то услышите передачу какой‑нибудь радиостанции, которая в данный момент звучит в эфире. Необходим лишь приемник. Если есть приемник, вы сможете поймать то, что транслируется из Лондона или из Москвы, из Пекина…

Никакой материи нет, есть лишь чистые мыслительные волны, долетающие из Пекина в Пуну… Одни мыслительные волны, ничего материального. Вы не можете зажать их в руке, вы не можете их увидеть, но они есть, потому что их ловит ваш радиоприемник или телевизор.

Будда говорит, что, когда человек умирает, все его желания, накопленные за всю жизнь, все его воспоминания, его образ жизни, вся его карма – все это перепрыгивает, как пламя, как энергетические волны, в новое лоно. Это прыжок. В физике есть специальное слово: это явление называется «квантовый скачок» – скачок чистой энергии.

Будда – первый квантовый физик. Эйнштейн последовал его примеру две с половиной тысячи лет спустя, но они оба говорят на одном языке. И я продолжаю утверждать, что Будда – ученый. Он говорит на языке современной физики, он на две с половиной тысячи лет опередил свое время.

Когда человек умирает, его тело исчезает, мате– риальная часть исчезает, однако нематериальная часть, его ум, который является вибрацией, высвобождается и передается. И как только для этой вибрации находится подходящее лоно, она входит в него.

«Я» не переходит, никто не переходит, эго не переходит. Ничему материальному переходить не нужно, это просто скачок энергии. Прежний дом приходит в негодность, в прежнем теле жить больше невозможно. Однако прежнее желание, прежняя жажда жизни – Будда называет ее танха, жажда жизни – продолжает жить и гореть. Именно это желание и совершает прыжок.

Так что слушайте современных физиков. Они говорят, что материи нет. Вы видите за моей спиной эту вполне материальную стену? Вы не можете пройти сквозь нее, а если попробуете, то только разобьете себе лоб. Однако современная физика говорит, что это не материя. Это чистая энергия, движущаяся с такой огромной скоростью, что ее движение создает иллюзию, видимость материи.

Если смотреть на быстро вращающийся вентилятор, вы не увидите лопастей. В нем три лопасти, но они движутся так быстро, что выглядят как один цельный круг, как тарелка, промежутков между лопастями не видно. Если воздух, производимый вентилятором, будет двигаться с такой же скоростью, что и электроны, – это огромная скорость, – то вы сможете сидеть на нем и не падать. Вы сможете сидеть на нем как на стуле и не чувствовать никакого движения, поскольку оно происходит с огромной скоростью.

Абсолютно то же самое происходит в этом стуле, то же самое происходит под вами в полу. Это не мраморный пол, это лишь видимость, частицы энергии движутся так быстро, что само их движение, их скорость создает иллюзию материи. Материя не существует, существует лишь чистая энергия. Современная наука говорит, что материя не существует, существует лишь нематериальная энергия.

Поэтому я и говорю, что Будда – ученый. Он не говорит о Боге, зато он говорит о нематериальном не‑«Я». Точно так же как современная наука изъяла из своей метафизики идею материи, Будда изъял из своей метафизики идею «Я». Материя и «Я» – соотносимые понятия. Трудно поверить, что стена нематериальна, и трудно поверить, что в вас нет «Я».

Скажу еще несколько слов для прояснения этого явления. Не могу обещать, что вам сразу станет все понятно, но ситуация немного прояснится.

Представьте, что вы идете, что вы вышли на утреннюю прогулку. Сам язык – мы говорим «вы идете» – создает проблему, проблема кроется в самом нашем языке. Как только мы говорим, что кто‑то идет, мы предполагаем, что есть некто, кто идет – идущий. Мы спрашиваем: «Разве возможна ходьба, если нет идущего?»

Будда говорит, что идущего нет, есть только ходьба. Жизнь состоит не из вещей. Будда говорит, что жизнь состоит из событий. Абсолютно то же самое говорит и современная наука: есть только процессы, события, вещей нет.

Даже сказать, что жизнь существует, неправильно. Существуют лишь тысячи жизненных процессов. Жизнь – это просто идея. В действительности, «жизни» нет.

Однажды вы видите, как небо затянулось черными тучами, раздался гром, и засверкала молния. Когда вы видите молнию, вы же не спрашиваете: «Что стоит за молнией? Кто производит молнию? Что производит молнию?» Нет, вы скажете: «Молния есть молния, гроза – это просто процесс. Нет ничего, что производит грозу. Это просто происходит».

Дуальность привносится языком. Вы идете, а Будда говорит, что есть только ходьба. Будда говорит, что есть только мышление и никакого мыслителя. «Мыслитель» создается языком. Поскольку мы говорим на языке, основанном на дуальности, все превращается в дуальность.

Когда вы думаете, есть некий набор мыслей, это так, но мыслителя нет. Если вы действительно хотите понять это, вам придется войти в состояние глубокой медитации и достичь момента, когда мышление исчезнет. Как только мышление исчезнет, вы удивитесь – мыслитель тоже исчезнет. С мышлением исчезает и мыслитель. Это была лишь видимость движущихся мыслей.

Вы видите реку. Действительно ли существует река? Или это просто движение? Если убрать движение, останется ли река? Как только устранится движение, река исчезнет. Это не значит, что река движется, река – это не что иное, как рекотечение.

Язык создает трудности. Возможно, именно из‑за этой особой структуры некоторых языков Будда стал понятен и прижился только в Японии, в Китае и в Бирме – там совершенно другой язык. Очень важно понять, почему он стал так важен именно для китайского ума, почему Китай его понимает, а Индия нет. В Китае другой язык, который полностью согласуется с буддийской идеологией. Китайский язык не разделяет все надвое. Структура китайского языка, корейского, японского и бирманского полностью отличается от структуры санскрита, хинди, английского, греческого, латинского, французского и немецкого.

Когда Библия впервые переводилась на бирманский язык, возникло много трудностей, потому что некоторые предложения было совершенно невозможно перевести. Как только они переводились, тут же терялся весь смысл. Например, простую фразу «Бог есть» невозможно перевести на бирманский. Если перевести, получится «Бог становится». «Бог есть» невозможно перевести, потому что эквивалента слова «есть» в бирманском языке нет, так как «есть» подразумевает некую статику.

Мы говорим «дерево есть», а на бирманском говорят «дерево становится», а не «есть». В этом языке нет эквивалента слова «есть». Дерево становится. К тому времени, когда вы скажете, что дерево есть, оно уже не будет тем же самым деревом, почему же вы говорите «есть»? «Есть» делает его статичным. Но оно таковым не является, оно подобно реке – «дерево становится». Если перевести на бирманский язык «река есть», получится «река движется». А еще точнее: «Река речится».

Однако сказать «Бог становится» очень трудно, христиане не могут такого сказать. Бог совершенен, он не может «становиться». Он не процесс, у него нет возможности роста – он уже достиг совершенства. Он – абсолют, что вы хотите сказать этим словом? Становиться может тот, кто несовершенен. Бог совершенен, он не может становиться. Как же это перевести? Это очень трудная задача.

Зато Будда сразу же покорил бирманский, китайский, японский и корейский умы. К этому располагала сама структура языка – они с легкостью понимали Будду.

В жизни есть только события. Есть принятие пищи, но нет едока. Понаблюдайте за тем, как вы едите. Есть ли при этом едок? Вы хотите есть – голод есть, но того, кто испытывает голод, нет. Затем вы едите – поглощение пищи есть, но того, кто ест, нет. Голод удовлетворен, вы чувствуете насыщение – насыщение есть, но того, кто насытился, нет.

Будда говорит, что жизнь состоит из событий. «Жизнь» значит «жить». Жизнь – это не существительное, это глагол. Все является глаголом. Посмотрите, и вы увидите: все становится, нет ничего статичного.

Эддингтон сказал, что в английском языке есть несколько совершенно неправильных слов. Например, слово «неподвижность». Ничего никогда не пребывает в неподвижности, само слово неправильно, потому что в реальности ему нет соответствия. Вы когда‑нибудь видели что‑нибудь, находящееся в неподвижности? Даже когда вы неподвижны, это процесс: что‑то все равно происходит, вы же дышите.

Да, вы лежите, расслабляетесь, но это не неподвижность. Происходит тысяча разных вещей. Вы когда‑нибудь видели что‑нибудь в неподвижности? Это невозможно, неподвижности не существует. Даже когда человек умирает, в теле продолжаются определенные процессы.

Возможно, вы не слышали, но иногда происходит следующее: мусульмане, христиане, те люди, которые хоронят мертвых в земле, иногда видят, что человек мертв, а его борода растет, волосы растут, ногти растут. При этом человек мертв!

Это очень странно. Если побрить человека и положить его в могилу, а спустя полгода открыть гроб, вы увидите, что у него появилась борода… Что тут скажешь? Он жив или мертв? Вы ужасно испугаетесь, побежите домой, а его лицо будет преследовать вас по ночам. Что произошло? Если человек мертв, как же так случилось, что у него выросла борода? Если у него растет борода, он действительно мертв или просто притворяется?

Жизнь – это миллионы процессов. Даже когда ваше эго покидает вас, взлетает и приземляется в каком‑нибудь другом лоне, многие процессы продолжаются. Все процессы не останавливаются, потому что есть множество процессов, которые не имеют никакого отношения к вашему эго. Они с ним совершенно никак не связаны – эго может уйти, а они будут продолжаться. Рост волос, рост ногтей не имеют ничего общего с эго.

К тому же, как только ваше эго покинет тело, появятся миллионы микробов, которые начнут действовать и работать. Вы превратитесь практически в рыночную площадь! Жизнь будет кипеть. Столько всего будет происходить: миллионы микробов будут бегать, носиться туда‑сюда, заниматься любовью, жениться, умирать. Как только вы покинете тело, оно станет прибежищем для многих других существ, которые ждали и умоляли вас: «Уходи! Дай нам войти».

Жизнь – это непрерывный процесс, даже не процесс, а процессы, континуум.

Будда говорит, что идея «Я» возникла из‑за языка. Вы чувствуете голод и говорите: «Я голоден». Язык создает идею «Я». Как иначе это сказать? Правильно было бы сказать просто «голод». Если сказать: «Я голоден», появляется нечто совершенно неправильное. «Голод» – этого вполне достаточно.

Понаблюдайте за своими процессами, и вы почувствуете это. Когда вы сегодня проголодаетесь, понаблюдайте за этим ощущением. Есть ли тот, кто испытывает голод, или есть только голод? Не сама ли структура языка выкидывает трюк и разделяет этот процесс на две части, а вы начинаете чувствовать: «Я голоден»?

Буддизм – это первая религия, которая принесла это послание миру: ваши религии и философии основаны, прежде всего, на лингвистических структурах. И если вы сможете глубже понять свой язык, вы сможете глубже понять и свои внутренние процессы. Будда был первым лингвистом, его прозрение имеет огромное значение.

 

* * *

 

Я слышал, как ты сказал, что Будда не говорит о Боге, потому что его существование невозможно доказать…

Да, он не хотел говорить о Боге, потому что его невозможно доказать и потому что Бог, который, как вы думаете, существует, не существует. Ваш Бог – это снова старое заблуждение «Я». Вы думаете, раз у вас есть «Я», значит, и у всей Вселенной должно быть «Я». Раз у вас есть «Я», Вселенная должна иметь высшее «Я». И это высшее «Я» – Бог.

Будда говорит, что у вас нет «Я». Вселенная есть, но в ней нет высшего «Я», в ней есть миллионы процессов, но не высшее «Я». В ней нет центра, она является лишь окружностью.

Это очень трудно уловить, это можно понять только в медитации. Вот почему Будда никогда не пускается в метафизические дискуссии, он говорит: «Медитируйте». Потому что в медитации все становится ясным. Когда прекращается мышление, вы внезапно начинаете все видеть – мыслитель исчез. Он был тенью. А когда мыслитель исчезает, разве вы можете сказать, разве вы можете почувствовать: «Я есть»? «Я» нет, вы становитесь чистым пространством, которое Будда называет анатта, чистое пространство не‑«Я». Это удивительное переживание.

 

* * *

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 175; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.126.74 (0.053 с.)