Естественное право понятие и социальная основа 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Естественное право понятие и социальная основа



Основной тезис теории естественного права (Гроций, Гоббс, Чокк, Монтескье, Руссо и др.) заключается в том, что наряду с правовыми нормами, установленными государством, право вклю­чает в себя также естественное право. Последнее понимается как совокупность прав, которыми все люди обладают от природы в силу самого факта своего рождения: право на жизнь, свободу, равенство, частную собственность, право быть счастливым и т. д. Государство не может посягать на эти естественные и неотъем­лемые права человека.

Естественное право – это то, которому природа научила все живое, ибо это право присуще не только человеческому роду, но и всем животным, которые рождаются на земле и в море, и птицам; сюда относится сочетание мужчины и женщины, которое мы называем браком, сюда же – порождение детей, сюда же – воспитание; мы видим, что животные, даже дикие, обладают знанием этого рода» (Ульпиан. Дигесты. I. I. I.).

Требования естественного права непререкаемы. Противоречить им – все равно что противоречить природе мира. И самая главная предпосылка, вытекающая из оснований естественного права, – «согласно нему все рождаются свободными» (Ульпиан. Дигесты. I. I. 4.). Только человеческие обыкновения и жизненный уклад создают общественные отличия.

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с правом, созданном людьми и выраженном в законах, существует естественное право - сумма требований, в своей исходной основе рожденных непосредственно, без какого-либо людского участия, самой, натуральной жизнью общества, «природой», объективными условиями жизнедеятельности, естественным ходом вещей. К числу таких требований относятся, например, право первенства, право старшинства, право народов на определение своей судьбы и т. д..

Основной характеристикой естественного права можно рассматривать истоки его формирования. Оно возникает не в результате целенаправленной правотворческой деятельности уполномоченных субъектов, а считается производным от самой природы человека (как, например, право на жизнь, честь, достоинство, личную неприкосновенность). Оно органично присуще человеку, появляется вместе с обществом и существует независимо от признания или не признания государством. На сегодняшний день нормы естественного права получают государственное признание и закрепляются в официальных источниках, например, в Конституции. Посредством такого признания нормы естественного права становятся гарантированными государством.

Вопросом естественного права, проблемой разграничения права на естественное и позитивное ученые занимались очень давно. О естественном праве говорили еще римские юристы. Существуют различные подходы к пониманию естественного права. Точка зрения Алексеева (конец 19 – начало 20 века): можно выделить 4 типа учений о естественном праве: 1)естественно-правовые учения, которые рассматривают основы естественного права в различных естественных отношениях и связях. Подобное толкование естественного права можно найти и у римских юристов: «Естественное право – право всего живого на земле. На естественном праве строятся брачно-семейные отношения, воспитание детей. Естественное право в основе имеет одно-начальный естественный инстинкт». 2)более глубокое толкование природы. Естественное право в объективном смысле – совокупность естественных законов. Субъектное право – это проявление естественного права. Здесь рассматриваются правовые явления, как механизмы, которые можно математически просчитать. 3)естественное право, как проявление божественной воли. 4)Этическая теория естественного права (популярная со времен Канта). Естественное право – должное право, то есть право, не зафиксированное в законе, это правовой идеал. Это право определяет развитие позитивного права. Разграничение естественного права с позитивным сориентировало ученых на поиск основ права.

Естественное право – система, которая определяет общие правила развития позитивного права и связанных с ним правовых систем. Иногда естественное право называют саморегламентацией. Алексеев: «Естественное право является символом всего истинного, оно выражает вечный закон справедливости». Естественное право признали критерием и нормативной базой абсолютного права. Такой подход ставит ряд вопросов: Должно ли отвечать естественное право каким-либо требованиям? Оно должно включать в себя такие ценности, которые признавались бы всеми без исключения субъектами права. Возможно ли в принципе существование таких ценностей? На этот вопрос философия пытается ответить, развивая дальше идеи естественного права.

Суть идеи естественного права заключается в том, что наряду с позитивным правом (выраженном в законах), существует естественное право – совокупность требований, вытекающих из природы человека, обусловленных обществом, например, право получение вознаграждения за труд. В идеях естественного права находится жесткая зависимость права от внешних факторов, проявляется зависимость права и свободы человека. В идеях естественного права с самого начала присутствовал стержень – требование обеспечения жизнедеятельности людей как свободных разумных существ. Требования естественного права как социальный факт представляет собой идеи разума. Таким образом, можно дать следующее определение: естественное право – право, обусловленное природой человека и общества преломленное через разум и представляющее собой правовые идеалы. Само по себе естественное право не может выполнять функции, которые выполняет позитивное право. Естественное право, как совокупность правовых идеалов не может быть критерием оценки поведения субъекта. Естественное право дает основу или базу развития позитивного права. Естественное право в настоящее время выполняет особую миссию. Естественное право аккумулирует, сводит в воедино все нормативные начала, образует систему требований всей социальной жизни, которые должны быть отражены в естественном праве. «В сфере естественного права объективно обусловленные требования жизни находят своеобразный фильтр через разум». Развития естественного права в современный период. Мы выделяем два этапа: 1)Первая революция в праве произошла в эпоху Просвещения. Новое возрожденное естественное право наполнилось новым современным содержанием, оно стало носителем основополагающих ценностей (разум, свободы человека, его неотъемлемые права). Естественное право в новых условиях: А)Выбрала в качестве главного адресата своих требований существующую власть с целью недопустимости государственного произвола, б)выделило неотъемлемые права человека, которые стали непосредственным выражением самой сути человеческого бытия (основы сообщества людей). Юридическое регулирование стало ориентироваться на отдельного человека. Основой такого регулирования стали естественно-правовые требования свободы. 2)II половина 20 века – активный процесс демократизации общества. Естественное право приобретает непосредственно юридико-регулятивное значение. На сегодняшний день требования естественного права приобретает характер юридических принципов, то есть составляют основу принимаемого законодательства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 565; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.007 с.)