Республиканская форма правления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Республиканская форма правления



Республика - форма правления, при которой высшая власть в государстве принадлежит выборным органам. Они избираются на определенный срок и несут ответственность перед избирателями. Республика встречается уже в рабовладельческих (Афины, Спарта, Рим) государствах, но наибольшее распространение получила в Новое время. В современных государствах эта форма правления является преобладающей.

Республиканской форме правления присущи следующие признаки. 1. выборность высших органов гос-ной власти, т.е. источник власти - народ. 2.органы, которым принадлежит верховная гос-ная власть, избираются на определенный срок и сменяемы; 3.ответственность выборных органов гос-ной власти друг перед другом и населением.

Существуют так называемые монархические республики, в которых проявляется такой признак монархической формы правления, как несменяемость главы государства. В этих республиках президент является пожизненным главой государства (Малави, КНДР, Туркмения).

Республики можно разделить на 3 вида: президентские, парламентские и смешанные.

1. Для президентской республики (США, Аргентина, Бразилия, Португалия и др.) характерным является следующее: жесткое разделение законодательной (парламент) и исполнительной (президент, правительство) власти; президент избирается населением и имеет равную с парламентом легитимность; президент является главой государства и одновременно главой исполнительной власти; правительство формируется президентом и ответственно перед ним. Президент не может досрочно распустить парламент; парламент не может вынести недоверие правительству; парламент может досрочно отстранить президента (импичмент); президент обладает большим объемом полномочий.

Достоинства. Стабильность, большая эффективность, т.к. президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управление более целенаправленно, т.к. исходит из центра.

Недостатки. Чрезмерная концентрация власти в руках президента, это может привести к злоупотреблению ею.

2. В парламентарной республике (Италия, ФРГ, Финляндия, Турция и др.). вместо жесткого разделения властей существует сотрудничество законодательной и исполнительной власти.

Признаки парламентарной республики:

1.Президент избирается парламентом или коллегией, избираемой парламентом. Он является главой государства, но не является главой исполнительной власти; 2.Правительство формируется парламентом, представителями партий, победивших на выборах; 3.Правительство ответственно перед парламентом. Возглавляется премьер-министром,
который обладает значительными полномочиями в области исполнительной власти; 4.Президент не обладает правом вето на законы, правом проведения референдума, введения чрезвычайного положения.

Достоинства. Более демократична, т.к. правительство формируется коллегиальным органом, а не одним лицом. Т.о. нет сосредоточения власти в одних руках.

Недостатки: Многопартийная система может привести к частым правительственным кризисам (например, в Италии вплоть до 90-х гг. правительство менялось почти ежегодно).

3. Смешанная республика сочетает черты президентской и парламентарной республик. Появление подобной формы правления вызвано необходимостью устранить недостатки, присущие президентской и парламентарной республикам. Так Правительство формируется не только президентом, но и парламентом (утверждение кандидатур министров, представленных президентом) и несет перед ними ответственность. Другой вариант. Повышенная самостоятельность правительства.

В качестве примеров Францию, Финляндию, Польшу, а также современную Россию.

Унитарное государство

Форма государственного устройства — как организована территория государства, на какие части она делится, каковы отношения центра с составными территориальными единицами государства. Унитарная форма государственного устройства - способ территориальной организации государственной власти, при котором в состав государства не входит других государственных образований. Является наиболее простой.

Признаки: 1. единая судебная система; 2)существует единая для всей страны система высших органов государственной власти; 3)действует только одна конституция, единая система законодательства; 4)все внешние межгосударственные отношения осуществляют центральные органы; 5)существует единое гражданство; 6)одноканальная система налогов - все налоги собираются и аккумулируются в центре; 7)Административно-территориальные единицы не обладают политической самостоятельностью, они имеют одинаковый правовой статус (одноименные), занимают равное положение по отношению к государству в целом (симметричные). Несмотря на наличие общих черт, унитарные государства обладают вместе с тем и особенностями, что позволяет их классифицировать на определенные виды. Так, в зависимости от наличия в унитарных государствах автономий их делят на простые и сложные. Простые - в составе которых нет автономий. Территория таких государств либо не имеет административно-территориального деления, либо делится только на административно-территориальные единицы (Алжир, Колумбия, Польша, Франция и др.). Сложные унитарные государства - это государства, имеющие в своем составе одно или несколько автономных образований (Азербайджан, Дания, Испания, Китай и др.). Автономия в государственном смысле — это учет национальных (этнических), культурных, исторических, географических, бытовых и иных особенностей в государственном строительстве. Различают территориальную и экстерриториальную автономию. Территориальная автономия территории, население которых самостоятельно решают вопросы местного значения. При этом нередко учитывается этнический признак, в связи с чем различают собственно территориальную (областную) и национально-территориальную (этнотерриториальную) автономию. Собственно территориальная автономия предоставляется населению, не имеющему этнических отличий, но имеющему особенности в области хозяйства и культуры, обусловленную историческими или географическими факторами. Национально-территориальная автономия предоставляется компактно проживающим на определенной территории национальным меньшинствам (этносам) и является реализацией их права на самоопределение, на выбор государственных форм организации своей жизни. Территориальную автономию подразделяют также на политическую и административную. Основное их различие: политическая автономия имеет право на собственное законодательство, а административная автономия таким правом не обладает. Экстерриториальная автономия в отличие от территориальной не связана с обособлением территории. Такая автономия может быть предоставлена этническим меньшинствам, разрозненно проживающим в различных частях страны. В этом случае подобные меньшинства вправе создавать на общегосударственном уровне свои представительства, органы, обладающие консультативными (совещательными) полномочиями в отношениях с высшими государственными органами и позволяющие защищать интересы данных меньшинств. Унитарные государства принято подразделять также на централизованные, децентрализованные и относительно децентрализованные. Основанием такого деления является степень зависимости административно-территориальных единиц государства и их органов от центральной государственной власти. В централизованных унитарных государствах степень зависимости административно-территориальных единиц и их органов от центральной власти является достаточно высокой. В таких государствах существует жесткая вертикальная система управления, при которой местные органы власти возглавляются должностными лицами, назначаемыми центральной властью. В настоящее время такая система управления существует, как принято считать, только в условиях военных режимов.

Для децентрализованных унитарных государств характерно местное самоуправление во всех административно-территориальных единицах. Органы местного самоуправления формируются здесь непосредственно населением и не относятся к органам государственной власти.

 

 

Федеративное государство

Федеративное государство — сложное государственное устройство - добровольный союз государственных образований, каждое из которых обладает определенной самостоятельностью. Они становятся субъектами Федерации (штаты, субъекты). (США, Россия, Германия, Индия, Швейцария и др.).

Признаки федеративного государства: территория Федерации состоит из территорий ее субъектов; политическая и юридическая самостоятельность субъектов Федерации (субъекты могут иметь свои конституции - США, Германия, свое гражданство - США); наличие двух систем государственной власти (федеральных органов и органов субъектов Федерации); две системы законодательства — федеративное, субъектов, законодательство субъектов не
должно противоречить федеральному; двухпалатный парламент, одна из палат представляет интересы субъектов; наличие двойного гражданства в некоторых государствах; двухканальная система налогов; разграничение предметов ведения федерации и ее субъектов; выход из состава Федерации какого-либо из субъектов в одностороннем порядке не допускается (сецессия), субъекты не обладают суверенитетом; в международной политике участвует государство в целом, субъекты Федерации не могут вступать во внешнеэкономические отношения по собственному усмотрению.

Способы разграничения компетенции:

1. Устанавливается исключительная компетенция федерации, а остальные вопросы относятся к ведению субъектов - используется при повышении самостоятельности субъектов.

2. Устанавливается исключительная компетенция субъектов, а остальные вопросы относятся к ведению федерации - в настоящее время этот способ не применяется - при повышении
централизации федерации.

3. Устанавливается 2 компетенции - федеративная и субъектов, а не перечисленные вопросы относятся либо к ведению федерации, либо к ведению субъектов - если усиление федерации, то остаточные вопросы переходят к ведению федерации; если - субъектов, то к ведению субъектов.

4.устанавливаются 3 сферы компетенции: кроме исключительной федеративной и исключительной субъектов федерации компетенции есть сфера конкурирующих интересов (совместное ведение). К федерации относятся две сферы: федеральные и конкурирующие, остальные - к ведению субъектов (Россия). Дуалистический федерализм базируется на разграничении предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый реализует свои функции и не вмешивается в дела другого. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и сотрудничества федерации и ее субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения. Кооперативный федерализм предпочтителен в современных условиях, т.к. позволяет снизить политические конфликты. Н ациональная федерация -- непрочная (СССР, Чехословакия, Югославия), т.к. не сплачивает, а разделяет население. Территориальный подход способствует укреплению государственности. Территориальный фактор позволяет учесть многие условия, в т.ч. экономические, исторические, географические. В некоторых случаях территориальный подход должен быть дополнен национально-культурной автономией - правом национальных меньшинств на пользование родным языком, обучение на родном языке, развитие своих обычаев. Симметричные федерации - субъекты имеют одинаковое правовое положение пользуются, одинаковыми полномочиями. Асимметричные федерации - субъекты имеют разный правовой статус.

Виды асимметрии:

1. на ряду с субъектами Федерации в ее состав входят и другие территориальные образования, например, федеральные территории (Аляска в США до 1949 г.), которые могут иметь или нет законодательный орган, но управление этой территорией осуществляется специально назначенным из центра чиновником.

2. Субъекты юридически равноправны, но различаются по своему фактическому положению
(Россия).

3. скрытая Асимметрия, где однопорядковые субъекты не во всем равны, например имеют
разное число представителей в верхней палате парламента, т.к. обладают разным числом
жителей, размерами территории (германия, Австрия, Швейцария).

Абсолютно симметричных федераций не бывает, все они имеют элементы асимметрии.

 

22. Конфедерация и иные формы межгосударственных объединений (союзы, сообщества,

Содружества, ассоциации)

Конфедерация не является государством, это союз суверенных государств, который создается ими для достижения определенных целей. Каждое государство, входящее в конфедерацию, может в любой момент ее покинуть.

Особенности конфедерации

- Сохранение за объединенными государствами суверенитета.

- Создается на договорной основе, поэтому носит добровольный характер.

- Для достижения целей, послуживших основанием для объединения, формируются необходимые органы управления, которые могут принимать управленческие решения и нормативные акты по ограниченному кругу вопросов.

- отсутствие единого гражданства и единой территории.

- рекомендательный характер актов органов конфедерации, для вступления их в силу требуется одобрение высших органов субъектов объединения.

- нет общей конфедеративной собственности, налогов. Финансовые средства образуются по соглашению субъектов.

- оборона конфедерации союзной армией, состоящей из воинских формирований субъектов конфедерации.

- право свободного выхода из конфедерации.(цессии) в одностороннем порядке без согласия других субъектов конфедерации.

Конфедерация - неустойчивое образование и со временем перерастает в федерацию или распадается. Содружества - межгосударственный союз суверенных государств, обладающих полной международной правосубъектностью, основанной на равенстве субъектов и учете позиции каждого государства. (СНГ - содружество Независимых Государств, образованное в 1991 г. и включает 12 бывших союзных республик, входящих ранее в СССР. Хранитель Устава СНГ -Беларусь). СНГ создано для реализации задач: сотрудничество в политической, экономической, гуманитарной и иных областях; Обеспечение прав и свобод человека в соответствии с общепринятыми принципами и нормами международного права; формирование общей позиции по ключевым вопросам международного характера, проведение совместной внешнеэкономической политики; военно-политическое сотрудничество; борьба с организованной преступностью и др.

Для вступление в СНГ необходимо разделять взгляды СНГ, а также согласие всех субъектов СНГ. Выход - по собственному желанию. В рамках СНГ созданы следующие органы:

- Совет глав государств - членов СНГ, Межпарламетская ассамблея, Совет глав правительств,Совет министров иностранных дел, Координационно-консультационный комитет, Экономический совет и Экономический суд, Совет министров обороны и Штаб по координации военного сотрудничества, Совет командующих пограничными войсками, Комиссия по правам человека. Все органы СНГ носят консультативный характер, решения рекомендательные. Сообщество (Россия - Беларусь — 02.04.96 г.). Учреждены органы: Совет глав государств (состоящий из глав государств, правительств и парламентариев); Парламентское собрание, Исполнительный комитет и др.

Совет Европы - Россия член Совета с 1996 г. объединяет 40 европейских государств. Цель: содействие более тесному сплочению и укреплению мира:

- обеспечение прав и свобод человека; поиск современных решений социальных проблем, защиты окружающей среды, борьбы со СПИДом и наркоманией; развитие политического партнерства. Для вступления в Совет Европы страна должна привести свои учреждения и правовую систему в соответствие с принципами демократии, подписала Европейскую конвенцию прав и свобод человека 1950 г.

Совет Европы имеет свои органы:

1. Парламентская Ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) - консультативный орган.

2. Комитет министров

3. Конгресс местных и региональных органов власти Европы - консультативный орган.

4. Международный Секретариат.

5. Европейский Суд.

Универсальные объединения государств - ООН (200 государств мира)..

 

23. Политический режим и его виды

Политический режим какие способы и средства использует государство для осуществления своей власти, а также степень участия в ней народа и положение личности в государстве.

При демократическом режиме:

- источник власти - народ, который выражает, свою волю на свободных выборах посредством тайного голосования и на референдуме.

- равенство всех граждан и политических прав и свобод.

-равный доступ всех граждан и их объединений к участию в общественных и гос-ных делах.

-многопартийность, легальная оппозиция, инакомыслие не подавляется.

- учет интересов и мнения меньшинства, использование метода согласования при принятии решения.

- разные формы собственности и рыночные отношения.

- осуществление государственной власти на основе принципа разделения властей.

- выборность и сменяемость государственной власти.

- децентрализация государственной власти.

Антидемократические режимы объединяет то, что народ не признается источником власти и фактически отстраняется от участия в управлении государством и общественными делами. При этом права и свободы личности, даже если они формально провозглашаются (и даже записаны в конституции), фактически ограничиваются.

Различают тоталитарный и авторитарный режимы. Тоталитарным режимом называют режим, при котором: государство осуществляет полный всеобщий контроль над всеми сферами жизни общества; в экономике преобладает государственная собственность; жесткое государственное регулирование экономических отношений командными, приказными методами; жесткая централизация власти; однопартийная система, сращение партийного и государственного аппарата; наличие единой идеологии; преследование инакомыслия, запрет деятельности оппозиции; монополия на информацию; подавление человеческой индивидуальности, массовый террор против своего народа. Разновидностью тоталитарного режима является фашизм - превосходство одной расы или нации над всеми остальными. Другие нации либо уничтожаются (евреи), либо должны обслуживать превосходящую расу. Проявляется агрессивность по отношению к «низшим» расам, стремясь завоевать для высшей расы новые пространства.

Коммунизм и исламкий фундаментализм - также разновидности тоталитарного режима.

Авторитарный режим находится как бы между демократическим и тоталитарным. С одной стороны, государство достаточно ощутимо присутствует во всех сферах жизни общества (приоритет отдается именно государственным, а не частным интересам). Однако это вмешательство государства не носит такого жесткого характера, как при тоталитаризме. Права и свободы человека не попираются, однако механизм их реализации и защиты не налажен. В экономике разрешены все виды собственности. Допускается инакомыслие, но в определенных пределах. Прямого запрета оппозиции нет, но она находится под строгим контролем власти.

Формы государства (В.Е. Чиркин)

6.Монократическая (соответствует тоталитарному режиму).

7.Доминантно-сегментарная (промежуточное звено, соответствует авторитарному режиму).

8.Поликратическая (соответствует демократическому режиму).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.190.217.134 (0.04 с.)