Составитель – д.и.н., к.ю.н., профессор О.Ю. Олейник 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Составитель – д.и.н., к.ю.н., профессор О.Ю. Олейник



Имени В.И.Ленина

 

Кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право»

ПРАВОВЕДЕНИЕ

методические указания для студентов направления подготовки:

080200 – Менеджмент

Составитель – д.и.н., к.ю.н., профессор О.Ю. Олейник

Иваново 2011


 

Олейник О.Ю. Правоведение. Методические указания для студентов направления 080200 – Менеджмент. – Иваново: ИГЭУ, 2011. с.

 

 

Содержание методических указаний включает список рекомендуемой и дополнительной литературы, планы семинарских занятий и материалы для подготовки к ним студентов (опорные конспекты), глоссарий (определение основных понятий), вопросы к зачету.

Рекомендации составлены с учетом рабочих программ указанных специальностей.

Рецензент:

 

кафедра «Связи с общественностью, политология, психология и право» ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина»

 


ПРЕДИСЛОВИЕ

В условиях глобализации международных отношений, создания в РФ правового государства, гражданского общества, проведения рыночных реформ значительно возрастает роль и практическая значимость курса «Правоведение» с целью повышения профессионального уровня студентов, их правовой культуры и приобретения ими навыков правомерного поведения, основанного на нормах российского права.

В правовом государстве, формирующем рыночную экономику, право является основным регулятором общественных отношений и призвано стать эффективным средством защиты прав и интересов личности, прав предпринимателей и иностранных инвесторов.

Право – общечеловеческая ценность, юридическое средство защиты публичных и частных интересов государства, общества, физических и юридических лиц, в том числе, занимающихся предпринимательской деятельностью. Право – важный регулятор рыночных отношений, эффективно действующий в условиях стабильности и компетентной правотворческой деятельности.

Неукоснительное соблюдение норм права – это основа правопорядка и законности в стране. Курс правоведения способствует повышению общей, политической и правовой культуры специалистов различных областей знаний.

Каждый выпускник должен быть готов к тому, чтобы в ходе выполнения служебных обязанностей строго соблюдать нормы российского законодательства.

Правовое образование – один из способов социализации студентов и развития их правосознания и правовой культуры. Будущий специалист, столкнувшись с конкретной жизненной ситуацией, требующей применения правовых знаний, должен быть готов не только выстроить своё поведение в соответствии с нормами права, но и защитить свои права, что особенно важно в контексте современных модернизационных процессов и формирования правового социального государства в России.

Целью освоения дисциплины является развитие правосознания студентов, их готовности и стремления действовать в соответствии с правовыми нормами в своей трудовой, профессиональной и частной жизни.

Задачами дисциплины «Правоведение» являются следующие:

- овладение студентами основами знаний в области теории права, знаниями о правовой системе РФ, включая основы таких отраслей, как конституционное право, гражданское, семейное, наследственное, трудовое, административное, уголовное, экологическое, информационное право;

- приобретение навыков реализовывать свои права и нести обязанности, совершать юридические действия в соответствии с законом;

- получение навыков анализа законодательства и практики его применения; способности ориентироваться в специальной литературе;

-формирование стойкого стереотипа уважения к праву, закону и нетерпимости к их нарушению.

Курс позволяет выработать правовые компетенции студента как современной личности, осознающей значение прав и свобод человека в демократическом государстве и способной соблюдать и отстаивать их в различных сферах своей профессиональной деятельности: организационно-управленческой, проектной, коммуникационной, рекламно-информационной.

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать:

- понятие и сущность государства и права, их место и роль в жизни общества;

- понятие норма права и нормативно-правовых актов, основные правовые системы современности, особенности международного права и международно-правовых норм;

- систему и источники российского права, понятие правонарушения и юридической ответственности; значение законности и правопорядка в современном обществе; понятие правового социального государства;

- основные положения Конституции Российской Федерации; особенности федеративного устройства Российской Федерации; систему органов государственной власти, основы организации и функционирования правоохранительных органов;

- понятие гражданского правоотношения, понятие физического лица, понятие и виды юридических лиц, понятие и содержание права собственности; понятие обязательства и ответственность за его ненадлежащее исполнение;

- основы брачно-семейных отношений и наследственного права;

- понятие, содержание и виды трудового договора, основы правового регулирования трудовых отношений, дисциплины труда и ответственности за ее нарушение;

- понятие административных правонарушений и ответственности за их совершение;

- понятие преступления и уголовную ответственность за его совершение;

- основы экологического права;

- правовые способы защиты информации и государственной тайны;

- правовые нормы в сфере профессиональной деятельности

Уметь:

- применять полученные знания в практической деятельности, руководствуясь правовыми нормами, регулирующими отношение человека к человеку, обществу, окружающей среде;

- реализовывать права и свободы человека и гражданина в различных сферах жизнедеятельности, а также предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав;

-правильно квалифицировать юридические факты и обстоятельства, ориентироваться в современных актуальных проблемах развития государства и права России;

- выражать и отстаивать свою точку зрения во время публичной дискуссии по правовым вопросам.

Владеть:

- базовыми навыками работы с законодательством: ориентироваться в его системе, структуре и функциях в различных правовых системах; находить необходимую информацию для самостоятельного изучения правовых категорий;

- навыками использования и составления правовых документов, относящихся к профессиональной деятельности.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

а) Нормативные акты

1. Конституция РФ (любое издание).

2. Декларация прав и свобод человека и гражданина (любое издание).

3. Гражданский кодекс РФ (любое издание).

4. Трудовой кодекс РФ (любое издание).

5. Семейный кодекс РФ (любое издание).

6. Кодекс РФ об административных правонарушениях (любое издание).

7. Уголовный кодекс РФ (любое издание).

б) Основная литература:

1. Годнева Т.Ю., Котова К.А., Лисова С.Ю. Правоведение: учебное пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с. URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=63552

2. Теория государства и права. Учебник для юридических вузов. Изд. 6-е. Под ред. А.Б. Венгерова. - М.: Омега-Л, 2009. – 497 с.

в) Дополнительная литература:

1..Административное право России. / Попов Л.Л., Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект, 2010. — 752 с.

2. Большой юридический словарь / Под ред. А.В.Малько. – М.: Проспект, 2010. – 703 с.

3. Буянова М.О. Трудовое право России. М.: Проспект, 2009. — 240 с.

4. Голиченков, А.К. Экологическое право России: словарь юридических терминов: учебное пособие для вузов / А. К. Голиченков.—М.: Городец, 2008.—448 с.

5. Городилов, Анатолий Алексеевич. Правоведение: [учебное пособие] / А. А. Городилов, А. В. Куликов, А. Г. Мнацаканян. – М.: КНОРУС, 2010.—256 с.

6. Гражданское право. / Под ред. Алексеева С.С. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Проспект, 2009. – 528 с.

7. Грудцына Л.Ю, Спектор А.А. Гражданское право России: учеб. для вузов. – М.: Юстицинформ, 2008. — 560 с.

8. Ковалева Н.Н. Информационное право России. – М.: Дашков и К, 2008. – 359 с.

9. Кочои С.М. Уголовное право. Общая и Особенная части. Краткий курс. – М.: Волтерс Клувер, Контракт, 2010. – 416 с.

10. Михайленко Е.М. Гражданское право. Общая часть: Конспект лекций. – М: Юрайт-Издат, 2009. – 174 с.

11. Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. – 167 с.

12. Петров С. Экологическое право России. Конспект лекций. – М., Приор-издат, 2010 - 174 с.

13. Правоведение: [учебник для вузов / М. В. Алексеева и др.]; под ред. М. Б. Смоленского.—М.: КНОРУС, 2010.—392 с.

14. Румынина В.В. Основы права. – М.: Форум, 2010. – 256 с.

15. Семейное право: учебник / Под ред. П.В. Крашенинникова. – М.: Статут, 2008. – 302 с.

г) Программное обеспечение

- Системные программные средства: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista

- Прикладные программные средства: Microsoft Office 2003, 2007 Pro, FireFox

д) Информационно-справочные и поисковые системы

http://www.cosultant.ru - сайт фирмы «Консультант+»: база нормативных актов по Российскому и международному праву с удобной системой поиска.

http://www.garant-park.ru - справочно-поисковая система по базе нормативно-правовых актов.

ТЕМЫ И ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Опорный конспект

Опорный конспект

Конституция Российской Федерации (принята 12 декабря 1993 г.) является исходной базой всех других отраслей права. Закрепленные ею принципы выступают ведущим правовым началом всех остальных его отраслей. Конституционное право регулирует общественные отношения, связанные с правами и свободами человека, устройством государства, иными основополагающими правоотношениями. Источником конституционного права является Конституция РФ, и потому представляет собой совокупность императивных норм. Конституция РФ – это закон, обладающий наивысшей юридической силой. Она выражает интересы всего общества, регулирует общественные отношения, закрепляет основы государственного строя.

Конституция РФ как основа нормативных правовых отношений и как нормативный правовой акт имеет следующие свойства:

– основополагающий учредительный характер – устанавливает и регулирует важнейшие общественные отношения в стране (политический строй, статус личности, устройство федерации);

– высшую юридическую силу – нормы Конституции РФ по правовой силе превышают иные законы;

– особый порядок принятия и изменения, отличный от принятия федеральных законов;

Конституционно-правовой статус личности.Статья 2 Конституции РФ закрепляет, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права. Такими правовыми актами являются: «Всеобщая декларация прав человека», принятая 10.12.48 г. ООН, «Международный пакт о гражданских и политических правах» и др.

Основные нрава и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать нрава и свободы других лиц.

Все равны перед законом. Государство гарантирует равенство независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, а также других обстоятельств.

Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.

Достоинство личности охраняется государством. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Взаимная связь государства и человека закрепляется в понятии «гражданство». Гражданство проявляется в правах, обязанностях и ответственности государства и гражданина друг перед другом.

Граждане как субъекты гражданских прав. Понятие граждан раскрывается через дееспособность и правоспособность. Правоспособность – свойство любого гражданина иметь права и нести обязанности без каких либо преимуществ с рождения и до смерти. Гражданская П/с включает: 1.право иметь собственность, пользоваться ею, наследовать и завещать ее. 2.заниматься любой деятельностью в рамках закона 3.избирать место жительства 4.авторские права. Использовать эту П/с можно только при наличии Д/с. Д/с – способность приобретать права и обязанности в имущественных отношениях. Наступает с 18 лет + эмансипация (с 16 лет заниматься всем, кроме недвижимости + предпринимательской деятельностью с согласия родителей). Человек может быть признан недееспособным вследствии болезни, злоупотребления наркотическими и спиртными веществами – по решению суд.

.

 

Литература:

Годнева Т.Ю., Котова К.А., Лисова С.Ю. Правоведение: учебное пособие / ГОУВПО «Ивановский государственный энергетический университет имени В.И. Ленина». – Иваново, 2008. – 204 с. URL: http://window.edu.ru/window/library?p_rid=63552. С.48-68.

Некрасов С.И. Конституционное право Российской Федерации. Конспект лекций. – М.: Юрайт-Издат, 2009. Тема 7.

База нормативных актов по Российскому праву «Консультант+». URL: http://www.cosultant.ru


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

Варианты контрольной работы

Контрольная работа состоит из двух частей.

1. Гражданское и семейное право: одна задача и один вопрос выбираются из предложенных 10 вариантов (1-я часть).

2. Трудовое право: одна задача и один вопрос выбираются из предложенных 10 вариантов (2-я часть).

 

Номер варианта 1-й части (задача и вопрос) контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки студента, а 2-й части (задача и вопрос) – по предпоследней цифре номера зачетной книжки студента.

 

I ЧАСТЬ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ:

Вариант 0

Вопрос: Отношения, регулируемые гражданским законодательством (субъекты и объекты гражданских правоотношений).

Задача: Петрищева обратилась в нотариальную контору с просьбой выдать ей свидетельство о праве наследования имущества, принадлежащего ее мужу Петрищеву. К заявлению она приложила решение суда о признании мужа безвестно отсутствующим. Учитывая, что с момента получения последних сведений о муже Петрищевой прошло около 5 лет, нотариус решил, что, в соответствии с законом, Петрищев считается умершим, и выдал Петрищевой свидетельство о праве наследования.

Правильно ли поступил нотариус по существу всех возникающих в деле вопросов?

Вариант 1

Вопрос: Защита гражданских прав.

Задача: Прокурор района обратился в суд с заявлением о признании Кириллова ограниченно дееспособным. В заявлении отмечалось, что одинокий Кириллов, проживая в коммунальной квартире, злоупотребляет спиртными напитками, нарушает покой соседей, которые просили прокурора принять в отношении Кириллова необходимые меры. К заявлению прокурор приложил справку наркологического диспансера о том, что Кириллов –хронический алкоголик и нуждается в ограничении дееспособности. Районный суд удовлетворил требования прокурора.

Соответствует ли решение народного суда закону? Правомерен ли вывод диспансера о необходимости ограничения дееспособности Кириллова?

Вариант 2

Вопрос: Правоспособность и дееспособность граждан.

Задача: Петров продал Еремееву пишущую машинку за 1200 р. Через неделю после этого он обратился в суд с иском о признании сделки недействительной и утверждал, что был принужден к продаже. Выяснилось, что Еремеев давно просил Петрова продать ему машинку, однако Петров не хотел этого делать. Не отказавшись от намерения приобрести машинку, Еремеев стал угрожать Петрову разглашением семейной тайны, если Петров не продаст машинку. Петров вынужден был заключить сделку, хотя машинка постоянно нужна ему.

Какое решение должен вынести суд? Изменится ли решение, если Еремеев угрожал Петрову предъявлением к нему иска о возмещении стоимости альбома с репродукциями картин, взятого последним для просмотра и испорченного?

Вариант 3

Вопрос: Образование юридических лиц и порядок их ликвидации.

Задача: Завод измерительных приборов отправил партию измерительного оборудования научно-исследовательскому институту. В пути в результате стихийно возникшего пожара сгорел вагон, в котором находились ящики с приборами. Завод выставил счет для оплаты приборов, однако НИИ отказался его оплатить, ссылаясь на то, что приборы он не получал.

Решите дело.

Вариант 4

Вопрос: Понятие сделки. Формы сделки и последствия несоблюдения требуемой законом формы.

Задача: Анохин согласно выданной им расписке должен был уплатить Енютину 15500 р. за купленную у последнего моторную лодку. За два месяца до наступления срока платежа Енютин сообщил должнику, что право на получение денег по расписке он уступил Струдину. Анохин возражал против такой переуступки, а потом до наступления срока платежа уплатил деньги через знакомого Енютину. Так как Енютин из города выехал и адрес его не известен, Струдин предъявил иск о взыскании 15550 р. с Анохина.

Как решить дело?

Вариант 5

Вопрос: Договорные обязательства: их возникновение, исполнение, прекращение.

Задача: У Ковалевой, в числе прочего имущества, была похищена норковая шуба. Следственными органами установлено, что шуба сдана в ломбард под залог ссуды по паспорту гр. Кириченко, который, однако, по адресу, указанному в паспорте, не проживает. Ковалева предъявила иск к ломбарду об изъятии шубы. Возражая против иска, ломбард ссылался а то, что согласно уставу он не обязан проверять, действительно ли гражданам принадлежат вещи, сдаваемые в ломбард под залог, и что если вернуть шубу Ковалевой, то имущественным интересам государства будет нанесен урон, поскольку ссуду с гражданина, сдавшего шубу в ломбард, взыскать практически невозможно.

Решите дело.

Вариант 6

Вопрос: Обязательства, возникающие вследствие причинения вреда.

Задача: Производственное объединение «Сахалинбумпром» предъявило иск к химкомбинату о взыскании штрафных санкций за просрочку поставки партии химикатов и возмещении убытков, вызванных простоем оборудования из-за неполучения их в срок. Возражая против исковых требований, ответчик представил доказательства того, что в течение I и II кварталов 2006 г., за которые допущена просрочка поставки, на его складе имелась продукция, подлежащая отгрузке истцу, и что им неоднократно предпринимались попытки ее отгрузить, но продукция не была в срок поставлена из-за запрещения МПС перевозки грузов на о. Сахалин до конца мая ввиду затора льдов и закрытия переправы через р. Амур.

Какое решение должно быть принято?

Вариант 7

Вопрос: Содержание права собственности. (Формы собственности, объекты права собственности). Виды общей собственности.

Задача: Ермилов на своей автомашине совершал поездку по городу. На одной из улиц на мостовую неожиданно выбежал 10-летний Коля Зыбин. Ермилов попытался затормозить движение автомашины, но из-за гололеда это не удалось, крылом машины Коля был сбит и получил увечье. Стараясь избежать этого наезда, Ермилов круто повернул влево и столкнулся с проезжавшей легковой автомашиной, принадлежавшей тресту столовых, в результате чего обе машины пострадали.

Несет ли при данных обстоятельствах Ермилов ответственность перед Колей Зыбиным, нуждающимся в санаторном лечении, протезе и утратившим частично трудоспособность на будущее? Отвечает ли Ермилов перед трестом столовых? Имеет ли юридическое значение тот факт, что родители Зыбина не осуществляли за ним должного надзора?

Вариант 8

Вопрос: Защита прав собственности.

Задача: Тихоцкий, завещая свое имущество сыну от первого брака, обязал его в течение пяти лет оказывать материальную помощь его жене Тихоцкой, выплачивая ежемесячно по 1500 р. Первые два года сын Тихоцкого аккуратно выплачивал деньги жене отца, а затем прекратил выплаты, ссылаясь на то, что она вышла замуж и в материальной помощи не нуждается. Спустя полгода Тихоцкая обратилась в суд, требуя исполнения обязательства. Через две недели после этого сын Тихоцкого скоропостижно скончался. После смерти имущество унаследовала его жена.

Имеет ли право Тихоцкая на получение 1500 р. в дальнейшем?

Вариант 9

Вопрос: Имущественные отношения супругов.

Задача: Приговором народного суда Гасилин осужден за хищение государственного имущества к лишению свободы с взысканием с него материального ущерба в сумме 2450 р. На основании приговора судебный исполнитель произвел опись имущества Гасилина. В связи с этим в народный суд обратились жена Гасилина и сосед Гасилина Яковлев. Первая просила исключить из описи швейную машинку, которую она получила в качестве премии. Второй просил исключить из описи японскую радиолу, которую он оставил на хранение Гасилину, уезжая в командировку. Суд отказал Яковлеву в удовлетворении иска, указав, что радиола принадлежит не ему, он взял ее на время у сослуживца.

Решите дело.

Вариант 0

Вопрос: Заключение трудового договора. Виды трудовых договоров.

Задача: Директор завода и председатель профкома составили и подписали коллективный договор, после чего администрация завода объявила в приказе о вступлении договора в законную силу.

Законны ли действия администрации? Каков порядок заключения коллективного договора?

Вариант 1

Вопрос: Виды переводов на другую работу.

Задача: В связи с аварией в цехе слесарь 5-го разряда Томилин был переведен на работу грузчиком на 2 месяца. Томилин отказался выполнять эту работу и просил подыскать ему слесарную работу. Приказом директора завода он был уволен с согласия профкома за прогул. Томилин обратился в суд с иском о восстановлении на работу.

Как решить дело?

Вариант 2

Вопрос: Основания увольнения по инициативе администрации.

Задача: Член профкома электрик Кириллов на профсоюзном собрании завода подверг критике работу администрации. За опоздание на работу на 10 минут директор завода издал приказ о переводе Кириллова на работу разнорабочим сроком на три месяца. Кириллов не согласился с приказом о переводе и обратился в комиссию по трудовым спорам (КТС) с заявлением о восстановлении его на прежней работе.

Подлежит ли удовлетворению заявление Кириллова?

Вариант 3

Вопрос: Дисциплинарная ответственность рабочих и служащих.

Задача: Специалист, окончивший университет, встал на учет в районом отделе занятости как безработный, так как не смог устроиться на работу после окончания вуза. Через 5 месяцев отдел официально направил его на работу в государственное учреждение, которое дало заявку на такого специалиста отделу занятости. Однако это предприятие по направлению отдела специалиста на работу не приняло.

Какую ответственность несет предприятие, давшее заявку о направлении к нему на работу выпускников высших учебных заведений, но отказавшееся принять их? Как может защитить свои трудовые права выпускник университета, исходя из условий данной ситуации?

Вариант 4

Вопрос: Материальная ответственность рабочих и служащих.

Задача: Воспитательница детского сада Павлова подала заявление с просьбой уволить ее по собственному желанию. По истечении 10 дней Павлова обратилась к заведующей детским садом с просьбой возвратить ей заявление, т.к. она раздумала увольняться. Заведующая детским садом отказала ей в этой просьбе, ссылаясь на то, что она уже подобрала на ее место нового работника и Павлова будет уволена в соответствии с заявлением.

Законны ли действия заведующей детсадом?

Вариант 5

Вопрос: Рассмотрение трудовых споров.

Задача: Слесарь Кириллов по небрежности поломал станок. Стоимость ремонта станка обошлась заводу в 1000 р. Станок был в ремонте 5 дней, и предприятие недополучило продукции на 2000 р. Директор завода издал приказ об удержании из зарплаты Кириллова стоимости ремонта станка и стоимости недополученной продукции, и бухгалтерия начала производить удержания. Месячная тарифная ставка Кириллова 980 р., а средний заработок – 1200 р. Не согласившись с приказом директора, Кириллов обратился в комиссию по трудовым спорам.

Какие ошибки допустила администрация? Какое решение должна вынести комиссия по трудовым спорам?

Вариант 6

Вопрос: Виды пенсионного обеспечения.

Задача: Находясь во время отпуска в доме отдыха, ведущий инженер НИИ Гершевец неудачно прыгнул с трамплина в воду, повредил позвоночник и проболел 28 дней. Ему был выдан листок временной нетрудоспособности.

Будет ли выплачено Гершевцу пособие по временной нетрудоспособности и, если будет, за какой период?

Вариант 7

Вопрос: Понятия и виды рабочего времени, режим рабочего времени.

Задача: В службу занятости обратились в поисках работы выпускник вуза Ковалев, получивший свободный диплом; 17-летний Молохов, впервые ищущий работу; Сидельникова, имеющая двоих малолетних детей, уволенная с завода по п. 1 ст. 81 ТК РФ (сокращение штатов); 58-летний Трухов, в течение 4 лет нигде не работавший.

Кто из обратившихся в службу занятости может быть признан безработным?

Вариант 8

Вопрос: Коллективный договор: стороны, порядок заключения и ответственности за невыполнение.

Задача: С 19 ноября по 8 декабря у Нефедова был очередной отпуск. Он попросил предоставить еще 5 дней за свой счет и по приказу должен был выйти на работу 17 декабря. Но 5 декабря он заболел и проболел до конца года. По больничному листу не оплатили те дни, которые он брал за свой счет.

Правильно ли оплачен больничный лист?

Вариант 9

Вопрос: Юридические гарантии по реализации права граждан на труд.

Задача: Рабочий предприятия торговли Жеглов оказался в рабочее время на рабочем месте в нетрезвом состоянии. На другой день директор предприятия, получив согласие профкома, уволил Жеглова за прогул без уважительных причин по п. 6 ст.81 ТК РФ.

Что такое прогул без уважительной причины и что к такому прогулу приравнивается? Имел ли право директор принять решение об увольнении? Объясните. Какое основание увольнения будет указано в трудовой книжке Жеглова?

 


ГЛОССАРИЙ

 

ОТРАСЛЬ ПРАВА – совокупность норм, составляющих самостоятельную часть системы права и регулирующих специфическим методом качественно однородную область общественных отношений.

ОБЪЕКТ ПРАВООТНОШЕНИЯ – материальные или нематериальные блага, на которые направлены субъективные права и юридические обязанности.

АКТ ПРИМЕНЕНИЯ ПРАВА - правовой акт, содержащий индивидуально-конкретное государственно-властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения юридического дела.

АКТЫ ТОЛКОВАНИЯ (ИНТЕРПРЕТАЦИОННЫЕ АКТЫ) – акты разъяснения правовых норм с целью их единообразного понимания и применения.

АНАЛОГИЯ ЗАКОНА - применение к общественным отношениям норм, регулирующих сходные отношения.

АНАЛОГИЯ ПРАВА - принятие решения по делу, исходя из общих начал и смысла законодательства. В охранительных нормах – описание состава правонарушения.

ГАРАНТИИ ЗАКОННОСТИ – материальные, организационные и идеологические, в том числе юридические, условия и предпосылки, обеспечивающие соблюдение режима законности.

ГИПОТЕЗА ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на условия ее действия.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АППАРАТ – система государственных органов, объединенных общими принципами и целями, призванных осуществлять задачи и функции государства.

ГОСУДАРСТВО – политико-территориальная суверенная организация публичной власти классового общества, охватывающая все население на определенной территории, устанавливающая правопорядок и располагающая аппаратом принуждения для его обеспечения.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО – относительно независимая от государства саморегулирующаяся сфера жизнедеятельности людей.

ГРАЖДАНСТВО – устойчивая правовая связь человека и государства, выражающаяся в совокупности взаимных прав, обязанностей и ответственности.

ДИСПОЗИЦИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НОРМЫ – элемент юридической нормы, указывающий на правовые последствия, наступающие при наличии указанных в гипотезе нормы юридических фатов.

ДОГОВОР НОРМАТИВНОГО СОДЕРЖАНИЯ - соглашение двух или более субъектов, содержащее правовые нормы.

ДОЗВОЛЕНИЕ (УПРАВОМОЧИЕ) - предоставление субъекту права на совершение положительных действий (действовать самому, требовать действий от обязанного лица, обратиться за защитой к государству).

ЗАКОН – акт высшего органа государственной власти, принимаемый в особом порядке и регулирующий основные, наиболее важные общественные отношения.

ЗАКОННОСТЬ – режим общественно-политической жизни, состоящий в соблюдении законов и основанных на них подзаконных актов, обеспечении субъективных прав, обоснованном и целесообразном применении норм права, исключении произвола из общественной жизни.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС – система правовых действий субъектов законодательной деятельности по внесению, рассмотрению, принятию и обнародованию актов высшей юридической силы – законов.

ЗАПРЕТ - обязанность воздерживаться от действий определенного рода.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – властное правовое предписание, обращенное к конкретному лицу или определенному кругу лиц.

ИНКОРПОРАЦИЯ – форма систематизации, состоящая в объединении нормативных актов в сборник без изменения их содержания.

ИНСТИТУТ ПРАВА - совокупность взаимосвязанных норм, образующих обособленную часть отрасли права и обеспечивающих регулирование некоторой целостной группы общественных отношений.

ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО – социальная система, в которой обеспечена реализация права граждан на информацию, созданы максимально благоприятные условия для поиска, получения, передачи, производства и распространения информации, эффективного использования информационных ресурсов в экономике, культуре, социальной жизни и в государственном управлении.

ИСТОЧНИКИ ПРАВА - способы выражения и закрепления юридических норм, придания им общеобязательного значения.

КОДИФИКАЦИЯ – форма систематизации, предполагающего создание единого, логически стройного нормативного акта, объединяющего значительный нормативный материал.

КОЛЛИЗИЯ - противоречие между юридическими нормами, регулирующими одни и те же отношения.

КОНСОЛИДАЦИЯ – форма систематизации, предполагающая объединение фрагментов нормативных актов без изменения их содержания.

МЕТОД ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ - совокупность приемов, способов воздействия права на определенную область общественных отношений.

НЕМЕДЛЕННОЕ ДЕЙСТВИЕ – распространение закона на факты и отношения с момента вступления его в силу.

НОРМА ПРАВА (ЮРИДИЧЕСКАЯ НОРМА) – общеобязательное, формально определенное правило поведения, установленное и гарантированное государством, направленное на регулированное определенного вида общественных отношений.

НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ – акт-документ компетентного органа государства, содержащий правовые нормы.

НОРМЫ МОРАЛИ – правила поведения, выработанные обществом в форме представлений о добре и зле, чести и достоинстве, справедливости и несправедливости.

НОРМЫ ОРГАНИЗАЦИЙ (КОРПОРАТИВНЫЕ НОРМЫ) – правила поведения, установленные или сложившиеся внутри некоторой организации и распространяющиеся, как правило, только на членов этой организации.

ОБРАТНАЯ СИЛА ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям, возникшим до вступления его в силу.

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ - исторический тип общества, характеризующийся определенным способом производства и соответствующей ему общественной (политической, идеологической, культурной) надстройкой.

ОБЪЕКТИВНОЕ ПРАВО – система действующих правовых норм.

ОБЫЧАИ – правила поведения, возникшие в результате многократного повторения и соблюдаемые главным образом в силу привычки.

ОБЯЗЫВАНИЕ - возложение юридически подкрепленного долга совершить определенные действия.

ПЕРЕЖИВАНИЕ ЗАКОНА – применение закона к фактам и отношениям после утраты им силы.

ПОДЗАКОННЫЙ НОРМАТИВНЫЙ АКТ – нормативный акт компетентного государственного органа, изданный на основе и во исполнение закона.

ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ОБЩЕСТВА – совокупность государственных и негосударственных организаций, учреждений и норм, в рамках которых осуществляется политическая власть.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ – совокупность приемов, методов и способов осуществления политической власти, характеризующих политическую систему данного общества.

ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – важнейшие фундаментальные права, содержащиеся в Конституции государства и основополагающих международно-правовых документах по правам человека; социальные притязания, которые на определенном этапе исторического развития рассматриваются государством, обществом и международным сообществом как основные, неотъемлемые элементы правового статуса личности, принадлежащие человеку от рождения.

ПРАВО – система общеобязательных, формально определенных норм, установленных и гарантированных государственной властью, выступающих в роли классового регулятора общественных отношений.

ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ – право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

ПРАВОВАЯ ДОКТРИНА - взгляды и представления авторитетных ученых на фундаментальные категории юридической науки, на действующее право и практику его реализации.

ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА – часть культуры общества, охватывающая способы правотворчества и реализации права, опосредующие их государственно-правовые институты, социально-правовую практику и сложившееся в обществе правосознание (правовая культура охватывает основные элементы национальной правовой системы); применительно к личности – характерные для данной личности взгляды, убеждения, ориентации, образцы правового поведения, отражающие состояние индивидуального правосознания.

ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА - законодательно установленный порядок совершения юридически значимых действий.

ПРАВОВАЯ СЕМЬЯ – совокупность национальных правовых систем, объединенных общностью источников права, основных правовых понятий, способов и методов юридической деятельности.

ПРАВОВАЯ СИСТЕМА – совокупность основных правовых явлений общества (институтов, норм, отношений и правосознания) в их единстве и взаимосвязи.

ПРАВОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ - взятый в единстве и многообразии процесс влияния права на общественную жизнь, сознание и поведение людей.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО – государство, основанное на принципе разделения властей, в котором признается и осуществляется верховенство права по отношению к государству и обеспечиваются международно признанные права и свободы человека и гражданина.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ – воздействие пра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 255; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.183.89 (0.194 с.)