Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма.Стр 1 из 4Следующая ⇒
Лекция 1 Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План: 1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». 2. Организм как единое целое. 3. Периоды развития организма. 4. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья.
1. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Физиология – это наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Онтогенез (греч. – ontos – существо, особь; genesis – развитие, происхождение) – индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти. Школьная гигиена изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Предметом курса является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития. Задачи курса «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»: – изучить возрастные особенности развивающегося организма, его взаимоотношений с окружающей средой; – выявить закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; – определить условия поддержания высокой работоспособности учащихся при различных видах учебной деятельности. Будущим педагогам необходимо знать основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды, так как педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание анатомо-физиологических особенностей детского и подросткового возраста дают возможность педагогу рационально организовывать учебно-воспитательную работу в процессе игровой и учебной деятельности.
Школьная гигиена детей и подростков предлагает научные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. II. Уровни организации. Организм человека представляет собой сложнейшую систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Это так называемые уровни организации, так как они находятся в иерархических, т.е. в соподчиненных отношениях. В настоящее время в организме человека принято различать клеточный, тканевой, органный, системный и организменный уровни организации. Клеточный уровень. Клетка – наименьшая структурная и функциональная единица живого. Клетка состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Клеточная мембрана ограничивает клетку снаружи и обеспечивает ее непосредственную связь с внешней средой. Клеточная мембрана выполняет защитную, транспортную функции, воспринимает воздействия внешней среды. Через мембрану различные молекул проникают внутрь клетки и из клетки выходят в окружающую среду. В цитоплазме выделяют гомогенную, полужидкую часть – гиалоплазму и находящиеся в ней органеллы и включения. Гиалоплазма образует матрикс цитоплазмы, ее внутреннюю среду. Гиалоплазма представляет собой сложную коллоидную систему, состоящую из белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, ферментов и др. веществ. Важнейшая роль гиалоплазмы состоит в объединении всех внутриклеточных структур и в обеспечении их химического взаимодействия друг с другом. В гиалоплазме синтезируются белки, откладываются гликоген, жировые включения, содержится энергетический запас – молекулы АТФ. В гиалоплазме располагаются органоиды общего назначения, которые имеются во всех клетках, а также непостоянные структуры – цитоплазматические включения. К органоидам общего назначения относятся: митохондрии, аппарат Гольджи, клеточный центр, эндоплазматический ретикулум (ЭПС), рибосомы, лизосомы. К включениям относятся гликоген, белки, жиры, витамины, пигментные вещества и другие структуры.
Кроме органоидов общего назначения в некоторых клетках содержатся органоиды специального назначения: миофибриллы, реснички и жгутики. Включения цитоплазмы являются необязательными компонентами клетки. Они появляются и исчезают в зависимости от функционального состояния клетки. Включения накапливаются в цитоплазме в виде капель, гранул, кристаллов. Ядро клетки – обязательный элемент клетки. Оно содержит генетическую информацию, регулирует белковый синтез. Генетическая информация находится в молекулах ДНК. Ядро имеет обычно шаровидную или яйцевидную форму. Для некоторых клеток (лейкоцитов) характерно бобовидное, палочковидное или сегментированное ядро. Ядро неделящейся клетки (интерфазное) состоит из оболочки, кариоплазмы, хроматина и ядрышка. Ядерная оболочка отделяет содержимое ядра от цитоплазмы клети и регулирует транспорт веществ между ядром и цитоплазмой. Ядерная оболочка состоит из наружной и внутренней мембран, разделенный узким перинуклеарным пространством. Ядерная оболочка имеет ядерные поры, через которые в цитоплазму выходят молекулы РНК и субъединицы рибосом, а в ядро поступают белки, нуклеотиды. В кариоплазме располагается хроматин, состоящий из ДНК. Ядрышко – это плотное, интенсивно окрашенное округлое тельце. Состоит ядрышко из нитчатых структур нуклеопротеидов и переплетающихся нитей РНК, а также предшественников рибосом. Ядрышко служит местом образования рибосом. Тканевой уровень. Ткань – это сложившаяся в процессе эволюции совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции. По морфологическим и физиологическим признакам в организме человека выделяют четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. а) Эпителий образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутренних органов, поверхности серозных оболочек, а также образует железы. В связи с этим выделяют покровный эпителий и железистый. Эпителий выполняет функции обмена веществ между организмом и внешней средой, защищает организм от внешних воздействий, а также выполняет секреторную функцию. б) Соединительная ткань образована клетками и межклеточным веществом, в котором всегда присутствует значительное количество соединительнотканных волокон. Соединительная ткань выполняет механические функции (опорные), трофические – питание клеток, тканей (кровь), защитные (механическая защита и фагоцитоз). Выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь. Собственно соединительную ткань подразделяют на волокнистую соединительную ткань и соединительную ткань со специальными свойствами. Волокнистая соед. Ткань бывает рыхлой и плотной. Рыхлая соединительная ткань располагается под кожей, заполняет пространство между клетками, тканями и органами, сопровождает сосуды, нервы.
Плотная соединительная ткань образует основу кожи, сухожилия мышц, связки. К скелетным тканям относят хрящевую и костную ткани, выполняющие в организме главным образом опорную, механическую функции, а также принимают участие в минеральном обмене. Кровь является разновидностью соединительной ткани, имеющей жидкое межклеточное вещество – плазму, в которой находятся клеточные элементы – эритроциты и другие клетки. Функции крови – перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям и выведение из них продуктов обмена веществ. в) Мышечные ткани представляют собой группу тканей (поперечнополосатую, гладкую, сердечную), имеющих различное происхождение и строение, объединенных по функциональному признаку – способности сокращаться, изменять свою длину. Основная их функция – это движение. г) Нервная ткань является основным структурным элементом органов нервной системы. Она состоит из нервных клеток (нейронов и нейроглии). Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения и передавать нервные импульсы. Они также участвуют в переработке, хранении и извлечении из памяти информации. Органный уровень. Орган – это часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая свойственные ему форму и строение, и выполняющий одну или несколько функций. В образовании органа участвуют все четыре вида тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. Так, для мозга главной является нервная ткань, для печени – эпителиальная, для мышц – мышечная. В этих органах присутствуют и другие ткани, выполняющие вспомогательные функции. Эпителиальная ткань выстилает слизистые оболочки органов пищеварения, мышечная ткань участвует в образовании стенок органов пищеварения. Системный уровень. Органы, имеющие единое происхождение, сходное строение и выполняющие общую функцию, образуют систему органов. Выделяют системы органов пищеварения, дыхания, мочевую, половую системы, сердечно-сосудистую, нервную и т.д. В организме человека выделяют также аппараты органов. В каждом аппарате органы объединены единой, общей функцией, но могут иметь разное происхождение и разное строение. Например, опорно-двигательный аппарат, образованный костями и мышцами, имеющими разное происхождение и разное строение, выполняет функции опоры и движения. Эндокринный аппарат состоит из желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа и другие), имеющих разное происхождение и строение, и вырабатывающих биологически активные вещества – гормоны.
Организменный уровень. Системы и аппараты органов образуют целостный человеческий организм. Лекция 1 Предмет и задачи курса. Общие закономерности роста и развития организма. План: 1. Предмет и задачи курса «Возрастная анатомия, физиология и гигиена». 2. Организм как единое целое. 3. Периоды развития организма. 4. Физическое развитие - важный показатель состояния здоровья.
1. Анатомия человека – это наука о формах и строении, происхождении и развитии человеческого организма, его систем и органов. Физиология – это наука о функциях живого организма как единого целого, о процессах, протекающих в нем, и механизмах его деятельности. Возрастная физиология является самостоятельной ветвью физиологии. Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды онтогенеза, функции органов, систем органов и организма в целом по мере его роста и развития, своеобразие этих функций на каждом возрастном этапе. Онтогенез (греч. – ontos – существо, особь; genesis – развитие, происхождение) – индивидуальное развитие особи с момента зарождения в виде оплодотворенной яйцеклетки до смерти. Школьная гигиена изучает взаимодействие организма ребенка с внешней средой с целью разработки на этой основе гигиенических нормативов и требований, направленных на охрану и укрепление здоровья, гармоничное развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей. Предметом курса является изучение анатомических и физиологических особенностей детей и подростков, закономерностей их становления в процессе индивидуального развития. Задачи курса «Возрастной анатомии, физиологии и гигиены»: – изучить возрастные особенности развивающегося организма, его взаимоотношений с окружающей средой; – выявить закономерности, лежащие в основе сохранения и укрепления здоровья детей и подростков; – определить условия поддержания высокой работоспособности учащихся при различных видах учебной деятельности. Будущим педагогам необходимо знать основные закономерности развития детей в различные возрастные периоды, так как педагогическая эффективность воспитания и обучения находится в тесной зависимости от того, в какой мере учитываются анатомо-физиологические особенности детей. Особого внимания заслуживают периоды развития, для которых характерна наибольшая восприимчивость к воздействию тех или иных факторов, а также периоды повышенной чувствительности и пониженной сопротивляемости организма. Знание анатомо-физиологических особенностей детского и подросткового возраста дают возможность педагогу рационально организовывать учебно-воспитательную работу в процессе игровой и учебной деятельности.
Школьная гигиена детей и подростков предлагает научные гигиенические рекомендации по организации учебно-воспитательного процесса, режима дня и отдыха учащихся, питанию детей, оборудованию, планировке и благоустройству детских учреждений. II. Уровни организации. Организм человека представляет собой сложнейшую систему многочисленных и тесно взаимосвязанных элементов, объединенных в несколько структурных уровней. Это так называемые уровни организации, так как они находятся в иерархических, т.е. в соподчиненных отношениях. В настоящее время в организме человека принято различать клеточный, тканевой, органный, системный и организменный уровни организации. Клеточный уровень. Клетка – наименьшая структурная и функциональная единица живого. Клетка состоит из клеточной мембраны, цитоплазмы и ядра. Клеточная мембрана ограничивает клетку снаружи и обеспечивает ее непосредственную связь с внешней средой. Клеточная мембрана выполняет защитную, транспортную функции, воспринимает воздействия внешней среды. Через мембрану различные молекул проникают внутрь клетки и из клетки выходят в окружающую среду. В цитоплазме выделяют гомогенную, полужидкую часть – гиалоплазму и находящиеся в ней органеллы и включения. Гиалоплазма образует матрикс цитоплазмы, ее внутреннюю среду. Гиалоплазма представляет собой сложную коллоидную систему, состоящую из белков, нуклеиновых кислот, полисахаридов, ферментов и др. веществ. Важнейшая роль гиалоплазмы состоит в объединении всех внутриклеточных структур и в обеспечении их химического взаимодействия друг с другом. В гиалоплазме синтезируются белки, откладываются гликоген, жировые включения, содержится энергетический запас – молекулы АТФ. В гиалоплазме располагаются органоиды общего назначения, которые имеются во всех клетках, а также непостоянные структуры – цитоплазматические включения. К органоидам общего назначения относятся: митохондрии, аппарат Гольджи, клеточный центр, эндоплазматический ретикулум (ЭПС), рибосомы, лизосомы. К включениям относятся гликоген, белки, жиры, витамины, пигментные вещества и другие структуры. Кроме органоидов общего назначения в некоторых клетках содержатся органоиды специального назначения: миофибриллы, реснички и жгутики. Включения цитоплазмы являются необязательными компонентами клетки. Они появляются и исчезают в зависимости от функционального состояния клетки. Включения накапливаются в цитоплазме в виде капель, гранул, кристаллов. Ядро клетки – обязательный элемент клетки. Оно содержит генетическую информацию, регулирует белковый синтез. Генетическая информация находится в молекулах ДНК. Ядро имеет обычно шаровидную или яйцевидную форму. Для некоторых клеток (лейкоцитов) характерно бобовидное, палочковидное или сегментированное ядро. Ядро неделящейся клетки (интерфазное) состоит из оболочки, кариоплазмы, хроматина и ядрышка. Ядерная оболочка отделяет содержимое ядра от цитоплазмы клети и регулирует транспорт веществ между ядром и цитоплазмой. Ядерная оболочка состоит из наружной и внутренней мембран, разделенный узким перинуклеарным пространством. Ядерная оболочка имеет ядерные поры, через которые в цитоплазму выходят молекулы РНК и субъединицы рибосом, а в ядро поступают белки, нуклеотиды. В кариоплазме располагается хроматин, состоящий из ДНК. Ядрышко – это плотное, интенсивно окрашенное округлое тельце. Состоит ядрышко из нитчатых структур нуклеопротеидов и переплетающихся нитей РНК, а также предшественников рибосом. Ядрышко служит местом образования рибосом. Тканевой уровень. Ткань – это сложившаяся в процессе эволюции совокупность клеток и межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и функции. По морфологическим и физиологическим признакам в организме человека выделяют четыре типа тканей: эпителиальную, соединительную, мышечную и нервную. а) Эпителий образует поверхностные слои кожи, покрывает слизистую оболочку полых внутренних органов, поверхности серозных оболочек, а также образует железы. В связи с этим выделяют покровный эпителий и железистый. Эпителий выполняет функции обмена веществ между организмом и внешней средой, защищает организм от внешних воздействий, а также выполняет секреторную функцию. б) Соединительная ткань образована клетками и межклеточным веществом, в котором всегда присутствует значительное количество соединительнотканных волокон. Соединительная ткань выполняет механические функции (опорные), трофические – питание клеток, тканей (кровь), защитные (механическая защита и фагоцитоз). Выделяют собственно соединительную ткань, а также скелетные ткани и кровь. Собственно соединительную ткань подразделяют на волокнистую соединительную ткань и соединительную ткань со специальными свойствами. Волокнистая соед. Ткань бывает рыхлой и плотной. Рыхлая соединительная ткань располагается под кожей, заполняет пространство между клетками, тканями и органами, сопровождает сосуды, нервы. Плотная соединительная ткань образует основу кожи, сухожилия мышц, связки. К скелетным тканям относят хрящевую и костную ткани, выполняющие в организме главным образом опорную, механическую функции, а также принимают участие в минеральном обмене. Кровь является разновидностью соединительной ткани, имеющей жидкое межклеточное вещество – плазму, в которой находятся клеточные элементы – эритроциты и другие клетки. Функции крови – перенос кислорода и питательных веществ к органам и тканям и выведение из них продуктов обмена веществ. в) Мышечные ткани представляют собой группу тканей (поперечнополосатую, гладкую, сердечную), имеющих различное происхождение и строение, объединенных по функциональному признаку – способности сокращаться, изменять свою длину. Основная их функция – это движение. г) Нервная ткань является основным структурным элементом органов нервной системы. Она состоит из нервных клеток (нейронов и нейроглии). Нейроны способны воспринимать раздражения, приходить в состояние возбуждения и передавать нервные импульсы. Они также участвуют в переработке, хранении и извлечении из памяти информации. Органный уровень. Орган – это часть тела, занимающая определенное место в организме, имеющая свойственные ему форму и строение, и выполняющий одну или несколько функций. В образовании органа участвуют все четыре вида тканей, но одна из них всегда преобладает и определяет его главную функцию. Так, для мозга главной является нервная ткань, для печени – эпителиальная, для мышц – мышечная. В этих органах присутствуют и другие ткани, выполняющие вспомогательные функции. Эпителиальная ткань выстилает слизистые оболочки органов пищеварения, мышечная ткань участвует в образовании стенок органов пищеварения. Системный уровень. Органы, имеющие единое происхождение, сходное строение и выполняющие общую функцию, образуют систему органов. Выделяют системы органов пищеварения, дыхания, мочевую, половую системы, сердечно-сосудистую, нервную и т.д. В организме человека выделяют также аппараты органов. В каждом аппарате органы объединены единой, общей функцией, но могут иметь разное происхождение и разное строение. Например, опорно-двигательный аппарат, образованный костями и мышцами, имеющими разное происхождение и разное строение, выполняет функции опоры и движения. Эндокринный аппарат состоит из желез внутренней секреции (гипофиз, надпочечники, щитовидная железа и другие), имеющих разное происхождение и строение, и вырабатывающих биологически активные вещества – гормоны. Организменный уровень. Системы и аппараты органов образуют целостный человеческий организм.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.145.114 (0.04 с.) |