Комплекс оборонительных сооружений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комплекс оборонительных сооружений



I. Введение.

 

Казанский кремль ( татарское название Казан кирмәне, Qazan kirmäne), главная достопримечательность Казани. Уникальный комплексный памятник природы и ландшафта, градостроительства и архитектуры, археологии, истории и культуры, раскрывающий многовековую историю города: археологические остатки первого (XII-XIII вв.), второго (XIV-XV вв.) и третьего (XV-XVI вв.) городищ.

Территория Кремля составляет 13,45 га. (охранная зона – 115 га.) и представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлёвского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого берега Казанки.[1]

В истории кремля упоминается и монголо-татарское иго, и завоевания Ивана Грозного, и революция 1917 года, и Великая Отечественная война. Здесь многие столетия ислам мирно соседствует с православием. Две цивилизации причудливым образом дополняют друг друга, превращая столицу Татарстана в уникальное для нашей страны место.[2] Уникальность комплекса в его постройках, в которых плотно переплетаются татарский и русский архитектурные стили — подобного синтеза мусульманской и православной культуры на территории России больше нигде нет. На сегодняшний день это самая северная точка распространения исламской культуры в мире и самая южная точка распространения памятников, возведенных в псковско-новгородском стиле, в России. [3]

Музей-заповедник «Казанский Кремль» уникальный архитектурный и исторический памятник, по праву причисленный к самым замечательным объектам мирового наследия, который в 2000 году был включен в Список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО - является официальной резиденцией президента Татарстана.

II. Основная часть

Казанский Кремль - уникальный комплекс археологических, исторических и архитектурных памятников, возникших и функционирующих от основания города в ХI в. до наших дней. Расположен Кремль в центре города, на мысу высокой террасы левого берега Казанки (максимальный перепад рельефа холма составляет 28 м). Территория Кремля в плане имеет конфигурацию неправильного многоугольника, вытянутого с севера на юг, что обусловлено рельефом местности.

Основу комплекса составляет средневековая крепость, внутреннее пространство которой имеет регулярную планировку и застройку XVI—XIX вв. с выявленными археологическими фрагментами укреплений и сооружений X—XVI вв. Кроме того, Казанский Кремль является памятником археологии, содержит уникальный культурный слой, в котором отражены 5 этапов развития комплекса Кремля. Общая мощность культурного слоя достигает 3—8 м.

В настоящее время Кремль включает в себя несколько исторически сложившихся архитектурно-археологических комплексов, являющихся основными составляющими его композиции:

- комплекс оборонительных сооружений;

- комплекс Губернаторского дворца (Ханского двора)ХанскогоХХ;

- комплекс Благовещенского собора;

- комплекс Спасо-Преображенского монастыря;

- комплекс Административных зданий;

- комплекс Юнкерского училища;

- комплекс Пушечного двора;

- комплекс мечети Кул Шариф.

 

Спасская башня

Спасская башня с надвратной церковью Спаса Нерукотворного образа — главный въезд в Кремль, расположена в центре южного участка укреплений. Построена в 1556—1562 гг. Постником Яковлевым и Иваном Ширяем. Помещение церкви изначально предназначалось для хранения походной иконы Ивана Грозного и других реликвий штурма Казани русскими войсками 1552 г. Башня первоначально была двухъярусной, с деревянной шатровой крышей, с небольшой дозорной вышкой. В 70-х гг. XVII в. башня надстраивается двумя ярусами с шатровым завершением. Два нижних яруса (XVI в.) четырехгранные, белокаменные, с арочным проездом. На них опираются два кирпичных восьмигранника (XVII в.). В нижнем восьмиграннике установлены часы, верхний прорезан арочными проемами и представляет собой часовую звонницу. Башню завершает кирпичный шатер. Прямоугольный объем церкви примыкает к башне по всей длине, имеет двускатную кровлю, фасады сохранили декор XVI в.

В середине XIX века главный въезд в кремль сделали более удобным: в прясле крепостной стены, примыкающем к башне с востока, пробили арку стрельчатой формы. Коленчатый проезд ликвидировали, заложив ворота. В 70-е годы с западной стороны башни возвели пристройку с лестницей, ведущей непосредственно в церковь; таким образом она полностью была изолирована от башни. В 1930 году был устроен функционально необходимый прямой въезд в кремль через Спасские ворота. В 1963 году на башне появились электрические часы с циферблатами на трех гранях восьмерика и с автоматическим боем, а также завершение в виде пятиконечной звезды. К башенным часам подвели специальную аппаратуру: теперь после наступления темноты во время боя часов появляются вспышки малинового цвета.

Реставрация проводилась в 1957, 1970—1975 гг. Производился ремонт деревянных конструкций, реставрация белокаменной кладки стен под руководством архитектора Айдарова С.С.

Тайницкая проездная башня

Первой от угла на северной крепостной стене стоит Тайницкая проездная башня — главный въезд в кремль с северо-западной стороны. Изначально названная Никольской, Тайницкая башня воздвигнута в XVI веке на месте взорванной при осаде Казани Грозным башни Нур-Али (Муралеевой, как звали ее русские). Свое новое наименование она получила от уничтоженного этим взрывом тайника — подземного хода к источнику, из которого осажденные доставали воду.

Построенная почти одновременно со Спасской башней, Тайницкая в отличие от нее сохранила коленчатый проезд. Но архитектурная ее обработка относится к XVII веку. Внушительный четырехгранный нижний ярус несет невысокий и меньший по площади четверик со скромными плоскими лопатками и маленькими трехцентровыми арочными окошками, обрамленными наличником, выполненного точеным кирпичным валиком. С гульбища, окружающего верхний ярус, украшенного по периметру характерными для московского зодчества ширинками и валиками, открывается великолепный вид на реку и Заречье. Башня покрыта шатровой деревянной кровлей с полицей. Поверх шатра возведена караульня, покрытие ее завершает вращающийся знак Комитета всемирного наследия.

 

комплекс Губернаторского дворца (Ханского двора).ХанскогоХХ

Комплекс Губернаторского дворца расположен в северной части кремля, в самой высокой его части, на месте дворцового комплекса казанских ханов, остатки которого сохранялись до конца XVIII века. В комплекс Губернаторского дворца входят: Губернаторский дворец, башня Сююмбеки, Дворцовая церковь.

Губернаторский дворец

Губернаторский дворец построен в 1845—1848 годах как дом «военного губернатора с помещениями для императорских квартир» по проекту известного архитектора К.А. Тона, автора Храма Христа Спасителя и Большого Кремлевского дворца в Москве. Его постройкой руководил архитектор А.И.Песке, направленный из Петербурга в Казань для работы в строительной комиссии по восстановлению города после пожара 1842 года. В отделке интерьеров принимал участие М.П. Коринфский.

Дворец был построен на месте, где в ханской столице был расположен дворцовый ансамбль, а в XVIII веке стоял обер-комендантский дом. Он состоит из главного корпуса и примыкающего с севера низкого полукружия служб с проездом во внутренний дворик. Здание двухэтажное кирпичное с антресольным этажом и подвалом, имеет симметричное решение. Главный корпус связан через переход по второму этажу с Дворцовой церковью. Внутренняя планировка решена по анфиладной системе.

Центром главного фасада является ризалит c восемью попарно расположенными на уровне второго этажа полуколоннами с гладкими стволами и капителями в коринфском ордере, увенчанный фронтоном, представляющим из себя три килевидные арки. В средней арке помещен герб Республики Татарстан.

Главный фасад имеет два входа в виде крылец на двух колоннах с пальмовыми капителями, разделенных двумя поясками пополам. Верхняя часть ствола колонны со спиральными каннелюрами, нижняя — с вертикальными. Первый и второй этажи здания разбиваются рядом ордерных пилястр и арочных оконных проемов. Окна второго этажа имеют подвесные арки с лепными гирьками. Окна первого этажа полуциркульные с ажурным переплетом. Прообразом общего решения главного фасада Губернаторского дворца и, в частности, окон послужил Большой Кремлевский дворец в Москве. Центральный Ризалит акцентирован парадно оформленным флагштоком на котором развевается президентский Штандарт.

В отделке интерьеров господствуют мотивы в стиле модернизированного русского классицизма. Отделка была выполнена под руководством архитектора М.П. Коринфского, который работал в Казани в 1832—51 годах.

Очень хороши пропорции аванзала в парадном втором этаже; он перекрыт коробовым сводом с крупными распалубками, прорезанный глубокими нишами с вписанными в них оконными и дверными проемами. Профилированной позолоченной полочкой подчеркнуты пяты свода; узкой полоской позолоты обведены очертания оконных ниш. Три высокие двери, ведущие в большой зал, соответствуют торжественному характеру апартаментов главного административного здания края.

В большом белом зале «Готическом» с плоским плафоном и большими плоскостями зеркал на стенах, позолота введена не только в узор фриза и орнамента плафона, но и в декор парадных дверей.

Эклектика с элементами русского классицизма, барокко, древнерусского зодчества, псевдовизантийского стиля.

Ремонтно-реставрационные работы ведутся с 1950 г. В 1979 г. отреставрированы вестибюли, в 1983 г. — главный фасад по проекту архитектора СНРПМ Козловой С.А.

В 1996—97 г.г. произведены работы по реконструкции подковообразного пристроя, проект реставрации здания разработан ПТМ СА РТ Забировой Ф.М. и фирмой «Татинвестгражданпроект», полностью здание реставрировано в 1998—2001 гг.

Дворцовая церковь

Дворцовая церковь расположена с западной стороны Губернаторского дворца, галереей-переходом соединяется с Губернаторским дворцом. Церковь построена в XVII веке. Первоначально называлась Введенской, отремонтирована в 1852 г. и вновь освящена в 1859 г. во имя Сошествия св. Духа.

Одноглавый четверик основного храма с характерной барочной раскреповкой, подпираемые пучками колонн с пышными капителями на углах и нарядными оконными наличниками, поставлен на двухъярусный подклет. Проемы нижнего подклета украшены наличниками из кирпичных валиков с килевидным верхом над дверными и треугольными над оконными проемами. Луковица над главкой украшена накладными дубовыми венками и ветками, накрывающими ребра его граней. Четверик высится над крытой галереей-папертью с красивыми гранеными столбами. Галерея, куда ведет широкая наружная лестница, изначально, возможно, была гульбищем. Ограждение гульбища, переходящее в ограждение наружной лестницы, оформлено ширинками в сочетании с рядом сухариков. По верху гульбища и четверика карнизы украшены мукарнами на четверике к ним добавляются и сухарики. Крытым переходом церковь соединили в XIX в. с домом губернатора на уровне второго этажа (затем здание Совета Министров и Верховного Совета ТАССР, ныне — Резиденция Президента РТ). Окна перехода выполнены повторяющимися бифориумами. Фасады оформлены в стиле русского барокко XVIII в.

Татарской СНРПМ производились ремонтно-реставрационные работы, обмеры и обследования под руководством архитекторов Айдарова С.С., Петрухина В.С. в 1958, 1967, 1975 гг. Реставрировалась в 2000—2006 гг.

 

Башня Сююмбеки

Башня Сююмбеки является архитектурной эмблемой города. Ее название связано с именем татарской царицы Сююмбеки — жены двух последних казанских ханов. Сооружена во второй половине XVII—начале XVIII веков. На наиболее ранних планах города XVIII века, она показана как въезд во двор обер-комендантского дома, стоявшего на месте «старого царева двора», где руины ханского дворца казанские воеводы приспособили под склады пороха, селитры и свинца.

Башня пятиярусная — три уменьшающихся по высоте и по ширине четырехгранника, поднимаясь уступами, несут два восьмерика, завершенных стройным кирпичным граненым шатром в виде усеченной восьмигранной пирамиды, грани которой обозначены валиками, выполненными в кирпиче, с дозорной караульней над ним, увенчанной шпилем с позолоченным полумесяцем на яблоке. Общая высота достигает 58 метров.

Обходные галереи над тремя нижними этажами — гульбища, обнесены парапетами с несложной, но в каждом ярусе иной декоративной обработкой — это и ширинки на первом, пояса выполненные поребриком на втором и третьем или простым напуском в несколько рядов верхних ярусов. Грани всех ярусов подчеркнуты лопатками или тонкими валиками. Оконные и дверные проемы 2,3,4 уровней вверху заканчиваются трехцентровыми арками и имеют прямоугольные наличники кирпичным валиком. Окна пятого яруса и караульни с полуциркульными арками и простыми архивольтами. Нижний ярус башни состоит из двух пилонов, соединенных цилиндрическим сводом над проездом. На южном и северном фасадах пилонов и на четырех гранях усеченной пирамиды круглые окошки, обрамленные кирпичным валиком. На западном и восточном фасадах пилоны имеют по две декоративные колонны, завершающиеся вверху капителями, отразившими восточный колорит. Они по форме очень напоминают мукарнасы (сталактиты). Маленькие дверки, расположенные по одной на боковых фасадах, ведут на внутристенные лестницы, доходящие до третьего яруса (выше идут деревянные всходы). Кирпичные своды перекрывают помещения в верхнем четверике и первом восьмерике. Башня Сююмбике имеет заметный наклон в юго-восточную сторону. Отклонение от оси составляет 1 м 98 см.

В 1914—1916 годах в связи с отклонением башни от вертикали были проведены реставрационные работы: нижний ярус был охвачен железным поясом, несколько исказившим архитектурный облик башни.

В период с 1941 по 1955 год были проведены исследования состояния фундаментов, архитектурные обмеры башни и выполнены проекты по укреплению фундаментов башни Проектно-технической конторой треста по передвижке и разборке зданий под руководством Перельштейна З.М. Эксперты — чл. корр. Академии архитектуры СССР, профессор, доктор технических наук Ротерт П.П.; профессор Амоховский В.К., доктор технических наук Шухов С.В.

В 1958—1959 г. Татарская СНРПМ произвела реставрацию наружной облицовки башни под руководством архитектора Айдарова С.С., реставрированы заполнения проемов и внутренних деревянных конструкций.

В 1977—78 г. произведено инженерное укрепление фундаментов башни по проекту, выполненному институтом «Татгражданпроект» под руководством Берима О.И. и Исхакова А.И.

В период с 1985 по 1991 г. выполнены: проект на консервацию башни Сююмбеки институтом «Татгражданпроект» под руководством Исхакова А.И.; производство работ по укреплению фундаментов башни способом буроинъекционных свай силами управления «Гидроспецстрой»; реставрация фасадов и интерьеров башни силами Татарского СНРУ под руководством архитектора Гаязовой Г.М. с применением оригинальной методики укрепления поверхности кирпичной кладки и тонирования стен; изготовление и установка завершения башни Сююмбеки в виде полумесяца с позолотой.

В 1998 году было проведено укрепление фундаментов башни, в результате движение башни было остановлено.

В 2004 г. в проездную арку навешены кованые ворота с вписанными в верхнее арочное завершение изображениями солнца, полумесяца, знаков зодиака и зооморфных мотивов по периметру. Ворота двустворчатые, с калитками в каждой створке, закрываются на замок секирного типа с висячими стукалами в виде львиных голов.

В настоящее время наклон башни составляет 1,8 м.

 

Археологической экспедицией 1977 г. в районе башни Сююмбеки (с западной стороны) были изучены остатки двух монументальных каменных мавзолеев с погребениями, совершенными по классическому мусульманскому обряду. В мавзолеях похоронены казанские ханы Махмуд, сын Улуг-Мухаммеда (умер в начале 1460-х гг.) и Мухаммед-Эмин (умер в 1518 г.). Эти мавзолеи находились в некрополе знати, располагавшемся в западной части территории ханского двора. Там же были исследованы сооружения из белого камня высотой около 40—50 см, ширина стен 95—100 см. Изученные сооружения могут быть связаны с остатками дозорно-сторожевой башни с двумя пилонами (350 х 430 см), отстоявшими друг от друга на 350 см, т.е. имевшей разрыв для проезда. Советский и российский историк, археолог А.Х.Халиков не исключал возможности интерпретации этого объекта и как минарета мечети. Позднее примерно на этом же месте была возведена доныне сохранившаяся башня Сююмбеки.

 

 

Благовещенский собор

Благовещенский собор Казанского кремля является древнейшим из сохранившихся в Казани памятников истории и архитектуры. Главный собор Казанского края, являвшийся до революции кафедральным собором Казанской епархии, основан 4 октября 1552 года по приказу царя Иоанна Грозного. Деревянная церковь была срублена в три дня на пустыре и 6 октября освящена в честь Благовещения Пресвятой Богородицы. Поскольку еще в декабре 1552 года Иоанн Грозный предписывал известному псковскому мастеру Постнику Яковлеву и каменщику Ивану Ширяю отправиться в Казань, взяв с собой работников для построения нового каменного города (кремля), архиепископ Гурий озаботился строительством каменного Благовещенского собора, в возведении которого участвовало с 1556 по 1562 гг. 80 псковских мастеров. Строительство велось из волжского известняка, добываемого на противоположном берегу Волги.

Новый белокаменный крестовокупольный в плане собор первоначально имел в длину 18 сажень, в ширину 7 сажень 2 аршина, почти в 2 раза меньше современного храма, расширившегося в результате нескольких реконструкций. Стены имели килевидные завершения и заканчивались закомарами. Свод покоился на 6 круглых, как в Успенском соборе Московского кремля столпах, вместо традиционных парусных переходов центральный купол поддерживали тромпы.

Купола собора в XVI веке имели шлемовидную форму. В конце XVI века к храму были пристроены боковые приделы: северный во имя св. Петра и Февронии муромских и южный во имя св. князей Бориса и Глеба, соединенными папертью, которая огибала центральный кубовидный объём собора.

Собор подвергался многочисленным ремонтам и трем реконструкциям после пожаров. В 1694 г. узкие окна Благовещенского собора были расширены, храм украшен стенным письмом. В это же время с юго-западной стороны соборной паперти была возведена пятиярусная колокольня. В 1736 г. шлемовидные маковицы боковых глав были заменены луковичными, а центральная глава получила завершение в стиле украинского барокко.

В 1842—1843 гг. с западной стороны пристроена новая большая двусветная трапезная, высокое открытое крыльцо, превращенное в 1863 г. в крытую паперть, устроено печное отопление, замененное затем на калориферное. При проведении строительных работ было найдены архитектурные детали, возможно связанные с постройками ханского периода, находившихся по описаниям Писцовой книги 1566—1568 гг. напротив церкви у северных пределов. В 1869—1870 гг. собор был вновь расписан.

В 1930—х гг. снесены колокольня, западное крыльцо, главы собора.

Первоначально был выстроен 5-главый, 5-апсидный храм, окруженный двумя боковыми приделами. Центральный 6-столпный объем с четырьмя боковыми барабанами с луковичными завершениями и одним средним барабаном в стиле украинского барокко, три апсиды, боковые приделы с абсидами, проведена консервация трех фрагментов внутренней фресковой росписи в главном пространстве и трех фрагментов в апсидах алтарной части. Сохранился ряд декоративных элементов, один из которых — татарское надгробие XVI в., вмонтированное в кладку в виде перемычки над нишей для церковной утвари. Проведена реставрация масленных росписей, выполненных в начале XIX в. семейной бригадой иконописцев Сафоновых владимировской школы. Полностью воссоздан тябловый иконостас на период начала XVII в., украшенный басмой с сусальной позолотой. Также воссоздана резная сень над ракой с мощами св. Гурия, 4 киота с иконами в трапезной и 2 в тамбуре главного входа. Отреставрированы два предела — Северный и Южный с росписями и иконостасами. В основном объеме имеется цокольный этаж XVI века, который первоначально функционировал как отдельный шестистолпный храм Всех Святых. Стены и крестовые своды того помещения выложены из тесанных блоков известняка. В данный момент оно приспосабливается под Музей православного искусства.

В формах и конструкции четко прослеживается влияние псковского, владимирского, украинского и московского зодчества.

Центральный объем собора сложен из белого камня, сохранил свою первоначальную объемно-пространственную композицию — трехапсидный, шестистолпный, с пятью главами. Внутренние столбы в храме круглые, как в Успенском соборе Московского Кремля; вместо парусных переходов к главному куполу использованы тромпы — прием, присущий восточной архитектуре, уникальный для храмового строительства того времени. В декоративной обработке фасадов узорчатые пояски («бегунок», кирпич на ребро) соединены с аркатурами. Стены имеют килевидные завершения и позакомарные покрытия. Центральная глава барочной грушевидной формы, позолочена; боковые главы — луковичные, голубые, украшены позолоченными звездами. С южной и северной сторон к центральному объему примыкают два кирпичных придела с полукруглыми апсидами; с запада — обширная двухсветная трапезная. Трапезная кирпичная, оштукатуренная, с позакомарным покрытием, фасады декорированы плоскими пилястрами. Храмовая часть собора сохранила интерьеры XVI—XVII вв. Трапезная двусветная, по периметру устроены хоры с лестницей у западной стены. Стены храма и трапезной расписаны масляными красками (живопись XIX в.)

В 1973—1986 гг. осуществлена реставрация под руководством С.С.Айдарова (проект архитектора Гайнуллина Р.): восстановлены главы и их покрытия, произведена реставрация восточной, наиболее древней части храма.

В 1996—2005 гг. велись реставрационные работы под руководством арх. Тат. СНРУ Раимовой Р.Р. и Харисовой И.Б. фирмой «Антика». Реставрация живописи ведется московскими художниками-реставраторами под руководством Филатова С. и Каменевой Т.Е.

 

Архиерейский дом

Архиерейский дом расположен с юго-восточной стороны Благовещенского собора, построен в 1829 г. взамен разобранного дворца казанских архиереев XVII в. Архиерейский дом служил городской резиденцией главы православной церкви Казанского края.

Здание трехэтажное, кирпичное, оштукатуренное, с вальмовой кровлей. К прямоугольному в плане главному объему с восточной стороны примыкают три развитых ризалита. Вся композиция подчинена строгой симметрии относительно оси центрального ризалита, в котором располагалась домовая церковь. Фасады решены в формах позднего классицизма.

Входной узел по оси главного фасада в XX в. оформлен полукруглым в плане навесом на двух колоннах. Во второй половине XX в. был надстроен третий этаж. Первый этаж рустованный, над окнами клиновидные перемычки с выступающим замковым камнем. Окна второго этажа со скромным обрамлением окон профилированными наличниками с подоконными карнизами. Предстоит реставрация с восстановлением аттика над центральной частью главного фасада и шатрового купола над центральным ризалитом с восточного фасада.

Консистория

Консистория замыкает комплекс Благовещенского собора с южной стороны, юго-восточным крылом примыкает к Консисторской башне. Здание перестроено в XVIII в. из существовавшего здесь с XVI в. Архиерейского конюшенного двора, фасады реконструированы в XIX в.

Здание двухэтажное, кирпичное, состоит из нескольких разновременных корпусов, образующих разомкнутый четырехугольник с внутренним двором. Главный корпус расположен вдоль главной улицы Кремля, в одну линию с корпусами Присутственных мест. Первый этаж в наиболее древней его части перекрыт сомкнутыми сводами и прорезан проездной аркой. Восточная стена дворового корпуса включила в себя остатки крепостной белокаменной стены XII—XVIII вв.

Фасады оштукатурены, декорированы оконными наличниками в стилизованных формах русской узорчатой архитектуры.

В 1998 г. проведена реставрация дворового литера.

 

Здание присутственных мест

Здание присутственных мест, конец XVIII—середина XIX в., представляет собой двухэтажный и частично трехэтажный протяженный корпус с подвальным этажом, состоящий из ряда разновременных построек. Наиболее раннее из них — здание бывшей консистории (конец XVIII в.), тесно связанное со зданием бывшего губернской канцелярии (начало XIX в.).

Проект каменной губернской канцелярии составлен архитектором В.И. Кафтыревым, который в 1767 году был направлен сенатом в Казань для детализации генерального плана города, разработанного Комиссией для строений Санкт-Петербурга и Москвы после пожара Казани в 1765 году. Этот проект характерен для школы видного московского зодчего середины XVIII века Д. Ухтомского, учеником которого с 1748 по 1753 год был Кафтырев. В связи с открытием Казанского наместничества в 1781 году русское правительство отпустило средства на «возведение дома генерал-губернаторского, для которого переправлено по новой фасаде бывшее в крепости каменное строение, где помещена была губернская канцелярия длиной на 23'/2 поперечника на 8 сажен». Для превращения недавно возведенного здания канцелярии в дом наместника к нему, кроме того, было «на угол пристроено несколько покоев длиной на 10 поперечника на 7 сажен».

В распоряжении наместника оказался двухэтажный с антресолями дом в 15 окон по главному фасаду с перпендикулярно к нему расположенным крылом (южное крыло нынешнего здания Присутственных мест). Здесь размещались канцелярии официальных приемов и жилые комнаты семьи наместника. Центральный зал на втором этаже с хорами для музыкантов, опирающимися на колонны в обоих его торцах, был самым нарядным и именовался тронным.

В залах губернаторского дома в честь Павла I, посетившего Казань в 1798 году, был устроен бал, на котором кроме «высшего» русского общества присутствовало богатое татарское купечество с женами и дочерьми, а также представители мусульманского духовенства, в том числе сам муфтий.

Строительство дома наместника, где «в способных местах» имелись антресоли и погреба, и Присутственных мест было закончено в 1783 году. В отделке его фасадов, выполненной по аналогии с проектами домов «сплошной фасадою», разработанными Комиссией для строений в 1760—80 годах, уже не чувствуется отзвуков барокко. (По-видимому, Кафтырев принял за основу «фасад примерный для постройки каменных домов в Казани», составленный А.В. Квасовым и приложенный к утвержденному в 1768 году плану города.)

Без существенных переделок до наших дней сохранил свой изначальный вид лишь дворовый фасад этого здания (главный значительно искажен), на котором уцелели даже двухоконный северный ризалит и шесть рустованных пилястр центральной части бывшей губернской канцелярии. Обработка фасадов пилястрами заподлицо с фризом, неглубокими нишами, в которые вписаны оконные проемы, декоративными филенками трех разных рисунков над и под окнами и двухцветная покраска придавали зданию, слишком вытянутому (особенно после того, как сразу же после окончания работ в 1783г. «большой корпус присутственных генерал-губернатора, два двусветных зала для мест» увеличили в длину еще на 10'/2 сажен), известную представительность, отвечавшую его назначению. Рапорт казанского генерал-губернатора Мещерского свидетельствует, что одновременно к северному торцу бывшей губернской канцелярии пристроили «в одну линию и одинаковой с ней ширины присутственные места длиною 32'/2 сажен».

Декор главного фасада — сдержанный по оформлению. Северное крыло бывшей губернской канцелярии декорировано по краю второго этажа лопатками, выступающий цоколь — одним рядом руста, окна первого этажа с фасцами и профилированным наличником. Простенки декорированы фасцами в четыре уровня. Этажи разделены карнизом. Наличники арочных проемов второго этажа с профилированными подоконными карнизами, пересечены контрналичниками, внизу завершающимися гирьками, а наверху профилированными кронштейнами, на которые опирается разорванный сандрик. Верхний карниз украшен аркатурным поясом. Фасад Присутствия, в которое вошел и бывший губернаторский дом в XIX в. был приведен к одному решению — выступающий карниз, подходит под сливы окон первого этажа, которые украшены простым прямоугольным наличником. Этажи разделены двумя неширокими профилями карнизов; верхний подведен под сливы окон, обрамленных простым прямоугольным наличником. Прямые сандрики опираются на вертикальные контрналичники. По верху фасада — просто профилированный карниз.

В 1997—1998 г.г. разработан проект реставрации ПТМ СА РТ Забировой Ф.М., архитектор Сайфуллина Л.Ш., начата реализация в 1999 г, завершена в 2005 г.

Здание гауптвахты

Здание гауптвахты, середина XIX в., реконструированы в 2003 г. Юго-восточный угол кремлевской территории, где ныне находится бывшая военная гауптвахта (XIX в.), в XVI—XVII веках занимал Государев двор, где жил «большой воевода».

Здание трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане. Южная стена вплотную примыкает к пряслу кремлевской стены между Спасской и Юго-восточной наугольной башнями. Восточная стена гауптвахты немного отступает от соседнего прясла (между Юго-восточной наугольной и Консисторской башнями), образуя узкий проход к наугольной башне.

Аскетичные фасады лишены декоративной обработки, гладко оштукатурены, имеют лишь большие прямоугольные проемы окон, простой карниз и невысокую скатную кровлю.

В 1998 г. проведены комплексные ремонтные работы.

 

Братский корпус

Братский корпус расположен к северо-востоку от Спасо-Преображенского собора, примыкает к ограде монастыря. Корпус келий построен в 1670 г., в XVIII в. к нему пристроен казначейский дом, в 1892 г. пристроена галерея.

Здание двух-трехэтажное, кирпичное, Г-образное в плане, имеет четкую продольную ориентацию с востока на запад. Ряд квадратных в плане сводчатых келий объединен крытой кирпичной галереей. Трехэтажный объем казначейского дома, расположенный с западной стороны, включает в себя часть древней монастырской ограды. Фасады украшены наличниками арочных окон и декоративными поясками и карнизами.

Проект реставрации здания разработан арх. Аксеновой И.А.

Музейный комплекс «Хэзинэ»

Комплекс расположен в западной части Кремля. Возник в XIX в. на месте мечети, а затем Троице-Сергиевского монастыря. В комплекс входят корпус Юнкерского училища, Манеж, бывшая казарма. На территории комплекса ведется возрождение мечети Кул-Шариф.

Корпус Юнкерского училища

Корпус Юнкерского училища расположен вдоль проезда, ведущего внутри Кремля от Спасской до Тайницкой башни. Юнкерское училище, учрежденного в 1866 году. Здание выстроено архитектором Пятницким в 1840-х годах как казармы для кантонистов по проекту, сильно переработанному в 1836 году по приказу Николая I; в 1861 году они были предоставлены училищу военного ведомства, преобразованному затем в юнкерское училище.

Здание первоначально двухэтажное, надстроенное в советское время третьим этажом, кирпичное, оштукатуренное. Фасад здания выполнен в стиле казенного павловского ампира (рустовка 1 этажа, профилированные клиновидные наличники с выделенным замковым камнем). Три входа акцентированы металлическими навесами, выполненными в классической технике чебаксинской ковки с вплетенными розами, васильками и маскаронами. В интерьерах обращают на себя внимание сложные трехмаршевые лестницы, опирающиеся на кирпичные арки и своды.

В 1994—1995 г.г. разработан проект реставрации главного здания юнкерского училища, архитекторы — Гаязова Г.М., Попова В.О., Харисова И.Б.; в 1997 г. разобран поздний пристрой (советского периода) со стороны дворового фасада. Реставрировано полностью в 2001—2005 гг.

В настоящее время в этом здании уже функционируют три музея: Музей Великой Отечественной войны 1941—45 г.г., Национальная картинная галерея, центр «Эрмитаж-Казань». Идет формирование четвертого — Музея природы Татарстана. По главному фасаду на уровне второго этажа надпись бронзовыми буквами: «Национальная галерея «Хазинэ».

Манеж

Манеж построен в 1880-х гг., по проекту, выполненному в 1881 г. в Санкт-Петербурге. Проект выполнен с учетом рельефа и окружающих построек.

Здание расположено с южной стороны главного корпуса училища, торцом к проезду. При строительстве здания были использованы фундаменты здания монастырской ограды (западная стена). Первоначальная функция — строевой манеж для проведения учений. Отопительные печи расположены были в нишах симметрично по двум сторонам от оси здания.

Здание Манежа представляет собой не только памятник истории и архитектуры XIX в., но и уникальное сооружение по своей конструкции. Достаточно обширное помещение размером 18 х 56 метров было перекрыто большепролетными деревянными конструкциями. Главный фасад первого этажа полностью выполнен французским рустом. Пилястры дополнительно украшены накладными лопатками внутри разрезки руста. Простое обрамление арочных окон, которое опускается до самого цоколя, перерезается подоконным карнизом, под котором выполнены пирамидальные филенки. Входной портал с кованым навесом на чугунных столбах, акцентирован на фасаде раскреповкой на которую опирается фронтон, переходящий в аттик. Вальмовая кровля ограждена кованой решеткой, опирающейся на кирпичные столбы. Стены боковых фасадов гладкие, руст остается только на пилястрах.

Реставрирован в 2003—2006 гг. В настоящее время идет приспособление здания под хранилище и читальный зал Музея древних книг и рукописей.

 

 

Комплекс Пушечного двора

Пушечный (Артиллерийский, Арсенальный) двор располагается в северо-западной части крепости и примыкает с запада к крепостной стене. Первоначально строился как единый П-образный корпус, пристроенный к кремлевской стене. Ныне состоит из четырех корпусов, отреставрированных по разным периодам. Этот район Казанского Кремля был заселен не позднее XI в., что доказывается комплексом находок и наличием древнейшего культурного слоя. В период раннего города здесь находились жилые дома и хозяйственные постройки.

Возникновение комплекса в Казанском Кремле относится к концу XVII века, на месте расположения арсенала и ханской гвардии. Составлявшие его одно-двухэтажные кирпичные здания образовывали большой литейный двор. На протяжении XVII и XVIII вв. здесь изготавливалось, ремонтировалось и хранилось тяжелое оружие. Комплекс состоял из главного здания, расположенного вдоль Большой (главной) улицы Кремля и двух корпусов, примыкающих к нему и ограничивающих двор с севера и юга. Въезд на территорию осуществлялся через проездную башню в центре главного здания. Данный период представлен в настоящее время Южным корпусом и археологическими остатками производственных сооружений внутри существующего главного здания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 360; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.148.124 (0.082 с.)