Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Базовые постулаты нетрадиционных идейно-политических течений.
4.1. Анархизм. К нетрадиционным принято относить идейно-политические течения, которые либо стали актуальными в первой половине ХХ века, либо возникли на рубеже ХХ– ХХI веков. Все они сформировались как реакция различных групп населения главным образом индустриально развитых стран на новые общественные проблемы и конфликты. Из таких идеологий наиболее давнюю историю своего развития имеет анархизи. Анархизм (от греч. Anarchia – безначалие, безвластие) – общественно-политическое течение, отрицающее необходимость государственной и всякой иной власти, проповедующее неограниченную свободу личности, непризнание общего для всех порядка в отношениях между людьми. Первую попытку систематизировать представления об «обществе без государства» предпринял английский писатель и историк Уильям Годвин (1756-1836) в своей книге «Исследование о политической справедливости» (1793). Однако как идейно-политическое течение анархизм сложился в 1840-1870-е годы в Западной Европе. Основные его теоретические положения были выдвинуты немецким философом Максом Штирнером (1806-1856) и французским философом и экономистом Пьером Прудоном (1809-1865). Видными представителями анархизма были русские революционеры М.А.Бакунин (1814-1876) и П.А.Кропоткин (1842-1921). Основой идейных воззрений анархистов является индивидуализм. Поэтому наиболее враждебно анархисты относятся ко всем разновидностям государственной власти в которой они видят главное препятствие на пути к утверждению свободы личности. По их мнению, основной задачей социальной революции является установление безгосударственного общественного строя, который будет представлять собой федерацию автономных производственных ассоциаций, коммун, провинций и социальных общностей. В обыденном употреблении термином «анархия»зачастую обозначается полный хаос, беспорядок, которые случаются в жизни при отсутствии необходимого управления. Однако, по убеждению анархистов только анархия, т.е. отсутствие какого-либо принуждения в отношениях между людьми, и может породить подлинный общественный порядок, основанный на свободном самоуправлении и добровольном взаимодействии всевозможных ассоциаций индивидов («Анархия – мать порядка!»). Это идейно-политическое течение существует в различных странах в виде немногочисленных анархистских групп, и говорить о наличии широкого анархистского движения нет оснований.
4.2. Фашизм. В 20-40-е годы ХХ века в странах Европы достаточно широкое распространение получила идеология фашизма (итал. – fasio – пучок, связка, объединение). Наиболее полное воплощение идеология и практика фашизма получила в тоталитарных политических режимах Б.Муссолини в Италии в 1922–1943 гг. и А.Гитлера в Германии в 1933–1945 гг. Менее развитые в идеологическом и практическом отношении формы фашизм приобрёл а режимах генерала Ф.Франко Баамонде в Испании, маршала А.Ф.Петена во Франции, А.Салазара в Португалии, адмирала М.Хорти в Венгрии, А.Павелича в Хорватии, Й.Тисо в Словакии. Отдельные рецидивы фашизма проявились и после Второй мировой войны – Перона в Аргентине, Пиночета в Чили. Идейно-политическая доктрина фашизма получила своё концентрированное воплощение в программных работах А.Гитлера «Моя борьба» (1925-1926) и Б.Муссолини «Доктрина фашизма» (1932). Официальным идеологом немецкого фашизма считается А.Розенберг (1893-1946), разработавший в книге «Миф ХХ века» (1930) доктрину национал-социализма. Идеологом итальянского фашизма является философ Дж.Джентиле (1875-1944), изложивший свои политические идеи в книге «Происхождение и доктрина фашизма» (1929). Определённый вклад в формирование идеологии фашизма внесли также Р.Гесс и И.Геббельс и др. Возникновению фашизма способствовала обстановка мирового экономического кризиса и усиления революционных настроений среди населения, охвативших страны Западной Европы после Первой мировой войны и победы революции в России. Это идейно-политическое движение было взращено на изощрённой демагогии, спекулировавшей популярными в то время антикапиталистическими и социалистическими лозунгами. В Германии росту фашизма способствовали также ущемлённые Версальским мирным договором 1919 г.национальные чувства немецкого народа. Поэтому неудивительно, находил свою опору преимущественно в социально обездоленных группах в условиях общенациональных кризисов. Фашизм отличает от иных форм тоталитарных режимов наличие относительно широкой социальной поддержки в большинстве социальных слоёв, каждому из которых «вожди» обещают определённые социальные выгоды.
Фашизму во всех его разновидностях свойственны воинственный иррационализм, ненависть ко всякому теоретизированию, неприязнь к образованности. Идеологи фашизма исходили из того, что принципы этого движения не нуждаются в теоретических доказательствах, а их подтверждение следует искать в самой практике. Они считали, что апеллировать следует не к разуму людей, а к их чувствам, эмоциям, инстинктам. Поэтому главную задачу государства в области образования они видели не в том, чтобы накачивать обучаемых как можно большим количеством знании, сколько в том, чтобы растить из них физически здоровых людей. Стержневой в идеологии фашизма является идея нации, а в немецкой разновидности этой идейной доктрины, именуемой чаще всего нацизмом, – идея расы. Провозглашается превосходство одной расы над всеми другими, чем и обосновывается её право на господство. Идеологи нацизма внушали массам, что именно немцы составляют высшую расу, что именно в их жилах течёт чистая арийская кровь, и поэтому самой судьбой они предназначены для мирового господства. Фашизм опирался на массовую военизированную политическую партию и непререкаемый авторитет вождя, «фюрера». Его отличает абсолютная нетерпимость к инакомыслию внутри общества, тотальный террор, а также агрессивность во внешней политике. Широко пропагандировались мифы об установлении тысячелетнего рейха в Германии и о возрождении величия Рима в Италии, оправдывалась политика завоевательных войн, установления мирового господства. К чему привела такого рода политика, хорошо известно – лагеря смерти, душегубки, планомерное уничтожение «низших рас» и «недочеловеков» (евреев, цыган, славян), рабская эксплуатация народов оккупированных стран во имя процветания и благополучия «высшей расы». Разгром гитлеровской Германии, фашистской Италии и их союзников во Второй мировой войне привёл к ликвидации фашизма классического образца и запрету этой идеологии. Однако фашизм время от времени даёт о себе знать в виде неофашистских партий и групп в различных странах. Его появление провоцируется экономическими трудностями, межэтническими противоречиями и другими явлениями. 4.3. Национализм. Национализм представляет собой систему идей, взглядов, представлений и практических действий, основанных на этноцентризме (т.е. абсолютизации выдающейся роли своего этноса или нации и пренебрежение к другим этнонациональным общностям) и ориентированных на дискриминацию прав и свобод людей и групп иных наций. Главенствующей идеей данной идеологической доктрины является понимание и истолкование нации как основы и главенствующего субъекта государственно-политической, экономической и социокультурной системы общества. Имеется множество разновидностей национализма: 1. Социокультурный национализм выражает стреаление национально-этнической общности к сохранению и упрочению своей национальной определённости, социокультурной и духовно-психологической самобытности. 2. Языковый национализм ориентирован на сохранение, всемерное развитие и расширение применения сферы родного языка, вплоть до придания ему статуса государственного.
3. Экономический национализм направлен на обеспечение приоритета своим национальным промышленным, сельскохозяйственным производителям, торговым и банковско-финансовым группам в международной экономической конкуренции. 4. Политический национализм проявляется в тенденции создать собственное государство на основе осознания единства нации, превосходства (либо доминирования) своего государства на международной арене. 5. Социально-бытовой национализм проявляется в недоверии, неприязни или враждебном отношении к людям других национальностей (например, к цыганам, евреям, чеченцам и др.) в повседневных межличностных и межгрупповых взаимодействиях. 6. Милитаристско-агрессивный национализм господствовал в период между двумя мировыми войнами в Германии и Италии и принимавший форму идеологии и практики господства одной нации над другими, агрессивного подавления, подчинения и порабощения народов других стран представителями «высшей» (в частности, «арийской») расы, тесно смыкается с расизмом. Наряду с глобальными идеологиями в современном обществе функционируют также локальные и частичные идеологии. Локальные идеологии формируются и развиваются, как правило, в одной или нескольких сопредельных странах, обладающих сходными или близкими по содержанию особенностями языка, культуры, религиозных верований, психического самоутверждения и самовыражения. Характерным примером такой идеологии является исламский фундаментализм, распространённый в ряде стран, население которых выражает приверженность исламской религии и построенным на её основаниях образцам культуры и миропонимания. Более узким диапазоном распространения отличаются частичные идеологии. Они обычно вплетены в национально-идеологическую панораму отдельного государства и в своём содержании, формах проявления, идейной направленности, целеустановках выражают множественность интересов и ценностных ориентаций различных социальных групп и общностей. Конкретным проявлением наличия в обществе частичных идеологий является многопартийность, свойственная многим современным государствам. Частные идеологии часто даже выражают претензии на общегосударственное и даже более широкое значение своих доктрин (например, партийные идеологии ЛДПР, «Яблока», Союза правых сил в России).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 555; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.007 с.) |