Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели рыночной трансформации экономики
Мировой опыт становления или расширения и интенсификации развития рыночных отношений демонстрирует несколько моделей рыночного реформирования, которые различны по теоретическим основам, приоритетным направлениям реформирования, последовательности мероприятий, формам и темпам преобразований, набору условий, производственным и социальным последствиям. В литературе чаще говорится о двух подходах к рыночному реформированию: 1. Градуализм. Это экономическая концепция, которая предполагает проведение медленных последовательных реформ и отводит государству главную роль в формировании рынка. Яркий образец градуализма – реформы в Китае. 2. Шоковая терапия. Эта экономическая концепция считает инструментом формирования рынка и антиинфляционной политики одномоментную либерализацию цен, резкое сокращение государственных расходов и достижение бездефицитного бюджета. В наиболее последовательном виде данная концепция была реализована в Польше в 1990–1991 гг. Такой «укрупненный» подход нельзя назвать точным. Отталкиваясь от содержательных особенностей того или иного подхода к рыночному реформированию, можно выделить модель «рыночного социализма», либерально‑монетаристскую, институциональную, ордолиберальную модели. Модель «рыночного социализма» предполагает постепенную замену командно‑административной системы рыночной при сохранении централизованного планирования и ведущей роли госсобственности. Теоретическая основа модели заключается в том, что система «государственного социализма» способна к самосовершенствованию и эволюции в сторону смешанной экономики и «демократического социализма». Суть реформаторских действий в рамках данной модели состояла в децентрализации системы планирования и управления; расширении экономической обособленности предприятий через внедрение хозрасчета; совершенствовании системы планово устанавливаемых цен путем расширения свободного ценообразования, приближения внутренних цен к уровню мировых; развитии оптовой торговли средствами производства; допускался частный сектор в торговле, общепите, сфере услуг, материальном производстве, разрешалась аренда госимущества; сохранении принципов социальной политики. За государством оставались экономические функции, касающиеся проблем стратегического, долгосрочного характера. Практически все социалистические страны с середины 60‑х гг. начинали движение к рыночной экономике именно с попыток реализации данной модели.
Теоретическую основу либерально‑монетаристской модели составляет неоклассическая экономическая теория, основной постулат которой – рынок как естественный итог спонтанного развития экономики. В данной модели акцент делается на процессы либерализации и регулирования финансовых аспектов экономической жизни, тогда как реальный сектор экономики вообще выводится из‑под регулирующего воздействия государства; функционирование этого сектора рассматривается как вторичный (автоматически возникающий) результат финансовой стабилизации и применения монетаристских методов. Задача государства – разработка общей концепции реформ и их программы, макроэкономическое регулирование, сводимое к контролю денежной массы посредством жесткой монетарной и фискальной политики. Социальная ответственность государства минимизируется. Таким образом, отношения в экономике выстраиваются по принципу естественного отбора – выживает сильнейший. Неолиберальная и монетаристская концепции послужили теоретической основой «Вашингтонского консенсуса», который отразил сложившееся согласие руководства ведущих стран мира и влиятельных международных финансовых организаций относительно политики рыночного реформирования. Основные положения «Вашингтонского консенсуса»: дерегулирование экономики; приватизация госпредприятий; обеспечение равных условий конкуренции для отечественных и иностранных предприятий; финансовая либерализация; налоговая реформа, ориентированная на расширение налоговой базы и снижение предельных ставок налогообложения; минимизация бюджетного дефицита; отказ от нетарифных ограничений внешней торговли. На базе данной концепции была сконструирована модель Международного валютного фонда для стран, переходящих от командной экономики к рыночной. МВФ предоставлял кредиты для этих стран на условиях, которые и определяют содержание указанной модели.
Институциональная модель предполагает организацию (преобразование) системы институтов, экономических, а также социальных отношений, выработку правил поведения и взаимодействия этих институтов. Речь идет о поддержке малого и среднего бизнеса, об отлаживании налоговой и банковской систем, создании органов макропланирования и т. п. Ключевая роль при этом отводится государству и системе законодательства. Государство проводит денежную политику, мобилизует финансовые ресурсы, поддерживает конкурентную среду. Оно – главный заказчик наукоемких товаров и услуг. Существенным является сохранение в комплексе базовых отраслей (энергетика, транспорт, нефтедобыча и т. п.) значительного государственного сектора. Государство занимается решением долгосрочных структурных вопросов развития реального сектора экономики. Исторические примеры практической реализации институционального подхода: «новый курс» Ф. Рузвельта – политика выведения экономики США из «великой депрессии», экономические реформы в послевоенной Японии, в Южной Корее, Тайване, Индии, Индонезии, Турции. Ордолиберальная модель была разработана в Германии и реализована в послевоенный период в ходе реформ Л. Эрхарда. Ее основоположники – приверженцы свободной рыночной экономики. Активную роль в восстановлении рыночной экономики играет государство – формирует хозяйственный порядок, не вмешивается в практическую работу предпринимателя, но берет ответственность за минимизацию последствий кризисных явлений, поддержание стабильности денежной единицы, не допускает господства монополий. Эта концепция – синтез неоклассических представлений, институционализма и взглядов социал‑демократического характера. Немецкие ученые глубоко и практически значимо проработали вопрос о том, как в экономике, основанной на частной собственности и конкуренции, соединить свободную инициативу с общим социальным прогрессом. Предложенное теоретическое решение воплощено в концепции «социального рыночного хозяйства». Применявшиеся на практике модели рыночной трансформации обнаруживают немало общих элементов, но различаются их комбинациями, политическими и социальными акцентами, ранжированием мер по их логической и временной приоритетности, по характеру и социальной цене их осуществления. При этом каждая страна реализует собственный, отвечающий ее специфике подход, но может и должна учитывать мировой опыт. Анализ эмпирических данных по России и другим странам с переходной экономикой позволил выявить следующие четко прослеживающиеся процессы, которые являются типичными для всех постсоциалистических стран: – становление многообразия экономических субъектов осуществляется через приватизацию госсобственности и создание новых коммерческих структур; – преобразование экономической системы сопровождается трансформационным спадом производства; – падение производства обусловливает снижение жизненного уровня населения через конфискацию накопленных доходов, инфляцию, рост безработицы; – открытие подавленной инфляции, либерализация цен обусловили высокую инфляционность переходных экономик; – трансформационный спад, завышенная занятость в централизованно‑управляемой экономике объективно обусловливают рост безработицы в переходный период; – аграрный кризис и полная монополия госсобственности на землю усложняют становление многообразия экономических субъектов аграрного рынка и решение обостряющегося аграрного вопроса; – кризис государственности в сочетании с криминогенными формами реализации предпринимательских качеств обусловливает усиление криминогенной ситуации в экономике, слияние государственных структур и теневого капитала, что ставит задачу укрепления внутренней и внешней экономической безопасности; – действуют правила игры, определяемые не столько правовыми нормами, сколько реальным соотношением сил и влияния корпоративных группировок, захвативших контроль над бывшей госсобственностью. Примат силы над правом затрудняет появление эффективного собственника. Вместо него характерна фигура временщика, стремящегося к скорейшему обогащению и переводу капитала за рубеж; – высокая дефицитность государственных бюджетов, ведущая к росту денежной и кредитной эмиссии, генерирующим инфляцию; – высокий налоговый прессинг; – инвестиционный кризис.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 286; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.006 с.) |