Тема 5. Механизм функционирования рынка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 5. Механизм функционирования рынка



1. Сущность рыночного механизма и его элементы

2. Спрос, кривая и неценовые факторы спроса

3. Предложение, кривая предложения и неценовые факторы предложения

4. Рыночное равновесие

5. Эластичность спроса и предложения

 

Сущность рыночного механизма и его элементы

Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.

Рыночный механизм (роль рыночного механизма) обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения.

На стороне производства выступает предложение, на стороне потребления — спрос. Эти два элемента неразрывно связаны между собой, хотя на рынке противостоят друг другу. В зависимости от конкретных условий рынка предложение и спрос уравновешиваются на более или менее продолжительный период. Это выравнивание спроса и предложения может происходить стихийно и под регулирующим воздействием государства.

Важно отметить, что рыночный механизм действует как механизм принуждения, заставляющий предпринимателей, преследующих свою собственную цель (прибыль), действовать в конечном счете на пользу потребителей.

Действие этого механизма основано не на уговорах а на естественном стремлении человека к благосостоянию. Поэтому дня приведения в действие рыночного механизма не нужно ничего, кроме свободы производителей и потребителей. Чем полнее свобода, тем эффективнее действует механизм саморегулятора рыночной экономики.

Конъюнктура рынка — это совокупность складывающихся на рынке в каждый данный момент времени экономических условий, при которых осуществляется процесс реализации товаров и услуг. Она определяется экономическими показателями, характеризующими состояние рынка: соотношением спроса и предложения, уровнем цен, емкостью рынка, платежеспособными возможностями потребителей, состоянием товарных запасов и т.д.

 

Спрос, кривая и неценовые факторы спроса

Спрос — это количество товара, которое хотят и могут приобрести покупатели за определенный период времени при всех возможных ценах на этот товар.

В условиях рынка действует так называемый закон спроса, суть которого можно выразить следующим образом. При прочих равных условиях величина спроса на товар тем выше, чем ниже цена этого товара, и наоборот, чем выше цена, тем ниже величина спроса на товар. Обратную зависимость между ценой и спросом можно графически изобразить с помощью кривой спроса (рис.2).

 

 

Рис.2. Кривая спроса

 

Действие закона спроса объясняют существованием эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода выражается в том, что при снижении цены товара потребитель чувствует себя богаче и хочет приобрести большее количество товара. Эффект замещения состоит в том, что при снижении цены товара потребитель стремится заместить этим подешевевшим товаром другие, цены на которые не изменились.

Неценовые факторы спроса

1. Изменение вкусов потребителей. К примеру, если здоровый образ жизни становится в обществе всё более популярным, то это снижает спрос на алкогольно-табачную продукцию и повышает его на велосипеды и туристское снаряжение;

2. Изменение числа покупателей. Очевидно, что уменьшение этого числа отзывается падением спроса, и наоборот. Так, в стране снижает спрос на детские товары, а рост продолжительности жизни повышает спрос на медицинские услуги и места в интернатах для пожилых людей;

3. Изменения в доходах населения. Если доходы населения растут, то у покупателей возникает желание приобретать больше товаров вне зависимости от цен на них. Например, растет спрос на высококачественные одежду и обувь, товары длительного пользования, недвижимость и т.п.;

4. Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными называют два вида товаров – взаимозаменяемые и взаимодополняющие. К примеру, если цена на CD-плееры понизятся, то спрос на СD - диски возрастёт;

5. Изменения в ожиданиях потребителей можно свести к двум вариантам. Первый – ожидание повышения цен или доходов. Оно побудит людей увеличить свои покупки. Второй – предполагает ожидание снижения цен или доходов, что сокращает текущий спрос.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 237; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.190.232 (0.005 с.)