Год до Н. Э. – умирает вергилий – величайший поэт всех времен 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Год до Н. Э. – умирает вергилий – величайший поэт всех времен



Год - Тиберий – император

Эдиктом Клавдия иудеи и христиане изгоняются из Рима

Пожар, почти уничтоживший Рим

Тит подавляет восстание иудеев, разрушает иерусалимский храм и захватывает город

Извержение Везувия уничтожает Помпеи. Геркуланум и Стабию; гибнет Плиний Старший, автор «Естественной истории»

 

Нерва вводит в империю усыновление иностранцев в системе императорского престолонаследия

Военные кампании Траяна, Дакия – римская провинция Архитектор Аполлодор Дамасский возводит Форум Траяна.

В Британии строится Вал Адриана

Войско Иллирии провозглашает императором Септимия Севера, выходца из Африки.

Все свободные граждане империи получают римское гражданство

Филипп Аравитянин празднует первое тысячелетие основание Рима

Аврелиан начинает строительство каменной стены вокруг Рима

Диоктелианом учреждается система организации управления империей – тетрархия

Константин основывает Контантинополь

Со смертью Феодосия империя делится на две части между его сыновьями

 

Вехи искусства и культуры Рима:

Официальным портретом Августа с идеализированными чертами лица является статуя из Прима Порта. Примером «второго стиля» являются фрески в доме Августа, на которых имтация на плоскости архитектурных сооружений создается с помощью сложной системы перспективы.

15 – 68 – В правление Юлиев Клавдиев продолжается подражание классике. Портрет Антонии Младшей (сестры Августа): много второстепенных деталей, чуждых классике. Рисунки в доме Веттиев (62, Помпеи) относятся к «четвертому стилю». В котором продолжает развиваться «архитектурный иллюзионизм», воздействие которого усиливается введением воздушных сельских пейзажей и богатым орнаментом.

Арка Тита, построенная Домицианом (брат), украшена рельефами, создающими иллюзию пространства, получаемую расстановкой фигур вдоль кривой линии и контрастными светотенями. Колонна Траяна (110 – 113), в память побед империи, полностью украшена рельефами, расположенными по спирали и детально описывающими военные события.

Рельеф «Антиной в образе Сильвана» (Антониан их Афродисии) – скульптура эпохи Адриана. Классические греческие образцы воспроизводятся с налетом меланхолии и беспокойства. Бронзовая конная статуя «Марк Аврелий», пл. Капитолии.

В годы правления Коммода в скульптуре получил распространение стиль, для которого характерны яркие эффекты светотени, получаемые использованием бурава – «Коммод в образе Геркулеса», бюст с Эсквилина. В эпоху Каракалы классицизм переживат кризис. В скульптуре он уходит от классической идеализации и вводит элементы реализма, вплоть до подчеркивания тяжелых и грубых черт лица императора – бюст «Каракалла».

В 3 веке распространяется изготовление саркофагов из мрамора; после 250 года их отделка становится богаче. Саркофаг Людовизи отличается динамичностью повествования и детальностью резьбы. Портреты Галлиена – вклад греческого искусства в римскую культуру.

279 – 395 - Правление Диоклетиана характеризуются реставрационными работами и сооружением зданий общественного назначения. Римские термы – самый значительный комплекс подобного рода. Таким образом, Диоктелиан намеривался отметить символическое присутствие императора в то время, когда войны удерживали его вдали от Рима. В Александрии складывается новый стиль, для которого характерны абстрактная симметрия и тесное расположение фигур (скульптурная группа четырех тетрархов; порфир,300 год). Такой прием передает их божественное предназначение, хотя святые воители часто изображаются в виде воинственных принцепсов. Тртр избран императорской резиденцией еще Диоклетианом в287 году, в эпоху Константина переживает расцвет (фрески из резиденции Цезаря Крипса). Потолок в резиденции расписан фресками; портреты принцепсов второй династии Флавиев, родственников Константина. В настоящее время на этом месте – собор. При Феодосии Костантинополь обогащается постройками и памятниками, стремясь сравняться с Римом. Построен большой форум, на ипподроме воздвигается обелиск с основанием, украшенным скульптурами.

 

Династия и стиль.

Тиберий изображен в классической манере, портрет Калигулы отличается мягкой утонченностью, выраженной светотенью на щеках и затененными глазницами. Клавдий (заток италлийских и римский древностей) писал о значении правителей иностранного происхождения для формирования римской культуры. В период Сервия Тулия искусство приобретает черты монументальности. В настенной живописи четвертого стиля композиции остаются симметричными (второй стиль), но среди мощных театральных структур выделяется архитектурный пейзаж невероятной вертикальной перспективы, полностью раскрывающий стену зрителю: обращенные внутрь пейзажа определяют мистическую атмосферу расписанного помещения. Жизненность панораме придает свет, создающий постепенный переход от реализма натюрмортов, на переднем плане, к прозрачным теням, сглаживающим детали удаленных предметов.

Переворот в экономике приводит к эллинистической направленности стиля. Скульптор Зенодор возводит гигантскую статую Нерона в образе Солнца с короной в виде расходящихся лучей. Сенека покончил жизнь самоубийством: он настолько высоко вознесся с помощью философского мышления, что смог увидеть, что Римская империя – это лишь маленькая точка во Вселенной, а наступающее войско с поднятыми знаменами похоже на «муравьев, которые копошатся в смехотворно малом пространстве».

В период Флавиев в портретах семейных проявляются черты запоздалого реализма, а общественные портреты создаются в классической манере. В декоративном искусстве проявляются приемы «импрессионизма» (дрожащие штрихи рисующие отражение в воде, ветерок по листве дерева, пламя факела и т.п.) – техника близкая к четвертому стилю. Интересна игра светотени для передачи ракурсов фигур, игра со светом.

Форум Траяна (Аполлодор Дамасский) навсегда запечатлел в стенах «Вечного Города» разбивку укрепленного военного лагеря: Базилика строится на месте, где располагалась ставка полководца, библиотеки - на месте легионных архивов, знаменитая Колонна – там, где отдавались почести военным знаменам. Метафора усиливается благодаря размещению на внешней стене форума портретов командующих внутри щитов, у входа - изображение триумфальной квадриги, в центре площади – колоссальная конная статуя Траяна, а вокруг - толпы закованных варваров, жертв победы. Так включается в повествование о войне сострадание к побежденным.

Пантеон (восстановленный Адрианом) покрыт круглым куполом. Округлость внутреннего пространства, ритмически разделенного алтарями планетных божеств, и фронтон, украшенный бронзовым изображением орла внутри короны, олицетворяют собой символы Aion - идеи «вечности», которая содержится в самом названии (pantheios).

Система усыновления, давшая Риму целый ряд мудрых правителей, отражена в сюжетах рельефов на фризе Парфийского памятника в Эфесе (Луция Вера). На многофигурном погребальном портрете, изображены три поколения семьи. Марк Аврелий, император – философ, соединят стиль аттической патетики и и римский прагиатизм, обощая человесностиью императорскую идеологию. Искуство этого периода стремится передать традиционные стороны жизни: милосердие к побежденным, триумф и жертвоприношения богам, возвращение с войны, ритуальное ощищение войска, инвестура принцепса – иностранца, обращение сречью к войску, подчинение варварских вождей, раздача щедрых даров народу, отъезд вновый военный поход.

От Августа до Марка Аврелия Рим является историческим авангардом, связанным с классическими и эллинскими образцами. Правление Коммода (180 –192) обозначил кризис. Это период переворота в культуре и нравах (дунайские войны, чума). Искусство отходит от греческих традиций и становится самостоятельным. Септимий Север (африканец) сближает культы олимпийский божеств с древнеегипетскими, себя - с Сераписом. Теперь уже императорские портреты с “божественными” кудрями, исполненны в технике азиатских скульпторов школы Афродисии: поверхность изобилует украшениями, выполненными работы буравов, которые снижают целостность восприятия.

Растущая независимость от греческих образцов пораждает выразительность художественного языка, которую найдем в романтизме, импрессионизме, экспрессионизме. Портреты правителей и граждан становятся драматическим отражением индивидуальных черт. Причем новая индивидуальность в противовес классическому идеалу провозглашает отрицание добродетели. В условиях всеобщего изменения вкусов отход от традиционной эстетической чувствительности совпадает с превознесением насилия. Уродство, жесткость черт, напряженные мышцы лица, хмурый лоб усиливают свирепый и угрюмый вид. Так достигается темная глубина жестокости. В скульптуре и живописи появляются формы и образы, взятые из жизни. В мозаиках преобладает многоцветность и натурализм. В нагробных памятниках отображаются малецшие детали лица. Предметы, освещаюшие характер личности ее деятельность. Дела теперь важнее слов, переживаемые ощущения значат больше, чем идеализация. Сакофаги становятся этнографическим документом, позволяющем наблюдать эпическую повседневность народа землевладельцев, ремесленников, торговцев, военных, который создаст экономическое могущество империи.

Саркофаги времен Гордиана отражают технику пустоты: экспрессионизм становится фантастическим, драпировки и неодушевленные предметы приобретают новое значение, стилизация, мельчайшая деталировку придают всему метафизическую связность.

Возвращение эллинизма приводит к мысли о поиске новой духовности (портреты Галлиена), но связано симмиграцией в Рим афинских мастеров (267, разграбление Афин герулами).

Аврелиан (270 – 275) восстаналивает единство Римской империи, уничтожает остатки власти сената и провозглашает себя богом и господином мира. Он возводит в Риме оборонительные сооружения, кирпичные стены и башни. Реформа Диоклетиана (285 – 305) дает государству самое высокое административное, политическое и моральное положение, превращая граждан в подданных, обяханных соблюдать строгую дисциплину, платить налоги. Пирамида власти основана на тетрархии, предусматривает воспроизведение римского двора в новых резиденциях: Милан, Сирмия, Никомедия, Трир; империя делится на 100 провинций, те – на епархии. Диоклетиан совершенствует теократическую конценцию Аврелиана. Самые крупные термы, посвящены Юпитеру (Рим) и Геркулесу (Милан). Дворец в Сплите по планировки напоминает военный лагерь (замок Фридриха 11, Кастель дель Монте).

Распри за власть разрушают систему. Максенций восстанавливает роль Рима как столицы империи: возводит на Аппиевой дороге династический комплекс сооружений (цирк, дворец и мавзолей Ромула, повторяющий пантеон). Константин, победив Максенция, завершает проект создания универсальной монархии с благославления христианского Бога. Коллос из Базилики Нова - героизм возведен в ранг божественного величия: глаза расширены до невероятной велицины, морщины на лбу указывают на работу мысли.

В этот период стелодувная техника достигает абсолютного совершенства и распространяется в Сирию, Александрию, Кельн.

Основание Константинополя, “НовогоРима” (324 –330), собор в Никеее, где император получает титул “тринадцатого апостола ”, выпуск монет с христианской символикой, приклепление колонов к земле и т.п. сближают политику Константина с будущим Европы. Монограмма Христа – последний объединяющий знак империи, идея приемственности отныне осуществляется по воле Провидения через него. Въезд в Рим Констанция 11:” смотрел в перед сурово, как будто у него вокруг шеи был железный воротник, ни поворачивая головы ни в право, ни влево, казался не живым существом, а иконой” (Аммиан Марцеллин).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 179; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.01 с.)