Особенности просодических расстройств при различной речевой патологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности просодических расстройств при различной речевой патологии



Как было отмечено выше, нарушения голоса могут выступать в качестве самостоятельной патологии или входить в состав сложных речевых дефектов. Однако, в обширной научно-практической логопедической литературе до сих пор не встречаются систематизированные данные о распространенности и степени выраженности нарушений голоса и просодики при различной речевой патологии, а также о специальных коррекционно-педагогических мероприятиях, направленных на предупреждение и коррекцию патологии голоса у детей с речевыми нарушениями. Отсутствие подобной информации приводит к тому, что большинство логопедов-практиков не уделяют должного внимания нормализации просодических нарушений в процессе коррекции дефектов речи.

В связи с этим, нам представляется целесообразным рассмотреть: каким образом проявляются нарушения голоса в случаях различной речевой патологии.

Обращение к литературным источникам, описывающим состояние компонентов речевой функции при алалии, выявило, что основное внимание исследователей уделяется состоянию лексико-грамматического строя речи [101; 134; 161; 167]. Лишь в единичных работах имеются незначительные указания на состояние просодической стороны речи детей, страдающих алалией.

Так, например, в работе Н.Н. Трауготт, касающейся организации логопедической помощи детям с моторной алалией, указывается на то, что при изучении речи моторных алаликов вызывал интерес вопрос развития «музических компонентов речи» - мелодии, ритма и интонации [161. С.75]. В связи с этим, автор выделяет две группы детей. У первой группы не отмечается никаких особенностей интонационного оформления речи. Зато у детей другой группы речь мало модулирована, невыразительна и монотонна, встречаются случаи нарушения темпа и ритма речи, неправильная постановка логического ударения.

По наблюдению автора, ребенок с алалией испытывает сложности интонационного оформления произвольного высказывания, хотя его спонтанная речь может быть достаточно выразительной.

В работе С.Ф. Иваненко, посвященной организации логопедической работы с дошкольниками, имеющими первый уровень речевого развития, отмечается интонационное однообразие их ограниченного словаря, состоящего из лепетных слов и звукосочетаний [81].

Т.А. Крюк, описывая детей с третьим уровнем речевого развития, поступающих в речевое отделение Московского городского психоневрологического диспансера, отмечает: в одних случаях – наличие тихого монотонного голоса и невнятности речи из-за плохой артикуляции, в других случаях – нарушение паузирования, темпа и ритма речевого потока [95].

Анализ литературных данных, касающихся нарушения речи при детском церебральном параличе, показывает, что особенности просодических характеристик речи у детей с дизартрическими расстройствами освещены достаточно широко. Частота речевых нарушений при детском церебральном параличе составляет 65-85 % [16].

Первым проявлением просодики в норме считается крик, плач маленького ребенка [148]. Исследование особенностей доречевого периода у детей, страдающих церебральным параличом, проведенное Е.Ф. Архиповой, показывает, что нарушения просодики у данной категории детей проявляются уже на уровне гуления и лепета [13]. Так, в ряде случаев в анамнезе отмечается отсутствие первого крика в течение продолжительного времени, слабость крика, его недостаточная продолжительность или быстрая истощаемость. В дальнейшем, интонационная выразительность крика формируется с большим трудом. У детей с церебральным параличом развитие гуканья, гуления и лепета, в силу задержки двигательного развития и нарушений артикуляции, голоса и дыхания, задерживается на несколько месяцев, а в тяжелых случаях на несколько лет. Именно с этого периода начинается отставание в развитии интонационного строя речевой системы.

По мнению Е.Ф. Архиповой, у всех детей с ДЦП отмечается недоразвитие интонационной выразительности голосовых реакций, вследствие этого гуление и лепет таких детей не являются средством общения со взрослыми. В свою очередь, отсутствие коммуникации на уровне модулированного крика задерживает дальнейшее функциональное развитие звеньев речевой системы.

И.Ю. Левченко и О.Г. Приходько, характеризуя речевые нарушения у детей с ДЦП, отмечают, что просодические расстройства являются одним из наиболее стойких признаков дизартрии. Авторы указывают на слабую выраженность или отсутствие голосовых модуляций. Голос становится монотонным, немодулированным. Также существуют нарушения темпа и ритма речевого потока [102].

Г.В. Бабина описывает нарушения голосовой функции и просодические расстройства при различных формах дизартрии. Причиной голосовых и просодических расстройств, по мнению автора, являются нарушения тонуса артикуляторной, фонационной и дыхательной мускулатуры [16].

Как указывает автор, при любой форме дизартрии наблюдаются просодические и голосовые нарушения, но проявляются они в разной степени и в различных вариантах. Например, при паретической форме псевдобульбарной дизартрии отмечается резкое нарушение мелодико-интонационной стороны речи, которое проявляется монотонностью и невыразительностью речевого потока. Голос при этом слабый, тихий, назализованный.

При ригидной форме подкорковой дизартрии повышение мышечного тонуса артикуляционной, голосообразующей и дыхательной мускулатуры обуславливает смазанность, замедленность и невнятность речи.

Напротив, при гиперкинетической форме подкорковой дизартрии темп речи обычно ускоренный, голос тремолирующий, иногда визгливый. В случае мозжечковой формы дизартрии грубо нарушается ритмико-мелодико-интонационная сторона речи. Отмечается постоянный скандированный ритм, замедленный темп речевого потока. Голос назализованный и хриплый. В связи с этим речь невыразительная, невнятная и неразборчивая.

Г.В. Гуровец, С.И. Маевская, выделяя стертую форму псевдобульбарной дизартрии, отмечают легкие паретические расстройства в мышцах артикуляционного аппарата, приводящие не только к фонетическим, но и фонационным, просодическим и дыхательным нарушениям [62].

Это подтверждается исследованиями Л.В. Лопатиной. В результате проведенного обследования детей со стертой формой дизартрии были выделены три группы детей, в зависимости от состояния экспрессивной речи. Однако общим для всех обследованных детей являлось наличие просодических расстройств: нарушение интенсивности голоса (тихий или слишком громкий голос), наличие назального оттенка, появление фальцета на фоне грудного регистра. Общее звучание речи характеризовалось как смазанное, невыразительное, нечеткое [109].

По классификации Всемирной Организации Здравоохранения, ринолалия и ринофония причислены к голосовым расстройствам. Ринофония характеризуется только изменением носового резонанса. Ринолалия, помимо нарушения резонанса, включает также искажение звукообразования. Нарушение резонанса приводит к патологическому изменению фонетической стороны речи. Изменение голоса при ринолалии отмечается всеми исследователями и рассматривается как один из ведущих симптомов нарушения речевого развития.

М. Зееман указывает на то, что изучению голоса при ринолалии не уделяется должного внимания. По мнению исследователя, в первую очередь нарушается оттенок голоса, а не артикуляция. Поэтому нарушения голоса при небных расщелинах автор называет «дисфонией палатина» или «палатофонией» [74].

По мнению автора, существуют две причины палатофонии. Первая - ларингеальная гиперфункция, сильное напряжение голосовых складок, вследствие повышенного аспираторного давления на голосовую щель. Это приводит к сильному подъему гортани и сокращению надставной трубки, в результате чего голос приобретает сдавленный оттенок. Вторая – неправильный голосовой резонанс, обусловленный анатомическими причинами, а также неправильным положением языка. Автор отмечает, что с возрастом палатофония становится все более заметной.

А. Митринович-Моджеевска указывает на патологическое изменение тембра голоса у ринолаликов, объясняя это как нарушением целостности артикуляционного аппарата, так и дисфункцией мягкого неба при его взаимодействии с глоткой и гортанью [123].

Акустические изменения голоса при ринолалии рассматривались В.Г. Ермолаевым и В.П. Морозовым. Они отмечают при гиперназальности ослабление группы обертонов, придающих голосу силу и звонкость [69; 124].

Т.Н. Воронцова, оценивая голос детей, страдающих ринолалией, указывает, что уже в период формирования первых слов он приобретает носовой оттенок, отмечается нарушение высоты, силы и тембра. Голос характеризуется как глухой, монотонный, слабый, немодулированный, с резким носовым оттенком. Для определения степени назализации автор использует следующие термины: резко назализованная речь, назализованная и речь с легкой назализацией [46; 47].

По данным Г.В. Чиркиной, периферическая недостаточность артикуляционного аппарата обуславливает формирование компенсаторных изменений артикуляционных укладов при произнесении звуков: высокий подъём корня языка и сдвиг его в заднюю зону ротовой полости, чрезмерное участие корня языка и гортани, недостаточное участие губ, напряжение мимической мускулатуры. Из-за подключения носового резонатора и изменения аэродинамических условий фонации звуки становятся назальными [179]. Г.В.Чиркина подчеркивает, что не наблюдается прямого соответствия между величиной нёбного дефекта и степенью искажения голоса, поскольку дети используют много разнообразных компенсаторных приёмов для производства звуков.

Е.С. Алмазова рассматривает ринофонию как своеобразное нарушение высоты, силы, тембра голоса и мелодико-интонационной стороны речи. По мнению автора, при ринофонии страдает взаимосвязь носового и ротоглоточного резонатора в процессе голосообразования, а также нарушается функциональная связь между мягким нёбом и дыхательной системой. Голосовые расстройства в значительной степени определяются функциональным нарушением дыхательной функции при ринолалии [4]. Назализация лишает тембр красивых приятных модуляций, звуковысотных изменений, звонкости и полетности голоса. При гиперназализации отмечается слабость и истощаемость голоса, его монотонное, сдавленное звучание, наличие сиплого, хриплого оттенка голоса.

Автор отмечает, что тусклое «мёртвое» звучание голоса не позволяет широко использовать в речи естественные интонации. Нарушается основное звено речевой выразительности – голосовые модуляции, вследствие этого страдает мелодико-интонационная сторона речи ребенка.

В работах И.И. Ермаковой отмечается разнообразие голосовых расстройств при ринолалии. Ведущим из них автор считает изменение тембра голоса – неприятный носовой резонанс, придающий смазанное, глухое звучание всей речи. Анатомический дефект неба приводит к нарушению симметрии резонаторных полостей, а также к дисфункции комплекса гортань – нёбо. Все это со временем вызывает функциональную асимметрию голосовых складок, в результате снижается сила голоса, он становится сдавленным, истощаемым, немодулированным [66]. Автор обращает внимание на тот факт, что в доречевом периоде дети с расщелинами нёба кричат, плачут, гулят нормальным детским голосом. Открытый носовой резонанс проявляется впервые при лепете, при артикуляции согласных фонем. В дальнейшем, примерно до семи лет, голос таких детей хотя и имеет носовой резонанс, но по другим качествам не отличается от нормального. После семи лет происходит ухудшение голоса – падает сила, появляется осиплость, истощаемость, прекращается расширение его диапазона.

Сочетание анатомического дефекта, гортанного звукообразования и двигательной дисфункции провоцирует, по мнению автора, узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению и парез внутренних мышц гортани у большинства подростков и взрослых с расщелинами нёба. Влияние этих факторов приводит к ослаблению и истощению голоса, появлению осиплого и охриплого оттенка.

На развитие голоса также влияют особенности поведения. Не желая привлекать к себе внимание, стесняясь уродства лица и дефектной речи, дети привыкают говорить тихо, не повышая голоса ни при каких обстоятельствах. В отсутствии тренированности у детей закрепляется тихое звучание. Слабость и немодулированность естественно снижает коммуникативные возможности речи вследствие её монотонности и неэмоциональности [92].

В современной логопедии существует точка зрения, трактующая заикание как сложное невротическое расстройство, которое характеризуется нарушением единого темпа речевых движений - голоса, дыхания, артикуляции [44].

Ещё в XIX веке, И.А. Сикорский (1889) описал три вида судорог «вокального аппарата» - смыкательный голосовой спазм, вокальный и дрожащий гортанный спазм.

У Э. Фрешельса и М. Зеемана в работах указывается на то, что при заикании часто наблюдаются движения гортани вверх, вниз и вперед, а при попытке фонации возникает судорогоподобное замыкание голосовой щели, препятствующее звукообразованию[74; 172].

По мнению М. Зеемана, заикание имеет внешние и внутренние признаки. Внешние признаки характеризуются судорожными движениями артикуляционной, дыхательной и фонационной мускулатуры, что приводит к нарушению координации общего речевого акта. Судорожная фонация приводит к изменению состояния голосовых складок, возникновению гиперемии, утолщению слизистой и появлению узелков. В конечном итоге это способствует возникновению различных голосовых нарушений. Однако автор отмечает, что голос у заикающихся нарушается не так часто и не так заметно как дыхание.

Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова указывают на возможность патологического изменения акустических характеристик голоса уже в дошкольном возрасте [22]. Напряжение мышц голосового аппарата ухудшает качество голоса, приводит к дисфоническим расстройствам. Поэтому неотъемлемой частью коррекционно-логопедической работы является развитие силы голоса, его динамического диапазона и модулированности.

Исследования состояния голоса и интонационной стороны речи у заикающихся дошкольников, проведенные В.И. Филимоновой, выявили нарушения голоса у 31% обследованных детей. Эти нарушения проявлялись недостаточной интенсивностью голоса, осиплостью. Также встречались единичные случаи назализации [164].

Нарушения голоса у заикающихся часто связаны с недостатком дыхания: иногда наблюдается захлебывающийся голос на вдохе, крикливый голос при сильном выдохе, твердая атака голоса из-за напряжения мышц голосового аппарата.

Наличие голосовых нарушений у заикающихся и необходимость их коррекции отмечается в работах Г.А. Волковой [44], В.А. Ковшикова [91], В.М. Шкловского [185] и других.

В рамках нашего исследования представляют интерес наблюдения Л.З. Андроновой-Арутюнян, касающиеся расстройств интонационного оформления речи заикающихся [7]. В ее работах отмечается, что нарушения интонационной стороны речи у заикающихся становятся заметными при замедлении речи в целях коррекции заикания. Речь заикающихся замедляется спонтанно или осознанно при использовании любых методик, и тогда особенно слышима становится ее монотонность. В связи с этим, автор указывает на необходимость формирования интонационной выразительности речи, начиная с самых первых этапов логопедического воздействия.

Таким образом, анализ литературных источников подтверждает разнообразие проявлений просодических расстройств при различных нарушениях речи.

Речевая деятельность, по мнению Л.С. Выготского, тесно взаимосвязана с психикой ребенка, поэтому невозможно анализировать речевую патологию без изучения, с одной стороны, структуры речевого дефекта, а с другой – психологических особенностей ребенка [48]. В связи с этим, в системе обучения дошкольников с нарушениями речи следует уделять внимание не только коррекции языковых и речевых средств, но и развитию психических процессов, участвующих в формировании речи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1145; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.013 с.)