Занятие 3. Философия права России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Философия права России



Семинарское занятие – 2 часа

Цель занятия: пронаблюдать общую тенденцию развития философских идей права в России. Ознакомиться со философско-правовыми взглядами классиков права: М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев, Вл. Соловьев, Н.А. Бердяев, Г.Ф. Шершеневич, И.А. Ильин. А также прививать общекультурные компетенции – способность совершенствовать и развивать интеллектуальный и общекультурный уровень студентов (ОК-3).

План

1. Проблема правопонимания в российской истории.

2. Учение западников и славянофилов России о государстве и праве.

3. Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев.

4. Советская марксистская школа права и государства XX века, ее идейное содержание и реальная практика.

Методические рекомендации

При подготовке первого вопроса «Проблема правопонимания в российской истории» необходимо учитывать тот факт, что философия права в России является неотъемлемой частью ее философской и общей национальной культуры. Отечественная философско-правовая мысль, во многом созвучная идеям европейской философско-правовой традиции, в то же время отличается самобытностью и оригинальностью. Эта оригинальность состоит в религиозно–экзистенциональном характере идеи «естественного права» и «прав человека».

Для отечественной философии права характерно иррациональное обоснование права. Наиболее наглядно это проявляется в «философии сердца» Сковороды и Юркевича, когда «сердце» выступает не предметом философского осмысления, а методологическим основанием. Огромное значение отечественные мыслители уделяли проблеме соотношения права и морали, морального обоснования права в борьбе с правовым нигилизмом, явлением, характерным не только для народного сознания, но и для сознания интеллигенции.

При подготовке второго вопроса «Учение западников и славянофилов России о государстве и праве» следует отметить основную направленность идей того и другого мировоззрения. Следует ознакомиться с именами западников (профессор Т.Н. Грановский, историк и правовед К.Д. Кавелин, А. И. Герцен, В. Г. Белинский и др), а также с именами славянофилов (Ю.Ф. Самарин, А.С. Хомяков, братья К.С. и И.С. Аксаковы, И. В. и П.В. Киреевские). «Общинное начало», «соборность», единодушие и согласие как принципы национального права.

Острота споров славянофилов и западников.

При подготовке третьего вопроса «Либеральные учения России второй половины XIX – начала XX века» в центр внимания попадают такие философы-правоведы, как. М. Ковалевский, Б. Чичерин, Л. Петражицкий, П. Новгородцев.

Следует обратить внимание на распространение идей либерализма и выдвижения на первый план идеи абсолютного достоинства личности, ее прав и свобод, а также на отстаивание приоритета права над политикой. Проникновение позитивистских взглядов на право, смещение акцентов с вопроса об обосновании права на вопрос о его функциях.

При подготовке четвертого вопроса «Советская марксистская школа права и государства ХХ века, ее идейное содержание » следует дифференцировать марксистскую теорию права как онтологическую объективистскую концепцию. В противовес юридическому позитивизму, признающему реальность только позитивного права, марксизм считает позитив­ное право лишь вторичной реальностью, отражением положения дел, выражающегося в определенных общественных отношени­ях. С марксистской точки зрения, право как мера свободы опре­деляется экономическими отношениями, в которых коренится правовая природа вещей, то есть социальная норма, обладаю­щая в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующая законодательного закрепления. В основе марксистской философии права лежит тезис о том, что право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Возникновение и существование права объяс­няется марксистами необходимостью нормативного регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса.

Советской юридической нау­кой эти положения принимались за основу. Провозглашая примат государства над правом, марксизм вступает в противоречие с теорией правового государства, которая не отрицает ведущей роли государства в правотворчест­ве, однако считает, что само государство должно подчиняться законам, а не стоять над ними.

 

Дискуссия по теме семинара

1. Какие философско-правовые идеи были сформулированы отечест­венными мыслителями Средневековья и Просвещения?

2. В чем смысл понятия «философия сердца»?

4. Философско-правовые аспекты анархизма: М.А Бакунин, П.А. Кропоткин.

5. Как, по мнению В. Соловьева, соотносятся мораль и право?

6. Развитие философии права в СССР. Право как идеологическая форма классового порядка.

7. Как можно охарактеризовать современное состояние философско-правовой мысли в России?

8. Либертарная концепция философии права В.С. Нерсесянца.

9. Значение истории философии права для современных философско-правовых исследований.

 

Темы рефератов

 

1. Философско-правовая мысль Древней Руси.

2. Философия права славянофильства и современность.

3. Философия права западничества.

4. Философско-правовая мысль русских революционных демократов.

5. Философия права русского либерализма.

6. Идея правового государства в русской либеральной мысли.

7. Философско-правовая идеология русского анархизма.

8. Истоки и причины правового нигилизма в России: история и современность.

9. Право и нравственность в философии В.С. Соловьева.

10. И.А. Ильин о правосознании.

11. Феномен «советского права».

12. Патернализм и российское право.

Используемая литература: [1, 2, 9, 11, 20, 21, 22, 23, 29, 31].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 263; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.191.22 (0.005 с.)