Семинар 6. Особенности участия адвоката в отдельных формах судопроизводства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Семинар 6. Особенности участия адвоката в отдельных формах судопроизводства



Вопросы для обсуждения

1. Участие адвоката в уголовном процессе при заключении досудебного соглашения о сотрудничестве

2. Участие адвоката в особом порядке судебного разбирательства при согласии обвиняемого с предъявленным ему обвинением

3. Особенности участия адвоката в суде присяжных

4. Участие адвоката в производстве у мирового судьи

5. Сравнение участия адвоката в уголовном процессе Российской Федерации и зарубежных стран

 

Задачи

1. В коллегию адвокатов обратился гражданин Сидоров с просьбой помочь ему добиться возбуждения уголовного дела по факту кражи у него в трамвае денег и личных документов. По словам Сидорова, он обратился с заявлением о краже в органы внутренних дел, однако в приеме заявления ему отказали, пояснив, что у них есть подозрение, что Сидоров сам потерял деньги и документы.

Как должен действовать адвокат в данной ситуации?

 

2. В органы внутренних дел с заявлением о побоях, нанесенных ему неизвестными лицами, и грабеже шапки обратился гражданин Виноградов. В возбуждении уголовного дела по данному факту было отказано по мотивам того, что насилие в отношении Виноградова было применено неизвестными в ответ на неправомерные действия самого Виноградова, а шапка могла упасть с Виноградова и потеряться во время драки. Недовольный таким решением органов дознания Виноградов обратился к адвокату.

Какие действия должен предпринять адвокат в защиту интересов пострадавшего Виноградова?

 

3. Пострадавшая Борисова обратилась к адвокату Орлову за защитой своих прав. Адвокат выяснил, что Борисова пострадала от преступления, однако органы предварительного расследования не спешили признать ее потерпевшей, поскольку преступление было не раскрыто. Адвокат направил в адрес следователя ходатайство о признании Борисовой потерпевшей, однако следователь на ходатайство не отреагировал.

Оцените правомерность действий адвоката и следователя.

 

4. Гражданин Италии Монтанелли являлся потерпевшим по делу об умышленном причинении ему средней тяжести вреда здоровью. Поскольку русским языком Монтанелли не владел и законов Российской Федерации не знал, он заявил ходатайство о предоставлении ему переводчика и адвоката, указав, что средств на оплату услуг этих лиц у него нет, и он просит обеспечить ему помощь указанных лиц за государственный счет.

Как должно быть разрешено ходатайство потерпевшего?

 

5. К адвокату Ухову обратился гражданин Миронов. Он утверждал, что после того, как обратился в правоохранительные органы с заявлением о вымогательстве денег со стороны Сергеева, стал всерьез опасаться за свою жизнь и здоровье, так как стал находить в своем почтовом ящике записки от неизвестных с угрозами и требованиями отказаться от обвинений в отношении Сергеева. Адвокат Ухов, заключив с Мироновым соглашение о представлении интересов потерпевшего в уголовном процессе, явился к следователю и заявил ходатайство о принятии мер, обеспечивающих безопасность потерпевшего Миронова и его самого, как представителя потерпевшего.

Следователь отказал в удовлетворении ходатайства, ссылаясь на то, что подобные ходатайства могут заявляться только самим потерпевшим, а такой меры защиты адвоката, как сохранение в тайне его имени при проведении следственных действий, законом вообще не предусмотрено.

Правомерно ли поступил следователь?

 

6. По уголовному делу о краже потерпевший Лисичкин заявил ходатайство о допуске к участию в деле в качестве его представителя своей сестры – гражданки Лисичкиной, которая имела высшее юридическое образование и работала в качестве юриста в ООО «Керамзит».

Какое решение по ходатайству потерпевшего должен принять следователь?

 

7. Гражданин Печкин, являвшийся потерпевшим и частным обвинителем по уголовному делу о нанесении ему побоев, обратился к мировому судье с ходатайством о допуске к участию в деле в качестве представителя потерпевшего и частного обвинителя своего брата, успешно занимающегося юридической практикой, однако статусом адвоката не обладающего.

Подлежит ли ходатайство Печкина удовлетворению?

 

8. Потерпевший Шерханов был вызван следователем для участия в очной ставке с обвиняемым. Явившись в назначенное время, Шерханов попросил следователя перенести следственное действие на другой день, поскольку его представитель – адвокат Ожегов – заболел и не может присутствовать сегодня при проведении очной ставки. Однако следователь отказал потерпевшему в удовлетворении его просьбы и провел очную ставку.

Правомерны ли действия следователя?

 

9. Адвокат Зиновьев являлся представителем потерпевшего Игнатьева по делу о разбойном нападении. В ходе предварительного следствия была проведена проверка показаний потерпевшего Игнатьева на месте. Ознакомившись с протоколом следственного действия, присутствовавший при его проведении адвокат Зиновьев заявил, что протокол составлен неполно, и изъявил желание сделать об этом замечания в конце протокола. Следователь не позволил адвокату внести замечания в протокол, пояснив, что таким правом обладает только сам потерпевший, чьи показания проверялись на месте, но не его адвокат.

Оцените правомерность действий следователя.

 

10. Адвокат Харитонов являлся представителем потерпевшего Ободова по уголовному делу по факту мошеннических действий Сычева. В результате расследования следователь пришел к выводу об отсутствии в действиях Сычева состава преступления и уголовное дело в отношении него прекратил. Копию постановления о прекращении уголовного дела следователь направил потерпевшему Ободову. Адвокат Харитонов, желая обжаловать постановление о прекращении дела, обратился к следователю с просьбой предоставить для ознакомления материалы уголовного дела. Однако следователь отказался ознакомить адвоката с материалами дела, пояснив, что ч. 4 ст. 213 УПК РФ обязывает следователя вручить потерпевшему копию постановления о прекращении уголовного дела, но не предусматривает право потерпевшего и его представителя знакомиться с материалами дела.

Правомерны ли действия следователя? Могут ли потерпевший и его представитель требовать ознакомления с материалами прекращенного уголовного дела?

 

11. Адвокат Клименко, участвуя в суде с участием присяжных заседателей в качестве представителя потерпевшего, неоднократно в присутствии присяжных сообщал о содержании доказательств, признанных недопустимыми, ставил под сомнение правомерность исключения их из процесса доказывания, обращался к материалам, характеризующим личность подсудимого, к его прошлым судимостям. На сделанные ему председательствующим замечания адвокат не реагировал, в связи с чем был удален из зала судебного заседания.

Оцените правомерность решения председательствующего. Должен ли быть решен вопрос о замене адвоката-представителя?

 

12. Адвокат Брюханов, участвуя в судебном заседании в качестве представителя потерпевшей Козловой, выступая в судебных прениях, заявил, что лица, совершившие преступления, подобные рассматриваемому, не имеют права жить среди нормальных людей, и просил суд о назначении подсудимому максимальной меры наказания, предусмотренного Уголовным законом за совершенное преступление.

Оцените заявление адвоката.

 

13. В период судебного рассмотрения уголовного дела по факту изнасилования гражданки Леоновой к представителю потерпевшей адвокату Дмитриеву обратился защитник подсудимого – адвокат Фефелов. Он предложил от имени своего подзащитного большое вознаграждение потерпевшей за отказ от ранее данных ею показаний, а также пообещал значительное вознаграждение Дмитриеву, если он склонит потерпевшую к такому отказу. Дмитриев согласился и обещал обсудить этот вопрос со своей клиенткой.

Оцените действия обоих адвокатов. Могут ли адвокаты участвовать в переговорах с противоположной стороной? Если да, то при каких условиях?

 

14. Адвокату Соломину – представителю потерпевшего Зайкова – исследованные судом доказательства вины подсудимого Громова представились явно недостаточными для обоснования обвинительного тезиса. Более того, адвокат пришел к убеждению, что Громов преступления не совершал. Адвокат неоднократно пытался убедить своего доверителя – потерпевшего Зайкова, в недоказанности обвинения и в невиновности Громова, однако Зайков настаивал на том, что Громов – негодяй, и должен сидеть в тюрьме. Тогда адвокат по собственной инициативе расторгнул договор представительства, заключенный с Зайковым.

Правомерны ли действия адвоката?

Задачи

15. Адвокат Михайлов представлял в суде интересы гражданина Спичкина, который выступал в качестве истца по уголовному делу. Его доверитель в период предварительного и судебного следствия настаивал на предъявлении и поддержании гражданского иска. Однако после последнего слова подсудимого и удаления суда в совещательную комнату для постановления приговора Спичкин вдруг начал просить адвоката Михайлова отказаться от заявленных требований. Однако Михайлов в удовлетворении просьбы клиента отказал, пояснив ему, что время упущено, и надо было думать раньше, сейчас он уже не в состоянии что-либо изменить.

Оцените правомерность действий адвоката.

 

16. В судебное заседание по уголовному делу явились все участники уголовного процесса, кроме гражданского истца, который был своевременно извещен о времени и месте судебного заседания, но по неизвестной причине в суд не явился. Представитель гражданского истца адвокат Волков просил суд рассмотреть гражданский иск в отсутствие гражданского истца. Однако суд оставил гражданский иск без рассмотрения, мотивировав это решение тем, что полагает необходимым присутствие самого гражданского истца в судебном заседании для допроса его по спорным моментам искового требования.

Правильное ли решение принял суд? В каких случаях гражданский иск может быть рассмотрен в отсутствие гражданского истца?

 

17 Следователь Саночкин приехал для производства обыска в квартиру к свидетелю Стрельцову. В квартире Стрельцова в этот момент находился его приятель – адвокат Юрин. Следователь, реализуя предоставленное ему законом право, запретил лицам, присутствовавшим в помещении, общаться между собой и покидать помещение до окончания следственного действия. Кроме того, следователь подверг всех находящихся в помещении лиц, в том числе и адвоката Юрина, личному обыску. По окончанию обыска адвокат Юрин хотел внести замечания в протокол, однако следователь ему отказал в такой возможности, пояснив, что Юрин присутствовал на следственном действии не как адвокат, а как лицо, находившееся в месте, где проводится обыск.

Оцените законность действий следователя. Как следовало действовать адвокату в данной ситуации?

 

18. Гражданин Палкин явился на допрос в качестве свидетеля с адвокатом Григорьевым. В ходе допроса адвокат неоднократно вмешивался в ход допроса и рекомендовал Палкину воздержаться от ответов на вопросы. В связи с этим Палкин, отвечая следователю, пояснял, что не знает ответов на те или иные вопросы, либо, что он забыл определенные обстоятельства, так как у него плохая память.

Оцените правомерность поведения адвоката.

 

19. Гражданин Цветков на допросе в качестве свидетеля воспользовался услугами адвоката Абрамова, с которым заключил соглашение на оказание юридической помощи при производстве по уголовному делу. После допроса в качестве свидетеля с участием Цветкова еще проводились следственные действия: проверка его показаний на месте; опознание, где он выступал в качестве опознающего; очная ставка с обвиняемым. Несмотря на просьбы Цветкова адвоката Абрамова не допустили к участию в этих следственных действиях.

Оцените правомерность действий следственных органов.

 

20 Свидетель Горохов явился на допрос к следователю с адвокатом Меричко, приглашенным им для оказания юридической помощи. В ходе допроса адвокат понял, что часть вопросов следователя сформулированы таким образом, чтобы уличить его клиента Горохова в совершении незаконных действий. Для того, чтобы предостеречь Горохова и согласовать с ним позицию, адвокат Меричко потребовал прервать допрос и дать ему возможность переговорить с клиентом наедине. При этом он сослался на п. 5 ч. 3 ст. 6 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Однако следователь отказался удовлетворить требование адвоката.

Оцените правомерность действий следователя.

 

21. В ходе расследования уголовного дела по факту хищений и злоупотреблений, совершенных должностными лицами районной налоговой инспекции, для допроса в качестве свидетелей поочередно вызывались все работники налоговой инспекции. Вместе с ними на допрос являлся адвокат Ларин, с которым у каждого из свидетелей было заключено соглашение об оказании юридической помощи.

Оцените ситуацию с точки зрения закона. Может ли один адвокат оказывать помощь нескольким свидетелям по одному уголовному делу?


 

 

Примерные темы для написания рефератов

 

1. Правовые и нравственные основы деятельности адвоката в уголовном судопроизводстве.

2. Международно-правовые основы оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе.

3. Генезис организационно-правовых форм оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве России.

4. Адвокат - защитник подозреваемого и обвиняемого.

5. Участие адвоката на стороне обвинения. Адвокат – представитель потерпевшего, гражданского истца.

6. Оказание адвокатом юридической помощи свидетелю.

7. Нравственно правовые начала в деятельности адвоката.

8. Взаимоотношения адвоката с участниками уголовного процесса.

9. Адвокатское расследование: миф или реальность?

10. Адвокатская тайна.

11. Тактика профессиональной защиты.

12. Роль адвоката-защитника в формировании доказательственной базы по уголовному делу.

13. Способы собирания доказательств адвокатом-защитником.

14. Проверка и оценка доказательств. Участие адвоката-защитника в проверке доказательств. Правила оценки доказательств. Оценка отдельных видов доказательств.

15. Действие принципа презумпции невиновности при осуществлении доказывания по уголовному делу.

16. Участие адвоката в предварительном расследовании.

17. Содержание и методика участия адвоката в следственных действиях.

18. Роль защитника при сотрудничестве подозреваемого (обвиняемого) с прокурором и следователем.

19. Обжалование действий (бездействия) и решений должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство, и участие адвоката в рассмотрении жалоб судом.

20. Оказание адвокатом юридической помощи потерпевшему, гражданскому истцу, гражданскому ответчику.

21. Участие адвоката в судебном разбирательстве.

22. Методика участие адвоката в допросе потерпевших и свидетелей в суде первой инстанции.

23. Участие защитника в исследовании доказательств.

24. Содержание и значение защитительной речи адвоката.

25. Коллизионная защита.

26. Тактика профессиональной защиты.

27. Оказание юридической помощи при пересмотре судебных решений в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.

28. Доводы жалоб и пределы рассмотрения уголовного дела судами апелляционной и кассационной инстанций.

29. Порядок и субъекты обжалования вступивших в законную силу решений суда по уголовному делу. Пределы прав суда надзорной инстанции.

30. Пределы обжалования приговоров, постановленных в особом порядке (по правилам главы 40 УПК РФ) и судом с участием присяжных заседателей.

Примеры тестовых заданий

Пояснительная записка

В современном юридическом об­разовании тестирование используется в качестве наиболее эффек­тивной формы контроля полученных знаний по со­ответствующим темам учебного курса. Тест — это задание стандартной формы, по которому проводится проверка уровня по­лученных знаний. Тестирование способствует формированию про­фессионального мышления будущих юристов, повышению понятий­ной культуры, развитию когнитивных способностей специалистов. При его использовании существенно экономится учебное время лекционно-семинарских занятий; можно опросить достаточно большое количество студентов за ограниченный временной интервал; опрос проводится по большому числу вопросов и «элемент угадывания» не имеет существенного значения, что дает доста­точно надежный результат, кроме того, все тестируемые находятся в равных ус­ловиях, а механизм проверки заданий практически исключает «пред­взятость» проверяющего.

Предлагаемые задания предназначены для усвоения основных по­ложений функционирования судебной системы России, для зак­репления знаний, полученных в процессе лекционного курса, семи­нарской и самостоятельной работы с основной и дополнительной литературой.

Назначение теста: Тест может использоваться для промежуточного и итогового контроля знаний студентов

Перечень объектов контроля (виды знаний, умений, контролируемых заданиями теста).

Объект контроля
  Владеть основным понятийным аппаратом
  Владеть приемами и навыками анализа элементов судебной системы
  Владеть методами анализа элементов судебной системы

 

Варианты экзаменационного теста равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Уровень сложности определяется:

- количеством концептов, необходимых для решения тестового задания;

-содержательной частью задания;

- вариативностью действий;

- формой тестового задания

Инструкция к заданиям теста.

Прочитайте внимательно задания теста и инструкции к ним. Задания выполняйте последовательно. В задании может быть как один, так и несколько правильных ответов. Номер выбранного ответа отметьте в бланке ответов под номером выполненного Вами задания.

Задания являются закрытой формы в большей части, требующими выбора правильного ответа из нескольких предложенных вариантов. Есть открытые вопросы, требующие самостоятельного ответа тестируемого.

В открытых вопросах самостоятельно напишите, пожалуйста, правильный ответ – лаконично и правильно.

Общее время выполнения теста – 60 минут (при общем числе заданий 50, время выполнения – 55 минут)

1.Процессуальные гарантии – это:

А) правовые средства, способы и методы, обеспечивающие достижение целей уголовного судопроизводства;

Б) нормы уголовно-процессуального права, регулирующие уголовно-процессуальную деятельность;

В) деятельность должностных лиц государства, ведущих производство по уголовному делу;

Г) судебный контроль и прокурорский надзор.

 

2. Принцип состязательности подразумевает:

А) равенство участников процесса;

Б) осуществление судебного контроля и правосудия;

В) разграничение функций обвинения, разрешения дела и защиты, независимость и беспристрастность суда и равенство прав сторон в процессе;

Г) наличие спора между стороной защиты и обвинения.

 

3.Требование о том, что уголовное судопроизводство осуществляется в сроки, установленные УПК РФ, без неоправданной и необоснованной задержки отражает смысл принципа:

А) законности

Б) публичности

В) разумного срока уголовного судопроизводства

 

4.Под принципом публичности в уголовном процессе понимается:

А) право представителей СМИ требовать от прокурора предоставления информации о ходе расследования уголовного дела

Б) открытое, гласное рассмотрение уголовного дела в судебном заседании

В) приоритетная защита общественных и государственных интересов должностными лицами государства, ведущими производство по уголовному делу

 

5. Обвиняемый считается невиновным, пока его виновность в совершении преступления не будет доказана в предусмотренном УПК РФ порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда - принцип:

А) публичности

Б) законности

В) презумпции невиновности

6. В соответствии с принципом презумпции невиновности,

А) каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда

Б) обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность, а защитник не вправе строить свою защиту на опровержении обвинения

В) веские сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого

Г) все ответы правильные

 

7. Из принципа состязательности уголовного судопроизводства следует, что

А) суд создаёт необходимые условия для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав; стороны обвинения и защиты равноправны перед судом

Б)со стороны защиты в уголовном процессе участвуют государственный и (или) общественный защитник

В) суд создаёт сторонам необходимые условия для осуществления предоставленных им прав и исполнения обязанностей; стороны обвинения и защиты могут обратиться к альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации) после подписания подозреваемым или обвиняемым и его защитником, а также прокурором досудебного соглашения о сотрудничестве

Г) все ответы правильные

8. В соответствии с действующим УПК РФ

А) защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым в случае, если назначенный адвокат отказался от принятой на себя защиты

Б) защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым в случае, если участие защитника обязательно

В) защитник приглашается подозреваемым, обвиняемым; дознаватель, следователь, суд вправе предложить подозреваемому или обвиняемому пригласить другого защитника в случае неявки приглашенного защитника в течение 5 суток со дня заявления ходатайства о приглашении защитника

Г) верны первые два варианта ответа

 

9. В качестве момента начала участия защитника в уголовном деле, предварительное следствие по которому обязательно, Уголовно-процессуальный кодекс РФ не определяет

А) вынесение постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого

Б) фактическое задержание лица, подозреваемого в совершении преступления

В) вручение уведомления о подозрении в совершении преступления

Г) верны первые два варианта ответа

 

10. В соответствии со ст. 51 УПК РФ участие защитника в уголовном судопроизводстве обязательно, если

А) подозреваемый, обвиняемый является несовершеннолетним

Б) потерпевший является малолетним

В) уголовное дело подлежит рассмотрению мировым судьей

Г) все ответы правильные

 

11. По приговору Московского городского суда Лосев осужден. Его защитник

на основе на основе действующего законодательства предложил подать

А) надзорную жалобу в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ

Б) апелляционную жалобу в Судебную коллегию по уголовным делам Московского областного суда

В) кассационную жалобу в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ

Г) если не будет нужного решения, - все перечисленные жалобы, в последовательности 2 – 3- 1

12. В соответствии с УПК РФ к полномочиям защитника не относится право

А) привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ

Б) назначать судебную экспертизу

В) знакомиться с протоколом задержания его подзащитного

Г) все ответы правильные

 

13.В соответствии с УПК РФ к полномочиям защитника относится право

А) привлекать специалиста в соответствии со ст. 58 УПК РФ

Б) назначать судебную экспертизу

В) проводить допрос очевидцев преступления с их согласия

Г) все ответы правильные

 

14. При неявке защитника и невозможности его замены судебное разбирательство

А) продолжается

Б) откладывается

В) приостанавливается

Г) прекращается

 

15. Замена защитника в судебном разбирательстве

А) влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в суде

Б) не влечет за собой повторения действий, которые к тому времени были совершены в суде

В) влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в суде, по заявлению защитника

Г) влечет за собой повторение действий, которые к тому времени были совершены в суде, по заявлению подсудимого

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Особенность учебного процесса определяется образовательной технологией, которая предполагает сочетание нескольких форм обучения. К таким формам обучения относятся: лекционные занятия, семинарские (практические), самостоятельная работа студентов с учебными материалами, научной литературой и судебной практикой, выполнение письменных работ, индивидуальные консультации преподавателя (как очными, так и письменными, с использованием электронной почты и Интернет).

Самостоятельная работа это, прежде всего особый процесс добывания знаний.

Содержание учебного процесса должно быть акцентировано на привитие студентам фундаментальных основополагающих знаний, позволяющих выработать практические навыки и умения анализировать и решать практические правовые проблемы. Это предполагает использование активных методов в обучении и немаловажную роль при этом играет самостоятельная подготовка.

Кроме основной задачи научить студентов учиться, с учетом специфики юридической профессии, самостоятельная работа студентов призвана решать и такие задачи как:

1) оказывать помощь студентам в приобретении прочных знаний (перестройка содержания лекций с целью придания им проблемного характера, выделение творческого материала для самостоятельной проработки, разработка системы заданий и контроля за их исполнением, определение списка обязательной и дополнительной литературы);

2) создавать опыт самостоятельной учебно-научной деятельности и стимулиро­вать его развитие (подбор творческих заданий, привлечение последних науч­ных первоисточников, обсуждение опыта самостоятельной творческой работы студентов на студенческих конференциях и научных студенческих кружках);

3) помогать студентам в овладении профессионально направленными приемами учебной деятельности с ориентацией на будущую специальность юриста (изучение юридических журналов, обеспечение профессиональной направленности тематики курсовых и выпускных квалификационных работ, участие в деятельности различных правоохранительных органов и других структур);

4) укреплять стремление студентов к самообразованию.

Основными видами самостоятельной работы студентов применительно к этим условиям и требованиям является:

1. Предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый для студентов учебный материал. Такая подготовка предполагает изучение учебной программы, установление связи с ранее полученными знаниями, выделение наиболее значимых и актуальных проблем, на изучение которых следует обратить особое внимание и др.

2. Прослушивание лекций, осмысление учебной информации, сообщаемой преподавателем, ее обобщение и краткая запись. Своевременная доработка конспектов лекций.

3. Подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы по учебным дисциплинам.

4. Выяснение наиболее сложных, непонятных вопросов и их уточнение во время консультаций.

5. Подготовка к семинарским, практическим занятиям, зачетам и зачетам. Активная познавательная деятельность в ходе их проведения.

6. Выполнение специальных учебных заданий, предусмотренных учебной программой.

7. Написание рефератов, докладов, контрольных, курсовых, выпускных квалификационных работ.

8. Подготовка докладов на студенческие научно-практические конференции.

9. Самостоятельное чтение правовых журналов: «Государство и право», «Правоведение», «Журнал российского права», «Российская юстиция»; «Законность», а также «Российской газеты», и др.

Самостоятельная работа включает:

¾ решение типовых задач; выполнение различных упражнений по образцу;

¾ составление правовых документов;

¾ подготовку к семинарским занятиям, зачетам и зачетам; самостоятельное прочтение, просмотр, конспектирование учебной литературы; заучи­вание, пересказ, запоминание, повторение учебного материала; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендованной литературы; выяснение наиболее сложных, не­понятных вопросов и их уточнение во время консультаций; предварительная подготовка к занятиям, в том числе и к тем, на которых будет изучаться новый, незнакомый учебный материал;

¾ подготовку сообщений, докладов, выступлений на семинарских и практических занятиях, подбор литературы по учебной проблеме;

¾ написание контрольной, курсовой работы; выполнение специальных учебных заданий, предусмотрен­ных учебной программой; систематическое чтение правовых журналов, периодической печати, поиск и анализ дополнительной информации.

¾ написание рефератов, научных статей; участие в научно-исследовательской работе; подготовка ВКР; выполнение специальных творческих заданий и др.

В качестве учебных материалов для обучения должен использоваться не только лекционный материал, но и самостоятельное изучение учебников, специальной литературы и периодических изданий. Студенты должны уметь пользоваться правовыми системами Консультант Плюс и Гарант. Современные информационные технологии позволяют перенести уникальные печатные издания «Классиков русской цивилистики», многообразные энциклопедии и словари на электронные носители, они так же могут служить учебным материалом.

Способы самостоятельной работы студента:

¾ освоение теоретического материала по изучаемой дисциплине (отдельные темы, отдельные вопросы тем, отдельные положения и т. д.) с использованием учебников, учебных пособий;

¾ более глубокое изучение специальной научной литературы по отдельным проблемным вопросам;

¾ закрепление знаний теоретического материала путем решения задач, выполнения контрольных работ, тестов для самопроверки. Следует учитывать, что работа с задачами позволяет понять и запомнить основные нормативно-правовые акты и прививает навыки их применения;

¾ подготовка к групповой дискуссии, деловой игре, выступлению на научной студенческой конференций или научном студенческом кружке;

¾ проведение письменного анализа конкретной ситуации и выявление проблем в правовом регулировании;

¾ разработка правовой документации, составление проекта сделки или процессуальных документов;

¾ выработка собственного мнения, подходов и моделей;

¾ сопоставление различных научных и практических идеи и точек зрения;

¾ формирование представлений о тенденции развития законодательства.

В зависимости от процесса обучения самостоятельная работа студента может включать все выше перечисленные виды, либо их часть в самом разнообразном соотношении. Контроль, за проведением самостоятельной работы может осуществлять преподаватель.

Задания для самостоятельной работы студента могут четко формулироваться преподавателем, либо избираться студентами самостоятельно, при этом они должны быть разграничены по темам изучаемой дисциплины, и их объем должен быть определен часами, отведенными в учебной программе.

Результаты самостоятельной работы студента контролируются преподавателем. Эти результаты оцениваются и учитываются в ходе итоговой аттестации студента по изучаемой дисциплине. Наиболее приемлемой формой оценки результатов работы студента по изучаемой дисциплине является балльная.

Используемые формы контроля: тестирование; проверка письменных заданий, контрольных работ, задач; доклад по самостоятельно изученной теме; экспресс опрос.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.174 с.)