Эпоха судей. Ок. 1200 - ок. 1000 гг. До Н. Э. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эпоха судей. Ок. 1200 - ок. 1000 гг. До Н. Э.



Этот период в истории народа Израиля назван так по характерному для общества того времени образу правления. Судьей (шофетом) назывался вождь одного из колен, который выступал в качестве лидера в сражении с внешним врагом, угрожавшим одному или нескольким племенам. Одержав победу на поле брани, полководец становился вождем, имевшим право судить народ. Первым судьей в Библии назван Иисус Навин. Среди судей встречается и женщина. Это была Девора («Пчела»), «жившая… между Рамой и Бет-Элем, на горе Эфраима».

Около 1200 года до н.э. она побудила Барака из колена Нафтали выступить во главе израильских племен на войну с союзом ханаанских царей. Израильское ополчение встретилось с войском противника и наголову разгромило его. В память этой победы был создан гимн Богу, известный под названием «Песнь Деворы» (Суд.5). Текст его считается древнейшим сохранившимся образцом древнееврейской поэзии, равно как и одним из древнейших по происхождению мест в Библии.

История Палестины эпохи судей известна плохо. Библейская письменная традиция совершенно не упоминает о двух важнейших событиях этого периода - возобновлением египетского наступления на Палестину и о вторжении «народов моря» на ее побережье. Фараон Мернептах (1212 - 1202 гг. до н. э.) совершивший поход в Палестину оставил надпись (Стела Мернептаха), которая гласила: «Ханаан разорен всяческой бедой, Аскалон и Газер захвачены, Иеноам сровнен с землей, Израиль уничтожен, и семени его больше нет, Хурри (египетское обозначение Палестины - ВК) стала вдовой из-за Египта». Это первое в истории упоминание Израиля письменным источником вне текста Библии.

Общим врагом Египта, израильтян и хананеев становятся в это время «народы моря» - филистимляне. Вне Библии они впервые упоминаются в надписи в храме Амона близ Фив и Большом папирусе Харриса (найден в 1855 году), сообщающих об их нашествии на Египет на восьмой год правления фараона Рамсеса III (1182-1151 гг. до н. э.).

В результате нашествия в Ханаане сложился Филистимлянский союз городов – Филистия или Пятиградье, обложивший данью местное население. Господству филистимлян способствовала не только армия, обладавшая железным оружием и боевыми колесницами. Важным фактором были усобицы не только между израильтянами и местными народами, но и между самими израильскими коленами.

II. Израильско-Иудейское царство

 

Саул – первый царь Израиля.

Очередное тяжелое поражение, нанесенное евреям филистимлянами, привело к тому, что Ковчег Завета попал в руки врагов. В народе резко усилились монархические настроения. Замена прежней формы правления на царскую казалась единственным выходом в борьбе с врагами. Первым царем Израиля стал Саул, сын Киша, из колена Вениамина. Провозглашение его царем произошло на общенародном собрании. Религиозный обряд помазания (возлияния оливкового масла на голову) совершил Самуил, последний и самый знаменитый из судей израильских.

Основной задачей Саула стало спасение народа от внешних врагов. Поэтому главный акцент он сделал на военной реформе. Царь создал постоянное войско, первоначально насчитывавшее 3000 человек. Разделив его на две части, он одну из них возглавил лично, а другую поставил под командование своего старшего сына Ионатана. Регулярная армия строилась с учетом родоплеменной структуры израильского общества. Были созданы новые воинские единицы - сотни и тысячи, но главе со своими командирами. В них включались воины одного «дома» (бейт), рода, племени.

С появлением монархии создается царский двор. В условиях сохранения племенной структуры царь, разумеется, полагался на своих соплеменников. Поэтому двор его состоял преимущественно из потомков Вениамина. Ведение войн, содержание двора и армии требовали дополнительных средств, источником которых были налоги с населения. Единицей налогообложения был «дом отца» (бейт-аб) - патриархальная семья из нескольких поколений, которую возглавлял, имуществом и трудом которой распоряжался его глава (рош – «голова»).

Правление Саула прошло в непрестанных войнах с филистимлянами. Ему удалось освободить от них всю центральную часть Израиля. Царство Саула в итоге включало пределы Вениамина, Ефрема, территорию Заиорданья – Галаад и, возможно пределы Иуды. Столицей был родной город царя - Гаваон (Гива или Гева) близ современного Иерусалима.

К концу правления Саула стаяли преследовать неудачи. В итоге, потерпев поражение в битве с филистимлянами, он покончил с собой, бросившись на меч. Погибли и трое его сыновей. Филистимляне захватили израильские города и поставили в них свои гарнизоны. Только те израильтяне, которые жили за Иорданом, сумели сохранить свою независимость. Об этом времени пишет Лион Фейтвангер в романе «Ифтах и его дочь»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.162.87 (0.004 с.)