Социальная модель трезвенного воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальная модель трезвенного воспитания



Цель социальной модели трезвенного воспитания – помочь в социальной адаптации личности подростка в современном мире. Основные направления работы:

  • Помощь в учении. Неуспешность в учёбе часто становится причиной дезадаптации подростка, асоциального поведения.
  • Профориентационная деятельность. Нет неспособных детей, нужно только найти точку приложения сил, помочь ребёнку определиться с адекватным выбором профессии.
  • Помощь в трудоустройстве. Современные подростки, даже из благополучных семей, стремятся рано познать труд. И это нужно приветствовать. Можно привлекать подростков к сезонным работам в сельском хозяйстве или по благоустройству населённых пунктов.
  • Организация полезного досуга. Умение правильно отдыхать не менее важно, чем умение трудиться. Поэтому учреждения дополнительного образования, клубы по интересам, спортивные клубы, лагеря отдыха в периоды каникул и в выходные дни должны быть наиболее активны.
  • Общественно-полезный труд. Это – добровольный труд по уборке улиц и парков, помощь в восстановлении памятников старины, опека над престарелыми людьми и инвалидами.
  • Формирование активной жизненной позиции. Это, прежде всего, добровольческая деятельность по пропаганде трезвого здорового образа жизни среди сверстников. Но это также может быть деятельность по ограничению доступности АТН рядом со школами, детскими садами, спортивными учреждениями. Это могут быть публичные акции по пропаганде трезвого здорового образа жизни (подробнее о добровольческой деятельности см. главу 6).
  • Взаимодействие с органами опеки, службами занятости, правопорядка, реабилитационными учреждениями для осуществления первичной, вторичной и третичной профилактики. Когда школа не может справиться сама, необходимо подключать всевозможные социальные службы. Для более успешного взаимодействия школы и служб поддержки, желательно иметь в каждом регионе какой-либо объединяющий орган: Совет, Попечительство и т. п.

Выше мы привели образцы упражнений и мероприятий с позиций трёх моделей трезвенного воспитания: образовательной (информационной), психолого-коммуникативной и социальной. Ясно, что список упражнений и мероприятий можно было бы значительно расширить. Нашей целью было дать образцы, на основании которых педагог может найти другие примеры.

Диагностика антинаркотической устойчивости

В педагогической науке идея воспитания на диагностической основе получила всеобщее признание. В профилактике употребления одурманивающих веществ в немедицинских целях принцип «не навреди» особенно актуален.

Диагностические умения – это система психологических и практических знаний, направленных на получение профессионально значимой информации.

Диагностика сформированности антинаркотической устойчивости может иметь следующие цели: выявление отношения учащихся к трезвости, трезвому образу жизни, алкоголю, табаку и наркотикам; выявление информированности учащихся об алкоголе, табаке, наркотиках, выяснение распространённости различных форм наркотизма и т. д.

Методы диагностики

Основными методами диагностики являются наблюдение, устный и письменный опросы (анкетирование, интервью), метод «баллотирования», метод «компетентного мнения», методы рисуночных тестов, незаконченных предложений, незаконченных рассказов и т. д., в зависимости от целей и условий исследования.

Наблюдение

Наблюдение осуществляется как по внешним признакам, так и по классификационным признакам группы риска. Если даже благополучный подросток стал хуже успевать в учёбе, опаздывает на уроки, стал чаще болеть простудными заболеваниями, возможно, он начал курить. Если подросток просыпает школу, снизил успеваемость, на уроках сидит сонный и уставший, общается в подозрительной компании, можно заподозрить употребление алкоголя. Принадлежность к пьющей семье ещё больше увеличивает этот риск. Наконец, самые стремительные изменения в личности подростка, юноши или девушки происходят при приобщении к наркотическим веществам. У них заметно меняется характер, поведение, обостряются проблемы с учебой и отношения с окружающими. В момент наркотического возбуждения человек ведёт себя странно: либо очень возбуждённо, либо подавленно, глаза стекленеют, налицо все признаки опьянения, но без характерного спиртного запаха, матери отмечают у подростка либо чрезмерный аппетит, либо полное его отсутствие, либо чрезмерную сонливость, либо необычное возбуждение. Иными словами, наблюдение всегда подскажет вдумчивому педагогу, что «что-то не так». Значит, требуется более серьёзное изучение. В этом могут помочь устный и письменный опросы.

Устный опрос

Устный опрос – это доверительные беседы с детьми, их друзьями, классными лидерами, преподавателями, врачами наркодиспансера, школьным врачом, родителями по заранее составленным вопросам.

Метод компетентного мнения – разновидность устного опроса, интервью с компетентными людьми; отличается от доверительных бесед большей формализованностью вопросов, их однотипностью с целью удобства дальнейшего сопоставления разных точек зрения.

В методах устного опроса и компетентного мнения можно использовать те же вопросы, что и в анкете, но устное общение отличается меньшей формализованностью, здесь можно задать много спонтанных вопросов, возникающих по ходу опроса, чего не сделаешь при анкетном опросе; кроме того, массовый устный опрос невозможен.

Анкетирование

Анкетирование или письменный опрос по заранее составленным вопросам, отпечатанным на специальных бланках.

Существуют определённые правила при разработке устных и письменных опросов:

1) нужно чётко знать, что Вы хотите выяснить; существуют ли какие-либо взаимосвязи изучаемого явления с другими и хотите ли Вы это выяснить. Составьте перечень всех тех явлений, которые, исходя из гипотезы Вашего исследования, должны быть изучены;

2) выберите формат вопросов, облегчающих обработку. Например, все вопросы имеют ряд альтернативных ответов, или ответы «да» и «нет», или имеют ранжированный ряд из некоторого числа ответов («одобряю», «не одобряю», «безразлично» и т. д.);

3) сформулируйте вопросы в первом приближении. Постройте свои вопросы так, чтобы каждый предыдущий вопрос подготавливал к искреннему ответу на последующий, сложные вопросы лучше сформулируйте косвенно;

4) проверьте опросник на себе и людях, которым Вы доверяете. Не задавайте вопросов, на которые Вам не хотелось бы отвечать самим;

5) проведите пробное исследование. Опросите 20-30 человек. Обработайте результаты так, как Вы собираетесь это делать впоследствии. Вопросы, которые провоцируют большинство отвечать «да» или «нет», лучше переформулировать, чтобы ответы на них стали равновероятными. Проведите пробное исследование столько раз, сколько необходимо для составления анкеты;

6) позаботьтесь о безупречном полиграфическом оформлении анкеты.

Ниже приводится образец анкеты, целью которой является выяснение распространённости алкоголепотребления, курения, наркомании и токсикомании по половому и возрастным признакам, по видам вещества (алкоголь, табак и т. д.) и типам употребления (случайное – 1-3 пробы; эпизодическое – иногда, по праздникам; регулярное – частое, привычное употребление; для алкоголя регулярным является употребление 2 раза в месяц и чаще).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 223; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.96.146 (0.005 с.)