Виды пожарно-тактических учений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды пожарно-тактических учений



По целевому назначению учения подразделяются на виды: тренировочные, контрольно-проверочные, показные, комплексные и опытные. Учения проводятся со всеми дежурными караулами пожарных подразделений.

Тренировочные учения проводятся под руководством начальников (заместителей начальников) подразделений ФПС (не менее одного учения в зимний и летний периоды на каждого, но не реже чем раз в квартал) с целью тренировки личного состава действиям по ликвидации пожаров и аварий в сложных условиях.

Контрольно-проверочные учения проводятся с целью определения уровня подготовки начальствующего состава по руководству тушением пожаров, а также для определения степени готовности, как отдельных подразделений, так и территориальных органов МЧС в целом к ведению действий на тушении пожаров. Они проводятся при инспектировании деятельности территориального органа МЧС России (закрытого территориального образования, подразделения ФПС) или при подведении итогов служебной и профессиональной подготовки за год (т.е. не реже 1 раза в год).

Показные учения проводятся с целью показа приемов и способов организации работы по управлению подразделениями при тушении пожаров, способов и приемов тушения, новой техники, огнетушащих веществ и т.д. Их периодичность и лица, ответственные за их проведение устанавливаются начальником территориального органа МЧС России, но не реже одного раза в полугодие (по одному учению в зимний и летний периоды обучения).

Опытные учения являются разновидностью показных учений, проводятся с целью исследования, испытания (проверки) новых видов пожарной техники, огнетушащих веществ, приемов и способов тушения.

Опытные учения проводятся, по мере возникновения необходимости, на полигонах, конкретных объектах (как правило, на выселенных домах, других зданиях, списанных с баланса), на различных установках (резервуарах), объектах по договоренности с соответствующими руководителями. На таких учениях наиболее полно воссоздается обстановка, максимально приближенная к реальной.

Подготовка к таким учениям требует особого подхода, заранее согласовываются все действия привлекаемых сил и средств, определяются ответственные. Место и время проведения учений согласовываются с местными органами власти.

Комплексные учения объединяют задачи, решаемые при проведении тренировочных, проверочных и показных учений. Кроме того, они проводятся с целью комплексной оценки уровня противопожарной устойчивости объектов.

К подготовке и проведению опытных, показных и комплексных учений привлекается начальствующий состав всех заинтересованных подразделений и служб, который анализирует положительные стороны и недостатки по направлениям деятельности, разрабатывает и докладывает руководителю учений мероприятия по устранению отмеченных недостатков. По усмотрению руководителя учений они также могут выполнять другие обязанности.

На показные и комплексные учения привлекается весь начальствующий состав, свободный от несения службы.

Учения проводятся руководителями структурных подразделений территориальных органов МЧС России и подразделений ФПС, СПТ, оперативными дежурными, а также лицами, которым поручена проверка оперативно-служебной деятельности подразделения пожарной охраны.

Проведение учений предусматривается планами профессиональной подготовки и планами работы на год.

Учения в сельской местности, как правило, проводятся во время проверок противопожарного состояния объектов сельскохозяйственного производства, строек и промышленных предприятий.

Время и место проведения заранее согласовываются с руководителями объектов. Вызов сил и средств на учения производится в соответствии с расписанием выездов или планом привлечения сил и средств для тушения пожаров.

Подготовка руководителя учения,

Подготовка учений включает в себя:

определение исходных данных;

разработка учебно-методических документов;

подготовка участников учения и технических средств;

подготовка мест проведения учений;

материально-техническое обеспечение учения.

Любым тактическим учениям предшествует тщательная подготовка их руководителя, специфика которой зависит от вида учений. Она включает в себя: непосредственную подготовку руководителя учений, подготовку личного состава, наблюдателей, имитаторов, экспериментаторов и материально-техническое обеспечение учений. Тему учений определяет вышестоящее руководство, охраняемые объекты, научные организации пожарно-технического профиля. Далее подбирается объект учений и изучается его оперативно-тактические особенности, согласовывается дата и время учений с администрацией объекта и участвующими организациями. В отдельных случаях, юридические лица, заинтересованные в проведении учений или являющиеся инициаторами учений, могут разрабатывать техническое задание на проведение опытных учений.

В ходе подготовки анализируются процессы развития и организация тушения пожаров на аналогичных объектах, разрабатывается тактический замысел и порядок имитации, с учётом возможной обстановки условного пожара.

Определяется возможная обстановка пожара на различные моменты времени (обнаружения, прибытия первого пожарного подразделения и старшего оперативного начальника, введения сил, к моменту локализации и ликвидации пожара), а также устанавливается время проведения и продолжительность учения, определяется перечень привлекаемых сил и средств, устанавливается порядок отработки упражнений и практических действий, порядок фиксирования результатов и снимаемые показатели экспериментов и опытных действий.

После разработки тактического замысла и всей предварительной подготовки, руководитель учения приступает к составлению Методического плана (Приложении 5). План включает в себя общую часть, методическую разработку и приложения.

В содержание общей части входит тема и учебная цель, отведённое время и дата проведения учения, наименование объекта и его адрес, краткая оперативно-тактическая характеристика объекта, привлекаемые силы и средства, средства имитации, фамилии помощников руководителя учения (посредники, имитаторы), перечень учебной и специальной литературы. В обязательном порядке отражаются вопросы охраны труда и окружающей среды в ходе проведения учений.

Методическая разработка включает в себя:

элементы обстановки на определенные моменты времени согласно тактическому замыслу, сформулированные в виде вводных и отражаемые средствами имитации, подтверждённые расчётом сил и средств на тушение условного пожара;

ожидаемые действия должностных лиц по организации и тушению условного пожара по каждому элементу обстановки, методические приёмы отработки вопросов.

Приложения состоят из:

общего и поэтажного плана объекта со схемой расстановки сил и средств, с отображением схем прокладки, диаметра и давления во внутренних и внешних водопроводных сетях;

совмещённого графика изменения площади условного пожара, требуемого и фактического расходов огнетушащих веществ;

таблицы сосредоточения сил и средств;

совмещённого графика сосредоточения сил и средств относительно времени тушения условного пожара и расхода огнетушащих веществ;

схемы организации участков тушения условного пожара;

схемы связи на условном пожаре;

других документов на усмотрение руководителя учений.

Руководитель учения должен так спланировать этапы, чтобы решения, принимаемые исполнителями и объём работы на условном пожаре, методические приёмы обучения соответствовали отведённому оперативному времени, а весь личный состав работал с полным напряжением сил и с быстротой, приближённой к быстроте работы на реальных пожарах. Допускается в ходе учений делать «оперативные скачки по времени», что обусловлено условиями проведения учений (пробки на дорогах, сложность продвижения, метеоусловия и т.д.)

Руководитель учений подписывает разработанный Методический план учений, согласовывает его с руководством объекта, с местными органами власти и представляет вышестоящему начальнику на утверждение.

С целью наглядности Методический план и приложения к нему рекомендуется размещать на листе формата А1, А0 – плакате. На плакате размещаются Методический план проведения учений и приложения к нему (Приложение 6).

Подготовка посредников и имитаторов

Посредников назначают для оказания помощи руководителю в подготовке и проведении учения и подбирают из лиц начальствующего состава, имеющих опыт тушения пожаров. Количество посредников определяет руководитель учения с учётом местных особенностей, сложности тактического замысла, привлекаемых сил и средств.

С посредниками изучают тему и цель учений, тактический замысел, ожи­даемые решения и действия начсостава. Руководитель учений должен ознакомить посредников с оперативно-тактической характеристикой объекта, на котором будут проводиться учения, закрепить их за должностными лицами (РТП, НШ, НТ, НУТ, ответственным за охрану труда), распределить по конкретным участкам работы и установить им персональные обязанности. Он знакомит их с обстановкой условного пожара на конкретных местах, с вариантами решения согласно замыслу, с порядком и особенностями использования средств имитации в ходе учений, а также выдает посредникам соответствующие выписки из методического плана проведения учений. Непосредственно на объекте руководитель учений инструктирует посредников о соблюдении правил охраны труда.

Имитацию обстановки условного пожара руководитель учений осу­ществляет с помощью имитаторов, которых назначает и готовит заранее, как правило, вместе с посредниками. В процессе подготовки к учениям имитаторы знакомятся с местом и средствами имитации обстановки услов­ного пожара, с изменениями в имитации обстановки по ходу решения задач, а также готовят необходимые средства имитации.

В заключение руководитель учений определяет для каждого посред­ника и имитатора время, порядок прибытия на учения и включения в работу.

При подготовке посредников руководитель учения должен:

организовать с ними оперативно-тактическое изучение объекта, где будет проводиться учение, распределить их по участкам работы (посредники РТП, НШ, НТ, НУТ, лица, ответственного за ОТ) и определить обязанности;

ознакомить их с тактическим замыслом и возможными вариантами его решения, выдать им выписки из методического плана учений, наметить порядок объявления обстановки, дать указания о порядке применения средств имитации для изменения обстановки условного пожара;

Посредник обязан:

изучить цели, тактический замысел и ожидаемые решения начальствующего состава по создаваемой обстановке;

в соответствии с порядком, установленным руководителем, руководить имитацией обстановки в ходе учения, в положенное время и в положенном месте объявлять вводные;

принять меры по предупреждению ошибок в действиях начальствующего и рядового состава, которые могут повлечь за собой несчастные случаи, аварии, нарушения технологического процесса или установленного режима на объекте;

вести необходимые записи по времени, характеризующие действия начальствующего состава на закрепленных участках.

Для приближения учений к реальной обстановке на пожаре надо подбирать совершенные средства имитации и правильно их использовать.

Обстановку условного пожара на практических занятиях и учениях имитируют следующими средствами:

разноцветными флажками: площадь (место) пожара обозначают
красными флажками, зоны незначительного задымления — синими, зоны сильного задымления и места выделения токсичных паров и газов, где работать личному составу без изолирующих противогазов нельзя, — жёлтыми;

переносными электрическими фонарями и прожекторами со стёклами, окрашенными в красный, синий или жёлтый цвет;

шашками нейтрального (театрального) дыма различной окраски;

специальными дымообразующими устройствами;

различными предметами, покрытыми люминесцентными красками;

фонограммами с шумовыми эффектами, характерными для определенных факторов пожара и поведения людей в опасности.

Для отработки приёмов и способов спасания людей используют манекены и имитаторов из числа лиц, свободных от дежурства или учебных подразделений.

Запрещается применять для имитации средства, которые могут вызвать пожар или порчу помещений и оборудования, нанести вред здоровью обучаемых.

Имитацию пожара проводят руководитель учения, посредники и специально подготовленные лица.

Имитация пожара должна быть активной и подвижной и изменяться в ходе проведения учения в соответствии с замыслом руководителя учения и действиями пожарных подразделений на участках работы.

Методика проведения учения

Накануне учения проверяется состояние территории, инженерного и технического оборудования штаба пожаротушения и средств связи, резерв требуемых средств на случай их поломки, устраняются обнаруженные неисправности. Готовится соответствующая вычислительная и оргтехника, средства видеосъемки и оповещения, средства синхронной передачи информации с учений в Интернет, мебель, имущество, места зрителей и наблюдателей и т.д.

Для выполнения на учении запланированных практических мероприятий готовятся соответствующие учебно-тренировочные места, макеты, модельные очаги пожаров, участки улиц, полигоны, натурные участки.

Подготовка мест учений включает проведение мероприятий по обеспечению выполнения поставленных задач и исключающих угрозу жизни и здоровью участников учений, причинение материального ущерба и ущерба окружающей среде, нарушение производственной деятельности.

В намеченный день и час руководитель учения, посредники и имитаторы выезжают на объект проведения, сверяют время по часам руководителя, имитируют первоначальную обстановку с помощью обслуживающего персонала объекта, местных противопожарных формирований до прибытия первого подразделения. Если посредники заранее ознакомлены с объектом и замыслом учений, правильно понимают свои задачи, руководитель учений сверяет с ними часы, объявляет время начала учений и направляет посредников в подразделения или к лицам, работу которых они контролируют, чтобы вместе с последними они выезжали на учения. Это позволяет провести полный анализ действий подразделений и должностных лиц с момента объявления тревоги до окончания учений.

Первый элемент обстановки условного пожара с помощью средств имитации или объявления вводной руководитель учений, как правило, воспроизводит для работников объекта (обслуживающего персонала, чле­нов добровольных пожарных формирований (далее – ДПФ), работников охраны) и отрабатывает с ними соответствующие действия. При этом необходимо добиваться быстрых и чётких действий: сообщения о пожаре в пожарную охрану или администрации объекта, объявления о возникновении пожара на объекте, сбора по тревоге расчётов ДПФ и введения местных сил и средств на тушение, принятия мер по предотвращению паники, встрече прибывающих подразделений пожарной охраны, а также слаженных действий обслуживающего персонала при возникшей нештатной ситуации и др.

Старший начальник первого прибывшего подразделения, получив информацию об обстановке, оценивает её и принимает решение. Информация об обстановке может поступать от работников объекта, а также руководителя учения. Дальнейшая обстановка в ходе всего учения будет создаваться посредниками на участках выполнения работ РТП, НШ, НТ, НУТ, лиц, ответственные за охрану труда, согласно разработанному тактическому замыслу.

При отработке действий первого РТП и прибывших подразделений обращается особое внимание на: время прибытия, оценку обстановки по внешним признакам, правильность и полноту проведения разведки, организацию розыска и спасания людей, определение решающего направления действий подразделений и порядок введения первых средств тушения. Посредники отслеживают своевременность вызова дополнительных сил и средств, организацию их встречи, взаимодействие со службами объекта, силами и средствами объектовой противопожарной службы, своевременность и полноту передачи информации на ЦППС об обстановке на пожаре, а также чёткость отдачи распоряжений на тушение пожара.

Посредники, зная общий тактический замысел учения, ставят вводные перед начальствующим составом, исполняющим обязанности РТП, НШ, НТ, НУТ, лицу, ответственному за охрану труда.

Начальствующий состав при необходимости может выявлять и уточнять у посредников отдельные положения об обстановке. Посредники не должны допускать таких уточнений, которые бы явились подсказкой для принятия решений (раскрытие замысла руководителя учения).

При наличии хорошо имитированной обстановки на участках посредники могут не ставить вводные, а спрашивать у начальствующего состава, с какой обстановкой они встретились, уточняя отдельные положения об обстановке.

Руководитель учения в начальный период развёртывания сил и средств, привлекаемых на учение, находится вместе с РТП, а далее после организации штаба, участков по выполнению задач на пожаре и включения в работу всех посредников, может находиться на любом участке.

Руководитель учения и посредники ведут краткую запись принятых решений РТП, распоряжений и приказаний, отдаваемых при проведении учений, используя для этого магнитофоны и другие средства, а также осуществляют контроль выполнения принятых решений и действиями личного состава подразделений пожарной охраны.

Данные записи обобщаются и используются руководителем учения и посредниками при разборе учения.

Неправильные действия РТП и других исполнителей в ходе учения, влекущие за собой нарушения правил охраны труда, установленного режима на объекте, во избежание аварий и несчастных случаев с людьми должны быть немедленно исправлены руководителем учения или посредниками.

Руководитель учения, получая информацию от посредников о действиях подразделений, следит за выполнением намеченного плана учения и при необходимости вносит отдельные изменения в тактический замысел, не меняя его в целом.

В ходе учения начальствующий состав обязан пользоваться оперативной документацией (планы пожаротушения, справочники водоисточников и т.п.), производить необходимые расчёты по определению требуемых сил и средств, организовать взаимодействие с водопроводной, медицинской, энергетической и другими службами населённого пункта (объекта), вызванными на учение, ставить перед ними соответствующие вводные.

Учение считается законченным, если все вопросы, предусмотренные планом проведения, глубоко и в полном объёме отработаны.

Время окончания учения определяется его руководителем, по распоряжению которого подается сигнал «отбой».

При проведении показных учений рекомендуется выделять специальное лицо из начальствующего состава, которое ведёт пояснения и комментарии к действиям подразделений, принятым решениям руководителя учений, РТП и др.

Информатор должен быть хорошо знаком с замыслом и целями учения, уметь правильно использовать в своих пояснениях получаемую от руководителя учений информацию о ходе достижения целей и решения задач учения.

Подведение итогов учения

Завершающей частью учений является их разбор. Он позволяет проанализировать действия начсостава и подразделений, выявить и усвоить положительный опыт, вскрыть и уяснить недостатки, а также выработать эффективные меры, направленные на совершенствование управленческой деятельности на пожарах и при ведении аварийно-спасательных работ. Итоги подводит руководитель учения.

Подготовка к разбору должна начинаться уже при разработке замысла учения. Руководитель учения подбирает необходимые положения приказов и указаний, примеры тушения пожаров на подобных объектах, намечает план разбора.

Перед разбором руководитель учений определяет место разбора, подготавливает план учений с нанесённой обстановкой условного пожара, собирает посредников, имитаторов и устанавливает порядок разбора. Разбор с начсоставом, принимавшим участие в учениях, проводят чаще всего на объекте, а с личным составом подразделений, как правило, в подразделениях ФПС.

Разбор обычно начинает руководитель учений с напоминания цели учений, характеристики объекта, тактического замысла и основных вопросов, отрабатываемых на учениях. Поясняя замысел, руководитель учений обосновывает его требованиями организационно-распорядительных документов, соответствующими расчётными данными, а также примерами из опыта работы подразделений

Далее разбор проводится в следующей последовательности:

представитель объекта докладывает о действиях обслуживающего персонала объекта в ходе проведения учения;

первый РТП докладывает об обстановке к моменту прибытия на пожар, принятых решениях и о ходе выполнения поставленных задач, отмечает положительные стороны в работе личного состава и недостатки;

действия первого РТП уточняет посредник при нём, который также дает им свою оценку;

по решению руководителя докладывают последующие РТП или только посредники при них, НШ, НТ, НУТ, лицо, ответственное за охрану труда и посредники при них, а также выступают другие лица начсостава, участвовавшие в учении, с имеющимися замечаниями и предложениями.

Руководитель учения может при необходимости спросить объяснение у любого лица, присутствующего на разборе.

В заключение руководитель учений с общими выводами по учению: указывает на положительные стороны и недостатки, наме­чает конкретные меры по дальнейшему совершенствованию тактической подготовки личного состава.

Руководитель учения дает оценку работы всех участников учения, делает общие выводы о работе начальствующего состава и подразделений пожарной охраны, намечает конкретные меры по совершенствованию пожарно-тактической подготовки и устранению недостатков, выявленных в ходе учения, а также во время проведения разбора учения с личным составом.

Начальники подразделений пожарной охраны, подразделений и караулов (смен), участвующие в учении, на основе выводов руководителя при подведении итогов и своих личных наблюдений, при возвращении в подразделение подводят итоги действий личного состава. При участии в учениях нескольких подразделений разбор со всем личным составом может проводить руководитель учений.

Если учение не достигло поставленной цели, руководители подразделений не обеспечили решения поставленных задач, а личный состав работал медленно и неслаженно, то в этом случае проводятся повторные учения с привлечением этих же подразделений на том же или аналогичном объекте.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1591; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.54.63 (0.055 с.)