Класс как рыночная позиция. Экономический и социальный класс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Класс как рыночная позиция. Экономический и социальный класс.



Понятие статусной группы.

Понятие статуса связано с различной степенью социального престижа соответствующих социальных групп. Отличительные черты конкретного статуса могут меняться независимо от классового деления; при этом социальный престиж может быть как позитивным, так и негативным. К позитивно привилегированным статусным группам относятся люди, обладающие высоким престижем в рамках данной социальной системы. Например, в английском обществе высокий престиж имеют врачи и юристы. Негативно привилегированными статусными группами являются группы парий. Именно они становятся жертвами дискриминации, закрывающей для них возможности, доступные другим группам. В средневековой Европе такими париями были евреи, которым запрещалось заниматься определенными видами деятельности и, в частности, занимать государственные должности.

Обладание богатством обычно связано с высоким статусом, но существует и множество исключений, о чем свидетельствует, например, существующий термин “благородная бедность”. В Великобритании люди из аристократических семей продолжают пользоваться почетом и уважением, даже потеряв все свое состояние. Наоборот, к “новым богачам” представители традиционного высшего класса часто относятся с пренебрежением.

Если классовая принадлежность — характеристика объективная, то статус, напротив, зависит от субъективных оценок людьми социальных различий. Классы связаны с экономическими факторами — собственностью и доходами, статус определяется различными стилями жизни соответствующих групп.

Главный и личный статусы

В наборе статусов всегда найдется ключевой, или главный. Главным статусом называется наиболее характерный для данного индивида статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они отождествляют его.

Для женщин главным чаще всего оказывается статус домохозяйки, а для мужчин – статус, связанный с Основным местом работы или занятием: директор коммерческого банка, научный сотрудник, полицейский, рабочий на промышленном предприятии.

Главным выступает тот статус, который определяет стиль жизни, круг знакомых, манеру поведения и т.п. Для научной интеллигенции главным часто оказываются не место работы или род занятия, а ученая степень, для менеджеров – должность или иерархический ранг.

Для мужчины – это статус занятого в общественном производстве (статус работника), для женщины – домохозяйки. Общество закрепляет за ними именно эти статусы. В процессе жизни человек усваивает то, что навязывает ему общество. Чем сильнее человек идентифицирует себя с главным статусом, тем тяжелее ему потерять его. Безработица для мужчины страшна тем, что она лишает его главного статуса – кормильца семьи.

Необходимо различать два вида статуса – личный и социальный. Социальный статус употребляется в двух значениях – широком и узком. С широким употреблением слова мы уже познакомились (вспомните его). Социальный статус в узком смысле – положение человека, которое он автоматически занимает как представитель большой социальной группы (профессиональной, классовой, национальной). До недавнего времени негров в США и ЮАР ставили ниже по общественному положению, чем белых. В результате к любому нефу – талант лив он или нет, добродетельный или злодей – относились пренебрежительно. Личные качества отступали на второй план перед национальными. Напротив, заслуги и достоинства бе лого заранее преувеличивались: при знакомстве или трудоустройстве ему доверяли больше. Другой пример – предрассудок по отношению к женщинам. Обыденное мнение полагает, что с руководящей работой она справится хуже мужчины именно потому, что она – женщина.

Личный статус – положение, которое человек занимает в малой, или первичной группе в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам. Замечено, что социальный статус играет первенствующую роль среди не знакомых, а личный – среди знакомых людей. Но ведь знакомые и составляют первичную, малую группу. Представляясь незнакомым людям, каждый из нас называет прежде всего место работы, социальное положение, национальность и возраст. Для знакомых людей важны не они, а наши личные качества, неформальный авторитет.

Предположим, что господин Н. нанимает человека, по отношению к которому действуют социально-групповые пред рассудки, то есть негра или женщину. На первых порах работодатель и сослуживцы строят взаимоотношения с ними, руководствуясь групповыми ожиданиями, возможно, относятся к ним с предубеждением или с осторожностью. Через некоторое время, когда наши герои раскрыли свои трудовые и личные достоинства, окружающие изменяют свое отношение. Теперь главным для них становится личный статус. Социологи сказали бы, что низкий социальный статус постепенно перерос в высокий личный.

Каждый из нас обладает набором социальных и личных статусов, поскольку мы участвуем во множестве больших и малых групп. К последним относятся семьи, круг родственников и знакомых, спортивная команда, школьный класс, студенческая группа, клуб по интересам, молодежная тусовка. В них вы можете иметь высокий, средний или низкий статус, то есть быть лидером, независимым, аутсайдером. Врач Н. обладает высоким профессиональным статусом, поскольку его специальность престижна, но в спортивной секции по каратэ, где он занимается два раза в неделю, к нему относятся как к аутсайдеру. Таким образом, социальный и личный статусы могут совпадать и не совпадать.

На Таймыре человек не считается полноценным мужчиной и не может жениться до тех пор, пока он не убил дикого оленя. Орнамент на одежде указывал на социальное положение, брачный статус, возрастную категорию и т.д. В чуме без огня холод но, главное – одежда, она должна быть очень плотной, теплой, как у космонавтов, иначе в тундре не выжить.

По данным социологических исследований, самым важным признаком богатства является загородный дом или коттедж (75%). В ряду ценностей нуворишей это более значимо, чем наличие шикарной квартиры (70%) или роскошного автомобиля (55%).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.26.246 (0.004 с.)