Однако, несмотря на очевидный прогресс международная практика выявила некоторые проблемы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Однако, несмотря на очевидный прогресс международная практика выявила некоторые проблемы.



1. Принцип суверенного равенства государств, больших и малых, закрепленный в Уставе ООН, этим же Уставом был нарушен, поскольку пять великих держав были наделены правами, которых не имели любые другие члены ООН. Речь идет о постоянных членов Совета Безопасности, которые имеют право вето и тем самым наделены правом существенно влиять на развитие мировых событий. Такими правами не обладают другие государства - члены ООН. Если в период создания ООН это объяснялось вкладом великих держав в разгром фашизма, то впоследствии этот фактор потерял свою актуальность. Следует наделить ФРГ и Японию статусом постоянных членов Совета Безопасности, но этого до сих пор не произошло, хотя обе эти страны получили статус крупных западных государств, вошли в число самых демократических государств мира, покончили с фашизмом и милитаризмом, делают вклад в укрепление мира, оказывают существенную помощь и содействие слаборазвитым странам, на деле реализуя идеи ООН.

Но при этом в последние двадцать лет все большее значение в решении общемировых проблем приобретают ежегодные встречи лидеров семи, а с 2002 г. - восьми (с участием России) ведущих государств мира, в том числе Японии и ФРГ. Правовой статус таких встреч никак не определен, принятые решения не имеют правовой основы и не являются обязательными не только для участников встречи, но и для других государств. Но уже по тому, как добивалась Россия полноправного участия в таких встречах, можно судить об их важности и значимости. Было бы ошибкой недооценивать такие решения через отсутствие международно-правовых основ.

Таким образом, несмотря на то, что совещания лидеров восьми крупных государств проходят за рамками международного права, именно они определяют текущее развитие международных отношений и современного международного права. В настоящее время решения, определяющие судьбы мирового сообщества, формулируются не в рамках легитимной международной организации, такой как ООН, а в рамках нелегитимных совещаний лидеров ведущих мировых держав, хотя никто не наделял их таким статусом. Следовательно, международное право не принимает во внимание такие совещания и такие решения, хотя должно реагировать на такие изменения в общественных отношениях.

2. Для современного международного права остаются неизменными основные принципы, среди которых принцип нерушимости границ, неприкосновенности государственной территории, невмешательства во внутренние дела и др. Эти принципы считаются основой международного права. Именно считаются. Но с молчаливого согласия или даже одобрение мирового сообщества они все чаще игнорируются. Это проявляется и в малых, и в больших деяниях. Вспомним: в 1974 г. израильские коммандос вторглись на территорию Уганды и в аэропорту Энтеббе освободили захваченных террористами заложников. Тогда только СССР, "друг всех африканских народов", в том числе и диктаторских режимов, выразил протест по поводу нарушения суверенитета Уганды. Все остальное сообщество одобрило действия, направленные на освобождение заложников, хотя нарушение суверенитета Уганды действительно было.

1979 г. в другой африканской стране - в Центральноафриканской империи император Бокасса расстрелял демонстрацию школьников за то, что они отказывались покупать школьную форму, которую шили на фабрике, принадлежавшей самому Бокассі. Когда скандал стал известен во Франции, некогда владела этой страной, французы снарядили вооруженный отряд, силами которого за полчаса был свергнут режим Бокассы, и страна снова стала республикой. Кстати, ее будущий президент был "импортированный" в страну с помощью того же французского отряда и тем же самолетом. Насколько известно, ни одно государство не выразила протеста по поводу нарушения суверенитета Центральноафриканской государства, хотя нарушение международного права было явным и несомненным.

Можно привести и другие подобные примеры. Напрашивается вывод, что последнее десятилетие показывает, что нормы и принципы международного права заменяются совсем другими принципами, ориентированными на современное представление о мораль и справедливость.

3. Уместно напомнить, что на XV сессии Генеральной Ассамблеи ООН была принята "Декларация о предоставлении независимости колониальным и зависимым народам", которая провозглашала необходимость незамедлительно и безоговорочно положить конец колониализму во всех его формах и проявлениях. В отечественной литературе тех лет отмечалось, что "колониализм несовместим с международным правом". Оказывается, совместимый.

В 1982 г. между Великобританией и Аргентиной возник вооруженный конфликт через Мальвинские (Фолклендские) острова. Конфликт имел характер спора относительно сохранения за Великобританией права на владение колонией, которой с 1833 г. были упомянутые острова. В свое время острова было включено в список колониальных территорий, на которые распространяется действие Декларации ООН о предоставлении независимости колониальным странам и народам. Действия Великобритании противоречили Декларации, но это ее не остановило. Еще одной колонией Великобритании Гибралтар, захваченный в 1704 г. Многолетние переговоры Испании с Великобританией о возвращении Гибралтара наталкиваются на упорное нежелание расставаться с колонией. По договору 1975 г., подтвержденным в 1979 г., китайская территория Аомынь (Макао в 1999 г.) находится под управлением Португалии. Восточный Тимор с 1976 г. является провинцией Индонезии в результате вооруженной оккупации, которая состоялась в 1975 г. Иран без достаточных оснований оккупирует расположенные в Персидском заливе острова Большой и Малый Томб и Абу Муса, принадлежащих Объединенным Арабским Эмиратам. Когда в 2002 г. Марокко попыталось вернуть удерживаемый Испанией крошечный островок Перехіль, расположен у марокканских берегов, Испания применила вооруженные силы, а Євросоюз хоть и обнаружил определенную сдержанность в этом конфликте, но его представитель заявил, что территория Испании, в том числе и остров Перехіль - это территория Европейского Союза. Тем самым испанские домогательства было поддержано всем авторитетом Евросоюза.

Конечно, нынешний колониализм не похож на африканский 60-х годов, но конфликты, которые возникают время от времени, свидетельствуют о необходимости упорядочить международные отношения в соответствии с международного права.

4. Право войны в международном праве формировалось с древнейших времен и сегодня это одна из наиболее разработанных отраслей права. Но, видимо, война в прежнем, традиционном понимании - как вооруженное противостояние двух или нескольких государств, уходит в прошлое. Основное нынешнее зло и причина вооруженных конфликтов - международный терроризм не замыкается в рамках государства, государственных границ. Это зло стало интернациональным, а может, точнее - позадержавним. Пример: для Бен Ладена Афганистан был лишь временным пристанищем, а не сколько-нибудь серьезной военной силой и точкой опоры, потому что нынешние войны - это войны не государств, а обществ, где в меньшей степени используются ракеты, а в большей - террористы-камикадзе, то есть оружие, доступна для любой общественной организации.

Несмотря на некоторое упрощение ситуации, классические, может даже рыцарские правила ведения войны, в том числе правила относительно начала войны и ее последствий, о распределении вооруженных сил на комбатантов и некомбатантов, об обращении с больными и ранеными, правила военного плена, обращение с мирным населением, множество запретов - все это в нынешних условиях в противостоянии с международным терроризмом утратило всякий смысл, прежде всего потому, что противоположная сторона этих правил не признает.

5. В конце концов, надо вспомнить о вооруженные вмешательства в дела других государств. Конечно, деятельность миротворческих сил, которые вводятся по просьбе самих заинтересованных государств или на основании решений Совета Безопасности для поддержания мира или для принуждения к миру, не вызывает возражений. Не вызывает возражений деятельность вооруженных сил, например, для восстановления государственности и суверенитета Кувейта. Но варварские бомбардировки мирных объектов Югославии, которые были санкционированы НАТО, вызвали осуждение значительной части мирового сообщества.

 

47. Международное право и глобальные проблемы современности

Общая характеристика глобальных проблем современности

Особенности современного мира, входящего в XXI в., заклю­чаются в том, что он, с одной стороны, охвачен всеобщей научно-технической революцией и научно-техническим прогрессом, до­стиг фундаментальных социальных сдвигов, во многом руковод­ствуется теорией нового политического мышления, а с другой - пестр, многолик, пронизан противоборствующими тенденциями, острыми противоречиями, доходящими до конфликта. Это слож­ный, целостный мир, стремящийся к стабилизации на основе ре­шения обострившихся глобальных проблем.

Глобальными считаются проблемы, охватывающие населе­ние всего земного шара, всеобщие, т.е. относящиеся ко всем и каждому государству, которые не могут быть решены одним от­дельно взятым государством. Они обладают следующими призна­ками: во-первых, эти проблемы затрагивают интересы всего че­ловечества, а в перспективе и будущее существование человечес­кого общества, т.е. имеют общепланетарный характер; во-вторых, эти проблемы проявляют себя как объективные характеристики развития общества во всех или в большинстве регионов мира; в-третьих, нерешенность их создает угрозу для будущего человече­ства, препятствует прогрессу общества, что делает их неотложны­ми; в-четвертых, они могут быть решены только благодаря уси­лиям всего мирового сообщества, большинства или многих госу­дарств; в-пятых, они предполагают примат международного права, т.е. неукоснительное соблюдение всеми государствами меж­дународных норм, повышение роли институциональных механиз­мов современного международного права, осознание всеми значи­мости международного суда как конечной инстанции по разреше­нию международных споров юридического характера и важности международных переговоров на основе посредничества или парт­нерства при урегулировании споров политического, территориаль­ного, национального и другого характера.

Принято выделять несколько групп глобальных проблем:

- международное сотрудничество и упрочение мира;

- обеспечение прав и свобод человека;

- национальная и международная безопасность;

- экология;

- народонаселение или установление демографического рав­новесия планеты;

- научно-техническая революция и использование ее резуль­татов для преодоления отсталости;

- международное сотрудничество в борьбе с преступностью и другими антиобщественными явлениями.

Указанные группы проблем тесно между собой связаны, а поэ­тому решение их взаимообусловлено и должно быть комплексным. Содержание их можно конкретизировать следующим образом:

1) предотвращение мировой ядерной катастрофы, прекраще­ние гонки вооружений, испытаний ядерного оружия;

2) обеспечение международного сотрудничества и партнерства в экономической, политической, экологической, духовно-куль­турной и других областях;

3) преодоление разрыва в уровне экономического роста между государствами развитыми и развивающимися;

4) ликвидация или уменьшение энергосырьевого, продоволь­ственного, демографического кризиса (или предкризисного состо­яния), соблюдение требований экологии, совместное освоение кос­мического пространства и т.д., т.е. создание условий выживания и нормального существования, относящихся к взаимоотношениям человека и среды обитания;

5) использование достижений научно-технического прогресса для совершенствования систем здравоохранения и просвещения, социального и духовного развития личности и т.д.;

6) международное сотрудничество в борьбе с терроризмом, наркобизнесом, взрывами самолетов, попытками преступников скрыться от правосудия за рубежом, сбытом похищенного или «отмыванием» преступных доходов за границей, незаконным оборо­том наркотиков, культурных ценностей и оружия и т.д.

Новое мышление государственных деятелей предлагает пере­шагнуть через то, что мир разделяет, ради общих человеческих интересов, ради жизни на Земле. Нормализация международных отношений в экономике, в сфере информации, в экологии может быть осуществлена на основе широкой интернационализации, партнерства, поиска баланса интересов государств, так как без этого невозможна стабильность на планете. Основной исходный принцип взаимоотношений между государствами и во внутрен­ней политике каждого государства прост: ядерная война не мо­жет быть средством достижения политических, экономических, каких бы то ни было иных целей, что означает коренной отход от традиционных представлений о войне и мире. В глобальном ядерном конфликте не оказалось бы ни победителей, ни побеж­денных и неминуемо погибла бы вся цивилизация. Соответствен­но в основу международной политики должны быть положены общечеловеческие морально-этические принципы и нормы, спо­собные гуманизировать межгосударственные отношения. В этом контексте решение глобальных проблем экономического разви­тия, экологии и др. должно служить обеспечению прочного и справедливого мира, с одной стороны, развитию личности, об­щества и государства - с другой. Провозглашен и осуществля­ется приоритет общечеловеческих ценностей, прежде всего вы­живания и прогрессивного развития человечества. Отсюда кон­версия, закрытие ядерных полигонов, цивилизованное решение экономических и экологических проблем.

Законодательство России по глобальным проблемам приводит­ся в соответствие с международными стандартами. Но, к сожале­нию, в России имеются большие трудности, связанные с Черно­былем и событиями, порожденными переходным периодом в раз­витии общества и государства. В результате не все государствен­ные программы полностью финансируются, не все законодатель­ство материально и организационно обеспечено.

По существу, все глобальные проблемы современности входят в содержание экономической, политической, социальной и духов­но-культурной функций каждого государства, но в разной мере и степени реализуются в жизни.

Положение дел с экологией, продовольствием, энергетически­ми ресурсами и т.д. диктует необходимость повышения ответст­венности мирового сообщества за решение глобальных проблем или продвижение по пути к их решению. Необходимы научные методы решения глобальных проблем и социальные условия пре­творения их в жизнь, что также входит в содержание функций государств. При этом центральным звеном стратегии должно быть развитие международного сотрудничества государств, объедине­ние усилий всего человечества путем расширения политических, экономических, гуманитарных и культурных связей, совершен­ствования средств коммуникации на основе утверждения в меж­дународных отношениях нового политического мышления, исхо­дящего, как уже отмечалось, из приоритета общечеловеческих идей справедливости и солидарности.

Помимо норм международного права каждое государство должно иметь и обеспечивать реализацию специальных блоков за­конодательства, регулирующего социальное развитие, охрану природы и окружающей среды, оборону и внешнюю безопасность. Законодательство, регулирующее экономику и охрану обществен­ного порядка, также необходимо сориентировать на решение гло­бальных проблем современности.

Заслуживают поддержки, выделяемые в литературе основные тенденции глобализации мировой политики, относящиеся к каж­дому государству и всему мировому сообществу:

- понимание целостности современного мира и приоритета глобальных проблем как целей международной политики;

- создание вместо существующих военно-политических бло­ков международной системы содружества, все составляющие ко­торой исходят из примата международного права над националь­ным, прежде всего применительно к общепризнанным правам и свободам человека, и международных форм - над национально-государственными;

- усиление взаимодействия государств при решении глобаль­ных проблем, ориентация внутренних функций на глобальное со­трудничество и решение задач мирового сообщества;

- повышение ответственности государств перед мировым со­обществом за решение национальных проблем, могущих стать гло­бальными;

- повышение политической культуры сотрудничества на ос­нове компромисса при выработке соглашений;

- разработка совместных с другими государствами или со­гласованных с ними научных программ решения глобальных проблем;

- ориентация национального законодательства на решение глобальных проблем современности.

 

48. Правовое государство: основные черты и принципы организации.

 

. Правовое государство: понятие и принципы.

Правовое государство - это одна из высших социальных ценностей, призванных утвердить гуманистические начала в его взаимоотношениях с личностью.

Об ограничении государственной власти писали как мыслители прошлого века (Платон, Аристотель, Дж. Локк, Кант), так и отечественные юристы (Н.М.Коркунов, П. И. Новгородцев, Г.Ф.Шершеневич и др.). После революции концепция правового государства была отвергнута Советской властью. Это привело к трагическим последствиям для сотен тысяч людей, оказало отрицательное воздействие на социально-экономическое развитие страны, воспитало пренебрежение к нормам закона и человеческой жизни, последствия чего мы до сих пор наблюдаем в современной нам действительности.

В настоящее время учеными-юристами проводятся глубокие научные исследования этой проблемы. Автором одной из наиболее убедительных отечественных концепций современного правового государства является В.А.Четвернин.

Итак, правовое государство - это государство, обслуживающее потребности правового, саморегулирующегося общества, т.е. обеспечивающее режим господства права и создающее надежные гарантии от административного вмешательства в саморегулирующиеся процессы жизнедеятельности общества, защищающие интересы производителей и потребителей социальных благ в рамках общедоступной надлежащей правовой процедуры разрешения споров.

По своей сущности правовое государство - это система институциональных и формально-юридических гарантий, обеспечивающих неприкосновенность и плюрализм собственности, самостоятельность и равную меру свободы производителей и потребителей социальных благ и вообще участников социального обмена - индивидов и их ассоциаций. Минимальная и максимальная меры свободы должны определяться реальными возможностями общества и уровнем развития объективно складывающегося права. Нормы, выражающие меру свободы, должны быть зафиксированы в конституции и законах.

В качестве признаков правового государства выделяются следующие:

- первый признак - верховенство правовых законов и конституции как основного закона. Это означает, что в правовом государстве конституция должна закреплять минимальную меру свободы индивида в данном обществе и тем самым устанавливать, что ни частному лицу, ни органу государственной власти не может быть дозволено то, что ущемляет минимальную свободу. В конституциях и законах путем запретов общественно вредного поведения должна закрепляться равная максимальная мера свобода всех, исключающая привилегии;

- второй признак - формально-юридические гарантии свободы, самостоятельности и собственности, причем, гарантии не только для индивида, но и для объединений, так как зачастую в современном обществе человек удовлетворяет свои интересы и реализует свою свободу, вступая в различные ассоциации;

- третий признак - система институциональных гарантий свободы, самостоятельности и собственности (или институционально-правовой компонент).

Речь идет о необходимости строгого разграничения законодательной, исполнительной и судебной властей в соответствии с их природой и функциями.

В процессе становления правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства и человека. Эти изменения проявляются в юридической регламентации статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое государство характеризуется тем, что:

  1. в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;
  2. основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;
  3. в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

  1. народный суверенитет;
  2. верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;
  3. правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы для формирования правового государства:

  1. политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов;
  2. экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.);
  3. социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав;
  4. нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы правового государства:

  1. верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;
  2. разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;
  3. реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;
  4. взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;
  5. соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

Правовое государство - это государство, в котором организация и деятельность государственной власти в ее взаимоотношениях с индивидами и их объединениями основана на праве и ему соответствует.

Идея правового государства направлена на ограничение власти (силы) государства правом; на установление правления законов, а не людей; на обеспечение безопасности человека в его взаимодействиях с государством

Основные признаки правового государства:

1. Осуществление государственной власти в соответствии с принципом ее разделения на законодательную, исполнительную, судебную с целью не допустить сосредоточения всей полноты государственной власти в чьих-либо одних руках, исключить ее монополизацию, узурпацию одном лицом, органом, социальным слоем, что закономерно ведет к "ужасающему деспотизму" (Ш. Монтескье).

2. Наличие Конституционного Суда - гаранта стабильности конституционного строя - органа, обеспечивающего конституционную законность и верховенство Конституции, соответствие ей законов и иных актов законодательной и исполнительной власти.

3. Верховенство закона и права, что означает: ни один орган, кроме высшего представительного (законодательного), не вправе отменять или изменять принятый закон. Все иные нормативно-правовые акты (подзаконные) не должны противоречить закону. В случае же противоречия приоритет принадлежит закону.Сами законы, которые могут быть использованы в качестве формы легализации произвола (прямой противоположности права), должны соответствовать праву, принципам конституционного строя. Юрисдикцией Конституционного Суда действие неправового закона подлежит приостановлению, и он направляется в Парламент для пересмотра.

4. Связанность законом в равной мере как государства в лице его органов, должностных лиц, так и граждан, их объединений. Государство, издавшее закон, не может само его и нарушить, что противостоит возможным проявлениям произвола, своеволия, вседозволенности со стороны бюрократии всех уровней.

5. Взаимная ответственность государства и личности:

личность ответственна перед государством, но и государство не свободно от ответственности перед личностью за неисполнение взятых на себя обязательств, за нарушение норм, предоставляющих личности права.

6. Реальность закрепленных в законодательстве основных прав человека, прав и свобод личности, что обеспечивается наличием соответствующего правового механизма их реализации, возможностью их защиты наиболее эффективным способом - в судебном порядке.

7. Реальность, действенность контроля и надзора за осуществлением законов, иных нормативно-правовых актов, следствием чего является доверие людей государственным структурам, обращение для разрешения сугубо юридических споров к ним, а не, например, в газеты, на радио и телевидение.

8. Правовая культура граждан - знание ими своих обязанностей и прав, умение ими пользоваться; уважительное отношение к праву, противостоящее "правовому нигилизму" (вера в право силы и неверие в силу права).

Правовым называется такое государство, которое во всей своей деятельности подчиняется праву, функционирует в определённых законом границах, обеспечивая правовую защищённость своих граждан.

Предпосылками создания и функционирования правового государства являются:

1. производственные отношения, основанные на многообразии форм собственности, свободе предпринимательства. Необходима экономическая независимость и самостоятельность индивида. Только экономически самостоятельный гражданин может быть равноправным партнёром государства в политико-правовой сфере;

2. режим демократии, конституционализма и парламентаризма, суверенитет народа, предотвращение попыток узурпации власти;

3. высокий уровень политического и правового сознания людей, политической культуры личности и общества, понимание необходимости сознательного участия в управлении государственными и общественными делами;

4. юридической предпосылкой является создание внутренне единой и непротиворечивой системы законодательства, которая только и может обеспечить действительное уважение закона;

5. важнейшей предпосылкой правового государства является гражданское общество, т.е. система отношений между людьми, обеспечивающая удовлетворение их неотъемлемых прав и интересов на основе самоуправления и свободы. Лишь «разгосударствленное» общество, способное самостоятельно, без повседневного вмешательства государства (что и создаёт основу для нарушения последним закона) решать встающие перед ним проблемы, может быть социальной базой правового государства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.054 с.)